отв. ред. Д. С. Лихачев

Источник

Евфимий I (Емелиан) Брадатый

Евфимий I (Емелиан) Брадатый (ум. 1 XI 1428 г.) – архиепископ Новгородский, автор Исповедания веры и грамоты псковскому духовенству. Избран в архиепископы по жребию из иеромонахов новгородского Деревяницкого монастыря в 1423 г., рукоположен спустя год в Москве митрополитом Фотием, тогда и был наречен новым иноческим именем Е. Летописи Новгородская II и Новгородская III сообщают, что до епископского избрания Е. был «духовником владычним», т. е. духовником архиепископа (предшественником Е. на новгородской кафедре был Симеон). Кроме сказанного, по новгородским летописям о Е. известно также, что он «постави церкву в Новеграде на един день за олтарем святыа Софиа, святый Спас Милостивый» и что в 1427 г., когда литовская рать стояла у Порхова, архиепископ ездил с новгородскими посланниками на переговоры к литовскому великому князю Витовту и заплатил в качестве выкупа за русских пленников 6000 рублей из своей казны. Брадатым Е. назван в НIIIЛ, современники явно имели в виду большой подбородок Е. Исповедание веры (нач.: «Емелиан, священноинок, милостию божиею нареченный в святейшую епископию новгородскую, се пишу рукою своею и разумом своим...») Е. написал при поставлении в архиепископы (напечатано в ААЭ). Оно включает Символ веры, обещания соблюдать «церковный мир», повинуясь во всем митрополиту Фотию, оберегать порученное ему стадо «от всякаго зазора лукаваго», не делать ничего «по нужи» «ни от царя или от князя великаго, или от князей многих», не желать иного митрополита, «разве кого поставят из Царяграда», не позволять никому из своей паствы «к арменом свадбы творити, и кумовства, и братства, такоже и к латином». Судя по опубликованным спискам Чина избрания и поставления в епископы, Е. дословно воспроизвел текст епископского Исповедания веры, представляющего собой традиционную составную часть названного Чина (ср.: ААЭ, т. 1, № 375, с. 467–473; Павлов. Памятники древнерусского канонического права, № 52, стб. 451–455).

От 1426 г. дошла грамота Е. (опубликована А. С. Павловым) псковскому духовенству об игуменах, попах и дьяконах, приходящих в новгородскую епархию «от иных стран с Русской Земли или из Литовской Земли» («А се о прихожих попех с грамотою отпустьною или без грамоты», нач.: «Благословение преосвященного архиепископа Великого Новгорода, владыки Еуфимиа в дом святей живоначалней Троице в град Псков...»), содержание которой составляет повеление не принимать без отпустной и ставленной грамот лиц духовного звания, приходящих из соседних епархий. Эта грамота была включена в июльскую книгу Великих Миней Четиих Макария (см. археографические примечания к изданию А. С. Павлова).

Изд.: ААЭ. СПб., 1836, т. 1, № 370, с. 463; АИ. СПб., 1841, т. 1, № 31; Павлов А. С. Памятники древнерусского канонического права. СПб.; 1908 (РИБ, т. 6), № 54, стб. 473–476.

Лит.: ПСРЛ. СПб., 1841, т. 3, с. 110, 140–141, 183, 238; СПб., 1848, т. 4, с. 120, 121, 203–206; Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей российской церкви. СПб., 1877, стб. 35; Филарет. Обзор, с. 105–106; Голубинский. История церкви. М., 1900, т. 2, 1-я пол. тома, с. 409.

Н. В. Понырко


Источник: Словарь книжников и книжности Древней Руси / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушк. дом) ; Отв. ред. Д.С. Лихачев. - Ленинград (С.-Петербург) : Изд. «Наука», 1987-. / Вып. 1-3.

Комментарии для сайта Cackle