Н.И. Новиков

Источник

И

Иваненко Андрей [ум. до 1785] – поручик полевых полков, писал стихи, из которых напечатана только одна ода в Санктпетербурге 1768 года.

Игнатий [163(?)–1701] – архимандрит Новоспасского монастыря в Москве, сочинил историческое известие о путешествии своем в Костромской и Кинишемский уезды 1687 года; также сочинил слово о российском царствии 1690 года. О прочих его сочинениях известия нет.

Игнатий [ум. 1405] – диакон, находясь при Пимене митрополите, описал его путешествие в Константинополь и другие того времени деяния. Жил в исходе XIV века.6

Ильинский Иван 7 [169(?)–1737] – праводушный и добронравный муж, друг нелицемерный, довольно искусный в латинском, несколько в молдавском и совершенно в славенском языке; был переводчиком при императорской Академии наук. Он писал много разного содержания стихов; но печатных только одно осмистишие при «Симфонии», на священное четвероевангелие и деяния святых апостол им сочиненной и напечатанной в Москве 1733 года; и еще двустишие, по окончании сей книги сочиненное, следующего содержания:

Ликуим, Моме, оба! се книга кончася:

Мне убо покой, труд же тебе даровася.

Инокентий [1722–1799] – архиепископ псковский и рижский, муж преискусный в богословских рассуждениях и проповедывании слова божия, чему доказательством служат многие сочиненные им поучительные слова, заслуживающие похвалу; но из них ни одного нет напечатанного. Желательно, чтобы оные были напечатаны для принесения справедливой похвалы их сочинителю.

Истомин Карион 8 [165(?)–1722] – монах, бывший справщик на печатном московском дворе, издал букварь в лицах, в котором всякую букву представляют человеческие фигуры в разных положениях, и описал все вещи, в нем изображенные, нравоучительными стихами. В сем букваре можно видеть все рукописные древние буквы разными почерками. Сочинен сей букварь 1692 года и состоит весь из гравированных листов, над которыми трудился некто Леонтий Бунин, без сомнения бывший же при печатном дворе; а напечатан в Москве 1695 года. Он также сочинил приветственные стихи царевне Софии Алексиевне в 1683 году. Сии стихи составляют целую книгу и рукописными хранятся в императорской библиотеке. О жизни сего монаха известия нет.

Иоаким [1620–1690] – патриарх московский и всея России, сочинил книгу «Увет духовный», которая и напечатана в Москве 1682 года; также остались из сочинений его рукописными две книги: 1) «Остен, или собрание духовещаний» 1668 года, 2) «Икона», содержащая в себе все грамоты и разные послания сего патриарха. Обе сии книги хранятся в императорской библиотеке, а о других его сочинениях известия нет. Скончался сей муж 16 марта 1690 года.

Иоаким Корсунянин [серед. X в.–1030] – первый новогородский архиепископ, поставлен в сей сан Леонтием, митрополитом киевским, 992 года.9 Г. Татищев10 прибавляет о нем следующее: Иоаким приехал в Россию с другими епископами 991 года, постановлен в Новгород епископом, и умер 1030 года. Притом почитает он его первым российским летописателем, приводя между прочими доказательствами полученный им отрывок некакой старинной летописи, в коей написано следующее: «О князех русских старобытных Нестор монах не добре сведом бе, что ся деяло у нас славян во Новегороде, а святитель Иоаким добре сведомый написа», и проч. Впрочем, сие еще не доказано.

Иоанн – священник великого Новаграда, продолжатель российской летописи. Г. Татищев11 следующее о нем объявляет: по Симоне дополнял летопись в Новегороде поп Иоан, как он сам о себе в 1230 году самовидцем написанных дел себя сказует. Сей много новогородских дел внес обстоятельно; токмо дивно, что у него чудес, бывших в его время, не описано, хотя ему весьма могли быть ведомы. Он о битве Александра написал точно то, что от него самого слышал, и проч. Г. герольдмейстер князь Михайло Михайлович Щербатов прибавляет, что для того и названа сего священника летопись Новгородскою, понеже он старался больше других объяснить новогородские дела; и полагает летописи его окончание в 1234 году.

Иоанн 12 [ум. 1757] – архимандрит Донского монастыря и Московской академии ректор, сочинял поучительные слова; а напечатаны из них только некоторые 1749 года в Москве.

Иосиф Волоколамский [1440–1516(?)] – сочинил книгу под именем «Просветитель», содержащую в себе возражения противу новгородских еретиков, 1471 года. Сия книга хранится рукописною в императорской библиотеке.

Иосиф [XVII в.] – келейник Иова патриарха. О нем следующее написал г. Татищев: «Сей Иосиф, или сам Иов, некоторые дела царя Иоанна второго описал последние 24 года, но весьма кратко, а по нем до избрания царя Михайла Феодоровича довольно пространно».

Исаия [172(?)–177(?)] – архимандрит в Нежине, человек разумный, ученый и просвещенный, сочинил много весьма изрядных поучительных слов; из них некоторые и напечатаны.

* * *

6

Татищев в предъизв. на Росс, истор., стр. XII и в Росс, ист., стр. 57.

7

Академические «Ежем. соч.» 1755 года, мес. июнь, стр. 490.

8

Академ. «Ежемес. соч.», 1755 год, мес. июнь, стр. 486.

9

Рос. ист. кн. Щербатова, часть I, стр. 276.

10

Татищев, Рос. ист., часть I, гл. 4.

11

Татищев, Рос. ист., часть I, гл. 6, стр. 59.

12

Иоанн, или Иоанн Кослович. Новикову не было известно это второе имя архимандрита Донского монастыря. Поэтому в «Словарь» оказалось занесенным одно и то же лицо под разными именами. На этом основании характеристику Кословича, совпадающую с характеристикой Иоанна, мы сняли. (Прим. ред.)


Источник: Опыт исторического словаря о российских писателях. Из разных печатных и рукописных книг, сообщенных известий, и словесных преданий / собрал Николай Новиков. – СПб.: Тип. Акад. наук, 1772. - 264 с.

Комментарии для сайта Cackle