Н.И. Новиков

Источник

Д

Дашкова, княгиня, Екатерина Романовна [1743–1810] – двора ее императорского величества штатс-дама и ордена святыя Екатерины кавалера, писала стихи; из них некоторые весьма изрядные напечатаны в ежемесячном сочинении «Невинное упражнение» 1763 года в Москве. В прочем она почитается за одну из ученых российских дам и любительницу свободных наук.

Дегенин [1676–1750] – генерал-поручик, сочинил книгу «Описание сибирских рудокопных заводов» и украсил ее многими чертежами. Сия книга рукописною хранится в императорской библиотеке.

Денбовцев Павел – студент императорского Московского университета. Из его сочинений напечатана только одна эпистола и несколько стихов к г. Мамонову, в Москве 1770 года.

Десницкий Семен [173(?)–1789] – Московского императорского университета магистр свободных наук, юриспруденции доктор, римских и российских прав публичный экстраординарный профессор, сочинил изрядное слово о прямом и ближайшем способе к научению юриспруденции, которое напечатано в Москве 1768 года, и еще несколько других слов, напечатанных там же. Димитрий Туптало [1671–1709] – святой митрополит и чудотворец ростовский и ярославский. Сей святитель родился в Киеве около 1671 года и был сын сотника Саввы Туптала. На осмом надесять году пострижен он во иноческий чин, потом был архимандритом новогородского северского монастыря, а несколько спустя времени посвящен митрополитом в Сибирскую митрополию, но, не быв еще там, переименован ростовским и ярославским митрополитом, в 1702 году генваря 4 дня. Прибыв в Ростов того же года марта 3 дня, начал распространять истинное евангельское учение и житием своим воздержным, богобоязливым и честным, яко истинный своего стада пастырь, подавал спасительные примеры.

Сей богодуховный муж был острого разума и великого просвещения, искусный в славянском, латинском, греческом и еврейском языках; имел прозорливый дух, любил добродетельных и честных людей, помогал бедным, защищал утесненных и имел превеликую склонность к наукам. Распространяя евангельское учение словом и делом противу упорствующих раскольников брынския веры, сочинил книгу «Розыск, или Рассмотрение», которая разделяется на три части: в первой доказывается, что вера их неправа; во второй, что учение их вредно; в третьей, что дела их не богоугодны. Сия книга напечатана в Москве 1755 года. Он же собрал и исправил жития всех святых, на всякий день празднуемых, и расположил ее на 12 месяцев, под именем Минеи Четьи, и которая напечатана в Москве; также сочинил весьма много поучительных слов; «Рассуждение о подобии божием», напечатанное в Москве 1714 года; сочинил три летописи, из коих 1) келейная от начала мира, 2) о славенском народе, а 3) о построении церквей и поставлении в России архиереев; сочинил четыре комедии стихами: 1) «Рождество Христово», 2) «Грешник кающийся», 3) «Успенская», а 4) «Димитриевская». Книгу «Руно орошенное» исправил и умножил своими нравоучениями, которая и напечатана в Чернигове 1696 года. И пожив богоугодно, преставился 1709 года октября 28 дня; погребен был в ростовском Яковлевском монастыре. Незадолго до кончины своея написал он духовную, или завещание, напечатанное в Москве 1717 года: во оном завещании особливого достойно примечания то, что в обыкновенных духовных распределяют свое имение, показывая ослабевающее уже мнимое человеческое господство; но святой Димитрий написал только, что он ничего не оставляет, даже и на погребение свое, и чтобы алчущие злата не искали оного в его храминах и не теряли бы времени на напрасное оного искание; потом, поучая людей, заключает тем, что буде кто захочет его поминать, то бы поминал без возмездия за то. Сей святой угодник, в жизни своей быв истинным пастырем своего стада, не отлучился оного и по отшествии от сей маловременной жизни: ибо в 1752 году, при разламывании церковного пола для починки, обрели его мощи нетленны, которые и поныне источают чудеса и исцеления с верою приходящим. Церковь наша празднует память сего чудотворца в 21 день сентября, яко обретение в тот день его мощей. Здесь следует надпись и стихи, вырезанные на серебряной раке сего святителя.

НАДПИСЬ ВСЕМОГУЩИЙ И НЕПОСТИЖИМЫЙ БОГ ЧУДНЫМИ ИСКОНИ ДЕЛАМИ ЯВИЛ СВЯТУЮ СВОЮ ВЕЛИКОЛЕПНУЮ СЛАВУ И ВО ДНИ НАШИ, В БЛАГОСЛОВЕННОЕ ГОСУДАРСТВОВАНИЕ БЛАГОЧЕСТИВЕЙШИЯ САМОДЕРЖАВНЕЙШИЯ ВЕЛИКИЯ ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕЛИСАВЕТ ПЕТРОВНЫ САМОДЕРЖИЦЫ ВСЕРОССИЙСКИЯ, НОВЫМИ ЧУДОТВОРЕНИЯМИ В РОССИИ ПРОСИЯВШЕГО ЗДЕСЬ ПОЧИВАЮЩЕГО СВЯТОГО МУЖА, ПРЕОСВЯЩЕННОГО МИТРОПОЛИТА ДИМИТРИЯ РОСТОВСКОГО И ЯРОСЛАВСКОГО, ОТДАВШЕГО БОЖИЯ БОГОВИ: ВЕРОЮ, КРОТОСТИЮ, ВОЗДЕРЖАНИЕМ, УЧЕНИЕМ, ТРУДОЛЮБИЕМ. КЕСАРЕВО КЕСАРЕВИ: РЕВНОСТИЮ И ТЕРПЕНИЕМ ПОБОРСТВУЯ ПЕТРУ ВЕЛИКОМУ ПРОТИВ СУЕМУДРОГО РАСКОЛА. В БОГОСПАСАЕМОМ ГРАДЕ КИЕВЕ РОДИЛСЯ СЕЙ ЖИТЕЛЬ НЕБЕСНОГО ИЕРУСАЛИМА ОКОЛО 1671 ГОДА. АНГЕЛЬСКИЙ ОБРАЗ ПРИНЯЛ 18-ТИ ЛЕТ. НА СВЯТИТЕЛЬСКИЙ ПРЕСТОЛ ВОЗВЕДЕН ГЕНВАРЯ А дня 1702 года. ПАС ЦЕРКОВЬ БОЖИЮ 7 ЛЕТ, 9 МЕСЯЦЕВ, 26 ДНЕЙ. ЖИЛ 38 ЛЕТ. В ВЕЧНЫЙ ПОКОЙ ПРЕСЕЛИСЯ 1709 ГОДА. НАПИСАВ ЖИТИЯ СВЯТЫХ, САМ В ЛИКЕ ОНЫХ ВПИСАН БЫТЬ УДОСТОИЛСЯ В ЛЕТО 1754 АПРЕЛЯ 9 ДНЯ.

О! вы, что божество в пределах чтите тесных,

Подобие его мня быть в частях телесных!

Вперите в мысль, чему святитель сей учил!

Что ныне вам гласит от лика горних сил:

На милость вышнего на истину склонитесь

И к матери своей вы церкви примиритесь.

Дмитревский Иван [1734–1821] – придворного российского театра первый актер, писал много весьма изрядных мелких стихотворений, из коих некоторые напечатаны в ежемесячном сочинении «Трудолюбивой пчеле» 1759 года, изданном в Санктпетербурге, и других журналах. Он сочинил в двух действиях пролог; но он еще не напечатан. Также перевел он с великим успехом и склонил на наши нравы комедии «Раздумчивый», «Демокрит», «Лунатик» и другие некоторые. Они все были многократно представляемы на придворном российском театре и всегда приниманы с великою похвалою.

Домашнев Сергей [174(?)–1796] – штаб-офицер полевых полков, писал стихи. Его последние две оды: первая на взятие Хотина, а другая на морское при Чесме сражение, весьма изрядны и заслуживают похвалу. Он сочинил краткое описание некоторых наших стихотворцев весьма не худо; также о пользе наук, сатирический сон, оду на любовь и другие мелкие стихотворения, напечатанные в ежемесячном сочинении «Полезное увеселение» 1761 и 1762 годов в Москве. Перевел в стихи Волтерову сказку «Что нравится женщинам»; также Мармонтелевых нравоучительных сказок 12, напечатанных 1764 в Москве в 2 частях. Есть еще и другие его стихотворения; но они в свет не изданы.

Домецкий Гавриил [ум. 1709] – архимандрит Симоновского монастыря в Москве, сочинил книгу «Сад духовный» и украсил ее многоразличными нравоучения цветами, в 1675 году в Москве.

Дубровский Адриян [1732–178(?)] – при российском в Голландии министре переводчик, писал стихи, из коих многие напечатаны в «Ежемесячных академических сочинениях» разных годов. Он перевел в российские стихи трагедию «Заиру» весьма не худо. Вообще стихотворство его похваляется довольно.


Источник: Опыт исторического словаря о российских писателях. Из разных печатных и рукописных книг, сообщенных известий, и словесных преданий / собрал Николай Новиков. – СПб.: Тип. Акад. наук, 1772. - 264 с.

Комментарии для сайта Cackle