Кирик
КИРИК. С. именем К. в истории древнерусской письменности и культуры связывают сочинения диакона и доместика Антониева монастыря в Новгороде. Он жил, как следует из приписки к одному из его сочинений, в 1-й пол. XII в., обладал необычайно разносторонними знаниями, пытливым умом, но был слаб здоровьем («худ бо есмь и болен»). Отечественные исследователи древнерусской письменности считают, что, бесспорно, он был автором так называемого «Вопрошания Кирика, иже воспроси епископа Нифонта и инех», сочинения догматико-канонического характера, показывающего глубокую эрудицию и начитанность автора в исторических трудах византийского права, и автором математического трактата «Учение им же ведати человеку числа всех лет». Кроме того, с именем К. связывают отдельные статьи под 1136– 1137 гг. в Новгородской Первой летописи. Существовали гипотезы о том, что К. был также переводчиком исторического сочинения Константинопольского патриарха Никифора (2-я пол. VIII– нач. IX в.), известного в древнерусских рукописях как «Летописец вскоре», «Летописчик вскоре», «Летописец вкратце», и большого по объему сочинения «Пятикнижие» Моисея. Существует немало изданий и исследований, связанных с изучением рукописного наследия К.
По-видимому, одно из первых упоминаний о К. в историко-филологической традиции – письмо 1820 г. известного собирателя и знатока древностей К. Ф. Калайдовича к государственному канцлеру графу Н. П. Румянцеву.
С. именем Калайдовича связано и первое издание «Вопрошания Кирика» и заключительной части «Учения о числах». Следует отметить, что текст «Вопрошания» до сих пор не изучен ни в текстологическом, ни в источниковедческом аспектах и исторически не прокомментирован. Это сочинение отразило самые разнообразные стороны жизни древнего Новгорода. Из него мы узнаем о существовании регламентированных уставных правил, по которым строились взаимоотношения между церковными людьми и простыми прихожанами, о том, что в Новгороде в 1-й пол. XII в. особенно остро стояли вопросы крещения, причащения, перехода из латинской веры в православие, узнаем о новгородских паломниках в Иерусалим и Царьград, о почитании в среде новгородских книжников византийских богословов – Василия Великого, Иоанна Постника, Тимофея Александрийского. К. знал и о существовании апокрифов («ложных книг»), чтение которых осуждалось церковью. Особенно дискутировались среди новгородских книжников жизненные вопросы, связанные с рождением, браком (неверностью жены и мужа, о наследственных правах детей), смертью– например, предписывалось хоронить тело покойника до захода солнца; и если случится найти непогребенные кости – обязательно их захоронить. Мы узнаем, что в Новгороде во времена К. широко употреблялись берестяные грамоты и что порицались горожане, которые случайно на них наступали, узнаем кое-что и о пище новгородцев в XII в. (они употребляли в пищу горох, бобы, чечевицу, пшеницу, конопляное и горчичное масло; ели рыбу, мясо, овощи и т. д.).
Древнейший список «Вопрошания» сохранился в Новгородской Кормчей XIII в.
Второе сочинение К.– «Учение о числах"– может представить интерес для истории математической и астрономической мысли Древней Руси. К.– первый известный нам по имени русский математик. Исследователи считают, что он изложил в своем трактате систему вычисления дня Пасхи и основы теории календарного счета. Кроме того, в сочинении К. обнаруживаются космологические представления о круговой модели движения времени, ее связи с характером видимого перемещения небесных тел. Эти воззрения К. мог почерпнуть из каких-то не дошедших до нас космографических сочинений, в которых отразились представления античной науки (в частности, пифагорейской школы). Что же касается связи сочинения К. с византийской хронографической традицией, то она, безусловно, существовала, хотя этот вопрос также нуждается в более полном и тщательном доследовании.
Изд.: Калайдович. К. Ф. Памятники российской словесности XII в.– М., 1821.– С. 165–203; Е [вгений]. Сведения о Кирике, предлагавшем вопросы Нифонту, епископу Новгородскому // Труды и летописи ОИДР.– М., 1828.– Ч. 4, кн. 1.– С. 122–129; «Се и есть въпрошание Кюриково, неже въпраша иепископа ноугородъскаго Нифонта и инех» / Подг. А. С. Павлов // Памятники древнерусского канонического права.– СПб., 1880.– Ч. 1 (Русская историческая библиотека, т. 6).– Стб. 21–62; Степанов Н. В. Заметки о хронологической статье Кирика (XII век) // ИОРЯС.– 1910.– Т. 15, кн. 3. – С. 129–150; Смирнов С. И. Материалы для истории древнерусской покаянной дисциплины.– М., 1912.– С. 1–27; Зубов В. П. Примечание к «Наставлению, как человеку познать счисление лет» Кирика Новгородца // Историко-математические исследования.– М., 1953.– Вып. 6.– С. 173–212 (Фотографическое воспроизведение текста «Учение о числах»).
Лит.: К[алайдович] К. Ф. Прибавление к статье «О времени перевода нашей Библии» // Труды ОЛРС.– М., 1823.– Ч. 3.– С. 169–173; Лихачев Д. С. Русские летописи и их культурно-историческое значение.– М.; Л., 1947.– С. 203–204, 211–212, 442; Щапов Я. Н. Византийское и южнославянское правовое наследие на Руси XI–XII вв.– М., 1978.– С. 179–180; Симонов Р. А. Кирик Новгородец ученый XII века.– М., 1980; Пиотровская Е. К. Кирик Новгородец // Словарь книжников.– Вып. 1.– С. 215–217; Об одном списке «Учения о числах» Кирика Новгородца из собрания архива ЛОИИ СССР АН СССР // ТОДРЛ.– 1985. – Т. 40.– С. 379–384.
Пиотровская Е. К. Литература Древней Руси: Биобиблиографический словарь / Под ред. О. В. Творогова. М., 1996.