под ред. О.В. Творогова

Источник

Евфимий Чудовский

ЕВФИМИЙ ЧУДОВСКИЙ (ум. 28.IV. 1705, Москва) – инок Чудова монастыря. Всю свою жизнь, небогатую внешними событиями, Е. Провел в центре интеллектуальной жизни Москвы. Систематического образования он, видимо, не получил, а всей своей образованностью и обширной начитанностью обязан своему учителю Епифанию Славинецкому и необыкновенному трудолюбию. С. 1652 по 1660 и С. 1670 по 1690 г. он был связан С. Московским Печатным двором, подготавливая к печати церковные книги и занимаясь многообразными переводами С. греческого творений отцов церкви и иных богословских произведений. При его непосредственном участии были изданы «Ирмологий» (1656), «Требник» (1658), «Пролог» (1659 – 1660), «Чиновник архиерейского священнослужения» (1682) и др. Е. переводил сочинения Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Кирилла Иерусалимского, Симеона Солунского, патриарха иерусалимского Досифея и мн. др., а вместе С. Епифанием Славинецким трудился над новым переводом Нового завета. Однако большая часть его переводов не была издана и сохранилась в автографах. Главным препятствием для публикаций явилось неприятие современниками его теории пословного перевода, которую Е. теоретически обосновал и неустанно воплощал на практике. Его критики считали, что такие переводы лишь отпугивают читателя («мнози недоумевают и отбегают»). Филологические эксперименты Е. сказались и на его карьере: он был уволен С. Печатного двора из-за «нововводных странных речений».

Е. был неутомимым и незаурядным полемистом, ввязывался в богословские прения, выступая как против приверженцев старообрядчества, так и особенно яростно против «латинствующих» западников, главой которых был Симеон Полоцкий. Вместе С. Епифанием Славинецким Е. отстаивал чистоту «греческого учения», оберегая его от искажений и уклонений любого толка.

Е. выступал также С. отдельными сочинениями по поводу учреждения в Москве Академии, по иконописанию, по вопросам стихосложения. Идею родственности греческого и славянского языков он подробно обосновал в рассуждении «Учитися ли нам полезнее грамматики, философии и феологии и стихотворному художеству и оттуду познавати божественная писания, или же не учася сим хитростям, в простоте Богу угождати?». Е., конечно, выступал за образование, но только против влияния современных ему западноевропейских методов. Не чуждался Е. и стихотворства; так, на выход сборника проповедей Симеона Полоцкого «Обед душевный» (1681) он откликнулся блестящей язвительной эпиграммой «Новосоставленная книга сия Обед подвлагает снедь, полну душетлительных бед».

Поэтическое наследие Е. сравнительно невелико, авторская подборка стихотворений насчитывает немногим более 500 строк. Это философские размышления о быстротечности бытия и неизбежности смерти, «непостоянстве сего прелестного века», парафразы библейских сюжетов, молитвы, эпитафии. Столь же незначительно по объему и наследие Е.-проповедника: это сатирическое слово 70-х гг. о хитреце, соблазняющем своими льстивыми речами людей (здесь усматривают намек на Симеона Полоцкого), и «Слово о милости» 80-х гг., в котором Е. ратует за создание богаделен для нищих.

После смерти благоволившего ему патриарха Иоакима (1690) Е. был отрешен от Печатного двора и занимался на покое подведением итогов своей переводческой деятельности, иногда вторгаясь в религиозные споры и яростно отстаивая грекофильские взгляды, которые ко времени его смерти уже безнадежно отстали от жизни и не имели в России никакой перспективы.

Изд.: Слово иеромонаха Евфимия // Летописи русской литературы и древности, изд. Н. Тихонравовым. – М., 1861. – Т. 3, отд. 3. – С. 17–19; Слово чудовского инока Евфимия о милости. – СПб., 1894; Сазонова Л. И. Евфимий Чудовский – новое имя в русской поэзии XVII в. // ТОДРЛ. – 1990. – Т. 44. – С. 300–324.

Лит.: Флоровский А. Чудовский инок Евфимий // Slavia. – 1949. – Кос. 19, ses 1–2. – S. 100–152; Сазонова Л. И. Поэтическое творчество Евфимия Чудовского // Slavia. – 1987. – № 3. – Roc. 56, ses. 3. – S. 243–252: Исаченко-Лисовая Т. А. О переводческой деятельности Евфимия Чудовского // Христианство и церковь в России феодального периода. – Новосибирск, 1989. – С. 194–210; Елеонская А. С. Русская ораторская проза в литературном процессе XVII в. – М., 1990; Кобленц И. Н. Источники и деятели русской библиографии XV – XVIII вв. – М., 1991.

Николаев С. И. Литература Древней Руси: Биобиблиографический словарь / Под ред. О. В. Творогова. М., 1996.


Источник: Литература Древней Руси : Биобиблиографический словарь / [Составитель Л.В. Соколова]; Под ред. О.В. Творогова. - Москва : Просвещение : Учеб. лит., 1996. - 238, [1] с. : ил.

Комментарии для сайта Cackle