В.Березин, В.Добронравов

Третий благочиннический округ

В состав третьего округа входят следующие приходы: Барановский, Беклемищевский, Верхне-Ландеховский, Георгиевский, Затаеховский, Кромский, Мытский, Нижне-Ландеховский, Никулинский, Обуховский, Пестяковский, Симаковский, Чихачевский и Якушевский.

Барановский приход

Село Бараново при речке Невре находится в 80 верст. от уездного города и в 180 верстах от губернского.

До учреждения губерний село Бараново принадлежало к старинному Суздальскому уезду. По переписным книгам 1078 г. это село значится за князем Ив. Андр. Хилковым; в состав вотчины входили кроме села и деревни – Осоки, Кирьяниха, Малина, Высокое, Осиноватое, Красный остров, Душино, Афанасьево, Ганчаки, Батраково, Сидорово, Олешинская и Окатово. Во всех этих поселениях было тогда 88 двор. крестьянских и 44 бобыльских с населением 239 душ мужеского пола.

Когда и кем в Баранове построена в первый раз церковь, сведений о том не сохранилось. Но судя по сохранившемуся в церкви синодику, с надписью от 1701 года, можно думать, что церковь здесь существовала уже в XVII столетии.

В 1843 г. бывшая в Баранове деревянная церковь сгорела и на месте ее в 1843–49 г. на средства помещицы княгини Нат. Юр. Салтыковой построен каменный храм с такою же колокольнею.

Престолов в этом храме три: главный – в честь Владимирской иконы Божией Матери, в трапезе теплой – во имя Всех Святых (освящен в 1844 г.) и в честь Казанской иконы Божией Матери (устроен в 1848 г.). – На время постройки каменной церкви на кладбище была устроена деревянная, которая стояла здесь до 1868 года.

Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно; чего-либо замечательного по ценности или древности в церкви не имеется.

Причта в приводе по штату положено – священник и псаломщик. На содержание их получается из разных источников немного более 300 руб. в год. Дом для священника церковный, а у псаломщика собственный.

Земли при церкви – пахотной и усадебной 33 десят., сенокосной земли нет; плана и межевой книги на эту землю не имеется. Кроме сего, княг. Салтыковой приложено в пользу причта в 1882 г. 11 десят. 1,193 саж. лесу.

Приход состоит из села Баранова и деревень: Малинской (близ церкви), Осок (¼ вер.), Батракова (2 вер.), Соловьева (2 вер.), Шешенихи (4 вер.), Агафонова (4 вер.), Высокова (1½ вер.), Пролом (3 вер.), Осипова (1 вер.), Острова (2 вер.), Душина (3 вер.), Нурилок (3 вер.) и Гончакова (4 вер.); во всех этих селениях по клировым ведомостям числится 166 дворов, 392 души мужеского пола и 408 женского.

При церкви имеется школа грамоты; учащихся в 1897–98 учебном году было 30.

Беклемщевский приход

Село Беклемищи при речке Беклемищевке находится в 67 верст. от уездного города и 170 от губернского.

Когда в Беклемищах построена в первый раз церковь, сведений о том не сохранилось. Но из надписи на сохранившихся богослужебных книгах видно, что в 1760 году здесь было две деревянных церкви. В 1823 г. обе эти церкви от удара молнии сгорели. – В 1823–33 гг. на месте их построен существующий ныне каменный храм.

Престолов в этом храме два: главный – в память обновления храма Воскресения Христова, в трапезе теплой – во имя Св. Николая Чудотворца.

Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. – Из св. икон особенно чтима прихожанами и окрестными жителями Казанская икона Божией Матери, называемая в простом народе «Киряковскою» потому, что она списана с чудотворной иконы Казанской Божией Матери, находящейся в селе Кирякове Нижегородской губернии. В честь этой иконы в Беклемищах с давних пор установлено празднество в 9-е воскресенье после Пасхи; на это празднество стекается много богомольцев и из соседних приходов.

Причта в приходе по штату положено: священник, диакон и псаломщик. На содержание их получается жалованья из государственного казначейства 550 руб. и из других источников до 400 руб. с небольшим в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле.

Земли при церкви: усадебной 1 дес. 824 саж., под церковью и кладбищем 1,769 саж., под дорогами и речкою 746 саж., пахотной 29 дес. 2,364 саж., а всего 32 дес. 156 саж.; сенокосной земли нет. План и межевая книга на землю имеются.

Приход состоит из деревень: Кучина (близ церкви), Жегалова (1 вер.), Безрукавкова (1 вер.), Крутых (2 вер.), Мясят (2 вер.), Пронят (2 вер.), Худякова (4 вер.), Кожанова (6 вер.), Гарей (7 вер.), Ромашат (1 вер.), Конатина (4 в.), Федорят (4 вер.), Бокова (4 вер.), Ново-Ивановской (3 вер.), Кузьминки (3 вер.), Гуляева (2 вер.), Плешанова (1 вер.), Онисимова (2 вер.), Красничат (4 вер.), Каменок (5 вер.), Станков (4 вер.), Поветников (5 вер.), Отерина (7 вер.); всего 23 деревни, в коих по клировым ведомостям числится 407 дворов, 834 души муж. пола и 945 женского.

При церкви с 1890 г. существует церковно-приходская школа; учащихся в 1897–98 учебн. году было 21.

Верхне-Ландеховский приход

Село Верхний Ландех на речке Ландех находится в 75 верст. от уездного города и в 180 от губернского.

Верхнеландеховский приход один ив самых многолюдных приходов Владимирской епархии; в настоящее время он состоит кроме села из 108 деревень, а до 1865 года из 142 селений. Недостающие ныне деревни частию образовали особый приход (Симановский), частию приписаны к другим приходам. – Но эти многочисленные деревни очень не многолюдны: в самой большей из них 80 дворов, а в 58 деревнях менее десяти дворов.

По переписным книгам 1678 г. половина села Ландеха с многочисленными деревнями и починками значится в вотчине за боярином князем Юрием Ал. Долгоруковым; в этой вотчине было тогда 854 двора крестьянских и 80 бобыльских с населением 1,534 души муж. пола; другая половина также с многочисленными деревнями была в вотчине за князем Юр. Ив. Пожарским, в ней было 222 двора крестьянских и 136 бобыльских с населением 1,248 душ муж. пола. – В селе Ландехе было два двора боярских и двор земского дьячка.

К сожалению, мы не имеем сведений о том, когда и кем построена в первый раз в Ландехе церковь. Но нужно, думать, что богатая боярская вотчина имела уже церковь и в XVII столетии. В настоящее время в Ландехе несколько церквей.

1. Каменная церковь во имя Вознесения Господня с теплым приделом во имя Трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого; построена эта церковь в 1731 году на средства крестьянина села Ландеха Льва Прокопиева Наумова.

Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена богато. Из св. икон обращают на себя внимание: 1) образ Господа Вседержителя; 2) Иверская икона Божией Матери, приложенная графом Н. Марк. Ивелич; риза на ней серебряная (29 фун.), украшена жемчугом и драгоценными камнями, золотою цепью и серьгами из фермуара княгини Ивелич; на иконе – звезда генерала Титова; 3) икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радости» и Успения Пресв. Богородицы приложенная храмоздателем Наумовым и 4) икона Вознесения Господня в серебряной вызолоченной ризе, писана на кипарисной деке. Но самую большую драгоценность составляет напрестольное Евангелие – печ. 1689 г. в серебряном вызолоченном окладе, приложенное храмоздателем Наумовым; Евангелие весит 1 п. 33 фун., помещается в особом киоте за престолом против горнего места. На верхней доске в средине чеканное изображение Преображения Господня, по углам 4 Евангелистов, а в промежутках – Моление И. Христа о Чаше, приведение Его к Пилату, бичевание Его у Пилата и представление Его народу Иудейскому в терновом венце. На нижней деке – крест, окаймленный драгоценными камнями. – На сгибе или корешке переплета – чеканные изображения – Николая Чудотворца, Трех святителей, Вознесения Господня, Благовещения Пресв. Богородицы. Напечатано Евангелие на александрийской бумаге очень крупным шрифтом. Начальная буква каждого стиха написана золотом; поля украшены разными золотыми и разноцветными узорами. – На обороте второго листа находится красноречивая подпись: «Благословением Отца, поспешением Сына и содействием Св. Духа, молитвами неусыпаемыми Богоматери.... силою Честнаго и Животворящаго Креста, помощию Проповедателей Евангелия во всю вселенную, яко труби небеснии, св. угодников Божиих.... снисканием и поспешением обещальника к украшению сего Евангелия и ко преданию на престол Льва Прох. Наумова в Верхнем Ландехе каменную церковь Вознесения Господня дерзнухом мы грешнии и недостойнии, первии в гресех, последний в человецех и не снискатели сего изукрашества сподобихомся описати тиснение сего св. Евангелия, окружихом каймами всякия разные травы чернилом, росписею и златом и всяким ухищрением не своим умышлением, но надеянием на помощь Всещедраго Бога введохом в печать сея Книги многия слова златом, понеже сии слова в книгу не напечатаны были». В конце подписи названы имена трудившихся художников. Год работы не известен.

По своей древности и украшениям, наконец, замечательны воздухи, кресты на коих низаны жемчугом и шиты золотом.

Каменный Никольский храм. – До 1815 г. на месте этого храма была деревянная церковь, которая в этом году сгорела. В 1863 году на месте сгоревшей церкви и устроен настоящий храм.

Престолов в этом храме три: а) во имя Св. Николая Чудотворца (освящ. в 1863 г.), б) во имя св. благов. кн. Александра Невского (освящ. в 1863 г. в память освобождения Императором Александром II крестьян от крепостной зависимости) и в) во имя равноапостольного князя Владимира.

Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из св. икон особенно чтимы прихожанами древние иконы – Николая Чудотворца и Смоленской Божией Матери.

Недалеко от Никольского храма находится каменный же Ильинский храм, построенный в 1790 году.

Престолов в этом храме три: в холодном – во имя св. пророка Илии, в приделах теплых – во имя Алексия человека Божия и Казанской иконы Божией Матери. – Над главным престолом устроена сень.

Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами и эта церковь снабжена достаточно.   .

На кладбище находится четвертый, но уже деревянный храм.

Престол в этом храме один – во имя св. апост. Петра и Павла; построен он в 1780 году.

Утварью и ризницей храм снабжен достаточно,

Причт при всех этих церквах состоит из четырех священников, штатного диакона и 4 псаломщиков. На содержание их из разных источников получается до 3,200 р. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле.

Земли при церкви: усадебной 4 дес. 149 саж., пахотной 44 дес. 1,928 саж., сенокосной 6 дес. 1,928 саж., план и межевые книги на эту землю имеются. Кроме сего, в пустоши Яниной в 8 верстах от села имеется 37 десят. 748 саж. лесу дровяного и строевого. – Причт пользуется дровами и на постройки.

Приход состоит из села Верхнего Ландеха и деревень: Сосуновки (10 верст от церкви), Кобелят (10 верст), Митина (3 вер.), Зенят (3 вер.), Крутых (4 вер.), Пашутина (4 в.), Лаврентьева (8 вер.), Медвежья (5 вер.), Симанят (7 вер.), Кобылина (7 вер.), Даниловской (7 вер.), Проселок (7 вер.), Гаринской (7 вер.), Язвиц (10 в.), Шигалят (8 в.), Овчинников (8 вер.), Мальянова (10 вер.), Лаптят (10 вер.), Бутырок (10 вер.), Сахарова (12 вер.), Марищ (½ вер.), Ларина (½ вер.), Докова (6 вер.), Малеева (6 вер.), Старикова (12 вер.), Рыжкова (8 вер.), Тороносихи (3 в.), Лопоухов (4 в.), Затеихи (6 вер.), Харина (10 вер.), Терешат (10 вер.), Паршукова (12 вер.), Пороек (9 вер.), Засеки (12 вер.), Зыбкина (12 вер.), Крутовской (11 вер.), Терехинской (8 вер.), Кислят (5 вер.), Осина (6 вер.), Якутина (6 вер.), Кузовят (5 вер.), Савят (5 вер.), Трефилихи (7 вер.), Кандуры (8 вер.), Печенкина (8 вер.), Рыбина (9 вер.), Малого Бортного (9 вер.), Большого Бортного (9 вер.), Голубят (9 вер.), Хромцова (12 вер.), Токарева (1½ вер.), Татьянихи (1½ вер.), Царенкова (3 вер.), Заролехи (5 вер.), Вишурят (4 вер.), Малой Муровки (5 вер.), Перепелица (1 вер.), Данилова (1 вер.), Кашарят (3 вер.), Мутовки (3 вер.), Худякова (5 в.), Меркуш (5 в.), Кислят (5 в.), Погостов (5 вер.), Сысуев (6 вер.), Казарят (6 вер.), Курилова (3 вер.), Лошаков (3 вер.), Костюхина (3 вер.), Борина (1 вер.), Слободы (1 вер.), Кормушина (2 вер.), Погорелки (2 в.), Зубят (2 вер.), Банят (2 вер.), Мокши (4 вер.), Строва (2 в.), Старой (2 вер.), Лобашева (1 вер.), Крутых (3½ вер.), Гороховки (3½ вер.), Плоскирят (3½ вер.). Косикова (5 в.), Вершинихи (5 вер.), Большой Муровки (7 вер.), Заболотья (7 вер.), Воинова (7 вер.), Грузденина (8 вер.), Калинина (7 вер.), Елшат (7 вер.), Опалихина (7 вер.), Андропова (7 вер.), Бельников (9 вер.), Власова (9 вер.), Михайлова (9 вер.), Баженова (10 вер.), Пожастина (7 вер.), Малышихи (7 вер.), Хвостат (6 вер.), Воробьева (6 вер.), Федотова (7 вер.), Соснягов (7 вер.), Степунят (7 вер.), Волкова (8 вер.), Березовки (6 в.), Зевалова (6 вер.), Заглупаева (4 вер.) и Кадниц (4 версты); во всех этих поселениях по клировым ведомостям числится 1,235 дворов, 3,949 душ муж. пола и 4,618 женского.

В Верхнем Ландехе с 1863 года существует земская народная школа, учащихся в 1897 г. было 123.

В приходе кроме того имеются три школы грамоты, учащихся в 1897 г. в них было 47.

Георгиевский приход

Село Георгиевское при речке Малом Пенихе находится в 50 верст. от уездного города и в 165 от губернского.

Когда в Георгиевском построена в первый раз церковь, сведений о том не сохранилось. Но до 1821 года существовала уже здесь деревянная церковь во имя св. в.-муч. Георгия. В 1821 г. вместо нее построен каменный храм. В 1884 году трапеза храма расширена, а в остальном храм остается без существенных изменений.

Престолов в этом храме два: главный – в честь Казанской иконы Пресв. Богородицы, в приделе теплом – во имя св. в.-муч. Георгия.

Внутренние церковные украшения не отличаются богатством, а утварь и ризница даже бедны. – Из св. икон особенно чтима прихожанами храмовая икона Казанской Божией Матери. – Имеется сребропозлащенный ковчежец с частицею мощей св. в.-муч. Георгия.

Причта в приходе по штату положено: два священника, диакон и два псаломщика. На содержание их из разных источников получается до 780 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле.

Земли при церкви: усадебной 3 дес., пахотной 29 дес. и неудобной 6 дес., сенокосной земли нет; план и межевая книга на землю имеются.

Приход состоит из деревень: Кулыева (2 вер. от церкви), Калининой (4 вер.), Мнучихи (3½ вер.), Степанова (4 вер.), Ханеевки (2 вер.), Погорелок (2 вер.), Горок (1 вер.), Алехина (3 вер.), Сковородина (2 вер.), Кулыжат (4 вер.), Филиппова (5 вер.), Починка (3 вер.), Бобрихи (1 вер.), Вохушина (½ вер.), Алешина (½ вер.), Палатина (4 в.), Копылихи (2 в.), Вишнякова (1 вер.), Петровки (½ вер.), Копани (3 вер.), Крапивнова (4 вер.), Хрычева (5 вер.), Тропят (8 вер.), Потанина (2 вер.), Терехова (3½ вер.), Большого и Малого Филиппова (4 вер.), Давыдовки (2 вер.), Полежаева (5 вер.), и Яблонной (4 вер.), всего 31 деревня, в них по клировым ведомостям числится 372 двора, 1,182 души мужеск. пола и 1,329 женского.

При церкви с 1887 г. существует церковно-приходская школа; учащихся в 1897 г. было 37.

В дер. Хрычеве с 1873 г. существует земская народная школа; учащихся в 1897 г. было 40.

Затаеховский приход

Затаеховская слобода на р. Лухе и речке Таихе находится в 76 вер. от уездного города и в 150 от губернского. – Так как эта слобода непосредственно примыкает к селу Мыту, то приход часто именуется и более известен под именем Мытского.

По преданию, на месте настоящей церкви в слободе существовал когда-то мужской монастырь (местность около церкви и доселе называется монастырем), но никаких письменных свидетельств об этом монастыре не сохранилось. До постройки каменной церкви в прошлом столетии была здесь деревянная церковь. – В 1801 г. на средства крестьянина Ив. Родионова устроен каменный храм. – Трапеза его в 1867 г. расширена.

Престолов в храме в настоящее время три: главный – в честь Вознесения Господня, в трапезе теплой – в честь Животворящего Креста и Смоленской иконы Божией Матери (устроен в 1877 г.).

Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Особенно чтим прихожанами и окрестными жителями Животворящий Крест с изображением Распятого Спасителя – древнего письма. Крест этот вынесен из прежней деревянной церкви и прежде находился в часовне близ церкви. Ценностью украшений отличается риза на Смоленской Божией Матери, она низана жемчугом и украшена стразами. Бывшие в церкви оловянные сосуды переданы в древлехранилище братства Ал. Невского.

Близ церкви с давних пор существует деревянная часовня. По одному преданию, она построена в память отдохновения на этом месте преп. Макария Унженского, когда он шел к другу своему преп. Тихону Лухскому. – По другому преданию, здесь явилась Казанская икона Божией Матери, которая затем перенесена была в Казанскую церковь села Мыта. Ежегодно 8-го июля бывает крестный ход в эту часовню из Мытской и Слободской церквей.

Причта в приходе по штату положено – священник и псаломщик.

На содержание их получается около 500 руб. Дома у членов причта собственные на церковной земле.

Земли при церкви по плану генерального межевания значится 37 дес. 716 саж., из них пахотной и сенокосной 33 десят. Но вместо этой земли причт с давних лет пользуется землей, отведенной помещиком в недостаточном количестве.

Приход состоит из слободы Затаеховской и деревень: Серкова (2 вер. от церкви), Мартынова (2 в.), Дарьина (3 в.), Мишина (3 вер.), Волкова (3 вер.), Филатова (6 вер.), Маклакова (8 вер.) и Гоголей (10 вер.), в коих по клировым ведомостям числится 286 дворов, 589 душ муж. пола и 700 женского.

При церкви имеется школа грамоты; учащихся в 1897 г. было в ней 18.

Кромский приход

Село Кромы при речке Сонгире находится в 80 верст. от уездного города и в 170 от губернского, близ границы Гороховецкого уезда с Костромской губернией.

По писцовым книгам Суздальского уезда 1628 г. значится за князем Андр. Андр. Хованским «село, что был погост, Кромы, в селе церковь свящ.-муч. Василия, пресвитера Анкирскаго древяна клецки с папертью – строение вотчинниково; при церкви два священника, пономарь, просвирня, 6 келей нищих («питаются от церкви Божией»); пашни церковной по 8 четв. в поле, сена 3 копны, лесу непашенного 1½ дес.».

Вместе с селом тому же вотчиннику принадлежали деревни: Шатуново – 4 дв. крестьянских и 7 бобыльских (в настоящее время здесь 16 дворов), Белое Раменье – 4 двора крестьянских и 3 бобыльских, Рубцово – 2 дв. бобыльских (ныне 4 двора), Петрово – 4 дв. крестьянских и 4 бобыльских (ныне 15 дворов), Климетино – 6 дв. крестьянских, Орлово – 5 двор. крестьянских и 3 бобыльских, Окатово – 1 дв. крестьянский и 1 бобыльский (ныне 10 дворов), Ломки Большие и Малые – 2 двора крестьянских и 2 бобыльских (ныне одна деревня 6 дворов), Сидорова – 4 двора (ныне 12 дв.), Хмельнинское – 2 двора, Осиновец – 6 дворов, починки: Сватилово – 1 двор, Тимошкино – 2 двора (ныне здесь 11 дв.), Осоки – 2 двора, Пищухино – 1 двор, Кузин – 2 двора, Лисенин – 1 двор, Олешинское – 2 двора (ныне 19 дворов).

Таким образом церковь в Кромах существовала уже в начале XVII столетия. Дальнейшие сведения о ней довольно скудны. – Из сохранившегося в церкви указа Геннадия, епископа Суздальского, от 1704 г. видно, что кроме теплой церкви во имя св. Василия Анкирского была еще церковь во имя Покрова Пресв. Богородицы, построенная очевидно уже после 1028 г. В 1789 г. Васильевская церковь сгорела и на ее месте вновь построена деревянная церковь во имя того же святого. – В 1887 г. эта церковь по просьбе прихожан перенесена была на вновь устроенное кладбище, где и остается до настоящего времени.

В 1821–34 гг., вместо обветшавшей уже Покровской церкви построен каменный храм, который существует здесь и в настоящее время. – В 1839–41 гг. построена при нем каменная колокольня.

Престолов в храме три: в холодном в память Сошествия св. Духа на апостолов, в трапезе теплой во имя Св. Николая Чудотворца и Покрова Пресв. Богородицы (освящены в 1824 году).

Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из св. икон особенно чтимы прихожанами две иконы Казанской Божией Матери; на одной из них поставлен год 1706-й. – Сохранилось рукописное напрестольное Евангелие 1605 г.

Причта в приходе по штату положено – священник, диакон и псаломщик. На содержание их из разных источников получается до 900 руб. в год. – Дома у членов причта собственные на церковной земле.

Земли при церкви: под церковью 390 с., усадебной 2 дес. 1,964 саж., пахотной 34 дес. 124 саж., в том числе покоса 1,500 саж.; план на землю имеется.

Приход состоит из села Кром и деревень: Ломок (½ в. от церкви), Сидорова (½ вер.), Макунина (½ вер.), Шашина (2 вер.), Алешинской (2 вер.), Окатова (3 вер.), Большой Молябухи (3 вер.), Малой Молябухи (5 вер.), Никольской (6 вер.), Брусова (3 вер.), Бахаевской (2 вер.), Закурина (1 вер.), Отлужкова (3 вер.), Рубцова (3 вер.), Шатунова (3 вер.), Лыкова (3 вер.), Тимошинской (3 вер.), Неделинской (5 вер.), Крутых (4 вер.) и Рудаков (8 вер.), всего 21 деревня, в них по клировым ведомостям числится 277 дворов, 1,206 душ муж. пола и 1,482 женского.

В селе Кромах с 1864 г. существует земская народная школа; учащихся в 1897 г. было 85. С 1896 года открыта школа грамоты, в ней в 1897 г. училось 14 человек.

Мытский приход

Село Мыт при р. Лухе находится в 77 вер. от уездного города и в 150 от губернского.

По переписным книгам 1678 г. село Мыт с деревнями значится вотчиной князя Юрия Алекс. Долгорукова; в селе был двор боярский, двор прикащиков, а во всей вотчине насчитывалось 87 дворов крестьянских и 151 бобыльских с населением 612 душ мужеского пола.

Когда в первый раз в Мыту построена церковь, сведений о том не сохранилось. Но вероятно, она была здесь и в XVII столетии. В настоящее время в Мыту три каменных церкви.

1. Холодная Казанская церковь, построенная в 1795 году.

Престолов в этой церкви пять: главный в честь Казанской иконы Божией Матери, в приделах во имя св. благоверн. кн. Бориса п Глеба, св. безсребренников Косьмы и Дамиана, св. Иоанна Предтечи п Корсунской иконы Пресв. Богородицы.

Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена довольно богато. Из св. икон особенно чтимы прихожанами иконы Господа Вседержителя, Казанской и Корсунской Божией Матери; в приходе они почитаются чудотворными; ризы на них серебряные вызолоченные, украшены жемчугом и драгоценными камнями. Относительно Корсунской иконы Божией Матери есть предание, будто князь Пожарский, проходя с войском из Нижнего Новгорода в Москву чрез село Мыт, брал с собою эту икону и после возвратил ее. По ценности украшений обращают на себя внимание большие сосуды, напрестольный крест – серебряные вызолоченные и напрестольное Евангелие в серебряном окладе (вес Евангелия 2 пуда). Сохранилось напрестольное Евангелие изд. 1695 г. и деревянные брачные венцы.

Теплая Никольская церковь, построенная прихожанами в 1817 году.

Престолов в этой церкви два: главный во имя Св. Николая Чудотворца, в приделе во имя Трех святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого.

Особой утвари и ризницы при этой церкви нет.

Кладбищенская церковь, построенная в 1817 году на средства помещика князя Фед. Ник. Голицына.

Престол в ней один во имя Всех Святых; имеется особая хотя и не богатая утварь.

Причт при всех этих церквах состоит из двух священников, диакона и двух псаломщиков. – На содержание их получается от служб и требоисправлений до 1,060 р. в год, процентов с причтового капитала (900 руб.) – 36 руб. Дома у членов причта собственные на общественной земле.

Земли при церкви: усадебной – общей с крестьянами 1 дес. 100 саж., под кладбищем 2,100 саж., под домами причта 1 дес. 1,050 саж., пахотной 33 дес., сенокосной 16 дес. 2,002 с. Кроме того в пустоши Осиновка имеется 20 десят. пахотной земли и 4 дес. 1,185 саж. сенокосной. Планы и межевые книги на всю землю имеются.

Приход состоит из села Мыта и деревень: Петелина (3 вер. от церкви), Мошкова (8 вер.), Офремова (8 вер.), Обросова (9 вер.), Кочина (10 вер.), Курдина (8 вер.), Совина (11 вер.), Зименок (2 вер.), Задней (6 вер.), Игнатовки (5 в.), Крюковской (4 вер.), Перлова (7 вер.), Дарьина (2 вер.), Ревякина (4 вер.), Павлигина (3 вер.), Чеусова (5 вер.), Деткова (6 вер.), Марьина (6 вер.), Максимова (9 вер.), Субботина (10 в.), Тряпина (10 вер.), Васкина (3 вер.), Якшина (5 вер.), Иванькова (7 в.), Елагина (4 в.), Юрина (6 в.), Исакова (2 в.), – всего село и 27 деревень, в коих по клировым ведомостям числится 698 дворов, 1,666 душ муж. пола и 1,998 женского.

В Мыту имеется двухклассное министерское училище; учащихся в 1897 г. было 128. – В д. Перлове имеется школа грамоты, в ней 14 учащихся.

Нижне-Ландеховский приход

Село Нижний Ландех на реке Ландех находится в 63 вер. от уездного города и в 140 от губернского.

По писцовым книгам Суздальского уезда 1628 г. село Нижний Ландех значится вотчиной князя Дим. Михайловича Пожарского, данной при царе Василии Ивановиче Шуйском за Московское осадное сиденье221; в селе был двор вотчинников, 16 дворов служних и 12 дворов бобыльских222.

По переписным книгам 1678 года Нижний Ландех с многочисленными деревнями и починками значится вотчиной князя Юрия Ив. Пожарского; в этой вотчине было 361 дв. крестьянский, 167 дв. бобыльских, а населения 1,580 душ муж. пола.

Царем Федором Алексеевичем Ландех пожалован князю Черкасскому; в начале XIX века имение перешло к графу Влад. Григ. Орлову, который дал его в приданое дочери своей, вышедшей замуж за графа Панина; далее им владел граф Ал. Ник. Панин. Этот владелец также отдал имение в приданое за дочерью своей княгиней Софьей Алекс. Щербатовой, которая и владела им до 1861 года.

В настоящее время Нижне-Ландеховский приход почти такой же многолюдный, как и Верхне-Ландеховский; в нем кроме села 80 деревень; деревни эти небольшие, нет среди их ни одной, где было бы 25–30 дворов.

Первые сведения о церкви в Нижнем Ландехе имеются в вышепоименованных писцовых книгах 1628 г.; в них отмечено: «в селе церковь Живоначальныя Троицы древяна клецки, другая церковь Рождества Пресв. Богородицы древяна вверх – строение мирское; при церкви два священника, дьячек, пономарь, просвирня, 10 келей нищих; пашни церковной худые земли по 16 четв. в поле, сена 10 копен, лесу 2 десят.; деревня церковная запустела в лихолетье, т. е. в смутное время.

В 1755 году деревянная Троицкая церковь сгорела и на месте ее в 1755–1768 гг. устроен каменный храм; до 1834 г. он разделен был на теплый и холодный, а в этом году обращен весь в теплый.

Престолов в этом храме три: главный во имя Живоначальные Троицы, в приделах во имя Св. Николая Чудотворца и в память Усекновения Главы св. Иоанна Предтечи. – Над главным престолом в 1834 г. устроена резная золоченая сень на 4 колоннах.

Утварью, ризницей и св. иконами церковь снабжена довольно богато. Из св. икон ценностью украшений отличаются иконы Живоначальные Троицы и Казанской Божией Матери; тем же отличаются напрестольный крест, сребропозлащенные сосуды, напрестольное Евангелие в серебряном вызолоченном окладе (вес его 1 пуд 26 фунтов), риза, воздух и два покрова, шитые золотом и украшенные жемчугом.

В 1762 г. в Нижнем Ландехе сгорела и деревянная церковь во имя Рождества Пресв. Богородицы. В 1785 г., с благословения Суздальского епископа Тихона, на месте сгоревшей церкви начат постройкою каменный храм. Постройка окончилась только через 20 лет в 1805 г. Храм этот пятиглавый величественной архитектуры и весьма благолепно украшен внутри.

Престолов в этом храме три: главный во имя Рождества Пресв. Богородицы, в приделах во имя Праведных Богоотец Иоакима и Анны и Всех Святых. – Придельные алтари помещаются внутри главного за общим иконостасом. – Над главным престолом устроена деревянная резная сень.

Из св. икон обращают на себя внимание – Казанская икона Божией Матери в бархатной, низанной жемчугом, ризе с серебряным венцом, Тихвинская икона Божией Матери, которой благословил прихожан преосв. Ксенофонт в 1805 году при освящении храма, Нерукотворенный образ Спасителя, икона Рождества Пресв. Богородицы в серебряной вызолоченной ризе, Нерукотворенный образ – на полотне древнего письма. – Ценностью украшений отличается плащаница (2,000 р.), шитая в Арзамасском женском монастыре.

При этих двух церквах одна каменная с шатровым верхом колокольня, построенная в 1774–75 гг.

Кроме вышеуказанных церквей в Ландехе есть еще каменная двухэтажная церковь на кладбище. – Построена эта церковь в 1807 г.; престолов в ней два: в верхнем этаже во имя Происхождения Честных Древ Животворящего Креста, в нижнем – во имя Трех Святителей – Василия Великого. Григория Богослова и Иоанна Златоустого.

Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами эта церковь снабжена достаточно.

В селе имеются три каменных часовни: а) Саввинская в честь преп. Саввы Освященного, б) Ильинская, построенная в конце XVIII столетия и в) Никольская, построена в 1768 г.; в ней находятся старинный Животворящий крест и резное изображение Николая Чудотворца; и то и другое перенесены в 1771 г. из часовни, бывшей на острове Св. озера; часовня принадлежит Святоезерскому женскому монастырю.

Причт в приходе состоит из трех священников, диакона и трех псаломщиков. – На содержание их получено (в 1896 г.) от служб и требоисправлений 2,827 р., процентов с причтового капитала (6,001 р.) – 357 р., от земли пахотной и сенокосной 100 р. и от хлебного сбора 80 р., а всего 3,365 руб. Дома у членов причта собственные на церковной земле.

Земли при церкви: усадебной 2 дес. 424 саж., пахотной 30 дес. 1,802 саж., сенокосной 3 дес. 398 саж.; план и межевые книги на землю имеются. Кроме сего причт пользуется 16 дес. 2,151 саж. сенокосной земли, приложенной в 1861 г.

Приход состоит из села Нижнего Ландеха и деревень: Чуркина (2 вер. от церкви), Ярушина (3 вер.), Гришина (3 в.), Демидова (6 вер.), Струнят (9 вер.), Борисова (10 вер.), Саватей (13 вер.), Филят (12 вер.), Зарубина (13 вер.), Тимина (10 вер.), Грибков (9 вер.), Нова (6 вер.), Козлова (5 вер.), Есипова (6 вер.), Гавриловской (5 вер.), Емельянова (5 вер.), Щербинина (6 вер.), Власова (6 вер.), Обрядина (3 вер.). Вашеевской (3 вер.), Быковой (3 вер.), Ивановской (4 вер.), Ионова (4 вер.), Филисова (5 вер.), Даниловской (2 вер.), Селивановской (4 вер.), Дерябина (6 вер.), Ермакова (6 вер.), Василева (9 вер.), Белой Рамени (10 вер.), Порошина (12 вер.), Карпова (13 вер.), Сарычева (15 вер.), Копылова (17 вер.), Пиманова (13 вер.), Крупниковой (13 вер.), Климова (7 вер.), Леднят (9 вер.), Ярят (12 вер.), Малахова (11 вер.), Терехиной (10 вер.), Логгиновой (10 вер.). Старой (9 вер.), Дубят (6 вер.), Блинова (6 вер.), Нестерова (7 вер.), Холмов (4 вер.), Оранок (2 вер.), Марамонова (8 вер.), Петрушина (5. вер.), Мешалкина (8 вер.), Воронят (11 вер.), Трусина (12 вер.), Волкова (2 вер.), Котрохова (2 вер.), Першина (1 в.), Соболят (8 вер.), Сосковца (3 вер.), Романова (5 вер.), Исакова (5 вер.), Выползова (6 вер.), Маркова (7 вер.), Мазят (8 вер.), Вахрина (8 вер.), Загорья (8 вер.), Доронина (9 в.), Шлыкова (10 вер.), Макарова (9 вер.), Оферовой (6 в.), Болтушек (12 вер.), Молчанова (13 вер.), Шишелова (5 вер.), Ушева (1 вер.), Шиловской (2 вер.), Лыткиной (8 вер.), Ганиной (12 вер.), Болобина (13 вер.), Хантурят (13 вер.) и Морозят (13 вер.), всего село и 80 деревень, в коих по клировым ведомостям числится 994 двора, 2,778 душ муж. пола и 3,179 женского.

В Нижнем Ландехе имеются две земских школы мужская и женская; в мужской обучается более 100 мальчиков ежегодно, в женской в 1897 г. училось 25 девочек.

В д. Макарове с 1895 г. существует церковно-приходская школа; учащихся в 1897 г. было 29.

В д. Воронятах есть школа грамоты; в школе в 1897 г. было 12 мальчиков.

Никулинский приход

Село Никулино находится в 46 вер. от уездного города и в 170 от губернского.

Село Никулино среди народа известно под именем «Николы Нового» в отличие от Якушевской церкви, которую называют «Никола Старый». Отсюда можно заключить, что церковь в Никулине построена позднее, чем в Якушеве, но когда именно, сведений о том не сохранилось.

Существующий в настоящее время в Никулине храм построен в 1814 г. на средства прихожан.

Престолов в этом храме три: главный во имя Вознесения Господня, в трапезе теплой во имя Св. Николая Чудотворца и Казанской иконы Божией Матери.

Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно; чего-либо замечательного по ценности украшений или древности не имеется.

Причта в приходе по штату положено – священник, диакон и псаломщик. На содержание их получается из разных источников до 500 руб. в год. – Дома у членов причта собственные на церковной земле.

Земли при церкви: усадебной 2 дес., пахотной 22 дес., сенокосной 3 дес. и неудобной, поросшей кустарником, 12 дес. 1,278 с.; особого плана на землю нет, а значится она в плане помещичьей земли.

Приход состоит из села Никулина и деревень: Иванова (2 вер. от церкви), Макарова (2 вер.), Казакова (6 вер.), Матюшни (6 вер.), Куналищ (8 вер.), Козлихи (3 вер.), Щетинина (4 вер.), Михалихи (3 вер.), Есина (4 вер.), Луполовой (3 вер.), Митина (2 вер.), Верещагина (2 вер.), сельца Гагина (5 вер.), Панина (2 вер.), Башкина (1 вер.), Гмызина (1 вер.), Курникова (3 вер.), Ильина (3 вер.), Серкова (3 вер.), Больших Прудков (4 вер.), Хмельничной (3 вер.), Малых Прудков (6 вер.), Алексеевки (2 вер.), Голчиной (2 вер.), Никитина (7 вер.) и Кулигина (7 вер.), а всего село и 26 деревень, в них по клировым ведомостям числится 317 дворов, 789 душ муж. пола и 1,040 женского.

В Никулине с 1884 г. существует церковно-приходская школа; учащихся в 1896 г. было 25.

Обуховский приход

Село Обухово находится в 85 вер. от уездного города и в 180 вер. от губернского, на самой границе Гороховецкого уезда с Костромской губернией.

Первая церковь деревянная построена была в Обухове в 1702 г. Но во второй половине XVIII в. (год неизвестен) построена была вновь деревянная церковь, которая и существовала здесь до постройки каменной церкви, а затем была продана в село Макарово Костром. губ.

В 1841–51 гг. построен существующий ныне каменный храм с такою же колокольнею.

Престолов в этом храме три: главный во имя Преображения Господня, в трапезе теплой во имя Св. Николая Чудотворца и Рождества Пресв. Богородицы.

Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно; чего-либо замечательного по своей ценности или древности в церкви не имеется.

Причта в приходе по штату положено – священник и псаломщик. На содержание их получается: жалованья из государственного казначейства 400 р. и от прихода и земли до 250 руб. в год. Дома для членов причта устроены церковные.

Земли при церкви: усадебной 2,204 саж., пахотной 33 дес. 790 саж., под кустарником 1 дес. 1,800 саж., под дорогами 2,348 саж.; план и межевая книга на землю имеются.

Приход состоит из села Обухова и деревень: Жерновки (1 вер. от церкви), Бортникова (1 вер.), Невры (4 вер.), Поневерья (4 вер.). Каменок (5 вер.) и Починка (7 вер.), в коих по клировым ведомостям числится 307 душ муж. пола и 859 женского.

В приходе нет никакой школы.

Пестяковский приход

Село Пестяки при речке Пурешке находится в 60 вер. от уездного города и в 165 от губернского.

Первые сведения о церкви в селе Пестяках находятся в писцовых книгах Суздальского уезда за 1628 г.; в этих книгах отмечено: «за стольником князем Иваном Никитич. Хованским вотчина за царя Василья Московское осадное сиденье погост Пестяки на реке Пурехе – церковь Николая Чудотворца древяна клецки – строение мирское; при церкви священник, дьячек и просвирня, 11 келей нищих; пашни церковной середние земли по 14 четв. в поле, сена 12 копен, лесу пашеннаго 2 дес. На церковной земле деревня приказнаго человека, в ней 6 дворов деловых людей».

По переписным книгам 1678 г. село Пестяки с многочисленными деревнями значится за князем Петром Ив. Хованским; во всей вотчине тогда было 125 дв. крестьянских и 139 бобыльских с населением 1,297 душ муж. пола.

В настоящее время село Пестяки большое торговое село, а приход Пестяковский по населению немногим меньше, чем Верхне-Ландеховский; в нем кроме села 78 деревень.

Существующая в настоящее время в Пестяках каменная церковь построена в 1752–60 гг. после того, когда деревянная Никольская церковь сгорела. В 1858–61 гг. трапезная церковь была распространена. – Время построения каменной колокольни не известно.

Престолов в этом храме три: главный во имя Успения Пресв. Богородицы, в трапезе во имя Св. Николая Чудотворца и св. Петра, митрополита Московского. – Над главным престолом устроена сень на 4 резных колоннах.

Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена довольно богато. Из св. икон обращают на себя внимание: 1) икона Успения Пресв. Богородицы, копия с иконы в Киево-Печерской Лавре, в серебряной вызолоченной ризе., на Спасителе и Богоматери венцы золотые, в венце Богоматери крупный алмаз; в иконе в особом ковчежце пять частиц св. мощей и песок из гроба свящ. муч. Антипы; на ризе надпись: «истинное изображение чудотворныя иконы Успения Пресв. Богородицы Печорския Киевския 1703 г.». – 2) Толгская икона Божией Матери в серебряном окладе. 3) Тихвинская икона Божией Матери в серебряной ризе, взятая в 1370 году из раскольничьей молельни. – От 1753 г. сохранилось напрестольное Евангелие в серебряном окладе, от 1799 г. серебряный вызолоченный напрестольный крест. – Сохранились: напрестольное Евангелие изд. 1599 г., деревянный потир и оловянный ковчег.

На кладбище в Пестиках имеется особая деревянная церковь, построенная прихожанами в 1787 г.; при ней каменная колокольня, построенная в 1885 г.

Престол в ней один во имя Живоначальные Троицы; имеется особая утварь и ризница. Богослужение в ней совершается летом причтом Успенской церкви.

В селе имеются две каменных часовни.

Причта в приходе по штату положено – три священника, диакон и три псаломщика. На содержание их получается – от служб и требоисправлений, от земли и хлебного сбора и процентов с причтового капитала (865 руб.) – до 3,200 руб. в год. – Дома у членов причта собственные на церковной земле.

Земли при церкви: пахотной 90 дес. 684 саж., из них около 10 дес. зарощено дровяным лесом, сенокосной 13 дес. 2,120 саж., под дорогами и речкой 6 дес. 1,440 саж., усадебной 2,052 саж.; план и межевые книги на всю землю кроме усадебной имеются.

Приход состоит из села Пестяков и деревень: Макарят (2 вер. от церкви), Галашева (3 вер.), Доменина (3 в.), Больших Патреевых (4 вер.), Малых Патреевых (4 вер.), Шестакова (3 вер.), Родина (4 в.), Красули (5 в.), Безданных (6 вер.), Игошина (7 вер.), Больших Гудковых (7 вер.), Митьки (5 вер.), Шеят (6 вер.), Онисимова (6 вер.), Терехина (5 вер.), Митинской (3 вер.), Голенкова (½ в.), Костина (8 в.), Левина (6 вер.), Малых Гудковых (6 вер.), Давыдова (6 в.), Потанина (9 вер.), Вербина (9 в.), Ларина (9 в.), Горят (8 в.), Скобы (3 вер.), Федина (5 вер.), Утки (6 вер.), Троцы (9 в.), Дудят (8 вер.), Кокуши (5 вер.), Семенова (3 вер.), Доронина (2 вер.), Купенихи (8 вер.), Иовина (3 вер.), Короткова (5 вер.), Андрейки (7 вер.), Похмелина (3 вер.), Лаврушкина (2 вер.), Паршина (3 вер.), Дырихи (2 вер.), Марьина (5 в.), Колобят (5 в.), Тимагина (4 вер.), Погорелки (2 вер.), Черновской (3 в.), Лариковки (5 в.), Оксенихи (5 вер.), Гомозят (6 вер.), Лаврова (8 вер.), Дружинина (10 вер.), Черепова (3 вер.), Дианова (3 в.). Горок (1 вер.), Сорокина (7 вер.), Крутикова (8 вер.), Керегина (8½ вер.), Кочат (8 вер.), Никулина (8 вер.), Малеева (8 вер.), Малыжат (7 вер.), Полякова (4 вер.), Тиманова (5 в.), Соловарова (6 в.), Чурбанова (7 вер.), Первых Высоких (7 в.), Вторых Высоких (8 вер.), Третьих Высоких (9 вер.), Лезгина (8 вер.), Соколят (7 вер.), Еремят (6 вер.), Шалаева (3 вер.), Луканина (4 вер.), Гуркина (5 вер.), Прудков (7 в.), Варанят (6 вер.), Бороны (7 вер.) и Трухина (8 вер.), всего село и 78 деревень, в них по клировым ведомостям числится 3,293 душ муж. пола и 3,615 женского.

В Пестяках имеется земская народная школа; учащихся в 1897 г. было 100.

В д. Горятах и Скобе имеются школы грамоты; учащихся в обеих школах 16 мальчиков.

Симаковский приход

Село Симаково при речке Годовице находится в 77 вер. от уездного города и в 180 от губернского.

Симаковский приход выделился в 1865 г. из Верхне-Ландеховского прихода, когда в Симакове построена была церковь, а до того времени Симаково было деревней. – Деревня эта образовалась в начале XVII в., ибо в писцовых книгах 1628 г. отмечено: починок, что была пустошь Симакова, за окольничим князем Гр. Конст. Волконским, в нем тогда был только один бобыльский двор.

Первая церковь построена была в Симакове в 1805 г.; в 1880 г. эта церковь сгорела.

В 1881–88 гг. в Симакове была построена каменная церковь с такою же колокольнею на средства Еф. Исидор. Осипова.

Престолов в ней три: главный в честь Казанской иконы Божией Матери.

Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно.

Причта в приходе по штату положено: священник, диакон и псаломщик. На содержание их получается от служб и требоисправлений, хлебного сбора и земли церковной до 780 р. в год. Дома для членов причта устроены прихожанами на церковной земле.

Земли при церкви: под церковью и кладбищем 2 десят., усадебной 3 дес., пахотной и сенокосной 28 дес.; земля эта пожертвована помещиком Пав. Петр. Булыгиным; дарственная запись есть, но плана и межевой книги не имеется.

Приход состоит из села Симакова (в нем в настоящее время 14 дв.) и деревень: Маркова (¼ версты от церкви), Неделина (¼ вер.), Сметанина (1½ в.), Кокина (1½ вер.), Оксенова (2½ вер.), Матюгина (3½ вер.), Верещагина (4 в.), Тропина (4 вер.), Цаплина (1½ вер.), Годовиц (1½ вер.), Выметков (2 вер.), Бора (3 вер.), Сергеева (5 вер.), Потаповской (3½ вер.), Горбунова (5 вер.), Коканина (4 вер.), Исакова (4½ вер.), Елшина (4½ вер.), Скудина (5 вер.), Крячкова (4 вер.), Степунина (2½ вер.), Погорелки (4½ в.), Вислец (4½ в.), Хлыстова (3 вер.), Солодихина (2 вер.), Ловакина (1½ вер.), Дружинихи (1½ вер.), всего село и 27 деревень, в коих по клировым ведомостям числится 927 душ муж. пола и 1,076 женского, в том числе 24 души раскольников-поповцев.

В Симакове с 1889 г. существует церковно-приходская школа; учащихся в 1897 г. было 27.

Чихачевский приход

Село Чихачево при речке Ингере находится в 70 вер от уездного города и в 150 от губернского.

Когда построена в Чихачеве в первый раз церковь, сведений о том не сохранилось. Но из надписи на колоколе видим, что в 1777 г. здесь была уже церковь во имя Св. Никола Чудотворца и в.-муч. Димитрия Селунского.

Существующий в настоящее время в Чихачеве каменный храм построен прихожанами в 1813 г.; трапеза этого храм в 1856 г. распространена.

Престолов в этом храме три: главный – во имя Св. Николая Чудотворца, в трапезе теплой – во имя св. в.-муч. Димитрия Селунского и св. в.-муч. Георгия Победоносца.

Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена вполне достаточно; чего-либо замечательная по древности или ценности не имеется.

Причта в приходе по штату положено: священник, диакон и псаломщик. На содержание их получается от служб и требоисправлений и процентов с причтового капитала (688 р. до 880 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле.

Земли при церкви: усадебной 1,878 саж., пахотной 27 дес. 137 саж., под лесом по плану генерального межевания 6 дес., но в настоящее время около 3 десят. обращено в пашню и покос, покоса 2,280 саж., под церковью и кладбищем 1,218 с., под речкою 228 саж., отхожего сенного покоса при реке Лухе 3 десят. 840 саж., а всего 38 десят. 1,781 саж.; план и межевые книги на всю землю имеются.

Приход состоит из деревень: Мохнева (1 вер. от церкви); Чихачева (½ вер.), Хмелина (2 вер.), Васькова (5 вер.), Кленок (5 вер.), Горы (2 вер.), Зубарихи (1 вер.), Староселья (½ в.), Козицына (2 вер.), Пашни (1 вер.), Князькова (2 вер.), Малахова (3 вер.), Ерова (3 вер.) и Высокова (4 вер.); во всех этих деревнях по клировым ведомостям числится 688 душ мужеского пола и 768 женского.

При церкви с 1886 года существует церковно-приходская школа; учащихся в 1897 году было 35.

Якушовский приход

Село Якушово находится в 45 верст. от уездного города и в 180 от губернского. – Среди простого народа Якушево известно под именем «Николы-Старого». Это название дает основание предполагать, что церковь в Якушеве построена в глубокой древности; но эта древность не простирается далее XVII века, ибо в писцовых книгах 1628 года в сельце Якушеве, принадлежавшем тогда князю Волконскому, церковь не показана; в сельце тогда был двор вотчинников и 8 дворов пашенных бобылей.

Когда построена в первый раз в Якушеве церковь, сведений о том не сохранилось, но судя по подписи на иконе Нерукотворенного Образа, церковь существовала здесь в 1690 г.

До постройки настоящего каменного храма в Якушеве было две деревянных церкви, которые в 1819 г. сгорели.

В 1820 году вместо сгоревших церквей устроен каменный храм, который остается без изменений с наружной стороны до настоящего времени; внутренние же украшения храма обновлялись не однажды.

Престолов в храме в настоящее время пять: в холодном – в честь Смоленской иконы Божией Матери, во имя свв. равноапостольных Константина, Елены и св. пророка Илии, в трапезе теплой – в честь Рождества Христова и во имя Св. Николая Чудотворца.

Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена довольно богато. Из св. икон особенно чтимы прихожанами и окрестными жителями две иконы – Св. Николая Чудотворца и Нерукотворенного Образа Христа Спасителя; на последней сохранилась надпись, что она написана по усердию попа Луппа Васильева в 1690 году изуграфом Флорищевой пустыни.

Причта в приходе по штату положено: два священника, диакон и два псаломщика. На содержание их получается из разных источников до 1,000 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле.

Земли при церкви: усадебной 4 дес. 244 саж., под церковью, кладбищем п дорогами 4 десят. 2,156 саж., пахотной 47 дес. 2,156 саж., сенокосной 1 десят. и неудобной 18 десят.; план на эту землю имеется. Кроме того, в 1890 г. пожертвовано пахотной, сенокосной и лесной земли 58 десят. 497 саж.; доход с этой земли идет в пользу церкви.

Приход состоит из сельца Мордвинова (1 вер. от церкви) и деревень: Михайловской (1 вер.), Грачева (7 вер.), Смыкова (8 вер.), Боркова (1 вер.), Сурков (6 вер.), Самолюбова (6 в.), Антонова (4 вер.), Рыкова (8 вер.), Захарова (3 вер.), Хмельничинова (7 вер.), Тупицына (8 вер.), Скорынина (9 вер.), Брюхатова (8 вер.), Жабок (8 вер.), Серкова (6 вер.), Хрипунова (3 вер.), Борисова (4 вер.), Шалгонова (4 вер.). Афроси (6 вер.), Лоханина (10 вер.), Гаврилищ (3 вер.), Норогова (6 в.), Ушева (1 вер.), Осиповок (3 вер.), Шихирей (5 вер.), Хомутова (3 вер.), Сосновки (4 вер.), Тюрятова (9 вер.), Рычагова (9 вер.), Долгого Луга (9 вер.), Ильина (5 вер.), Нова (5 вер.) и Вяхирева (7 вер.), всего сельцо и 33 деревни, в них по клировым ведомостям числится 1,477 душ мужеского пола и 1,703 женского.

В сельце Мордвинове с 1847 г. существует народная школа; в настоящее время содержится на средства земства; учащихся в 1897 году было 51.

В дер. Ильине есть школа грамоты; учится в ней 10 человек.

* * *

221

В 1611 г. некто Григ. Орлов просил короля Сигизмунда и королевича Владислава отдать ему поместье кн. Дм. Пожарского сельцо Нижний Ландех за то, что Пожарский «им Государем изменил, отъехал с Москвы в воровские полки и бился с их Государевыми людьми». Просьба была уважена и Орлову дана королевичем Владиславом соответствующая жалованная грамота. (См. Собрание Государственных грамат и договоров т. II, стр. 566–67).

222

Царем Михаилом Феодоровичем в 1621 г. жалованная грамота кн. Д. М. Пожарскому была подтверждена. В этой грамоте кроме села Ландеха указаны следующие деревни, вошедшие в пожалованную вотчину: Василево, Шарготово-Горшково, Торопово-Шиловское, Плоховская, Ханеевская-Гавриловская, Сидорово, Пронина, Борисово, Сысаева-Смышляева, Денисовская-Доронинская, Фоминская, Крутикова-Исакова, Кулыева-Селиваново, Дубовое-Шишелово, Филисова, Котреховская-Кузьминское, Выходная-Помыкаловское, Выменщики-Кирютина, Рахманова, Залеское-Козули, Зяблецова-Ивановское, Деева, Гребенкина-Матюшинское, Якунино-Займище, Коркино-Чуркино, Денисово-Демидово, Паткино-Данилово, починки: Марков, Агафонов-Яркино, Федорков, Коровьин, Андреев, Шубин, Спиридоновский, Никитинский, Лавров, Турсенев, Фомин-Колтырино, Фураев-Петрунинский, Коленков-Щербинин, Коптев-Нетупоинской... и многия пустоши. (См. Собрание Госуд. грамат и договоров т. III, стр. 225–6).

Комментарии для сайта Cackle