В.Березин, В.Добронравов

Второй благочиннический округ

В состав второю округа входят следующие приходы: Бабасовский, Боровицкий, Гришинский, Индрусский, Кожинский, Ростригинский, Святовский, Сергиево-горский, Татаровский, Флоровский и Фоминковский.

Бабасовский приход

Село Бабасово, близ реки Оки на границе Гороховецкого уезда с Нижегородской губернией, находится в 180 вер. от губернского города и в 25 от уездного. – До учреждения губерний Бабасово входило в состав старинного Муромского уезда, а до учреждения Владимирской епархии принадлежало к Муромско-Рязанской епархии.

В начале XVII века Бабасово в числе других сел Муромского уезда было вотчиною дома бояр Романовых; в конце того же века оно входило в состав государевых пашенных сел. В половине XVIII века Бабасово принадлежало графу Ив. Илар. Воронцову.

Церковь в Бабасове несомненно существовала уже и в начале XVII столетия, когда оно было вотчиною бояр Романовых, но мы не имеем о том документальных сведений. Первые таковые сведения заключаются в писцовых книгах государевых дворцовых сел Муромского уезда 1684 г., где значится следующее: «Село Бабасово на речке на Бабасовке, а в оном церковь Рождества Христова древяна, в ней местных образов: образ Рождества Христа Бога нашего; образ Воскресения Христова, Пресвятыя Богородицы Владимирския – венец гривна серебрян золочен с каменем, образ Чудотворца Николая венец серебрян, образ св. муч. Флора и Лавра, Пресв. Богородицы Одигитрии, Иоанна Кущника, Никиты Мидийскаго да св. мученицы Ульянеи да преподобномученицы Марфы, страстотерпца Христова Георгия. Да в трапезе образ в.-муч. Георгия, Зиждителя да образ страшного суда; пред местными образы три свечи поставные вощаные на красках прикладу попа Ионы. Да в тябле деисус с праздники, а перед деисусы паникадило прикладу деревни Щипачихи Акинфия Обросимова. Да царския двери, сень и столицы да двери северныя, на них благоразумный разбойник Рах на празелени. Да в олтаре за престолом образ Пречистыя Богородицы да образ Пресв. Богородицы Тихвинския – венец серебрян золочен – приклад мирской; на престоле Евангелие печатное в десть – Евангелисты медные крыто бархатом, сосуды деревянные, покровы дорогильные красные, завеса у царских дверей полотняная ветхая, крест благословенный обложен серебром позолочен, другой без оклада, кадило, курганец, чаша медная; ризы дорогильные – оплечье учасковое, ризы полотняные, патрахель учасковая, пояс и поручи выбойчатые. – Да книг: апостол, шестоднев, триодь постная попа Евсевия, псалтирь следованная, минее общая, минее месяц Март, служебник, псалтирь учебная – печатные – прикладу бояр Ивана Никитича да Никиты Ивановича Романовых, часовник печатный. На колокольнице два колокола. А церковное строение приходских людей, а в который год та церковь строена старожилы не помнят».

Что касается Бабасовского причта и прихода того времени, то сведения об этом имеются в окладных Рязанской епархии книгах за 1678 г. «У церкви Рождества Христова в Бабасове, сказано здесь, двор попа Евсевия, двор просвирницын да приходских крестьянских 19 дворов, два двора бобыльских, деревня Малое Щелоково – в ней 3 двора крестьянских и 1 бобыльский, д. Большое Щелоково, в ней 13 дв. крестьянских и 3 бобыльских (в настоящее время в приходе одна деревня Щелокова, в которой 57 дворов), д. Щипачиха, в ней 20 дв. крестьянских и 3 бобыльских (в настоящее время здесь 74 двора), д. Степанково, в ней 9 дв. крестьянских и 3 бобыльских (ныне здесь 59 дворов), д. Зименки, в ней 4 двора бобыльских (ныне здесь 25 дворов). Церковной земли по сказке попа Евсевия из крестьянских дач по три четверти в поле; по окладу данных денег церковь платила рубль 13 алтын 3 деньги».

В 1747 г. Рождественская церковь в Бабасове оказалась весьма ветхой («во время дождевного лияния происходит великая течь и Божественная служба отправляется с великою нуждою»), посему прихожане просили у архиепископа Рязанского и Муромского Алексия благословения на построение новой деревянной церкви во имя того же праздника с приделом Преп. Марии Египетской. Преосвященный разрешил построить церковь без придела, вместо же придела «написать образ добрым письмом и поставить в настоящей церкви».

В 1782–84 гг. при Рождественской церкви была построена другая теплая деревянная церковь во имя св. пророка Илии; построена и освящена она уже с благословения Владимирских епископов Геронима и Виктора.

В 1829 г. вместо деревянных церквей начат постройкою каменный храм; постройка его была окончена в 1852 году, а освящен настоящий храм в 1859 г. Трапеза в 1861–62 гг. перестроена.

В 1870 г. устроена при храме каменная колокольня.

Престолов в храме в настоящее время три: в холодном во имя Рождества Христова, в трапезе теплой во имя св. прор. Илии и Успения Божией Матери.

Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. – В настоящее время сохранилось в церкви несколько древних и почитаемых в приходе за чудотворные икон; таковы иконы: 1) Казанской Божией Матери. 2) Владимирской Божией Матери в ризе жемчужной с венцом серебряным вызолоченным, по сторонам ее изображение двунадесятых праздников, 8) Смоленской Божией Матери и 4) две иконы Спасителя.

В церковном архиве сохранились: выписка из писцовых книг 1684 г., храмозданные грамоты архиепископа Рязанского Алексия 1747 г. и епископа Владимирского Иеронима 1782 г., храмоосвятительная грамота епископа Владимирского Виктора 1784 года.

Причта при церкви по штату положено – священник, диакон и псаломщик. На содержание их из разных источников получается до 800 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле.

Земли при церкви по плану 36 дес. 576 кв. саж., из них 21 дес. 470 кв. саж. пахотной, 1 дес. усадебной, 1 дес. 980 саж. сенокосной, под кустарником 2 десят. 750 саж., под выгоном 2 дес. 1,200 с., под болотом 5 дес. 1,000 саж., под дорогами, церковью и кладбищем 1 дес. 1,700 саж. Особого плана на эту землю нет, а значится она в плане крестьянской земли.

Приход состоит из села Бабасова и деревень: Щепачихи (2 вер. от церкви), Степанькова (1½ вер.), Щелокова (4 вер.), Зименок (6 вер.) и Липовки (10 вер), в коих по клировым ведомостям числится 914 душ муж. пола и 948 женского; все православные.

В Бабасове с 1886 г. существует церковно-приходская школа; учащихся в 1897–98 году было 48.

Боровицкий приход

Село Боровицы близ р. Оки при озере Караснове находится в 150 верст. от губернского города и в 55 вер. от уездного.

Первые сведения о церкви и приходе Боровицком мы находим в окладных книгах Рязанской епархии за 1678 год, так как прежде Боровицы значились в Муромском уезде и потому принадлежали к Рязанской епархии.

В 1678 г. в Боровицах (или Боровичах, как записано в окладных книгах) значится церковь во имя Николая Чудотворца; у той церкви двор попа Александра, двор дьячков и просвирницын; в приходе двор помещиков скотной, на нем живут две вдовы, да 10 дворов крестьянских, деревня Сафоново, в ней двор помещиков скотной да 17 дв. крестьянских (в настоящее время здесь 25 дв.), д. Мартынова, в ней 12 дв. крестьянских (ныне здесь 21 дв.), д. Старая, в ней 4 дв. крестьянских (в настоящее время этой деревни не существует), д. Алешунино, в ней 8 дв. крестьянских (в настоящее время 15 дворов), д. Михайловская – 14 дв. крестьянских (ныне здесь 61 двор), д. Сосницы, в ней двор помещиков и 7 дв. крестьянских (в настоящее время 61 двор). Да по сказке попа Александра церковной земли по пять четвертей в поле, сенных покосов по 50 копен, а та земля и покосы из боярских дач.

В 1788 году в Боровицах построена была новая деревянная же церковь, так как прежняя обветшала.

В 1842 году вместо деревянной церкви начат постройкой каменный храм; трапеза была окончена и освящена в 1847 г., а главный храм только в 1866 году.

Престолов в каменном храме три: главный во имя Св. Николая Чудотворца, в трапезе теплой во имя св. муч. Флора и Лавра и св. муч. Параскевы.

Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно; чего-либо замечательного по древности или ценности не имеется.

Причта при церкви по штату положено: священник, диакон и псаломщик. На содержание их из разных источников получается до 1,100 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле.

Земли при церкви: усадебной и пахотной 15 дес. 152 саж., под болотом и истоками 2 дес. 338 саж. и сенокосной 11 дес. 1,857 саж.; план и межевая книга на землю имеются; пахотная земля во время половодья заливается водою.

Приход состоит из села Боровиц и деревень: Мартынова (½ вер. от церкви), Захарова (5 вер.), Софонова (3 вер.), Алешунина (3 вер.), Михайловской (5 вер.), Сосниц (6 вер.) и Полевской (6 вер.)207; в них по клировым ведомостям за 1897 г. числится 1,200 душ муж. пола и 1,379 женского.

В селе Боровицах с 1862 года существует народная школа, переименованная в 1884 году в церковно-приходскую; учащихся в 1897–98 году было 56.

Гришинский приход

Село Гришино близ р. Суворщи находится в 150 верстах от губернского города и в 35 от уездного.

Гришино, как и предыдущие два села, прежде значилось в Замотринском стане Муромского уезда и Рязанской епархии. По писцовым книгам 1628–30 гг. жеребей села Гришина значится в поместье за Львом Андр. Микулиным и Фед. Плещеевым, а остальная часть в вотчине за Богданом Бельским и Никулиным, в селе тогда были 1 двор помещиков, 1 вотчинников, 1 дв. прикащика, 1 дв. задворного человека, 27 дв. крестьянских и 9 дв. пустых.

В селе была церковь во имя Покрова Пресв. Богородицы с приделом во имя Льва епископа – «древяна клецки», при церкви были пономарь и просвирница и 8 бобыльских дворов на церковной земле, пашни церковной было по 20 четв. в поле, сенных покосов 30 копен.

В окладных книгах 1678 г. о Гришинском приходе имеются следующие сведения: «в с. Гришине церковь Покрова Пресв. Богородицы; у той церкви двор попов, двор дьячков, пономарев, да в приходе – двор помещиков, двор прикащиков, 50 дворов крестьянских и 1 бобыльский, 5 дв. церковных бобылей, дер. Зыкова, в ней 16 дв. крестьянских (в настоящее время здесь 61 двор), дер. Рожкова, в ней 21 дв. крестьянский (ныне здесь 70 дворов), дер. Судакова, в ней 5 дв. крестьянских (в настоящее время этой деревни не существует), дер. Просья – 5 дв. крестьянских (в настоящее время 77 дворов), дер. Бухвостова – 15 дв. крестьянских; дер. Лобанова – 7 дв. крестьянских, дер. Чудская – 16 дв. крестьянских (в настоящее время эта деревня в Растригинском приходе, в ней 33 двора), дер. Тронино – 8 дв. крестьянских (ныне здесь 22 двора). По поповой сказке церковной земли по 10 четв. в поле, а писцовой выписи на ту землю не положил».

Деревянная церковь в Гришине существовала до 1847 г.; была ли она в XVII и XVIII вв. перестраиваема, сведений о том не сохранилось. В 1830 году начат был постройкою каменный храм, постройка была окончена и храм освящен в 1847 г.

Престолов в этом храме в настоящее время три: главный во имя Покрова Пресв. Богородицы, в трапезе теплой во имя Муромских чудотворцев кн. Петра и Февронии и Св. Николая Чудотворца.

Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно; чего-либо замечательного по древности или ценности не сохранилось.

Причта при церкви по штату положено – два священника, диакон и два псаломщика. На содержание их из разных источников получается более 1,500 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле.

Земли при церкви: усадебной 3 дес., пахотной 37 дес. 2,291 саж. и 5 дес. неудобной, сенокосной 5 дес. 700 саж.; полного плана на всю землю не имеется.

Приход состоит из села Гришина и деревень: Федоркова (1 вер. от церкви), Мясникова (3 вер.), Рожкова (1½ вер.),208 Зыкова (5 вер.), Просьи (6 вер.), Заозерья (3 вер.) и Тронина (2 вер.), в коих по клировым ведомостям за 1897 год числится 1,774 души муж. пола и 2,043 души женского, из них, склонных к расколу 828 душ обоего пола.

В Гришине с 1861 года существует народная школа, содержится она в настоящее время на средства земства; учащихся в 1897–98 г. было 50.

Индрусский приход

Погост Индрус или, как он значится в старинных документах и в просторечии, Вындрус на речке Индрусске находится в 150 верстах от губернского города и в 50 от уездного.

Этот погост под именем Рождественского значится в писцовых книгах Муромского уезда 1628–30 гг.; на погосте тогда была церковь во имя Рождества Пречистые Богородицы – древяна клецки с папертью, построенная и украшенная прихожанами; при церкви 3 священника, 1 дьячок, пономарь и просвирница, 5 келей нищих, которые «питались от церкви Божией»; пашни церковной было по 40 четв. в поле, сена 20 копен.

Об Индрусской церкви и приходе имеются в окладных книгах 1678 года следующие сведения: «в погосте на Вындрусе церковь Рождества Пресвят. Богородицы, у той церкви дворы попов Ивана и Григорья, дворы пономарский и просвирницын, да приходских: 7 дв. крестьянских и 2 бобыльских, дер. Оносова, в ней двор помещиков, а в нем живет деловой человек, да 15 дворов крестьянских (в настоящее время здесь 16 дворов), дер. Дикая Рамень, в ней 12 дв. крестьянских и 3 бобыльских (ныне здесь 27 дв.), дер. Переродова, в ней 15 дв. крестьянских и 6 бобыльских (ныне здесь только 16 дворов), дер. Быкасова – 12 дв. крестьянских и 2 бобыльских (ныне 14 дворов); дер. Обеднина – дв. крестьянских и 10 бобыльских (ныне 26 дворов), дер. Микляева – 4 дв. крестьянских и 5 бобыльских (ныне 44 двора), дер. Медведева – 5 дв. крестьянских и 2 бобыльских (в настоящее время в приходе этой деревни нет), дер. Горки, в ней двор помещиков, 1 дв. крестьянский и 3 бобыльских (этой деревни не существует ныне), Золотово – 20 дв. крестьянских и 8 бобыльских (ныне здесь 50 двор.), дер. Мясниково – 3 двора крестьянских и 2 бобыльских, дер. Поповка, в ней 2 двора помещиковых, 5 крестьянских и 3 бобыльских, дер. Белая Рамень – 7 дв. крестьянских (ныне здесь 42 двора), дер. Ложанкова (?) 3 дв. крестьянских и 4 бобыльских, дер. Панфилова – 28 дв. крестьянских и 13 бобыльских. Да церковной пахотной земли по 6 чет. в поле, да пустошь Поповка, в ней 5 четв. земли, сенных покосов 10 копен».

В 1762–73 гг. вместо прежней деревянной обветшавшей уже церкви построена новая деревянная же церковь и освящена в честь того же праздника; при ней устроен был придел во имя св. муч. Параскевы.

Эта деревянная церковь, ремонтированная в 1856 г., в 1878 г. сгорела, но церковное имущество почти все было спасено от пожара. В том же году построена новая деревянная церковь, которая существует в Индрусе и в настоящее время.

Престол в ней один в честь Рождества Пресвятые Богородицы.

Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из св. икон особенно чтима прихожанами древняя икона св. муч. Параскевы, во имя коей был придел в прежнем храме. – В церковном архиве сохранилась грамота епископа Владимирского Иеронима, данная в 1778 г. на освящение храма.   .

Причта при церкви по штату положено: два священника, диакон и 2 псаломщика. На содержание их получается: обязательного оклада с прихожан 444 р., 15 четв. ржи и 15 четв. овса, от земли пахотной и сенокосной до 800 руб., добровольных пожертвований за требоисправления до 200 руб., жалованья из государственного казначейства 931 руб. и арендной платы за землю 100 руб., а всего (в 1897 г.) 2,065 руб. Дома у членов причта собственные на церковной земле.

Земли при церкви: усадебной 4 дес., пахотной 91 десят. 1,238 саж., сенокосной 4 дес. 1,280 саж. и неудобной 7 дес. 1,810 саж.; плана и межевой книги на землю не имеется.

Приход состоит из деревень: Оносова (2 вер. от церкви), Новой Дикой Рамени (2 вер.), Белой Рамени (5 вер.), Лозова (5 вер.), Ширина (6 вер.), Семеновки (6 вер.), Антонихи (6 вер.), Ломовки (7 вер.), Переродова (8 вер.), Быкасова (8 вер.), Обеднина (5 вер.), Микляева (6 вер.) и Золотова (8 вер.); в этих поселениях по клировым ведомостям числится за 1897 год 1,708 души муж. пола и 1,917 женского, из них раскольников 807 душ обоего пола.

В приходе имеются две церковно-приходских школы: а) в д. Новой Дикой Рамени, учащихся в 1897–98 году было 81, б) в д. Микляеве, учащихся в 1896–97 г. было 41.

Кожинский приход

Село Кожино на речке Курже находится в 140 верст. от губернского города и в 17 вер. от уездного.

До 1764 г. село Кожино принадлежало Суздальскому Спасо-Евфимиеву монастырю; оно было приложено в монастырь частию в 1573 г. Марьей Григорьевой Третьяковой женою Кожина и частию в 1588 г. Софьей Никифоровой дочерью Кожина.

В писцовых книгах Гороховецкого уезда 1628 года о Кожине отмечено следующее: «в селе Кожине церковь пророка Илии древяна клецки вверх – строение Спасского монастыря и приходских людей, при церкви поп, дьячек, пономарь и просвирница, 4 кельи нищих «питаются от церкви Божией»; в селе двор монастырский, а в нем живут старцы для монастырской пашни, 4 двора монастырских детенышей, 7 дв. крестьянских и 5 бобыльских; пашни монастырской «середние земли» по 40 четв. в поле, крестьянской 39 четв., сена 20 копен, на Клязьме 70 копен и отхожева сена 70 копен, пашни церковной середние земли по 10 четв. в поле, лесу окола села непашенного 20 десятин».

По переписным книгам 1678 года в Кожине значатся уже две церкви – во имя св. прор. Илии и Казанской иконы Пресв. Богородицы, при церкви священник, дьячек, пономарь и просвирница, 1 келья нищих, в селе двор монастырский. 16 дворов крестьянских и 20 бобыльских.

В 1760–1772 гг. вместо деревянных церквей построен в Кожине каменный двухэтажный храм, который без существенных изменений сохранился здесь до настоящего времени. Главною строительницей храма была, по преданию, помещица Аг. Андр. Оболдуева.

Престолов в этом храме два: в верхнем этаже во имя св. пророка Илии, в нижнем в честь Казанской иконы Божией Матери.

Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из св. икон особенно чтимы прихожанами икона Николая Чудотворца и икона Московских Святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа.

В церковном архиве сохранилась грамота, данная на освящение храма епископом Владимирским Иеронимом в 1772 г.

Причта при церкви по штату положено: два священника, диакон и два псаломщика. На содержание их из разных источников получается до 900 руб. в год. – Дома у членов причта собственные на церковной земле.

Земли при церкви: пахотной 80 дес. и сенокосной 3 дес.; план и межевые книги имеются только на 15 дес.

Приход состоит из села Кожина и деревень: Мелкишева (вблизи церкви), Клокова (1½ вер. от церкви)209, Дрокова (1½ вер.), Березниц (2 вер.), Ескина (4 вер.), Большой Карповки (4 вер.), Краснова (4 вер.), Внукова (4 вер.)210, Чулкова (4 вер.). Гончаров (6 вер.), Повалихина (7 вер.) и селец: Отводного (2 вер.), Аксакова (2 вер.)211 и Дубровы (4 вер.); во всех этих поселениях по клировым ведомостям за 1897 год числится 1,527 душ муж. пола и 1,736 женского, из них раскольников 9 душ обоего пола.

В приходе имеются две земских народных школы: 1) в селе Кожине с 1848 года, учащихся в 1897–98 учеб. году было 96, 2) в д. Гончарах с 1897 г. учащихся – 40.

Ростригинский приход

Село Ростригино находится в 185 верст. от губернского города и в 80 вер. от уездного.

В писцовых книгах Муромского уезда, к которому прежде принадлежало Ростригино, 1628–80 гг. значится погост Ростригино. На погосте церковь во имя Николая Чудотворца с приделом во имя благов. кн. Бориса и Глеба древяна вверх на подклетех с папертью, построенная боярином князем Иваном Ник. Одоевским; тут же стоит другая церковь тех же святых ветхая без пения; при церкви два священника, пономарь и просвирница; на церковной земле 9 дворов бобыльских, которые платят попам оброку по полтине со двора; здесь же 6 келей нищих, которые питаются от церкви Божией: пашни церковной по 9 четв. в поле, сена в разных местах сто копен. На погосте двор князя Одоевского, 15 дв. безпашенных бобылей; на погосте торг и кабак, торгуют в четверг, кабак и тамга – вотчинниковы.

Из этой отметки писцовых книг, что на погосте в 1628–80 гг. стояла ветхая церковь, ясно видно, что первоначальное основание церкви в Ростригине относится к глубокой древности.

В окладных книгах Рязанской епархии за 1678 год Ростригино названо уже селом. В селе церковь во имя Николая Чудотворца; у той церкви двор попа Корнилия, у него живет его зять дьякон той церкви, двор попа Василия, дворы дьячков, пономарев и просвирницын да приходских: двор подъячего земских дел, 27 дворов крестьянских и 8 бобыльских (в настоящее время в Ростригине 58 двора), деревня Сельцо – 11 дв. крестьянских и 2 дв. помещиковых (ныне здесь 26 дворов), дер. Першино – 15 дв. крестьянских (ныне здесь 29 дв.), д. Барзаково – в ней двор прикащиков и 10 дв. крестьянских (ныне 18 дворов.), дер. Заозерье – 14 дворов крестьянских (ныне эта деревня в Гришинском приходе, в ней 65 дв.), д. Сажицы (?), в ней 3 дв. детей боярских и 5 крестьянских, д. Погорелка – 32 дв. крестьянских, д. Фоминка212, а в ней двор боярский, где живет прикащик и 9 дв. крестьянских, д. Федоровка – 16 дворов крестьянских, д. Огрызково – 20 дв. крестьянских, д. Реброва – 35 дв. крестьянских и 14 бобыльских, д. Мосеевка – 9 дв. крестьянских н 4 бобыльских. д. Новцова – 6 дв. крестьянских и 3 бобыльских (ныне здесь 20 дв.), д. Лисино – 15 дв. крестьянских и 16 бобыльских, д. Сосняжная – 7 дв. крестьянских и 1 бобыльский, д. Яковлев починок – 5 дв. крестьянских и 2 бобыльских. д. Починок – 6 дв. крестьянских и 2 бобыльских (ныне здесь 65 дв.), д. Полевская – 9 дв. крестьянских (ныне эта деревня в Боровицком приходе, в ней 49 дв.), д. Черненкова – 10 дв. крестьянских (ныне здесь 20 дв.), д. Быкасова – 20 дв. крестьянских (ныне 77 дв.), д. Ивачево – 22 дв. крестьянских (ныне здесь 79 дворов), д. Рождественское – 35 дв. крестьянских (ныне здесь 85 дв.), д. Истомина – 11 дв. крестьянских (ныне здесь 19 дворов), д. Осинки – 25 дв. крестьянских, д. Баландино – 17 дв. крестьянских. По сказке попа Корнилия с товарищи земли церковной по 6 четв. в поле, сенных покосов на 9 копен; крепостей на ту землю не положили.

Упомянутая в этой описи деревянная церковь существовала в Ростригине до половины текущего столетия; в 1850 г. она сгорела и к 1862 г. построен был на средства помещика князя А. Фед. Орлова каменный двухэтажный храм, который существует здесь и в настоящее время.

Престолов в храме четыре: в нижнем этаже во имя См. Николая Чудотворца и св. в.-муч. Георгия, в верхнем этаже во имя св. Алексия, митрополита Московского и во имя св. благов. княгини Ольги.

Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из св. икон особенно чтимы прихожанами старинные иконы Казанской Божией Матери и Св. Николая Чудотворца.

Причта при церкви по штату положено – два священника, диакон и два псаломщика. На содержание их получается из разных источников до 900 руб. в год. – Дома у членов причта собственные на церковной земле.   .

Земли при церкви: усадебной 3 дес., пахотной 57 десят. 1,822 саж., сенокосной 13 дес.; план и межевая книга на землю имеются.

Приход состоит из села Ростригина и деревень: Сельца (½ вер. от церкви), Починок (1½ вер.), Черненкова (8 в.). Павликова (10 вер.), Быкасова (10 вер.), Ивачева (7 верст), Рождествина (6 вер.), Истомина (6 вер.), Барзакова (3 вер.), Першина (1 вер.), Чудской (4 вер.) и Новца (7 вер.); во всех этих поселениях по клировым ведомостям числится за 1897 г. 2,256 душ муж. пола и 2,394 женского.

В Ростригине с 1862 г. существует народная школа, содержится на средства земства, учащихся в 1897–98 году было 68.

Святовский приход

Село Свято при озере того же имени находится в 140 в. от губернского города и в 43 от уездного.

В писцовых книгах 1628–30 гг. Муромского уезда мы находим следующую отметку о селе Святе: «за Муромцем Иваном Сергеевым Осорьиным сельцо, что была пустошь, Свято на озере; здесь место церковное, что была церковь Архистратига Михаила, стараго запустения; пашни церковной поросло большим лесом по 15 четв. в поле; в сельце двор помещиков и 3 двора крестьянских».

Такая отметка писцовых книг ясно свидетельствует, что церковь в селе Святе основана в глубокой древности. – Когда церковь была здесь возобновлена, точных сведений о том не сохранилось, но в окладных книгах Рязанской епархии за 1678 г. в селе Святе отмечена уже церковь во имя Архистратига Михаила; при ней тогда священника не было, в приходе 8 дв. крестьянских и 3 бобыльских; земли церковной 2 четв. в поле.

Этот деревянный храм существовал в с. Святе до 1829 г. и крайне обветшал. В 1819–29 гг. вместо него на средства помещика Муромцева и прихожан построен небольшой каменный храм; в 1863–64 гг. трапеза храма была расширена и с того времени храм остается без существенных изменений.

Престолов в храме три: в холодном во имя Архистратига Михаила, в трапезе теплой в честь Смоленской иконы Божией Матери и Св. Николая Чудотворца.

Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. – От прежнего времени в церкви сохранилось напрестольное Евангелие изд. 1637 года.

Причта при церкви по штату положено: священник, диакон и псаломщик. На содержание их получается: обязательного оклада с прихожан 837 руб., 12 четв. ржи и 12 четв. овса, добровольной платы за службы и требоисправления – 180 р. (в 1897 г.) и от земли пахотной и сенокосной 47 р. Дом для священника церковный, у диакона и псаломщика собственные на церковной земле.

Земли при церкви: усадебной 1 дес. 863 с., пахотной 33 дес.; план и межевые книги на эту землю имеются. Кроме того в пользу причта пожертвовано 13 дес. 263 саж. пахотной земли и 6 дес. сенокосной в разных пустошах. Вместо 4 дес. этой земли обменено удельным ведомством 24 дес. разного качества земли; крепостные документы на землю имеются.

Приход состоит из села Свята, в котором в настоящее время 32 двора, и деревень: Сосняжной (2 вер. от церкви)213, Горловки (2 вер.), Васина (3 вер.)214, и Таранова (3 вер), в коих по клировым ведомостям за 1897 год числится 1,174 души муж. пола и 1,317 женского.

В с. Святе существует земская народная школа; учащихся в 1897–98 г. было 100.

В д. Таранове есть школа грамоты; учащихся в том же году было 20.

Сергиево-горский приход

Село Сергиево-горки при речках Индрусе и Важне находится в 12 вер. от губернского города и в 50 от уездного.

До 1764 года это село принадлежало Троице-Сергиеву монастырю; кем и когда оно было приложено в монастырь, о том мы не имеем сведений. – Не известно также, когда здесь построена в первый раз церковь.

Первые документальные сведения о Сергиево-горской церкви и приходе мы находим в окладных книгах Рязанской епархии за 1678 год; в этих книгах отмечено следующее: «Церковь преп. Сергия Радонежского в погосте Горках, у церкви двор попа Никифора, двор попа Луки с зятем его попом Алексеем, у попа Луки на дворе живут в разных избах два дьячка, дворы пономарской и просвирницын да приходских дворов: двор монастырский, на нем живет дворник, 11 дв. крестьянских и 1 бобыльский (в настоящее время здесь 51 двор), д. Медведева – 17 дв. крестьянских (ныне здесь 75 дворов), д. Лиски – 5 дв. крестьянских и 4 бобыльских, д. Рытое – 19 дв. крестьянских и 1 бобыльский (ныне здесь 37 дворов), д. Денисова – 15 дв. крестьянских, д. Овинищи – 10 дв. крестьянских, д. Крутая – 12 дв. крестьянских, д. Большое Бахтолово – 8 дв. крестьянских и 1 бобыльский, д. Малое Бахтолово – 7 дв. крестьянских и 1 бобыльский (ныне одно Бахтолово, в нем 32 дв.), д. Пригорева – 5 дв. крестьянских и 1 бобыльский (ныне здесь 13 дв.), д. Уракова – 2 дв. крестьянских, д. Наумова – 8 дв. крестьянских и 1 бобыльский, д. Куроедова – 11 дв. крестьянских, д. Черкятино – 6 дв. крестьянских, д. Чадка – 4 дв. крестьянских и 1 бобыльский, д. Ключева – 13 дв. крестьянских и 1 бобыльский (ныне здесь 25 дв.), д. Злобаево – 19 дв. крестьянских и 2 человека захребетников (ныне 79 дв.), д. Онаньино – 14 дв. крестьянских и 3 дв. бобыльских (ныне 29 дв.), д. Старинки – 13 дв. крестьянских (ныне 33 дв.), д. Терюхино – 6 дворов крестьянских, Борокина – 14 дв. крестьянских и 1 бобыльский, д. Трухачева – 18 дв. крестьянских (ныне здесь 26 дв.), д. Драницына – 12 дв. крестьянских, д. Крюкова – 20 двор. крестьянских, д. Усад – 10 дв. крестьянских. Да по сказке поповой пашни на 10 четв. в поле, сенных покосов на 15 копен».

Таким образом в конце XVII века Сергиево-Горский приход был многолюднейшим приходом.

Из данных местной церковной летописи видно, что во второй половине XVIII века в Сергиевых-Горах было две деревянных церкви: холодная – во имя Живоначальные Троицы с приделом во имя преп. Сергия Радонежского и теплая – во имя Св. Николая Чудотворца. В 1775 году обе церкви сгорели. В 1776 г. теплая церковь была построена вновь, холодная же церковь была построена только в 1785 г. и освящена в честь препод. Сергия. – В приходе в то время было 274 двора.

В 1819–24 гг. вместо деревянных церквей был устроен каменный храм. В 1878–80 гг. трапеза была расширена и с того времени храм существует без изменений.

Престолов в этом храме три: главный – во имя препод. Сергия Радонежского, в трапезе теплой – во имя Св. Николая Чудотворца и Шуйской-Смоленской Божией Матери.

Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из св. икон особенно чтимы прихожанами иконы препод. Сергия и Шуйской-Смоленской Божией Матери. Сохранилось старинное напрестольное Евангелие, изданное в 1627 г., и апостол времени патриарха Иосифа.

Причта при церкви по штату положено: два священника, диакон и 2 псаломщика. На содержание их из разных источников получается до 1,000 руб. в год. Дома для членов причта собственные на церковной земле.

Земли при церкви: усадебной 8 десят., сенокосной 4 десят. и пахотной 81 десят.; плана и межевых книг на землю нет.

Приход состоит из села Сергиевых-Горок и деревень: Ананьина (1 вер. от церкви), Злобаева (3 вер.), Ключева (5 в.), Старинок (4 вер.), Трухачихи (2 вер.), Медведева (4 вер.), Курбатихи (7 вер.), Рытого (4 вер.), Бахтолова (1 вер.), Чистого (5 вер.) и Пригорева (1 вер.); во всех этих поселениях по клировым ведомостям за 1897 год числится 1,667 душ муж. пола и 1,858 женского, из них раскольников австрийского священства 144 души и Спасова Согласия 1,092 души обоего пола.

В приходе две земских народных школы: 1) в Сергиевых-Горках – учащихся в 1897–98 г. было 75, 2) в деревне Медведеве – учащихся в то же время 30.

Татаровский приход

Село Татарово при безымянных родниках находится в 140 верст. от губернского города и в 50 от уездного.

Церковь в селе Татарове и Татаровский приход существуют только с 1874 года. До этого времени Татарово было деревней Старо-Замотринского прихода. По окладным книгам Рязанской епархии за 1678 г. в дер. Татарове значится 16 дворов крестьянских и 2 бобыльских (в настоящее время в селе Татарове 170 дворов); в дер. Нуле, которая ныне находится в Татаровском приходе, в 1678 г. было 12 дворов крестьянских и 1 бобыльский (ныне здесь 78 дворов).

В 1870–74 гг. в дер. Татарове на средства прихожан построена деревянная церковь. Дальнее расстояние от приходской церкви в погосте Замотринском и неудобства сообщения с нею особенно зимою и в распутицу, заставили Татаровских жителей построить свой особый храм.

Престолов в храме два: главный – во имя Св. Николая Чудотворца, в приделе – во имя св. муч. Флора и Лавра.

Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно.

Причта в приходе по штату положено: священник, диакон и псаломщик. На содержание их получается: от земли сенокосной 25 руб., хлебной руги и сбора на 77 р. 50 коп., обязательного оклада с прихожан 100 руб. и добровольных вознаграждений за требоисправления 418 руб., всего в 1807 г. 711 руб. Дома для священника и псаломщика общественные на церковной земле, у диакона собственный на общественной земле.

Земли при церкви: усадебной 3 дес., пахотной 24 десят. 1,020 саж., сенокосной 6 дес., план на всю эту землю имеется; пахотная земля песчаная.

Приход состоит из села Татарова и деревень: Нули (2 версты от церкви), Ольгина (4 вер.), Ожигова (7 вер.) и Пензы (12 вер.), в коих по клировым ведомостям числится за 1897 год 1,858 душ муж. пола и 1,475 женского.

В Татарове с 1800 г. существует церковно-приходская школа; учащихся в 1807–08 году было 47.

Флоровский приход

Погост Флоровский находится в 140 верст. от губернского города и в 10 от уездного.

В писцовых книгах Гороховецкого уезда 1628 г. отмечено: «погост Фроловский, на погосте церковь во имя Св. Николая Чудотворца древяна клецки вверх, строение мирское, при церкви поп, дьячек, пономарь и просвирница, 2 кельи нищих, которые питаются от церкви Божией; пашни церковной «худые земли» по 25 четв. в поле, сена по р. Клязьме по 50 копен».

В переписных книгах того же уезда за 1678 год на погосте показана церковь во имя Николая Чудотворца с приделом во имя св. муч. Флора и Лавра рублена клецки верх шатром, над трапезою колокольня шестериком; при церкви два священника, пономарь и просвирница.

В начале текущего столетия во Флоровском погосте было уже две церкви: холодная – в честь Владимирской иконы Божией Матери и теплая – во имя Св. Николая Чудотворца.

В 1884 г. вместо деревянных церквей начат постройкою каменный храм; постройка была окончена и храм освящен в 1858 году. С того времени храм остается без существенных изменений.

Престолов в храме три: в холодном – в честь Владимирской иконы Божией Матери, в трапезе теплой – во имя Св. Николая Чудотворца и св. муч. Флора и Лавра.

Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь не богата. Из св. икон обращает на себя внимание местная икона св. муч. Татианы с частицами св. мощей ее. Сохранилось старопечатное Евангелие, приложенное в храм в 1709 г. помещиком Оболдуевым.

Причта в приходе по штату положено: два священника, диакон и два псаломщика. На содержание их получается: жалованья из казны 931 руб., от земли чистого дохода до 200 р., от служб и требоисправлений до 400 р., процентов с причтового капитала (1,068 р.) 42 руб., а всего в 1897 г. 1,673 р. Дома у членов причта собственные на церковной земле, за исключением дома диакона, который на общественной земле.

Земли при церкви: пахотной 58 дес. 30 кв. саж., усадебной 2 десят., сенокосной 13 дес. 457 кв. саж.; план и межевые книги на эту землю имеются. Кроме того, имеется неудобная сенокосная земля в урочище «Панине» около 8 дес.

Приход состоит из деревень: Шубина (½ версты от церкви)215, Якушина (1 вер.), Мещерок (2 вер.)216, Сапунова (4 вер.)217, Беркунова (5 вер), Юрятина (6 верст), Молодников (5 вер.)218, Манылова (18 вер.), Васильчикова (4 вер.), Погоста (3 вер.)219 и Нечаевой (5 вер.); во всех этих деревнях числится по клировым ведомостям 1897 г. 1,107 душ мужеского пола и 1,220 женского, в том числе раскольников 241 душа.

При церкви имеется церковно-приходская школа; учащихся в 1897–98 году было 51.

Фоминковский приход

Село Фоминка находится в 130 верстах от губернского города и в 36 вер. от уездного.

Построение церкви в Фоминке и образование особого прихода относится к половине XVIII столетия; до этого времени Фоминка и настоящие приходские деревни были приписаны к Растригинскому приходу.

В 1750–53 гг. вдовая княгиня Марфа Петр. Долгорукова построила в дер. Фоминке деревянную церковь в честь Казанской иконы Пресв. Богородицы; храмозданная грамота была выдана архиепископом Рязанским Алексием. – При новопостроенной церкви образовался особый приход, в состав коего в 1753 г. вошли: село Фоминка, в нем двор помещиков и 18 дв. крестьянских (в 1678 г. здесь было 9 дв. крестьянских, а в настоящее время 125 дворов), дер. Реброва – 35 дв. крестьянских (в 1678 г. здесь было 49 двор., ныне здесь 68 двор.), дер. Баландина – 30 дворов (в 1678 г. – 17 двор., ныне здесь 77 двор.), дер. Осинки – 15 дв. крестьянских (в 1678 г. было 25 дв., ныне 35 дв)., дер. Полевская – 9 дворов (в 1678 г. – тоже 9 дворов, а ныне 49 двор.), дер. Орлинец – 2 двора (в 1678 г. и ныне этой деревни не существует), дер. Зименки – 3 двора (ныне здесь 23 двора), дер. Мосеевка – 7 дв. (в 1678 г. здесь было 13 дв., ныне здесь 35 дв.), дер. Лисина – 17 дв. (в 1678 г. – 31 двор, а ныне 48 дв.), дер. Старый Поташ – 7 дв. (ныне 19 дв.), дер. Новый Поташ – 30 дв. (ныне здесь 45 дв.), дер. Солчино – 10 дворов, дер. Тимкино – 15 двор., дер. Заучье – три двора (в настоящее время этих деревень не существует), д. Заозерье – 17 дворов (в 1678 г. было 14 дв., а ныне 65 дворов); всего в приходе составилось 220 дворов.

К церкви был определен священник Глеб Петров, отведено пахотной земли по 15 четв. в поле, сенных покосов по 30 конец.

В 1774 г. эта церковь сгорела и в 1775 г. старанием помещика Демидова построена была новая деревянная же церковь. В 1779 г. по желанию помещика Жеребцова эта церковь перенесена была на приходское кладбище, где и существует до настоящего времени. Но освящена она здесь во имя св. Прокопия и Иоанна, Устюжских чудотворцев; богослужение совершается в ней только в летнее время.

В 1801 году вместо перенесенной деревянной церкви начать постройкою каменный храм, постройка была окончена и храм освящен в 1806 г. С того времени наружный вид храма остается без изменений, внутренние же украшения обновлялись не однажды.

Престолов в храме два: главный – в честь Казанской иконы Божией Матери, в приделе – во имя св. в.-муч. Никиты.

Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из св. икон особенно чтима прихожанами икона Св. Николая Чудотворца, приложенная в храм кн. Одоевскими в 1753 г.

Причта в приходе по штату положено: два священника, диакон и два псаломщика. – На содержание их получается: обязательного оклада с прихожан 720 р. 44 к. и из других разных источников 1,750 руб.; всего в 1847 году получено 2,472 руб. Дома у членов причта собственные на церковной земле.

Земли при церкви: усадебной 3 десят., сенокосной 8 дес. и пахотной 30 дес.; копии с плана и межевых книг на сенокосную и пахотную землю имеются.

Приход состоит из села Фоминки и деревень: Осинок (6 верст от церкви), Баландина (7 вер.), Зименок (8 вер.), Мосеевки (5 вер.), Нового Поташа (5 в.), Старого Поташа (6 в.), Волчихи (6 вер.), Плюшкина (5 вер.), Реброва (3 вер.), Огрызкова (2 вер.)220, Лисина (5 вер.);. во всех этих селениях по клировым ведомостям за 1897 г. числится 2,696 душ мужеского пола и 3,119 женского.

В селе Фоминке имеются две народных школы – земская и церковно-приходская; учащихся в 1897–98 г. в первой было 98, во второй 43.

С 1897 года открыта земская школа в дер. Осинках, учащихся было 40.

* * *

207

Эта деревня приписана к Боровицкому приходу из Фоминковского в 1873 году.

208

По писцовым книгам 1628–30 гг. дер. Рожково значится за Богд. Бельским и стольником патриарха Филарета Фед. Плещеевым; в ней тогда было 5 дворов крестьянских.

209

По переписным книгам 1678 г. деревни Клоково, Дроково, Березницы, Гончары и Повалиха значатся за Аф. Оболдуевым; в них тогда были – двор помещиков, 1 дв. задворного человека, 12 дв. крестьянских и 5 бобыльских (в настоящее время в этих деревнях 126 дв.).

210

По переписным книгам 1628 г. в д. Внукове значится 3 дв. крестьянских и 2 бобыльских (в настоящее время здесь 39 дв.).

211

По тем же книгам сельцо Аксаково значится за Афан. Вас. Языковым с падчерицами; по переписным книгам 1678 г. половина сельца Аксакова значится за Яков. Ознобишиным; на этой половине был двор помещиков, 5 дв. крестьянских и 6 бобыльских.

212

Деревни Фоминка, Огрызково, Реброво, Мосеевка, Лисино, Осинки и Баландино составляют в настоящее время особый приход с церковью в селе Фоминке.

213

Дер. Сосняжная прежде была в Ростригинском приходе; в 1678 году в ней было 8 дворов, а ныне 20 дворов.

214

Дер. Васино и Тараново прежде были в Замотринском приходе; в первой в 1678 г. было 14 дворов крестьянских, во второй – 32 двора; ныне в первой 54 двора; а во второй 76.

215

По переписным книгам 1678 г. в дворцовой дер. Шубине значится 27 дворов, а в настоящее время здесь 51 двор.

216

По тем же книгам в дер. Мещерякове значится 5 дворов, а ныне здесь 18 дворов.

217

По тем же книгам дер. Сапуново значится за Ив. Грибоедовым и бр. Челюстиными, в ней тогда было 3 дв. помещиковых, 4 дв. задворных людей, 14 дв. крестьянских и 6 бобыльских; ныне здесь 50 дворов.

218

Дер. Молодниково в 1678 году значилась за Ст. Ив. Гортаевым, в ней был двор помещиков, 2 дв. задворных людей, 5 дв. крестьянских и 5 бобыльских, ныне здесь 14 дворов.

219

Дер. Погост в 1678 г. отмечена за бр. Нармоцкими (?), в ней двор помещиков, 16 дв. крестьянских и 6 бобыльских; ныне здесь 30 дворов.

220

По писцовым книгам 1628 года сельцо Огрызково значится вотчиной Н. Никит. Новокщенова; дано ему «за Московское осадное сиденье»; в нем были тогда двор вотчинников и 11 дв. крестьянских.

Комментарии для сайта Cackle