В.Березин, В.Добронравов

Г. Гороховец

(краткий исторический очерк)

Уездный город Гороховец расположен па берегу р. Клязьмы, на Московско-Нижегородском шоссе, в 156 верст. от своего губернского города.

Довольно незначительный в настоящее время уездный городок Владимирской губернии, Гороховец принадлежит к числу древнейших поселений Владимирского края и находился некогда на границе этого края с Мордовской землей. Когда и кем основан этот город, точных сведений не имеется, но по летописи известно, что он уже существовал в начале XIII столетия. Так в летописи говорится: «в лето 1289 на зиму взяша Татарове Мордовскую землю и Муром пожгоша и по Клязьме воеваша и град Св. Богородицы Гороховец пожгоша»152.

Если слово город понимать в смысле укрепленного места, то, очевидно, Гороховец был передовым укрепленным пунктом, которые выдвигали Владимирские князья по Клязьме, подвигаясь в инородческие земли, и закончили основанием Нижнего-Новгорода при кн. Юрии или Георгии. – Но Гороховец назван в летописи «градом Св. Богородицы» т. е., вероятно, Владимирского Успенского собора. Эту прибавку следует понимать в том смысле, что или город при своем основании был посвящен имени Богоматери или что при нем было поселение, доходы с коего поступали в пользу собора.

После разорения Татарами, Гороховец был снова восстановлен и упоминается в истории через триста лет при набегах Казанских татар на этот край в 1589 г., когда они в продолжении двух лет грабили в окрестностях Нижнего Новгорода, Мурома, Владимира и Гороховца.

Из эпохи смутного времени сохранилось известие, что в 1609 г. жители Гороховца целовали крест царю Василью Ивановичу153, в 1610–11 гг. Король Польский Сигизмунд III пожаловал городом Гороховцем кн. Андр. Фед. Мосальского, вновь назначенного крайчим154.

После воцарения Михаила Феодоровича жители Гороховца привлекаются вместе с другими городами к защите государства от внутренних и внешних врагов, к водворению порядка и спокойствия в государстве. Так грамотою 1614 г. они приглашаются к борьбе с оставшимися на Руси бродячими казацкими и литовскими шайками155, по грамоте 1618 г. они привлекаются к борьбе с поляками и литовцами156. В 1619 году бродячая шайка «черкасов» выжгла город Гороховец. – В 1632–33 гг. дворяне и дети боярские из Гороховца были на государевой службе под Смоленском с боярином Шеиным157.

По переписным книгам 1646 (154) г. Гороховец имеет следующий вид. «В Гороховце место городовое на горе у реки Клязьмы, а город сожгли черкасы в 127 (1619) г.; около города 242 сажени да в осыпи, что бывал внутри города храм ружный Николая Чудотворца и на том месте ныне церковь Живоначальные Троицы с приделом Николая Чудотворца верх шатров, а по грамоте царя Михаила Феодоровича учинен монастырь; около погосту забор, на погосте 5 келей, живут 2 попа черных да 3 человека братии старцов. – Да под городом внизу у р. Клязьмы по берегу был острог и башни рубленые, – сожгли черкасы; около острога было 980 саж. В Гороховце в острожном месте соборная церковь. Благовещения Пресв. Богородицы с приделами Макария Желтоводского, св. муч. Параскевы – древяна верх шатров да на посаде церковь Воскресение Христово с приделом в.-муч. Георгия древяна верх шатров; на посаде съезжая изба строена посадскими и уездными людьми, двор воеводский, бывший двор городничого пустой, у Клязьмы таможня и двор кабацкой, у ручья винокурня и пивоварня».

«Всего на посаде две церкви с приделами, 2 дв. поповых, в них 6 человек, 1 дв. дьячков, 2 дв. пономаревых, 2 дв. бобыльских на церковной земле, 2 дв. вдов, 4 двора пушкарских, 195 дв. торговых и ремесленных людей с населением 388 душ муж. пола, 42 дв. бобыльских и 10 дворов вдовьих».

Через 32 года по переписным книгам 1678 г. картина Гороховца несколько изменяется к лучшему. «Внутри города монастырь Николая Чудотворца, в нем холодная церковь Живоначальные Троицы, а под ней придел Николая Чудотворца, другая теплая церковь Покрова Пресв. Богородицы; монастырь огорожен забором – рублен в замок, в нем 6 келей, строитель черной поп Варлаам, 10 человек братий старцев, двор скотской. – На посаде собор Благовещения Пресв. Богородицы с приделом Макария Желтоводского, другая теплая церковь Усекновения Главы св. Иоанна Предтечи с приделом в.-муч. Параскевы, церковь Воскресения Христова с приделом в.-муч. Георгия, другая теплая церковь Введения во храм Пресв. Богородицы, колокольня при ней рублена в замок на 8 углов. Монастырь девичь, в нем церковь холодная Сретения Пресв. Богородицы Владимирския, другая церковь теплая преп. Сергия Радонежскаго, в монастыре 20 келей, в них 44 сестры питаются милостыней и рукодельем. За р. Клязьмою Знаменский монастырь, в нем церковь Знамения Пресв. Богородицы с приделами Иоанна Богослова и Зосимы и Савватия Соловецких, – огорожен забором, в монастыре 5 келей, в них 8 человек братий питаются милостыней. – В городе съезжая изба, государев кружечный сбор и винокурня».

Всего в Гороховце 2 мужск. монастыря, в них 4 церкви, монастырь девич, в нем 2 церкви, 4 церкви соборных п приходских, 6 дворов духовенства, двор тиунский, съезжая изба, 4 дв. подъячих, двор сторожа, 154 дв. посадских, 11 дв. вдовьих, 70 дв. бобылей и бобылок, 5 дв. пустых и 9 мест дворовых пустых; всех жителей 801 душа муж. пола.

В 1704 г. упомянутый здесь девичий Сретенский монастырь был упразднен, а Знаменский монастырь был приписан к Флорищевой пустыни.

В 1787 г. Гороховец был сделан уездным городом Владимирской губернии. Жителей в нем в настоящее время около трех тысяч. Церквей в городе две: Благовещенский собор с приписанною к нему Сретенскою церковью и Воскресенская приходская церковь и Николаевский мужской монастырь; для населения имеется только три школы: 2 классное мужское и женское приходское училища и церковно-приходская школа; учащихся во всех этих школах в 1897 г. было 229.

Благовещенский собор

На месте настоящей каменной соборной церкви, как мы видели выше, существовала деревянная соборная церковь того же имени в начале XVII столетия; в 1678 г. при этой соборной церкви была другая теплая церковь. Если мы сопоставим данные 1646 и 1678 гг., то можем заключить, что холодная соборная церковь между 1646 и 1678 г. была перестроена, так как придел св. муч. Параскевы, показанный при Благовещенской церкви в 1646 г., оказывается в 1678 г. уже при теплой церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи158.

В конце XVII столетия вместо деревянной Благовещенской церкви построен и в 1700 г. освящен каменный соборный храм; храмоздателем был гостинной сотни торговый человек Семен Ершов. – Храм этот пятиглавый в своих существенных чертах сохраняет первоначальный наружный вид до настоящего времени, внутренние же украшения значительно обновлены особенно в недавнее время.

Престолов в этом храме два: главный во имя Благовещения Пресв. Богородицы, в приделе во имя преп. Макария Желтоводского устроен в 1864 г. в память придела того же имени, бывшего в деревянной соборной церкви.

Рядом с холодною соборною церковью существует каменная теплая. Когда и кем построена эта церковь, сведений о том не сохранилось. Глава на храме одна; внутри храм делится на 3 части двумя поперечными арками – алтарь, собственно храм и трапезу.

Престолов в этом храме два: главный в память Усекновения Главы св. Иоанна Предтечи, в приделе во имя св. муч. Параскевы.

Отдельно от церквей стоит каменная колокольня с шатровым верхом; время построения ее неизвестно.

В обеих соборных церквах сохранилось несколько старинных икон и других свящ. предметов.

В Благовещенской церкви особенно чтима прихожанами и окрестными жителями старинная Смоленская икона Божией Матери, икона эта почитается чудотворною; риза на ней серебряная и частию вызолоченная.

В теплой соборной церкви замечательны по древности следующие иконы: 1) местная икона Вседержителя, писанная в 1659 году, 2) храмовая икона св. Иоанна Предтечи, писанная в 1628 году, 3) икона Св. Николая Чудотворца и 4) иконы – св. Алексия Человека Божия и Марии Египетской, писанные в 1652 году.

Кроме сего, в соборе имеются следующие достопримечательности:

1. Напрестольный крест, на нем внизу на лицевой стороне изображен Макарий Желтоводский, а сзади св. муч. Параскева; приложен в 1658 г. Гр. Ив. Кувалдиным.

2. Такой же крест позолоченный, чеканной работы, с частицами Св. мощей. На задней стороне подпись: «В сем св. кресте Господнем различныя чудесоточныя Святых Божиих мощи, их же имена на местех противу частей коегождо начертаны, в Богоспасаемый град Гороховец в св. соборную церковь Благовещения Пресв. Богородицы положишася в царствующем граде Москве от Спасительнаго во плоти Смотрения Господня 1704 лета».

3. Сосуды серебряные, приложенные С. Ершовым в 1685 г.

4. Сосуды серебряные позолоченные с финифтевыми изображениями, приложены в 732 году посадским человеком Ан. Ив. Холкиным.

5. Ковчег серебряный, в виде церкви, с надписью: «Ковчег не ветхаго иногда, но нового завета вечнаго, имущь в себе сокровенное под видом хлеба и вина Таинство, Честное Господа нашего I. Христа тело и кровь Его драгую. Соделан в Гороховецкую соборную церковь Богородичню усердием того града жителя I. Авд. Ширяева в лето спасения 1710».

6. Чара серебряная вызолоченная в виде виноградной кисти, верх оканчивается двуглавым литым орлом; приложена тем же Ширяевым.

7. Ковш серебряный с надписью внутри: «из сея чаши пити на здравие воспоминавши благодаря Спаса в подобное время» и извне: «Брак в Кане Галилейстей, идеже Господь Бог воду в вино претворил».

К Благовещенскому собору с 1870 г. приписана Сретенская церковь упраздненного женского монастыря.

Выше из переписных книг мы видели, что этот монастырь существовал уже в 1678 г.; построен он был между 1646 и 1678 гг., так как в описи 1646 г. он не упоминается. В 1678 году в монастыре было две деревянных церкви – в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери и преп. Сергия Радонежского. – В 1689 году, на средства гостинной сотни торгового человека Сем. Евфим. Ершова, вместо деревянной церкви построен существующий в настоящее время каменный храм – с престолом в тож наименование. При этой церкви в настоящее время есть отдельная теплая каменная церковь во имя преп. Сергия Радонежского; когда и кем она построена, сведений о том не сохранилось.

В 1764 году Сретенский монастырь был упразднен, монахини были переведены в г. Арзамас и церковь обращена в приходскую. До 1870 г. это был самостоятельный приход с особым причтом, а в этом году церковь со всеми принадлежащими к ней зданиями и земельными владениями приписана была к Благовещенскому собору.

Иконы в иконостасах обоих храмов древнего письма, древнейшею считается икона видение преп. Сергием Божией Матери.

К Благовещенскому же собору приписана кладбищенская церковь. В 1841 г. на средства купца Лухманова устроена на городском кладбище деревянная с такою же колокольнею церковь. Престол в этой церкви один – во имя Всех Святых. Богослужение совершается здесь только в летнее время по просьбе прихожан причтами – соборным и Воскресенской городской церкви.

Причт при соборе с приписными церквями состоит из протоиерея, священника, штатного диакона и двух псаломщиков. На содержание их получается: жалованья из государственного казначейства 1,050 руб. в год, от служб и требоисправлений до 830 руб. в год и процентов с причтового капитала (3,843 р.) 148 р. 72 к., а всего до 2,030 руб. в год. – Члены причта помещаются в церковных каменных домах, оставшихся при Сретенской церкви после упраздненного женского монастыря.

Земли при Благовещенском соборе не имеется, при Сретенской же церкви имеется 3 десят. сенокосной земли, которою пользуется соборный причт.

В зданиях после упраздненного Сретенского монастыря кроме квартир для соборного причта помещаются: 1) церковно-приходская школа, 2) богадельня и 3) лабазы, отдаваемые под склады товаров.

В церковно-приходской школе в 1897 году обучалось 20 мальчиков.

Богадельня содержится на капитал, составленный из частных пожертвований; весь капитал состоит из 19,071 руб. – Призреваемых ежегодно около 20 лиц.

Приход соборный состоит из жителей гор. Гороховца и деревень: Морозовки (2 вер. от церкви)159, Городищ (1½ вер.)160, Княжичей (5 вер.)161, Слухина (2 вер.)162 и Арефина (4 вер.)163; всех прихожан по клировым ведомостям числится 794 души мужеского пола и 904 женского, из них раскольников поморцев 7 душ и Спасова согласия 11 душ обоего пола.

Воскресенская церковь

Выше из писцовых книг 1646 г. мы видели, что в Гороховце на посаде в то время была уже церковь Воскресения Христова с приделом во имя в.-муч. Георгия – древяна верх шатров. В 1678 г. при этой церкви значится другая теплая в честь Введения во храм Пресв. Богородицы, колокольня при них рублена в замок на восемь углов.

В настоящее время на месте этих деревянных церквей стоят два каменных храма: 1) двухэтажный холодный Воскресенский храм и 2) теплый во имя Трех святителей. Когда и кем построен первый храм, сведений о том не сохранилось, но можно по характеру постройки относить его к концу XVII столетия. Что касается второго храма, то он построен в 1743 г. Гороховецким купцом Вас. Фед. Опариным.

Престолов в Воскресенской церкви три: в верхнем этаже – во имя Воскресшего Спасителя и во имя св. в.-муч. Георгия, в нижнем – в честь Введения во храм Пресв. Богородицы. – В теплой церкви один престол во имя Трех святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого.

Из св. икон, имеющихся в церквах, особенно чтима прихожанами Печерская икона Божией Матери; своими же украшениями отличаются иконы Воскресения Христова и Введения во храм Пресв. Богородицы; на них массивные серебряные вызолоченные ризы.

Утварь церковная довольно богата. Имеются: 1) трои серебряные вызолоченные сосуды; на одном надпись: «иждивением купца Вас. Фед. Опарина – 1744 г.»; 2) два массивных серебряных кадила; 3) четыре серебряных вызолоченных креста, больший из них приложен тем же Опариным в 1744 г.; 4) четыре напрестольных Евангелия, из них первое в массивном серебряном вызолоченном окладе (25 фун.) приложено в церковь Трех Святителей в 1744 году В. Ф. Опариным, второе с верхней серебряною доскою имеет надпись: «Смиренный Амвросий, Архиепископ С.-Петербургский, Естляндский и Выборгский 1800 года янв. 17 дня в напутствие о. Игумену Никицкаго Переславскаго монастыря Вениамину сию свящ. книгу подарил», третье Евангелие изд. 1681 года.

Причта при церкви по штату положено: священник, диакон и псаломщик. На содержание их получается от служб и требоисправлений, процентов с причтового капитала (1,818 руб.) и от земли церковной до 1,700 руб. в год. Церковных домов для причта нет.

Земли при церкви: пахотной при дер. Пешковой точно неизвестно сколько (по чересполосному владению), приложена она в 1884 году Тат. В. Бычковой, сенокосной на левом берегу р. Клязьмы 25 десят., приложена с давних пор кн. Буйносовым-Ростовским.

В приходе по клировым ведомостям числится 848 душ мужеского пола и 402 женского; все православные и живут в гор. Гороховце.

* * *

152

Полн. собр. русск. летоп. т. I, стр. 201.

153

Акты археогр. экспедиции т. II, стр. 205.

154

Собрание Государств. грамот и договоров т. II, стр. 481.

155

Собрание Государств. грамот и договоров т. III, стр. 102.

156

Там же стр. 178.

157

Акты археограф. экспедиции т. III, стр. 294 и 355.

158

От 1678 и 1687 гг. сохранилось следующее описание Благовещенского собора: «соборная церковь древяна клецки, главы обиты чешуею деревянною, – строение великаго государя царя Алексея Михайловича и Гороховских посадских людей. В церкви – двери царския, деисус с праздники, пророки и праотцы образ местной Пресвятыя Богородицы Благовещение – венец и гривна серебряные, прикладу 4 креста серебряных, серьги бечеты с жемчуги да золотой крест) образ Преч. Богородицы и преп. отец Антония и Феодосия обложен серебром золоченым, у Богородицы и Предвечнаго Младенца наруки и гривна серебряные резные золочены с каменьем. Образ Богородицы Владимирские, венец и гривна серебряные золочены, убрус и ожерелье низаны жемчугом, крест писан в серебре золочен с жемчуги, серьги двоицы с каменьи достоканы с жемчуги. Евангелие печатное обложено бархатом золотным, Распятие и Евангелисты серебряные литые золочены. Крест благословящий обложен серебром золочен, паникадило медное литое, сосуды церковные оловянные, три свечи поставные с подсвешники, чаша медная... В церкви придел преп. Макария Желтоводскаго, деисусов 11 образов, образ преп. Макария в чудесех, венец и гривна серебряные золочены, Николая Чудотворца, Алексея Человека Божия, Марии Египетской. Паникадило малое, лампады медныя».

Теплая церковь Усекновения Главы св. Иоанна Предтечи, деисусов 11 икон ветхи, образ Всемилостиваго Спаса, Пресв. Богородицы Одигитрии, Усекновение Главы И. Предтечи в чудесех, Московских Чудотворцев Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, Пречист. Богородицы Федоровския, две свечи поставных. В церкви придел св. в.-муч. Параскевы, деисусов 9 икон, образ муч. Параскевы в чудесех... (Далее описывается ризница соборная – см. Владим. губ. вед. 1865 г.).

159

По писцовым книгам 1628 г. в Морозовке значится 19 дворов, по переписным книгам 1678 г. – 33 двора, а в настоящее время здесь 60 двор.

160

В 1628 г. в Городищах было 3 двора крестьянских и 6 бобыльских, в 1678 г. – 11 дворов, а ныне здесь 29 дворов.

161

В 1678 г. в д. Княжичах было 14 дворов, а ныне здесь 28 дворов.

162

В 1628 г. в д. Слухине было 4 дв. крестьянских и 2 бобыльских, в 1678 г. 4 двора, ныне здесь 10 дворов.

163

В 1628 г. в д. Арефине было 6 дв. крестьянских и 2 бобыльских, в 1678 г. 6 дворов, а ныне здесь 27 дворов.

Комментарии для сайта Cackle