В.Березин, В.Добронравов

Третий благочиннический округ

В состав третьего округа входят следующие приходы: Больше-Дорковский, Больше-Ламнинский, Вареевский, Груздевский, Красновский, Крутецкий, Лукинский, Мало-Дорковский, Мало-Ламнинский, Матушкинский, Мелешинский, Мордовский, Мугреево-Никольский, Мугреево-Спасский, Николо-Пенский, Палеховский, Помогаловский, Преображенский, Сакулинский, Тименковский, Холуйский, Шелушинский, Южский, Южский (фабричный).

Больше-Дорковский приход

Село Большие Дорки при речке Матне находится в 120 верст. от губернского города и в 75 от уездного.

По писцовым книгам 1028 г. село Большие Дорки значится за братьями Оболдуевыми; дано оно было их отцу за московское осадное сидение при царе Василье Ивановиче Шуйском; в селе «церковь Преображения Господня с приделом Николая Чудотворца древяня клецки; в церкви образ Преображения Господня на празелени, образ Николая Чудотворца, в деисусе 12 образов на празелени, двери царския, сень и столбцы на празелени же, Евангелие – тетр, евангелисты медные, апостол, минее общая – печатные, 2 треоди; на колокольнице 3 колокола; церковь и все церковное строение мирское; при церкви поп, дьячек, пономарь, просвирница, 3 кельи нищих; пашни церковной середние земли по 5 четверт. в поле, перелогу и лесом поросло 10 четв., сена 15 копен, лесу непашенного 1 десят.; в селе двор вотчинников, 2 дв. людских, 6 дв. крестьянских, 7 бобыльских и 2 дв. пустых».

Долго ли существовала эта церковь, точных сведений не сохранилось. Но из надписи на храмозданном кресте видно, что при императрице Елизавете Петровне в 1750–55 гг. освящен был в селе Больших Дорках новый храм во имя Св. Николая Чудотворца.

В 1796 году на средства прихожан устроен был в Дорках каменный храм, который существует здесь и в настоящее время.

Престола, в этом храме один – во имя Преображения Господня.

Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из св. икон особенно чтимы прихожанами, как древние, Владимирская и Смоленская иконы Божией Матери, иконы Преображения Господня, Пресв. Троицы, св. Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца. В церковной библиотеке сохранились: напрестольное Евангелие изд. 1663 года, Требник изд. 1689 г., два октоиха изд. 1692 г., церковный устав – 1752 г., апостол – 1753 г. и Евангелие – 1755 года.

Кроме Преображенского в Дорках есть другой теплый каменный храм, построенный в 1840 году.

Престол в этом храме один – во имя Николая Чудотворца. – Из св. икон здесь обращает на себя внимание небольшая овальной формы икона Николая Чудотворца; на ней надпись: «истинное подобие и мера чудотворного образа Св. Николая Чудотворца, что в Великом Нове-Граде на Ярославле дворище. Писан сей образ в 1714 году месяца Марта».

Особой утвари, ризницы и богослужебных книг в этом храме нет.

Причта в приходе по штату положено – священник и псаломщик. На содержание их получается из разных источников до 500 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле.

Земли при церкви: под церковью и кладбищем 1,300 кв. саж., усадебной 1 дес. 5 саж, покоса 2 дес. 970 саж., пахотной 18 дес. 237 саж., смешанного дровяного лесу 13 дес. 2,300 саж. и под дорогами 660 саж.; копии с плана и межевых книг на землю имеются.

Приход состоит из села Больших Дорок (в настоящее время здесь 12 дворов), хутора Матни и деревень: Потанина (2 вер. от церкви), Мокеихи (3 вер.). Понкина (5 вер.). Киверников (3 вер.), Жуковки (½ вер.), Роглова (2 вер.). Плешкова (2½ вер.), Развалихина (3½ вер.), Артемьева (4 вер.), в коих по клировым ведомостям числится 552 души мужеского пола и 600 женского.

В селе с 1893 года существует церковно-приходская школа; учащихся в 1897 г. было 43.

Больше-Ламнинский приход

Село Большая Ламна при озере Богоявленском находится в 58 верст. от уездного города и в 150 от губернского.

По писцовым книгам Суздальского уезда 1628 года село Ламна значится за братьями Иваном и Васильем Матюшкиными; в селе церковь Сретения Господня ветха – верх развалился, другая церковь Николая Чудотворца – древяна клецки – строение помещиково; в селе два двора помещиковых, 8 дв. бобыльских и 2 пустых.

Из храмозданной грамоты 1815 г. видно, что в Большой Ламне было две деревянных церкви, которые незадолго перед тем сгорели; следовательно вместо обветшавшей в 1628 году Сретенской церкви построена была новая.

В 1815–25 гг. вместо сгоревших деревянных церквей построен здесь каменный храм, который существует без изменений с наружной стороны до настоящего времени; внутренние же украшения храма обновлены.

Престолов в этом храме три: главный – в честь Сретения Господня, в трапезе теплой в честь Успения Пресв. Богородицы и Св. Николая Чудотворца.

Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно, но чего-либо замечательного по древности или ценности в церкви не имеется.

Причта в приходе по штату положено – священник и псаломщик. На содержание их получается: жалованья из государственного казначейства 400 руб., процентов с причтового капитала (7,275 руб.) 280 руб. 60 коп., от служб и требоисправлений 110 руб. Для священника имеется церковный дом, а псаломщик живет в собственном доме.

Земли при церкви: пахотной, сенокосной и усадебной 36 дес.: план на землю есть, а межевой книги не имеется,

Приход состоит из села Большой Ламны и деревень: Хутора (3 версты от церкви) и Пашкова (5 вер.), в коих по клировым ведомостям числится 110 душ мужеского пола и 132 женского.

При церкви с 1894 г. существует церковно-приходская школа; учащихся в 1897 году было 10.

Вареевский приход

Село Вареево, Богородское тож, на речке Печуге находится в 85 верстах от уездного города и в 130 от губернского, на границе Вязниковского уезда с Костромской губернией.

Когда в Варееве построена в первый раз церковь, о том не сохранилось никаких сведений. Существующий же ныне каменный храм построен в Варееве в 1805 году.

Престолов в этом храме три: главный – во имя Успения Пресв. Богородицы, в трапезе теплой – во имя Покрова Пресв. Богородицы и во имя Василия Блаженного, Московского Чудотворца.

Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно, но чего-либо замечательного по древности или ценности в церкви не имеется.

Причта в приходе по штату положено – священник и псаломщик. На содержание их получается от служб и требоисправлений до 500 руб., от хлебного сбора и земли церковной до 150 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле.

Земли при церкви: усадебной 3 десят., пахотной 22 десят.. сенокосной 8 десят., план на всю эту землю имеется.

Приход состоит из села Вареева и деревень: Никитина (2 версты от церкви). Мясникова (2 вер.), Бокарей (8 вер.). Выставки (4 вер.), Панова (4 вер.), Больших Зимниц (5 вер.), Малых Зимниц (5 вер.), Марьинки (5 вер.), Погиблова (5 вер.), Курилихи (6 вер.), Бакланихи (8 вер.) и Гарей (10 верст); во всех этих поселениях по клировым ведомостям числится 654 души мужеского пола и 748 женского.

В селе Варееве с 1869 года существует двухклассное министерское народное училище, устроено на средства И. М. Веселова; учащихся в 1897 году было 61.

Груздевский приход

Село Груздево при пруде находится в 65 верстах от уездного города и в 120 от губернского.

Первоначальное основание церкви в селе Груздеве нужно относить к глубокой древности. Из надписи на сохранившемся в церкви старопечатном Евангелии видно, что в 1578 году в слободе Груздеве существовала уже церковь Покрова Пресв. Богородицы и Николая Чудотворца; священником при ней тогда был некто Семен Тарасов.

В писцовых книгах 1628–30 г. г. о Груздеве и его церкви отмечено следующее: «в вотчине за князь Федором да князь Юрьем детьми Борятинскаго село Груздева слобода, в селе церковь Покров Пресв. Богородицы да другая церковь Николая Чудотворца древяны клецки, а в церкви образы и свечи и книги и ризы и сосуды церковные и на колокольнице колокола и всякое церковное строение вотчинниково и приходских людей; у церкви поп Лука Васильев, дьячек, пономарь и просвирница да две кельи, в них живут нищие, питаются от церкви Божией; в слободке двор вотчинников». Во всей вотчине село да 24 деревни да 6 починков, в них 192 двора крестьянских и 13 бобыльских с населением 346 душ муж. пола.

По переписным книгам половины XVIII века в вотчине бригадира кн. Ив. Фед. Борятинского в селе Груздеве слободе показана деревянная церковь во имя Покрова Пресв. Богородицы да престол внизу Николая Чудотворца; при церкви действительный поп Петр Иванов, дьячек и пономарь и недействительный поп Ларион Иванов. – Из этой отметки видно, что в Груздеве была уже новая церковь, не та, которая упомянута в писцовых книгах XVII века. – Когда она построена, неизвестно.

В семидесятых годах XVIII века церковь в Груздеве сгорела. После пожара построена была каменная церковь во имя Покрова Пресвят. Богородицы; церковь была покрыта тесом, имела деревянную главу. Она существовала до 1857 г., когда за ветхостью была разобрана.

Из храмозданной грамоты 1810 г. видно, что в Груздеве была еще деревянная церковь во имя Рождества Пресвят. Богородицы. В это время она оказалась уже ветхой; построена она была, вероятно, одновременно с Покровской церковью.

В 1810–22 годах построен и освящен в Груздеве существующий в настоящее время храм. – Каменная, отдельно от храма стоящая, колокольня построена в 1860–65 г. г.

Престолов в этом храме три: главный – во имя Покрова Пресв. Богородицы, в трапезе теплой во имя Рождества Пресв. Богородицы и Св. Николая Чудотворца. Над главным престолом устроена сень.

Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь довольно богата. Из св. икон особенно чтимы прихожанами древние иконы Покрова Пресвят. Богородицы, Николая Чудотворца и св. Алексия, митрополита Московского. Ценностью украшений отличаются иконы Покрова Пресв. Богородицы, Иверской Божией Матери, Казанской Божией Матери, 2 иконы Спасителя, икона Божией Матери «Всех скорбящих радости», Нерукотворенного образа; на всех этих иконах ризы серебряные вызолоченные. – Свящ. сосудов 6 экземпляров, одни от 1782 года; имеется большой серебряный вызолоченный крест, употребляющийся при водоосвящении, от 1776 года. – Сохранилось Евангелие, печатанное в 1575 году в гор. Вильне при митрополите Киевском Ионе; по листам его подпись: «Лета 7086 положил сию книгу Козмадомьянской поп Семен Васильев сын да Федор Лукин в Груздеве слободе у Покрова Святей Богородицы да у Николы Чудотворца при царе великом князе Иване да при архиепископе митрополите Антоние при священнике Семене Тарасове сыне по своих родителях; и аще хто похощет взяти сию книгу насильством опричь царя великого князя Ивана или его благоверных царевичей или похитит в тай книгу сию да судится со мною в оном веке перед Спасом, иже сердца весть и тайная всех человек, а подписал поп Семен своею рукою».

Причта в приходе по штату положено: два священника, два псаломщика и диакон. На содержание их получается от служб и требоисправлений – до 650 руб. в год, от хлебного сбора и земли до 75 руб., процентов с причтового капитала (7,675 руб.) – 435 руб. – Дома у членов причта собственные на церковной земле. Церкви же принадлежит капитал 7,200 р., процентами с коего она и пользуется.

Земли при церкви по уставной грамоте местного вотчинника кн. Долгорукова значится 47 десят., но ни плана, ни межевой книги на землю нет. Кроме сего в пустоши «Стрелица» имеется 6 десят. пожертвованной причту земли.

Приход состоит из села Груздева и деревень: Кашина (1/4 вер. от церкви), Суханихи (1 вер.), Бусина (3 вер.), Тарасихи (3 вер.), Федурихи (4 вер.), Терехова (4 вер.), Шамова (4 вер.), Починка (3½ вер.), Кожевникова (3 вер.), Гарина (2 вер.), Горок (1 вер.), Оладьина (3 вер.), Петушков (2 в.), Пашкова (4 вер.), Чалова (3 вер.), Верзякина (4 вер.), Шоготова (4½ вер.), Кокошкина (8 вер.), Сидоровки (8 вер.), Подлеснова (4½ вер.), Калинихи (2½ вер.) и Кудерева (2 вер.), всего село и 22 деревни, в них по клировым ведомостям числится 692 души муж. пола и 769 женского.

В селе имеется с начала настоящего столетия народная школа; в настоящее время содержится на средства земства; учащихся в 1897 г. было 90.

Красновский приход

Село Красное при р. Люлихе находится в 78 верст. от уездного города и в 120 от губернского.

В писцовых книгах Суздальского уезда 1628–30 г. г. отмечено: «погост Николая Чудотворца на р. Люлихе, на погосте церковь Николая Чудотворца, в церкви деисусов 7 образов на празелени, на престоле образ Пречист. Богородицы Одигитрия на золоте, двери царския, сень и столбцы на празелени, местный образ Николая Чудотворца да образ Всех Святых, сосуды церковные деревянные, ризы и стихари полотняные, Евангелие, апостол, псалтырь и часовник – письменные, минее общая и шестоднев; церковь и всякое строение мирское; при церкви священник и пономарь, две кельи нищих, пашни церковной по 12 четв. в поле, перелогу 8 четв., сена 10 копен».

Близ погоста отмечена деревня Красная, принадлежавшая тогда В. И. Ратову.

Сопоставляя эти данные с тем, что село Красное находится на р. Люлихе, что в существующей в настоящее время в Красном церкви есть придел во имя Св. Николая Чудотворца, мы вправе заключить, что упомянутый в писцовых книгах погост и деревня Красная одно и то же, что настоящее село Красное. О судьбе же упомянутой в 1628 году церкви ничего неизвестно.

Существующий в настоящее время в Красном каменный храм построен в 1804 г. на средства помещика Порф. Ник. Бутурлина.

Престолов в нем три: главный – в честь Знамения Пресв. Богородицы, в трапезе теплой во имя Св. Николая Чудотворца и св. муч. Параскевы, именуемые Пятницы.

Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из св. икон особенно чтима прихожанами икона св. муч. Параскевы; по преданию, эта икона явилась при сельце Богатищах на речке Телушке; на месте ее явления и в настоящее время находится деревянная часовня.

Причта в приходе по штату положено – священник и псаломщик. На содержание их получается из разных источников до 500 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле.

Земли при церкви: усадебной около 2 десят., сенокосной около 1 дес., пахотной 31 дес. 35 саж., лесу дровяного 2,300 саж., кустарнику 1 десят. 1,025 саж., поруби 1 десят. 2,000 саж.; на пахотную и лесную землю план имеется.

Приход состоит из села Красного и деревень: Лужков (2 вер. от церкви), Ломов (4 вер.), Богатищ (4 вер.), Лукина (4½ вер.) и Иванькова (5 вер.), в коих по клировым ведомостям числится 530 душ муж. пола и 639 женского.

В селе Красном с 1884 года существует церковноприходская школа; учащихся в 1897 году было 62.

Крутецкий приход

Село Крутцы при овраге Крутцовском находится в 70 верстах от уездного города и в 120 от губернского.

Церковь в селе Крутцах построена в первый раз в 1873 г. До этого времени Крутцы было деревней Красновского прихода. – Построенная здесь церковь деревянная, переделана из бывшей часовни.

Престолов в ней три: главный во имя Св. Николая Чудотворца, в трапезе теплой в честь иконы Божией Матери, именуемой «Всех Скорбящих Радость» и во имя св. благоверн. князя Александра Невского.

Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена небогато.

До 1885 г. Крутецкий приход был приписным к Знаменской церкви села Красного; по штату же 1885 года причта в нем положено – священник и псаломщик. На содержание их получается: от служб и требоисправлений, хлебного сбора и земли церковной до 250 руб. в год. – Дома для членов причта устроены прихожанами.

Земли при церкви: – усадебной 664 саж., пахотной 25 дес. 886 саж., сенокосной 6 дес. 1,650 саж., кустарнику 1,600 с.; план на землю имеется.

Приход состоит из одного села Крутцов, в котором по клировым ведомостям числится 234 души мужеского пола и 220 женского.

В селе имеется церковно-приходская школа; учащихся в 1897 году было 28.

Лукинский приход

Село Лукино на р. Лухе находится в 43 верстах от уездного города и в 130 от губернского.

До 1764 года село Лукино и настоящие его приходские деревни принадлежали Суздальскому Спасо-Евфимиеву монастырю. В старинных актах из архива Спасского монастыря село Лукино, надо полагать, названо сельцом и селом Димитриевским на р. Луху, ибо другого Димитриевского сельца, которое было бы на той же речке и вблизи Мугреева не существует. Названо же оно так, вероятно, по церкви Димитрия Селунского, бывшей здесь.

Сельцо Димитриевское с деревнями в 1541 году было куплено Александр. Андр. Лодыгиным у князя Михаила Ив. Большого Пожарского. В 1549 году князь Борис Фед. Пожарский вновь купил это сельцо у братьев Лодыгиных, детей предшествующего покупателя. В 1572 г. это сельцо княгиней Феодосией Пожарской и было приложено в Суздальский Спасский монастырь137.

Первая церковь в Лукине построена перед 179 (1671) г., ибо в этом году она отмечена новоприбывшей в патриарших окладных книгах; о судьбе ее сведений не сохранилось. В настоящее время в Лукине две церкви: 1) каменная церковь, построенная прихожанами в 1812 году и 2) особая деревянная церковь на кладбище, о времени построения коей ничего не известно.

В каменном храме два престола: в холодном во имя Вознесения Господня, в приделе теплом во имя св. Димитрия Селунского. – В кладбищенской деревянной церкви престол один в честь Смоленской иконы Пресв. Богородицы.

Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно; чего-либо замечательного по древности или ценности не имеется.

Причта в приходе по штату положено – священник и псаломщик. На содержание их получается из разных источников около 400 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле.

Земли при церкви: усадебной 3 десят., пахотной 17 дес., сенокосной 3 десят. и неудобной 10 десят.; в крестьянском же плане церковной земли значится 53 десят.; к церкви плана на землю нет.

Приход состоит из села Лукина и деревень: Тельпина (1 вер. от церкви), Шевернихи (1 вер.), Взвоза (4 вер.), Олтухова (3 вер.), Чеусова (3 вер.), Зеленина (2 вер.) и Кочергина (1 вер.)138; в них по клировым ведомостям числится 411 душ муж. пола и 488 женского.

В Лукине с 1883 г. существует земская народная школа; учащихся в 1897 г. было 35.

Мало-Дорковский приход

Село Малые Дорки на речке Матне находится в 73 вер. от уездного города и в 120 от губернского.

По писцовым книгам 1028–30 гг. село Малые Дорки значится за князем Мих. Фед. Борятинским, «дано за московское осадное сиденье, как сидел на Москве при царе Василье»; в селе тогда были двор вотчинников и 7 дв. людских.

Церковь в этой отметке писцовых книг не указана, следовательно ее в то время в Малых Дорках и не существовало. – Когда построена здесь церковь в первый раз, сведений о том не сохранилось. Существующий же ныне каменный храм построен в Дорках в 1800 году на средства помещика Мих. Соломоновича Маркова.

Престолов в этом храме три: главный во имя Преображения Господня, в трапезе теплой во имя Св. Николая Чудотворца и во имя св. апост. Никанора.

Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из св. икон особенно чтима прихожанами старинная Казанская икона Божией Матери; своею древностью обращает на себя внимание также Корсунская икона Божией Матери; ценностью украшений отличается икона Нерукотворенного образа Спасителя в серебряной вызолоченной ризе; украшена она в память освобождения крестьян от крепостной зависимости.

Причта в приходе по штату положено – священник и псаломщик. На содержание их получается из разных источников до 400 руб. в год. – Дома у членов причта собственные на церковной земле.

Земли при церкви: под церковью, кладбищем и усадьбами причта 3 дес. 2,080 саж., за р. Матнею поросшей кустарником и дровяным лесом 35 дес. 1,370 саж., пахотной среди крестьянского надела 20 дес. 1,725 саж.; значится земля в плане помещичьем. Кроме сего в 1887 г. пожертвован четырехдушевой надел земли, доходы с коей поступают в пользу причта и церкви пополам; земля эта находится в чересполосном владении с крестьянами.

Приход состоит из села Малых Дорок и деревень: Новой (2 вер. от церкви), Шалимова (3 вер.), Кузнечихи (3½ в.) и Раменья (4½ вер.), в коих по клировым ведомостям числится 483 души муж. пола и 533 женского.

В селе с 1862 г. существует народная школа; содержится ныне на средства земства; учащихся в 1897 г. – 55.

Мало-Ламнинский приход

Село Малая Ламна при озере Богоявленском находится в 150 верст. от губернского города и в 55 от уездного.

В патриарших окладных книгах 1628 г. село Ламна значится в поместье за жильцом Марышкиным; в селе существовала тогда церковь во имя Николая Чудотворца. В 1672 г. церковь эта передана была в ведение Суздальского архиепископа и в патриарших окладных книгах более уже не писалась.

По переписным книгам 1678 г. село Ламна значится за Матв. Пав. Марышкиным, в селе тогда было 5 дворов. – О судьбе же церкви, упомянутой в 1628 г., не имеется никаких сведений до начала текущего столетия. В 1823 году построен в Ламне существующий в настоящее время каменный храм.

Престолов в этом храме два: главный в честь Владимирской иконы Божией Матери, в трапезе теплой во имя Св. Николая Чудотворца.

Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь не богата; чего-либо замечательного по древности или ценности не имеется. – В архиве хранятся копии с метрических книг с 1795 г.

Причта по штату положено – священник и псаломщик. На содержание их получается: жалованья из государственного казначейства 400 руб., от служб и требоисправлений до 120 р. и процентов с причтового капитала (7,100 руб.) – 284 руб. Дома для членов причта устроены прихожанами.

Земли при церкви: усадебной 2 дес., под церковью и кладбищем 1,950 саж. и пахотной 30 дес. 750 саж.; копия с плана на эту землю имеется. Кроме того имеются две сенокосных дачи в пустоши «Липовицы» и при деревне Китайновой; плана и документов на эту землю нет. В 1887 г. купцом Шорыгиным приложено в пользу причта 2 дес. усадебной земли. В 1889 г. пожертвовано пахотной и сенокосной земли 16 дес. 789 саж.; план и крепостные документы на эту землю есть.

Приход состоит из села Малой Ламны и деревень: Крапивнова (¾ вер. от церкви), Родионова (2½ вер.), Могучева (2 вер.), Высокова (1½ вер.) и Быкова (1½ вер.), в коих по клировым ведомостям числится 151 душа мужеского пола и 172 женского.

В селе с 1887 г. существует церковно-приходская школа; учащихся в 1897 г. было 14.

Матушкинский приход

Село Матушкино при речке Куромзе находится в 75 вер. от уездного города и в 120 от губернского.

Первые сведения о церкви села Матушкина, Воздвиженского тож, находятся в патриарших окладных книгах за 155 (1647) год; по этим книгам в 155 г. значится прибылою вновь «церковь Воздвижения честнаго креста Господня, что в селе Воздвиженском, в поместье Федоровские жены Тимофеева сына Пушкина вдовы Марьи да стольника Никиты Ларионова сына Пушкина».

Эта отметка, что церковь прибыла вновь, показывает, что церковь построена в Матушкине незадолго перед этим годом.

По книгам 161 (1653) г. при этой церкви значится двор попов, дв. просвирницын, в приходе дв. помещиков, двор прикащиков, двор скотской, 83 двора крестьянских и 4 бобыльских; пашни церковной середние земли вотчинникова данья по 6 четей в поле, сена 30 копен.

Отметки о существовании в Матушкине Воздвиженской церкви продолжаются в патриарших окладных книгах до 1746 года.

В 1785 г., по благословению Виктора, епископа Владимирского, вместо обветшавшей уже деревянной церкви, начат постройкою каменный храм. Постройка была кончена и храм освящен в 1790 году. Этот храм существует здесь и в настоящее время.

Престол в этом храме один в честь Воздвижения Животворящего креста. По храмозданной грамоте, предполагался придел во имя св. в.-муч. Анастасии Узорешительницы, но он почему-то не был устроен.

В 1821 году построен был другой теплый каменный храм. По преданию, на месте этого храма была деревянная церковь во имя св. Иоанна Богослова.

Престол в этой церкви также один во имя архистратига Михаила.

Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из св. икон особенно чтима прихожанами икона преп. Тихона, Луховского Чудотворца. По своей древности обращает на себя внимание икона Иоанна Богослова. Сохранилось напрестольное Евангелие изд. при царе Алексее Михайловиче.

Причта в приходе по штату положено – священник и псаломщик. На содержание их получается от служб и требоисправлений и земли до 450 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле.

Земли при церкви: усадебной 3 десят., пахотной 27 дес. и сенокосной 3 десят.; плана и межевой книги на землю нет, а значится она в плане крестьянской земли.

Приход состоит из деревень: Подолина (близ церкви), Сергеева (1 вер.), Мухина (2 вер.), Бельков (3 вер.) и Барышек (3½ вер.), в коих по клировым ведомостям числится 133 двора, 325 душ муж. пола и 367 женского.

При церкви с 1870 г. существует земская народная школа; учащихся в 1897 г. было 35.

Мелешинский приход

Село Мелешино находится в 77 верст. от уездного города и в 120 от губернского.

Первые сведения о церкви в селе Мелешине, Ново-Воскресенском тож, находятся в патриарших окладных книгах на 147 (1639) год; здесь отмечена прибылою вновь церковь Воскресение Христово в новом селе Воскресенском в вотчине Никифора Юрьевича Плещеева.

Отметка о церкви, что она прибыла вновь, и название села новым ясно указывают на то, что церковь здесь построена незадолго пред 147 (1639 г.).

По книгам 161 (1653) г. при этой церкви значится двор попов; дьячков и пономарев, в приходе двор вотчинников, двор прикащиков, 72 двора крестьянских и 4 бобыльских; пашни церковной середние земли по 33 чети с осминою в поле, сена в разных местах 30 копен.

Отметки о существовании церкви в Мелешине продолжаются в окладных книгах до 1746 г., но о судьбе самой церкви не имеется никаких сведений.

Существующий в Мелешине в настоящее время каменный храм построен в 1816 году.

Престолов в этом храме два: в холодном в память обновления храма Воскресения Христова, в трапезе теплой во имя св. пророка Илии.

Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно; чего-либо замечательного по древности или ценности не сохранилось.

Причта в приходе по штату положено – священник и псаломщик. На содержание их получается: от служб и требоисправлений и от земли церковной до 450 р. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле.

Земли при церкви: усадебной 2 дес. 740 саж., пахотной и сенокосной 34 дес. 391 саж.; план на землю имеется.

Приход состоит из села Мелешина и деревень: Олесова (4 вер. от церкви), Яркина (4 вер.), Куракина (4 вер.), Шишкина (6 вер.), Филина (6 вер.), Казакова (3 вер.) и Фурова (4 вер.), в коих по клировым ведомостям числится 94 дв.. 370 душ муж. пола и 463 женского.

В селе с 1885 года открыта школа грамоты; учащихся бывает ежегодно около 20.

Мордовский приход

Село Мордовское, Ново-Богородское тож, находится в 46 верстах от уездного города и в 110 от губернского.

Из надписи на сохранившемся в церкви Типиконе, приложенном Суздальским митрополитом Иларионом († 1707 г.), видно, что в Мордовском церковь была уже в конце XVII-го или в начале XVIII столетия. Когда она построена в первый раз, точных сведений нет. Но если принять во внимание, что празднование Казанской иконе Божией Матери установлено повсеместно в 1648 г., то Казанская церковь в Мордовском построена только во второй половине XVII в. Поэтому, надо думать, село и названо Ново-Богородским.

В 1742 г. местным вотчинником полковником Ив. Мих. Орловым, «по его обещанию» построена была деревянная холодная церковь во имя Нерукотворенного образа Спасителя, а в 1745 г. Казанская церковь обращена в теплую. В 1758 г. поставлена была деревянная колокольня, купленная в селе Холуе.

В 1805–08 г., с благословения епископа Владимирского Ксенофонта, вместо деревянных церквей построен в Мордовском существующий ныне каменный храм.

Престолов в этом храме два: в холодном в честь Нерукотворенного образа Всемилостивого Спаса, в теплом в честь Казанской иконы Божией Матери.

Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. В церковной библиотеке сохранились: 1) Пролог изд. 1689 г. и 2) Типикон изд. 1695 г. с подписью по листам: «Декабря 1 дня (год вырван) приложил сию книгу глаголемую Устав Преосвящ. Иларион митрополит Суздальский и Юрьевский, в Суздальском уезде к церкви Пресв. Богородицы явления честнаго ея образа еже в Казани что на Мордовске под Холуем, и иметь книгу тоя ж церкви священнику Петру или кто по нем иные священники будут и им поминать за упокой на литургии и на литиях схимонаха Ионы, схимонахини Анфисы, иерея Иоанна, а сия книга из его Иоанновых животов, по их душах, а буде кто сию книгу от церкви отнимет или продаст или заложит, и его Господь Бог на втором страшном пришествии разсудит и церковная клятва будет не отъемлема от него».

В церковном архиве сохранились: 1) грамота Симона, епископа Суздальского, на построение Спасской церкви от 1742 г., 2) указ того же епископа об устройстве печей в Казанской церкви от 1745 г. и 3) указ Сильвестра, митрополита Суздальского, о постройке деревянной колокольни в 1758 году.

Причта в приходе по штату положено – священник и псаломщик. На содержание их получается: от служб и требоисправлений до 500 руб. в год, процентов с причтового капитала (4,625 руб.) 185 руб. в год. – Дом для священника устроен прихожанами.

Земли при церкви: усадебной 1 десят., пахотной 15 десят., сенокосной 1 десят. и под кустарником 16 десят.; план на всю землю имеется.

Приход состоит из села Мордовского и деревень: Сергеевой (2 вер. от церкви), Деревягина (1 вер.), Гришева (2 вер.), Снегиревой, Ковровского уезда, (3½ вер), Косовки (4½ вер.), в коих по клировым ведомостям числится 267 душ мужеск. пола и 335 женского.

В селе Мордовском имеется земская народная школа; учащихся в 1897 году было 45.

Мугреево-Никольский приход

Село Мугреево Никольское на р. Лухе находится в 50 верст. от уездного города и в 130 верст. от губернского.

По писцовым книгам Суздальского уезда 1628–30 гг. село Мугреево значится вотчиной князя Димитрия Михайловича Пожарского; в селе церковь Николая Чудотворца – верх шатровый с приделами во имя св. Пророка Илии, благов. Князей Бориса и Глеба, св. Никиты Столпника, Переславского чудотворца, и муч. Луппа; другая теплая церковь во имя Пресвят. Троицы – древяна клецки с приделами во имя св. Алексия, митрополита Московского, и Препод. Сергия Радонежского – строение вотчинниково; при церквах 2 священника, 2 дьякона, дьячек, пономарь и просвирница, 6 келей нищих, 2 дв. бобыльских; пашни церковной середние земли по 20 четв. в поле, сена 10 копен.

По переписным книгам 1678 г. село Мугреево значится уже за князем Юрием Алекс. Долгоруковым, в селе тогда был двор боярский, на котором жили кабальные люди – конюхи, двор скотской, 13 дв. деловых людей и 9 дв. бобыльских (в настоящее время здесь 27 дворов). Всего в вотчине князя было 132 дв. крестьянских и 50 бобыльских с населением в 770 душ мужеского пола.

До 1672 года Мугреевская церковь входила в состав патриаршей области, а с этого времени передана была в Суздальскую епархию. О судьбе церквей, упомянутых в 1628 г., не сохранилось никаких сведений. В настоящее время в Мугрееве три церкви: 1) Никольская каменная церковь, построенная в 1791 году, 2) Троицкая теплая церковь, построенная в 1806 году и 3) Артемиевская кладбищенская церковь, построенная в 1845 году.

Престолов в этих храмах четыре: во имя Св. Николая Чудотворца, во имя Живоначальные Троицы, во имя св. в.-муч. Георгия и во имя праведн. Артемия, Веркольского Чудотворца.

Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно.

Причта по штату положено – священник и псаломщик. На содержание их получается от служб и требоисправлений и процентов с причтового капитала (2,365 руб.) до 300 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле.

Земли при церкви: пахотной 27 десят. 1,725 саж., сенокосной около 6 десят.; план и межевые книги на землю имеются; и та и другая земля неудобная.

Приход состоит из села Мугреева-Никольского и деревень: Бобрихи (1 верста от церкви)139, Китайнова (3 вер.)140, Скорякова (4 вер.)141, Подлеснова (4 вер.), Ухолова (3½ вер.142), Максимова (3 вер.)143, Потанина (2 вер.)144, Ванюкова (5 вер.), Шестова (5 вер.)145, Костяева (6 вер.)146, Клестова (5 вер.)147 и Черемисина (2 версты)148; во всех этих деревнях числится 424 души мужеского пола и 513 женского.

В селе с 1881 г. существует земская народная школа; учащихся в 1897 году было 33.

Мугреево-Спасский приход

Село Мугреево-Спасское на р. Лухе находится в 52 верст. от уездного города и в 130 от губернского. Село это называется Спасским потому, что до 1704 г. принадлежало Суздальскому Спасо-Евфимиеву монастырю. Приложено оно было в монастырь княгиней Феодосией, женою кн. Петра Борисовича Пожарского и кн. Петром Пожарским в 1572 году149).

По писцовым книгам Суздальского уезда 1628–30 гг. в Мугреево-Спасском значится церковь Димитрия Селунского с приделом во имя Богоявления Господня – древяна вверх, другая теплая церковь во имя Живоначальные Троицы с приделом преп. Евфимия Суздальского – древяна клецки – строение монастырское; при церквах священник, дьячек, пономарь, просвирника, 6 келий нищих; пашни церковной по 20 четв. в поле; в селе двор монастырский.

Отметка, что церковь – строение монастырское, показывает, что по крайней мере теплая церковь построена в Мугрееве уже после 1572 г., т. е. после пожертвования села в монастырь.

По переписным книгам 1678 г. в Мугрееве-Спасском показана церковь Богоявления Господня; при церкви два священника, дьячек, пономарь и просвирня; в селе двор монастырский.

Так как в переписных книгах обыкновенно обозначался главный престол церкви, а здесь церковь названа Богоявленскою, то можно думать, что упомянутая в писцовых книгах церковь была к 1678 году перестроена.

В настоящее время в Мугрееве две церкви: 1) каменная церковь холодная, построенная в 1735–41 гг. и 2) теплая каменная церковь, построенная в 1779 году.

Престолов в первой два – во имя Богоявления Господня и во имя св. в.-муч. Димитрия Селунского; во второй один – в честь преп. Евфимия Суздальского.

Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно.

Причта в приходе по штату положено – священник и псаломщик. На содержание их получается от служб и требоисправлений и земли церковной до 450 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле.

Земли при церкви: усадебной 2 десят., пахотной 24 десят. 2,360 саж., сенокосной 9 десят. 2,160 саж., неудобной 5 дес. 1,140 саж.; план и межевые книги на землю имеются.

Приход состоит из села Мугреева и деревень: Филютина (1 вер. от церкви), Михалева (2 вер.), Зименок (3 вер.), Серенова (4 вер.), Остапова (4 вер.), Хохулина (3 вер.), Павловской (4 вер.), Легкова (5 вер.) и Хмельникова (1 вер.)150, в коих по клировым ведомостям числится 530 душ мужеского пола и 633 женского.

В селе с 1845 года существует народная школа; в настоящее время содержится на средства земства; учащихся в 1897 году было 45.

В дер. Легкове есть школа грамоты, учащихся 10.

Николо-Пенский приход

Погост Николо-Пенский находится в 82 верст. от уездного города и в 120 верстах от губернского, недалеко от границы Вязниковского уезда с Костромской губернией.

Когда построена в первый раз церковь на этом погосте, сведений о том не сохранилось. В делах патриаршего казенного приказа сохранилась только отметка, что в 184 (1676) г. подал в приказ перехожую грамоту попа Никифора, служившего в селе Мелешине, дьячек Луховского уезда церкви Николая Чудотворца что на Нете. – Из этой отметки видно, что в 1676 г. церковь в Николо-Пенском погосте уже существовала. – Дальнейших сведений о церкви до начала текущего столетия мы не имеем.

Существующий ныне в погосте каменный храм построен в 1823 году на средства бывшего помещика Як. Александр. Соколенова.

Престолов в этом храме три: главный – во имя Св. Николая Чудотворца, в трапезе теплой – в честь Казанской иконы Божией Матери и во имя св. Иоанна Милостивого.

Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно; чего-либо замечательного по древности или ценности не имеется.

Причта в приходе по штату положено – священник и псаломщик. На содержание их получается от служб и требоисправлений и процентов с причтового капитала до 400 руб. в год. Дом для священника церковный, у псаломщика дом собственной на церковной земле.

Земли при церкви: усадебной 2 десят., под церковью и кладбищем две десятины, под дорогами и неудобной 4 десят. 1,665 саж., пахотной и сенокосной 46 десят. Кроме сего, в пустоши Телегиной имеется пожертвованной земли 3 десятины 1,500 саж., в пустоши Выставке в чересполосном владении с крестьянами имеется 8 десят. сенокосной земли и мелкого леса; планы и документы на всю землю имеются.

Приход состоит из деревень: Зименок (1 верста от церкви), Прудова (2 вер.), Фомина (3 вер.), Анютина (3 вер.), Пестова (4 вер.) и Григорова (5 вер.), в коих по клировым ведомостям числится 291 душа мужеского пола и 324 женского.

При церкви имеется двухклассная церковно-приходская школа; учащихся в 1897 году было 67.

Палеховский приход

Село Палех на речке Належке находится в 75 верст. от уездного города и в 120 от губернского.

Палех в настоящее время довольно большое торговое село. Жители этого села занимаются иконописанием; среди их есть известные иконописцы, которым поручалась реставрация живописи в старинных соборах Владимира и Москвы. – Этот иконописный промысел появился здесь еще в XVII веке.

По писцовым книгам Владимирского уезда Боголюбова стана 1628–30 г. Палех значится в вотчине за Иваном Бутурлиным и его детьми, причем одна треть села была дана Бутурлину за Московское осадное сиденье. В селе тогда была церковь во имя св. пророка Илии древяна да два места церковных, что были церкви Воздвижения Креста Господня и св. прор. Илии; при церкви два священника, дьячек, пономарь и просвирница; три кельи бобыльских; пашни церковной середние земли по 30 четв. в поле, сена 20 копен, пустошь Поповка, а в ней пашни 9 четв., лесу 22 четверти, сена 20 копен. – В селе торг, торгуют в среду, тамгу сбирают на государя. – В части Ив. Бутурлина двор вотчинников, 10 дв. крестьянских и 7 бобыльских, а в другой части 26 дв. крестьянских и 14 бобыльских (в настоящее время в Палехе 234 двора).

Отчего запустели Воздвиженская и Ильинская церковь и когда построена была вновь Воздвиженская церковь в Палехе, сведений о том не сохранилось.

По писцовым книгам 161 (1653) г. при Палеховской церкви значится 2 дв. поповых, дворы пономарев и просвирницын, 4 дв. бобыльских, в приходе 4 дв. помещиковых, 10 двор. бобыльских и 240 крестьянских, пашни церковной середние земли по 30 четв. в поле, сена на пустоши Поповке и по реке Палежке 40 копен.

В делах патриаршего казенного приказа сохранились отметки, из которых видно, что в 1693 г. в Палехе была устроена и освящена новая церковь во имя Воздвижения Креста Господня; в 1696 г. был освящен при этой церкви придел в честь Казанской иконы Божией Матери; в 1712 году была устроена и освящена церковь во имя Св. Николая Чудотворца. Была ли это отдельная церковь или придел при Воздвиженской церкви, из документов патриаршего приказа не видно.

В 1719 году Воздвиженская церковь потерпела от воров: «с местных икон они оклады ободрали и что было церковные сборные казны мирского подаяния и то все унесли». «Приходские люди в то время исхудали и многое число опустело», а потому священник испросил себе право производить сбор на украшение храма по всем городам и селам в течение года.

В 1774 году в Палехе на средства прихожан устроен существующий ныне каменный храм.

Престолов в этом храме четыре: главный – во имя Воздвижения Животворящего Креста, в приделах – в честь Казанской иконы Пресв. Богородицы и во имя Св. Николая Чудотворца, в верхнем этаже – во имя Архистратига Михаила.

Утварью, ризницей и св. иконами церковь весьма богата. Иконы все хорошей живописи и многия из них в серебряных вызолоченных ризах. Ценностью украшений отличаются: серебряная вызолоченная дарохранительница, три напрестольных Евангелия в сребропозлащенных окладах, пять больших и три малых сребропозлащенных напрестольных креста, из них один украшен стразами, в другой вложены частицы Св. мощей, семь серебряных вызолоченных сосудов и 4 серебряных кадила.

Кроме Воздвиженской церкви в Палехе на кладбище есть еще другая каменная церковь, построенная в 1790 году. – Престол в этой церкви один – во имя св. прор. Илии.

Причта при церквах по штату положено: два священника, диакон и два псаломщика. – На содержание их получается: от служб и требоисправлений до 2,600 руб. в год и процентов с причтового капитала (4,910 р.) 222 р. Для членов причта имеется церковный каменный дом.

Земли при церкви: усадебной 2 десят., пахотной 33 десят., сенокосной земли нет.

Приход состоит из села Палеха и деревень: Сверчина (1 верста от церкви), Дерягина (3 вер.), Дягилева (2 вер.), Савина (8 вер.), Терехова (4 вер.), Маланьина (4 вер.), Выставки (8 вер.), Смертина (5 вер.), Ковшова (1 вер.), Киселева (7 вер.) и Медведникова (8 верст); во всех этих поселениях по клировым ведомостям числится 426 дворов, 1,115 душ мужеского пола и 1,263 женского.

В Палехе имеются две народных земских школы: а) мужская, открытая в 1862 г. и б) женская, открытая в 1869 г.; в первой в 1897 г. было учащихся 59, а во второй 67.

В дер. Смертине с 1896 г. существует церковно-приходская школа; учащихся в 1897 году было 60.

Помогаловский приход

Село Помогалово находится в 65 верстах от уездного города и в 140 верстах от губернского.

О времени построения первой церкви в селе Помогалове не сохранилось никаких сведений. Существующий же здесь в настоящее время каменный храм построен в 1817 году.

Престолов в этом храме три: главный – в честь Покрова Пресв. Богородицы, в трапезе теплой – в честь Смоленской иконы Пресв. Богородицы и Св. Николая Чудотворца.

Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из св. икон ценностью украшений отличается Смоленская икона Пресв. Богородицы, риза на ней серебряная вызолоченная.

Причта в приходе по штату положено – священник и псаломщик. На содержание их получается: от служб и требоисправлений до 300 руб., от. земли церковной до 20 руб. и процентов с причтового капитала (1,003 р.) 40 руб. в год. – Дома у членов причта собственные на церковной земле.

Земли при церкви: усадебной 3 десят., пахотной и сенокосной 33 десят.; план на землю есть, но межевой книги не имеется.

Приход состоит из села Помогалова и деревень: Лодыгина, Кочкина, Больших Углецов, Малых Углецов, Новой, Зыкова и Юрилова (самая дальняя деревня находится в 3 верст. от церкви); во всех этих селениях по клировым ведомостям числится 345 душ мужеского пола и 370 женского.

В селе Помогалове имеется земская народная школа; учащихся в 1897 году было 30.

Преображенский приход

Село Преображенское, Тимофеевна тож, на р. Тезе находится в 53 верст. от уездного города и в 100 верст. от губернского.

Церковь в Преображенском построена в первый раз помещиками Протасьевыми в 1860 г. и освящена во имя Преображения Господня. С того времени сельцо Тимофеевка, по желанию храмоздателей, стало называться по церкви селом Преображенским. До образования самостоятельного прихода Тимофеевка была в приходе к Троицкой церкви с. Холуя.

Церковь каменная пятиглавая весьма изящной архитектуры; престол в ней один во имя Преображения Господня.

Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно; замечательных и дорогих украшений не имеется.

Причта в приходе по штату положено – священник и псаломщик. На содержание их получается: от служб и требоисправлений около 230 руб., от земли церковной до 80 руб. и процентов с причтового капитала (5,800 руб.) – 282 руб. в год. Дом для священника и псаломщика церковный.

Земли при церкви: усадебной 1 десят. 800 саж., пахотной 10 десят, 2,140 саж., сенокосной 22 дес. 2,167 саж., под церковью – 429 саж., неудобной 8 дес. 36 сажен. – Кроме того, храмоздателями Протасьевыми пожертвовано на нужды церкви и причта 33 дес. 2,268 саж. дровяного леса. Планы и межевые книги на землю имеются.

Приход состоит из села Преображенского и деревень: Нагорнова (2 вер. от церкви), Марьинки (3 вер.), Протасьева (5 вер.), Травина (4 вер.), в коих по клировым ведомостям числится 294 души муж. пола и 337 женского.

В Преображенском имеется земская народная школа; учащихся в 1897 г. было 70.

Сакулинский приход

Село Сакулино, Брусна или Клещино тож, находится в 70 верст. от уездного города и в 130 от губернского, недалеко от границы Вязниковского уезда с Костромской губернией.

До настоящего разделения уездов село Сакулино принадлежало к Суздальской епархии Луховского уезда Шалутинской Луки. Это место было усадьбой князя Дим. Мих. Пожарского, который приложил его в монастырь препод. Нила Столбенского, что на озере Селигере; во владении монастыря Сакулино и оставалось до 1764 года.

Когда Сакулино было приложено в монастырь и когда построена здесь в первый раз церковь, сведений о том не сохранилось. Первая церковь в 1791 году сгорела; вместо нее устроена была вновь деревянная же церковь, купленная в селе Юже. – В 1826–27 г.г. в Сакулине был построен каменный храм, а деревянная церковь была разобрана и лес употреблен на обжигание кирпича для строившейся церкви.

Этот каменный храм остается без существенных изменений до настоящего времени. Престолов в нем три: главный – во имя Преображения Господня, в трапезе теплой во имя преподобного Сергия Радонежского и в честь Казанской иконы Божией Матери (устроен в 1872 г.)

Утварью, ризницей, св. иконами, богослужебными и назидательными книгами церковь снабжена достаточно. Все иконы хорошего письма; на иконе преп. Сергия риза серебряная.

Причта в приходе по штату положено – священник и псаломщик. На содержание их получается от служб и требоисправлений и от земли церковной до 480 р. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле.

Земли при церкви: усадебной 3 дес., сенокосной 3 десят. и пахотной 27 десят.; плана и межевых книг на землю не имеется.

Приход состоит из села Сакулина151 и деревень: Хотенова (1 вер. от церкви), Жукова (2 вер.), Фалюшина (1 вер.), Левина (2 вер.), Ламаксина (2 вер.), Бородина (2 вер.), Павлова (2 вер.), Дубоколихи (2 вер.), Линева (4 вср.), Каменкова (4 вер.) и Назарьева (4 вер.); во всех этих селениях по клировым ведомостям числится 612 душ муж. пола и 680 женского.

В Сакулине с 1888 г. существует церковно-приходская школа; учащихся в 1897 г. было 58.

Спас-Шелутинский приход

Село Спас Шелутино на р. Лухе находится в 70 верстах от уездного города и в 150 от губернского.

Исторических сведений о церкви в Спас-Шелутине никаких не сохранилось. Существующий в настоящее время здесь каменный храм построен в 1797 году.

Престолов в этом храме три: главный – во имя Живоначальные Троицы, в трапезе теплой во имя преп. Сергия Радонежского и трех Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого.

Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно; чего-либо замечательного по древности или ценности в церкви не имеется.

Причта в приходе по штату положено: два священника, диакон и два псаломщика. На содержание их получается от служб и требоисправлений до 850 руб. в год и процентов с причтового капитала (748 руб. 51 коп.) – 28 руб. 95 коп. Дома у членов причта собственные на церковной земле.

Земли при церкви: усадебной 4 дес. 900 саж., пахотной 44 десят. 1,618 саж., сенокосной 18 десят. 782 саж.; план и межевые книги на землю имеются. Сенокосная земля дохода не приносит, ибо с прорывом плотины на р. Лухе она превратилась в болото.

Приход состоит из села Спас-Шелутина, хутора Давыдовского и деревень: Рыбина (4 вер. от церкви), Барской (2 вер.), Юркина (5 верст), Добрячихи (5 вер.), Бражнова (5 вер.), Шихарей (4 вер.), Пеньков (4 вер.), Ратова (4 вер.), Петрова (5 вер.), Окульцева (6 вер.), Привалья (7 вер.), Починки (9 вер.), Константинцева (8 вер.), Саймицы (8 вер.), Городилова (10 вер.) и Ульянихи (9 вер.); во всех этих поселениях по клировым ведомостям числится 1,063 души муж. пола и 1,202 женского.

В с. Спас-Шелутине с 1889 г. существует церковно-приходская школа; учащихся в 1897 г. было 24.

Тименковский приход

Село Тименка находится в 62 верст. от уездного города и в 120 от губернского.

В переписных книгах 1678 г. за Гавр. Борис. Кайсаровым значится деревня, что было сельцо, Тименка. Эта отметка показывает, что в то время церкви в Тименке еще не было. Когда она была в первый раз построена, сведений о том не сохранилось. – Из храмозданной грамоты, данной епископом Владимирским Виктором в 1795 г., видно, что в то время была здесь ветхая деревянная церковь во имя св. Анны Пророчицы.

Вместо этой ветхой деревянной церкви в 1795–806 г.г. построен в Тименках каменный храм, существующий здесь и в настоящее время.

Престолов в этом храме четыре: в холодном в честь Казанской иконы Божией Матери, Св. Николая Чудотворца и св. Анны Пророчицы, в трапезе теплой во имя св. в.-муч. Георгия Победоносца.

Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из св. икон особенно чтима прихожанами древняя икона св. Анны Пророчицы из прежней деревянной церкви. – Ценностью украшений отличаются ризы на иконах Казанской и Смоленской Божией Матери и серебряное с золочеными украшениями паникадило. – Ризница довольно богатая.

Причта в приходе по штату положено – священник и псаломщик. На содержание их получается от служб и требоисправлений, хлебного сбора и земли до 480 руб. в год. Для священника дом церковный, а у псаломщика собственный на церковной земле.

Земли при церкви: усадебной 1 дес. 800 кв. саж., пахотной и сенокосной 33 десят.; особого плана на землю нет, а значится она на плане помещичьей земли.

Приход состоит из села Тименки и деревень: Сукова (1 вер. от церкви). Костюхина (1 вер.), Бурдинки (½ вер.), Медвежья (4 вер.) и Новоселок (3 вер.), в коих по клировым ведомостям числится 503 души муж. пола и 504 женского.

В с. Тименках имеется земская народная школа; учащихся в 1897 г. было 50.

Холуйский приход

Село Холуй на р. Тезе находится в 45 верстах от уездного города и в 110 от губернского.

Село Холуй давно известно далеко за пределами Владимирской губернии благодаря тысячам икон, которые массами приготовляются здешними иконописцами и развозятся затем офенями по всем уголкам нашего отечества.

Иконописное мастерство существовало в Холуе ужо в XVII столетии; в писцовых книгах 1628–31 г. упоминается в Холуе иконописец Лаврушка Иванов. В конце XVII века встречаются уже мастера, имевшие по нескольку учеников, таков напр. в 1674 г. Ивашка Путилов. – В одной грамоте 1668 г. упоминается, что жители села Холуя «пишут иконы без всякого разсуждения».

В некоторых частных документах сохранились известия о том, что в XVIII веке посылались из разных мест учиться иконописанию в Холуй ученики. Таким образом и тогда уже иконописание не было в Холуе случайным явлением, а общим занятием и ремеслом жителей. Таким оно остается и до настоящего времени. Преобладающим стилем в здешнем иконописании является стиль т. н. живоносный, но техника писания большей части икон невысокого достоинства. Для усовершенствования этой техники, для поднятия нашего отечественного иконописания в Холуе Владимирским Братством Св. Александра Невского открыта иконописная школа, которой заведует художник, получивший образование в Академии художеств, Н. Н. Харламов. Работы учеников школы отличаются высоким достоинством: они соединяют в себе требования древнерусского иконописания и современного искусства. – Несомненно, что со временем – под влиянием этой школы и ее выучеников повысится уровень техники письма и тех дешевых икон, которые главным образом расходятся но России.

Слобода Холуй принадлежит к древнейшим поселениям Владимирского края. Она упоминается в половине XVI века; так в грамоте вел. кн. Ивана Васильевича 1546 года об освобождении от пошлин Стародубских соляных варниц Троице-Сергиева монастыря упоминается: «что у них у новые соли на Холую... варницы и трубы и дворы».

В 1613 г. слобода Холуй пожалована князю Дим. Мих. Пожарскому царем Михаилом Федоровичем «за царя Василья Московское осадное сиденье». – По писцовым книгам 1628–34 г. г. в слободе Холуе значится церковь Живоначальные Троицы – древяна клецки, – строение вотчинниково; при церкви поп Игнатей и просвирница да 10 келей нищих. Да в слободке два двора вотчинниковых, 23 двора крестьянских, нетяглых бобылей 24 двора, они делают всякое изделье на боярина, из них Гришка Игнатьев иконник. Да в той же слободе кабак да варница Орел да варница Усолка да 2 места варнишны... да 4 трубы с усолом. В слободе два торга на Введеньев день и на Фролов день».

Но князь Пожарский не был в то время единственным владельцем Холуйской слободы. По тем же писцовым книгам один жеребей слободы Холуй принадлежал Троице-Сергиеву монастырю; в нем был двор монастырский и 18 дв. бобыльских. – Другой жеребей Холуя принадлежал Суздальскому Спасскому монастырю: в нем было 4 дв. бобыльских. – Этот жеребей был приложен в монастырь в 1574 году Харитоном Нефедьевым.

По переписным книгам 1678 г. вотчина кн. Д. М. Пожарского значится за кн. Юрием Ив. Пожарским; в 1688 году находилась во владении князя Ал. Андр. Голицына и в том же году перешла к князю Мих. Ив. Куракину. В 1678 г. в вотчине кн. Пожарского было 91 дв. крестьянских и 28 бобыльских с населением в 825 душ муж. пола.

Что касается монастырских владений в Холуе, то они оставались в ведении Троице-Сергиева и Спасского монастырей до 1764 года.

Из отметки в писцовых книгах, что Троицкая церковь в Холуе есть строение вотчинниково, можно заключить, что эта церковь построена уже после 1618 г. кн. Пожарским.

В 1746–50 г. вместо этой деревянной церкви построен в Холуе существующий ныне каменный храм. В построении этого храма принимал деятельное участие преосвящ. Мефодий, епископ Астраханский, который был родом из с. Холуя; он дал для этого средства и заботился о благополучном совершении постройки, что видно из сохранившихся в церковном архиве писем его к кн. Куракиной, бывшей тогда помещицей Холуя.

В 1775 году при этой церкви построена другая отдельная теплая церковь.

Престолов в холодной церкви два: во имя Живоначальные Троицы и св. муч. Флора и Лавра; в теплой церкви также два престола во имя Введения во храм Пресв. Богородицы и Св. Николая Чудотворца.

Утварью, ризницей, св. иконами н богослужебными книгами церкви снабжены достаточно. В двух напрестольных крестах и Смоленской иконе Божией Матери имеются частицы св. мощей. Сохранились в церкви следующие вклады преосвящен. Мефодия: 1) Толковое Евангелие Феофилакта, епископа Болгарского, с подписью: «1742 г. Астраханского Спасова монастыря архимандрит Мефодий отдал сию книгу в Холуйскую слободу в Троицкую церковь свою келейную ради поминовения родителей наших. . . и подписал своею рукою. 2) Напрестольное Евангелие (изд. 1753 г.) в серебряном окладе. 3) Кадило серебряное. 4) Серебряный ковш для подаяния теплоты (приложен в 1764 г.). 5) Местный образ Рождества Пресв. Богородицы в серебряной вызолоченной ризе. 6) Образ Свенские Печерские Божией Матери; в этом образе врезана панагия еп. Мефодия и литое изображение св. в.-муч. Георгия. 7) Образ Казанской Божией Матери. 8) Болотная персидской ткани фелонь и набедренник с словами: pvo fide, rege et lege». 9) Черная бархатная фелонь и 10) голубая обьяринная фелонь.

Причта в приходе по штату положено: священник, диакон и псаломщик. На содержание их получается – процентов с причтового капитала (8,291 руб.), от служб и требоисправлений и от земли церковной до 1,500 руб. в год. Дома для членов причта церковные.

Земли при церкви: усадебной 2 десят., пахотной 29 дес., сенокосной 4 десят. 717 кв. саж. и неудобной 1,683 сажени; земля эта показана на плане крестьянской земли.

Приход состоит из части слободы Холуя и деревень – Спасской (5 вер. от церкви) и Жукова (Ковров. уезда 5 вер.) в коих по клировым ведомостям числится 726 душ муж. пола и 755 женского.

Кроме Троицкой церкви в Холуе есть другая приходская церковь с особым причтом.

Церковь эта построена в 1739 году; в 1856 году она перестроена, остался нетронутым только алтарь прежней церкви.

Престолов в этой церкви три: главный – в честь Тихвинской иконы Божией Матери, в трапезе теплой во имя Сретения Господня и Успения Божией Матери.

Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно.

Причта в приходе по штату положено: священник, диакон и псаломщик. На содержание их получается процентов с причтового капитала (1,229 руб.), от служб и требоисправлений и хлебного сбора – до 950 руб. в год. Священник и диакон живут в церковных домах, у псаломщика дом собственный на церковной земле.

Земли при церкви: усадебной 1 дес. 130 саж., под кустарником 2 дес. 200 саж. и сенокосной 22 дес. 400 саж.

Приход состоит из части слободы Холуя и деревень: Селищ (4 вер. от церкви) и Ирыхова (7 вер.), в коих по клировым ведомостям числится 730 душ мужеского пола и 745 женского.   .

В приходе с 1888 г. имеется двуклассное министерское училище, учащихся в 1897 году было 126 мальчиков; с 1879 г. – женское училище, в коем в 97 г. было 62 ученицы, и с 1885 года иконописная школа, где учится около 80 человек из двуклассного училища и 48 вольно-приходящих.

Южский приход

Село Южа находится в 57 верст. от уездного города и в 120 от губернского.   .

Церковь в Юже существовала уже в начале XVII века; в патриарших окладных книгах под 136 (1628) г. отмечено: «церковь Николы Чудотворца в селе Юже в поместье Юрия Толмачева». В 1672 г. церковь эта из патриаршей области перешла в Суздальскую епархию.

В 1795 г. вместо деревянной церкви в Юже построен каменный храм с таковою же колокольнею, а деревянная церковь в 1819 г. перенесена была на кладбище, где и оставалась до 1837 г. В 1862–63 г. каменный храм был распространен на средства помещика Протасьева; колокольня была построена вновь. В 1888 г. церковь возобновлена на средства фабриканта Леонида Асигкр. Балина.

Престолов в церкви два: главный – в честь Смоленской иконы Божией Матери, в приделе во имя Св. Николая Чудотворца.

Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена вполне достаточно. Смоленская икона Божией Матери почитается в приходе явленною. Иконы Пресв. Троицы и Николая Чудотворца в житии древнего письма. Сохранились в ризнице: деревянный потир и оловянная дароносица. Ценностью украшений отличается икона св. муч. Пантелеимона, писанная на Афоне.

Причта в приходе по штату положено – священник и псаломщик. На содержание их получается от служб и требоисправлений, процентов с причтового капитала (1,100 руб.) и от земли церковной до 300 руб. в год. – Для священника устроен церковный дом, псаломщик живет в собственном доме.

Земли при церкви: усадебной 1 дес. 915 саж., пахотной 18 дес. 1,535 саж. и сенокосной 14 дес. 1,845 саж.; земля эта значится на плане крестьянской земли.

Приход состоит из села Южи и деревень: Омелова (2 вер. от церкви), Нефедова (2½ вер.), Тарантова (4½ вер.), Реброва (5 вер.), Костяева (6 вер.), Сойны (8 вер.) и Русинова (8½ вер.), в коих по клировым ведомостям числится 476 душ муж. пола.

В селе Юже с 1886 г. существует земская народная школа; учащихся в 1897 г. было 45.

Южский фабричный приход

Южская бумаго-прядильная и ткацкая фабрика находится в 1½ вер. от села Южи; основана она в 1862 году помещиком Протасьевым, в настоящее же время фабрика принадлежит товариществу Балиных.

В 1895 г. при фабричной богадельне устроена церковь во имя Св. апост. Асигкрита.

К церкви определен причт – священник и псаломщик. На содержание их получается от служб и требоисправлений и процентов с причтового капитала (15,600 руб.) – до 1,400 р. в год. Для членов причта устроен церковный дом.

Земли при церкви не имеется.

В приходе по клировым ведомостям числится 105 душ муж. пола и 104 женского, но все население этого фабричного местечка более 2,000.

При фабрике с 1878 г. существует школа, преобразованная в 1895 г. в двуклассное училище; учащихся бывает ежегодно около 200.

* * *

1

См. Описание города Шуи, Борисова; Описание города Шуи и шуйских церквей, прот. Е. Правдина; Истор. записку о городе Шуе, Лядова, и Памятную книжку Влад. Губ. Стат. Ком., 1805 года.

137

См. Описную книгу Суздальского Спасского монастыря 1660 г. в Ежегоднике Влад. Статист. т. II, стр. 61–62.

138

Все эти деревни упомянуты в переписных книгах 1678 г. Деревни Олтухово и Взвоз приложены в монастырь в 1573 г. кн. Фед. Ив. Пожарским.

139

По переписным книгам 1678 г. в Бобрихе – 13 дв., а ныне только 8.

140

В 1678 г. в Китайнове – 16 дв., а ныне 22.

141

В 1678 г. в Скорякове – 10 дв., а ныне 2.

142

В 1678 г. в Ухолове – 9 дв., ныне тоже 9.

143

В 1678 г. в Максимове – 4 дв., а ныне 3.

144

В 1678 г. в Потанине – 9 дв., а ныне 5.

145

В 1678 г. в Шестове – 7 дв., а ныне 5.

146

В 1678 г. в дер. Костяеве – 5 дв., а ныне 6.

147

В 1678 г. в Клестове – 4 дв., а ныне 8.

148

В 1678 г. в Черемисине – 12 дв., а ныне 9.

149

См. описную книгу Спасского монастыря 1660 г. в Ежегоднике Влад. Стат. Комитета в. II, стр. 61.

150

Деревни Филютино, Михалево, Сереново, Остапово, Павловское, Легково и Хмельниково упоминаются в переписных книгах 1678 года.

151

Первоначально около церкви жили только 3 брата Гавриловых, отец коих был дворовым кн. Пожарского; после переселилось несколько жителей из соседних деревень; до 10-й ревизии они и писались в тех деревнях.

Комментарии для сайта Cackle