В.Березин, В.Добронравов

Второй благочиннический округ

В состав второю округа входят следующие приходы: Акиншинский, Архидиаконский. Дебрский, Ильинский (в Костином углу), Липкинский, Мстерский. Ново-Татаровский, Пантелеевский, Рыловский, Саварнинский, Сарыевский, Спасско-Ивановский, Старо-Татаровский, Станковский и Шустовский.

Акиншинский приход

Село Акиншино, Богородское тож, на р. Таре находится в 24 верстах от уездного города и в 100 от губернского.

В писцовых книгах Суздальского уезда 1628–30 гг. отмечено: «в Стародуборяполовском стану в вотчинах за стольником кн. Ив. Ив. Ромодановским сельцо, что была, пустошь Алатарь, Теренинское селище, Акиншино. а Богородское село тож на р. Таре, а в селе церковь Пресв. Богородицы Казанския воздвигнута нова, а в церкви образы и свечи и книги и колокола и всякое церковное строение вотчинниково».

Таким образом первая церковь была построена в Акиншине в первой четверти XVII века. При церкви было пашни «середние земли» по 30 чети в поле, перелогу 10 четей. К вотчине Ромодановского принадлежали деревни Яблонцы, Свиное болото, Медведева, Городок, Некрасова или Пятова тож, Макланова или Маначиха и пустоши: Семынино, Зубарево, Лосья. Пранушева, Олягина, Щукина, Ивакина, Кононова, Фролова, Борщова, Погоняйка и Мелново.

В дополнение к указанию писцовых книг патриаршие окладные книги под 143 (1635) г. отмечают, что в Акиншине при церкви Пречистые Богородицы (здесь не сказано – «Казанския») есть придел во имя св. Иоанна Богослова.

В 1672 г. церковь из патриаршей области перешла в Суздальскую епархию.

В 1729 году церковь эта оказалась ветхой и вместо нее, с благословения епископа Суздальского Иоакима, построена была новая деревянная церковь также в честь Казанские иконы Божией Матери.

Сохранилась опись этого храма, составленная в 1780–90 гг.

Храм был крыт тесом об одной главе, обитой жестью; над трапезой была колокольня, а на ней три колокола, из коих в большем было 11 пудов. Престол был один в облачении кумачном, а на жертвеннике одеяние было крашенинное. Сосуды были одни серебряные и двои оловянные. За престолом был выносной крест и Казанская икона Божией Матери (существуют и ныне). Иконостас был в 3 яруса. Местные в нем иконы: Преображения Господня, Покрова Пресвятой Богородицы, Воскресения Христова. Нерукотворенного Спаса. Пр. Илии. Казанской Божией Матери, Иоанна Богослова, резная икона Николая Чудотворца и св. муч. Флора и Лавра. Во втором ярусе – 17 икон. За клиросом икона Скорбящей Божией Матери и муч. Параскевы. – В трапезе резное изображение Спасителя в темнице. – Ризница была для того времени довольно богатая.

В 1810–18 гг. в Акиншине построен существующий ныне каменный храм.

Престолов в этом храме два: главный в честь Казанской иконы Пресв. Богородицы, в трапезе в честь Покрова Пресв. Богородицы.

Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно вполне. Из св. икон обращают на себя внимание: Казанская икона Пресв. Богородицы в серебряной вызолоченной ризе, устроенной в 1779 г., Преображения Господня в такой же ризе 1780 г., Тихвинская икона Божией Матери, писанная в 1728 г., икона Покрова Пресв. Богородицы, Николая Чудотворца Можайского, св. муч. Власия и Модеста, Флора и Лавра с изображением вверху арх. Михаила, из ушей коего идут белые волнообразные слухи. Под ногами угодников две лошади в седлах, тесьму, протянутую к уздам лошадей, держит арх. Михаил; ниже изображены еще три лошади с седоками, одетыми в короткие куртки и в шапках с красными кистями: в правом углу еще несколько лошадей. – Утварь храма довольно богата. В библиотеке сохранилось несколько книг с надписями: 1) Служебник с подписью 1666 г.: «сию книгу приложила попу Федоту Иванову княгиня Ульяна Одоевская в вотчину свою в соло Богородское в церковь Пр. Богородицы Казанския». 2) Минея месячная, приложенная в 1672 г. крестьянином Силуаном Антипиным. 3) Служебник изд. 1674 года.

Причта в приходе по штату положено – священник и псаломщик. На содержание их получается от служб и требоисправлений, земли церковной и процентов с причтового капитала (725 р.) – до 650 руб. в год. – Дома у членов причта собственные на церковной земле.

Земли при церкви: под церковью и кладбищем около 1 дес., усадебной 2 десят. 1,200 саж.. лесной 16 десят. 1,530 саж., пахотной около 24 десят.; план и межевые книги на землю имеются.

Приход состоит из села Акиншина и деревень: Зубарихи (1 вер. от церкви), Городка (2 вер.), Медведева (2 вер.). Свинова (3 вер.), Яблонцев (3 вер.), Лосьей (4 вер.), Семыни (3½ вер.), Носкова (2 вер.) и Черноморья (1 вер.), в коих по клировым ведомостям числится 459 душ мужеского пола и 480 женского120.

В с. Акиншине с 1843 г. существует народная школа; содержится в настоящее время на средства земства; учащихся в 1897 г. было 90.

Архидиаконский погост

Погост Архидиаконский на р. Клязьме находится в 16 вер. от уездного города и в 110 от губернского.

Первые сведения о церкви в Архидиаконском погосте мы находим в патриарших окладных книгах, в них под 136 (1628) г. отмечено: «церковь архидьякона Стефана в вотчине боярина князя Фед. Иван. Мстиславского княгини Ирины в Ярополченской волости на Клязьме на берегу».

Таким образом в начале XVII столетия церковь здесь уже существовала, но была ли раньше того, сведений об этом не имеется.

После княгини Одоевской вотчина принадлежала графу П. К. Салтыкову, от него перешла к княз. Куракиным, от них к Д. П. Приклонскому и наконец к Н. Ар. Жеребцову.

Сравнивая число душ мужеского пола, бывшее в Акиншинском приходе в 1678 г., с настоящим, мы видим, что прирост населения за 100 лет очень незначителен. С 1861 г. население прихода даже уменьшается: в 1861 г. в приходе было 700 душ муж. пола, в 1876 г. – 575 душ, а в настоящее время только 450. Причина этого переселение прихожан-офеней на места своей торговли в разные места России.

Из сохранившейся в церковном архиве храмозданной грамоты, данной в 1754 году епископом Владимирским Платоном, видно, что до 1719 года в погосте было две деревянных церкви: а) в честь Казанской иконы Божией Матери с приделом во имя архидиакона Стефана и б) теплая церковь во имя св. Николая Чудотворца. Очевидно, что Казанская церковь построена после той, которая упомянута в 1628 году.

В 1719 году Казанская церковь сгорела и богослужение до 1744 года совершалось в ветхой Никольской церкви. Тем временем в 1742 г. построена была новая деревянная церковь во имя архидиакона Стефана. – В 1754 году обе эти церкви «от молненного запаления» сгорели.

В 1754–58 гг. построен был вновь деревянный храм в честь Казанской иконы Божией Матери с приделом во имя архидиакона Стефана. – Этот деревянный храм существует на погосте и в настоящее время. Но придельный престол в 1805 г. был переименован во имя св. пророка Илии.

В 1792–805 гг. построен на погосте существующий ныне каменный храм. Главный престол был освящен во имя св. архидиакона Стефана, придел во имя св. Николая Чудотворца.

Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена довольно богато. Из св. икон обращает на себя внимание Казанская икона Божией Матери древнего письма в серебряной ризе.

Причта в приходе по штату положено: два священника, диакон и два псаломщика. На содержание их получается: от служб и требоисправлений, процентов с причтового капитала (618 руб.) и от земли церковной до 1,560 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле.

Земли при церкви: усадебной 2 дес. 1,292 саж., пахотной в двух полях 23 дес, 1,999 саж., неудобной 7 дес, 41 саж., сенокосной 66 дес. 394 саж. и неудобной 28 дес. 1,376 саж., под церковью и кладбищем 491 саж., а всего 128 десятин 796 сажен; план и межевые книги на землю имеются.

Приход состоит из деревень: Налескина (½ версты от церкви), Осинок (5 вер.), Раменья (5 вер.), Слободки (4 вер.), Родионихи (2 вер.), Ставрова (3 вер.), Хмельников (4 вер.), Рыкина (6 вер.), Тимина (2 вер.). Калит (3 в.), Доронова (3 в.), Ковыряихи (2 вер.), Ворошилихи (3 вер.), Федосеихи (2 вер.), Новоселок (4 вер.) и Бортникова (5 верст); во всех этих деревнях по клировым ведомостям числится 1,082 души мужеского пола и 1,216 женского.

При церкви с 1886 г. существует церковно-приходская школа; учащихся в 1897 г. было 51.

Дебрский приход

Погост Дебри при озере того же имени находится в 36 верстах от уездного города и в 90 от губернского.

Существует местное предание, что церковь первоначально существовала в нынешней приходской деревне Мицине и перенесена на настоящее место тогда, когда икона Николая Чудотворца чудесным образом неоднократно переносима была из церкви в лес на то место, где теперь находится погост Дебри. Икона эта будто бы взята была в Московский Успенский собор, а вместо ее написана была копия на деке, сделанной из березы, на которую переносима была икона. – В 1688 году, по преданию, и построен был во имя Николая Чудотворца храм на месте явления иконы среди дремучего леса, где основался и Дебрский погост.

Но такое предание никакими документами не подтверждается. Напротив, из патриарших окладных книг видно, что церковь Николая Чудотворца на Дебри в вотчине князя Ивана Ромодановского существовала уже в 136 (1628) году.

В 1672 г. церковь эта перешла из патриаршей области в Суздальскую епархию. – В 1678 г., как свидетельствуют переписные книги того года, погост Николая Чудотворца, что в Дебри, был в вотчине боярина князя Гр. Гр. Куракина, на погосте за попом записано 4 двора бобыльских.

Таким образом, церковь на погосте Дебри существовала гораздо раньше 1688 г. Местное предание основание церкви относит к 1688 г., имея в виду надпись на сохранившем храмозданном кресте, в которой сказано, что в 7106 (1688) г. освящен алтарь в храме Николая Чудотворца в «погосте, иже на дебри». Но принимая во внимание вышеуказанные данные, нужно думать, что это был уже не первый храм на погосте.

В 1812–25 г. вместо деревянной церкви построен в Дебрях существующий в настоящее время каменный храм.

Престолов в этом храме два: главный – во имя св. Николая Чудотворца, в приделе теплом – в честь Тихвинской иконы Божией Матери.

Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из св. икон обращает на себя внимание икона Николая Чудотворца, писанная на деке из березы. на которой чудесным образом появлялась икона из церкви села Мицина.

Причта в приходе по штату положено – священник и псаломщик. На содержание их получается: процентов с причтового капитала (8,750 руб.), от земли церковной, от служб и требоисправлений до 450 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле.

Земли при церкви: усадебной 1,600 квадр. саж., пахотной плохого качества 50 дес. 1,300 саж., под лесом 12 десят. 2,312 саж., дровяного лесу 18 дес. 1,410 саж., мелкой лесной заросли 12 дес. 100 саж., под озером и дорогами 1 десятина 2,200 саж., неудобной 20 десят. и сенокосной 5 дес. 560 саж.; план и межевые книги на всю эту землю есть.

Кроме сего, в 1891 году приложено купцом Сорокиным 22 дес. 730 саж.; дарственный акт имеется.

Приход состоит из деревень: Озерков (1 вер. от церкви), Ширяихи (1 вер.), Богданова (1 вер.), Мостовихи (3 вер.), Сальчукова (3 вер.), Крестникова (4 вер.), Мицина (5 вер.), Машачихи (5 вер..), Филина (5 вер.), Черемхов (5 вер.) и Мосеева (7 вер.); во всех этих деревнях по клировым ведомостям числится 291 душа муж. пола и 364 женского.

При церкви с 1887 г. существует земская народная школа; учащихся в 1897 г. было 40.

И в этом приходе, по свидетельству местной церковной летописи, население после 1861 г. значительно уменьшилось, потому что многие прихожане-офени переселились в Сибирь, на Кавказ, в Малороссию и другие места.

Ильинский приход

Погост Ильинский в Костином углу на р. Таре находится в 25 верстах от уездного города и в 90 от губернского.

В патриарших окладных книгах под 136 (1628) г. отмечено: «церковь Св. пророка Илии в Костине углу монастырь особняк». – Когда и кем основан этот монастырь и до какого времени он существовал, сведений никаких не сохранилось.

По писцовым книгам Ярополченской волости 145–155 г.г. значится уже Ильинский погост, а на нем 5 дв. непашеных бобылей. По книгам 161 (1653) г. при Ильинской церкви значится двор попов. пономарев и просвирницын, церковных бобылей 3 двора, да в приходе 6 дв. помещиковых, 101 дв. крестьянских и 5 дв. бобыльских; пашни церковной середние земли по 6 четв. в поле, сена в Милковской луке на реке Клязьме – 5 копен.

Были ли какие-либо перестройки церкви в XVII и XVIII в. в., сведений о том не сохранилось. В 1826–29 г. г. вместо дотоле бывшей деревянной церкви устроен на погосте существующий в настоящее время каменный храм.

Престолов в этом храме два: главный – во имя Св. пророка Илии, в приделе теплом в честь Корсунской иконы Божией Матери.

Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из св. икон отличаются своей древностью – храмовая икона прор. Илии и т. н. деисус.

Сохранилось Евангелие изд. 1644 года с надписью: «сия книга черного попа Моисея, а приложил ее Володимерские округи в Ерополче в Костине углу к Илье пророку на престол по своих родителях и по своей душе».

Причта в приходе по штату положено – священник и псаломщик. На содержание их получается – процентов с причтового капитала (2,700 р.), от служб и требоисправлений и от земли церковной до 850 руб. в год. Дом для священника церковный, у псаломщика собственный.

Земли при церкви по плану генерального межевания: усадебной 2 десят. 600 саж., сенокосной 9 дес. 1,600 саж., пахотной 98 дес. 1,546 саж. (две трети ее ныне поросли лесом), лесу строевого и дровяного 59 десятин 1,280 саж., а всего 170 десят. 236 саж.; план и межевые книги на эту землю имеются. Кроме сего, г. Солярским пожертвовано в 7 участках – 50 десят. земли, из которой 31 десят. разного леса, остальная же земля пахотная и сенокосная. Наконец, причту пополам с церковью принадлежит 5 дес. сенокосной земли на р. Клязьме.

Приход состоит из деревень: Федоркова (1½ вер. от церкви), Губина (2 вер.), Демакова (3 вер.). Костенева (3 вер.), Круглова (4 вер.), Высокова (4 вер.), Долгова (4 вер.), Черноморья (5 вер.), Жаров (6 вер.) и Коробов (6 вер.); во всех этих деревнях по клировым ведомостям числится 295 душ муж. пола и 326 женского.

При церкви с 1888 г. существовала церковно-приходская школа, но за неудобством посещения школы учениками из деревень в 1898 г. перенесена в д. Долгово.

Липкинский приход

Село Липки находится в 6 верстах от уездного города и в 118 от губернского.

По писцовым книгам Ярополченской волости 145–155 (1037–47) гг. сельцо Липки значится в вотчине за женой и детьми князя Шаховского и за Ив. Засецким.

Церковь в Липках появляется к 185 (1677) г., как это можно видеть из патриарших окладных книг, в которых под 185 г. отмечено: «прибыла вновь церковь Пресв. Богородицы Одигитрии в вотчине стольника Ив. Ив. Засецкаго, что была деревня Липки».

В приходе к этой церкви в 208 (1700) г. поступили деревни: Чудиново – 25 дворов (ныне здесь 32 двора), бывшая в приходе Николо-Кинешемском, Липки – 23 двора (ныне 37 дворов), бывшая в приходе Архидиаконском, Борзыня – 13 дворов (ныне в приходе этой деревни нет). – В самом селе Липках было 18 дворов (а ныне 20 дворов), так что весь приход состоял из 79 дворов.

В 1727 г. на средства помещицы Авд. Сем. Стрешневой глава и кровля на церкви были устроены новые.

Вместо этой деревянной церкви в 1804–12 гг. устроен в Липках существующий ныне каменный храм.

Престолов в этом храме два: главный в честь Смоленской иконы Божией Матери, в трапезе теплой во имя Св. Николая Чудотворца.

Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из св. икон особенно чтима прихожанами древняя Смоленская икона Божией Матери, риза на ней серебряная.

Причта в приходе по штату положено – священник и псаломщик. На содержание их получается – от служб и требоисправлений и от земли церковной до 450 руб. в год. – Дома у членов причта собственные на церковной земле.

Земли при церкви: усадебной 900 кв. саж., пахотной 21½ десят. и сенокосной 12 десят.; копия с плана на землю имеется. Кроме сего церкви принадлежит 1 десят. сенокосной земли близ старого русла Клязьмы в пожне Опаринской.

Приход состоит из села Липок и деревень: Быковки, Липок, Чудинова и Назарихи, в коих по клировым ведомостям числится 139 дворов, 409 душ мужеского пола и 491 женского.

При церкви существует церковно-приходская школа; учащихся в 1897 г. было 36.

Мстерский приход

Богоявленская слобода, Мстера тож, на р. Таре и р. Мстере находится в 21 версте от уездного города и в 105 от губернского.

Большая торгово-промышленная слобода Мстера имеет широкую и далекую известность благодаря своеобразному промыслу, которым занимаются ее жители. Этот промысел иконописание. Известно, что уже в начале XVIII столетия иконописание в Мстере было не случайным явлением, а промыслом и в настоящее время большая часть мужского и женского населения Мстеры занято иконописью или уборкой и украшением икон или приготовлением, требуемых иконописным промыслом материалов. Главным образом приготовляются здесь т. н. «расхожия» необыкновенно дешевые иконы, и иконы, украшенные фольгой; эти иконы в громадном количестве чрез офеней торговцев расходятся но всей России. Но наряду с этим в Мстере есть и искусные мастера – старинщики, прекрасно знающие древнерусские стили иконописи (новгородский, строгановский и др.) и умеющие писать иконы во всех этих стилях. Такие иконы находят себе сбыт среди населения старообрядческого или склонного к старообрядству.

Общий уровень техники иконописи довольно не высокий особенно благодаря своеобразному характеру работы, где каждый мастер не пишет всей иконы, а только какую-нибудь часть – один лик, другой платье и т. п. – Для улучшения иконописания в Мстере Владимир. Братством св. Александра Невского открыта иконописная школа с классами рисовальным и иконописным; обучение продолжается пять лет121.

Слобода Мстера принадлежит к древним поселениям Владимирского края.

В писцовых книгах Суздальского уезда 1628–30 гг. за детьми князя Ромодановского значится «отца их старинная родовая вотчина погост Богоявленская слободка на р. Мстере, а на погосте церковь Богоявления Господа Нашего I. Христа каменная да другая церковь Ивана Милостиваго древяна вверх, а в церквах образы, книги и ризы и колокола и всякое церковное строение вотчинниково; у церкви 2 кельи черных попов, 2 кельи крылошан, келья старца и двор попа Ефима; в слободке двор вотчинников, двор прикащиков и 20 дв. бобыльских с населением в 70 душ мужескаго пола.

Таким образом уже в начале XVII столетия в Мстере существовал каменный храм, а кельи черных попов говорят, что при этом храме был в то же время и мужской монастырь.

По переписным книгам 1678 г. в слободе Мстере значится двор боярский и 156 дворов бобыльских с населением в 435 душ муж. пола. В 1683 г. Мстера принадлежала кн. Федору, Андрею и Михаилу Ромодановским: в 1689 г. – уже одному князю Михаилу Григ. Ромодановскому; в 1713 г. Мстера перешла к кн. Федору Юрьевичу Ромодановскому; в 1741 г. перешла к графу Головкину в виде приданого, взятого за женой; в 1744 г. принадлежала графине Папиной; в 1768 г. принадлежала гр. Петру Ив. и Никите Ив. Паниным; в 1809 г. перешла к гр. С. П. Паниной, вышедшей замуж за генерала И. В. Тутолмина; после этого Мстера принадлежала гр. Викт. Ник. Панину и в 1864 г. подарена дочери, бывшей в замужестве за графом Комаровским. – В 1710 году в Мстере было 182 дв. крестьянских и бобыльских и 57 торговых лавок, кабак и таможня.

Упомянутая в писцовых книгах Богоявленская церковь с приделом во имя Успения Пресв. Богородицы оказалась к 1683 году ветхой, а потому князья Ромодановские испросили у митрополита Суздальского Илариона благословение на построение новой каменной церкви уже с одним престолом. Церковь была построена и освящена в 1687 г., как видно из надписи на сохранившемся храмозданном кресте.

Этот храм существует в слободе и в настоящее время. Храм – пятиглавый построен в стиле церквей XVII века. – Престол в храме один во имя Богоявления Господня. Над престолом устроена сень на четырех золоченых колоннах. Иконостас шестиярусный резной; на боковых сторонах клиросов изображены 4 сивиллы.

Рядом с Богоявленской церковью находится теплая каменная церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери. Время построения этой церкви неизвестно. Она не упомянута ни в писцовых книгах 1628–30 гг., ни в храмозданной грамоте 1683 г., ни даже в описной книге слободы Мстеры 1710 г. В последней кроме Богоявленской каменной церкви в монастыре указана деревянная церковь во имя Иоанна Предтечи со всею церковною утварью. На этом основании можно думать, что Владимирская церковь построена уже после 1710 года. – Церковь об одной главе, покрытой черепицей зеленого цвета; на трибуне главы вставлены разноцветные кафли, которые есть также и в карнизах стен. В иконостасе сохраняются иконы древнего письма; царские врата также старинные, обложены по краям золоченым басемным окладом, верх их оканчивается мысообразным теремком, над коим изображение Тайной Вечери в древнем стиле; по сторонам врат столбики, на коих изображены 3 Святителя, Николай Чудотворец, 4 архидиакона и 2 ангела.

Престолов в этом храме два – в честь Владимирской иконы Божией Матери и в приделе, устроенном в 1868 г., во имя св. благ. кн. Александра Невского.

Колокольня при этих храмах новая, построена в первой половине текущего столетия.

В Богоявленской и Владимирской церквах сохраняется весьма много древних икон и других свящ. предметов.

1. Икона Богоявления, на ней И. Христос изображен без одежды благословляющим воды Иордана; в водах изображены мифические фигуры (напр. сирены), лошадь и две рыбы; риза на иконе серебряная вызолоченная.

2. Храмовая икона Владимирской Божией Матери – древней иконописи в серебряной вызолоченной ризе, а оклад и венцы золотые; в венце Богоматери корона из разных камней, на голове ее поднизь из крупного жемчуга, цата золотая, на ней вырезана в глубь св. Троица, арх. Михаил и Гавриил; на полях иконы вырезаны в глубь чернью по золоту изображения ап. Петра и Павла, трех Святителей, преп. Василия и муч. Марии; икона помещена в серебряном киоте, кругом иконы писаны чудеса Божией Матери иконописью уже настоящего столетия.

3. Храмовая же икона Владимирской Божией Матери древнего письма в бархатной низанной жемчугом ризе, венец серебряный вызолоченный, по краям оклад басемной, цата серебряная. Икона эта особенно чтима богомольцами и в описи 1780 г. именуется чудотворною.

4. Казанская икона Пресв. Богородицы – Строгановского письма, оклад серебряный вызолоченой басемный, венец и убрус украшены жемчугом; кругом иконы писаны чудеса от нее.

5. Смоленская икона Божией Матери, одинакового письма с Казанской иконой, в серебряном вызолоченном окладе, убрус писан жемчугом; по бокам изображен акафист Божией Матери.

6. Образ Благовещения Пресв. Богородицы – древнего письма.

7. Икона Пресв. Богородицы Неопалимые Купины.

8. Икона Успения Пресв. Богородицы в серебряном золоченом окладе; икона эта из бывшего придела в честь Успения Пресв. Богородицы.

9. Небольшой серебряный крест, в нем часть древа креста Господня и частицы св. мощей – Николая Чудотворца, Иоанна Многострадального, Марии Египетской, Гурия Казанского, Даниила Столпника и др. – Под крестом подвешена маленькая икона Грузинской Божией Матери в серебряном окладе. Икона эта была домашней святыней князей Ромодановских; сохранился ковчежец, в котором носилась эта икона, вместо стекла вставлена слюда; икона носилась на груди.

10. Две древние иконы Богоявления Господня и Нерукотворенного образа, в серебряных вызолоченных окладах.

Кроме сего сохранилось немало древних икон во втором ярусе иконостаса и в трапезе церкви.

В теплой Владимирской церкви древняя икона – Иоанна Предтечи, который изображен с крыльями. – Сохранились две иконы местной иконописи XVIII века: а) Владимирская икона Божией Матери писана в 1762 г. и б) Шуйская Смоленская икона Божией Матери 1769 г. Имеются еще резные из дерева иконы: 1) св. в.-муч. Георгия Победоносца, 2) Николая Чудотворца Можайского. 3) другая такая же икона. 4) И. Христос в темнице и 5) глава Иоанна Крестителя.

Кроме св. икон в Мстерских церквах сохраняются еще следующие свящ. предметы древности.

1. Напрестольное Евангелие изд. 1644 г. в серебряном вызолоченном окладе на верхней деке, с надписью по листам: «Лета 1669 сие Евангелие обложено серебром и золотом с камением дал боярин кн. Вас. Гр. Ромодановский в свою вотчину в Богоявленскую слободу в монастырь Богоявления Господа И. Христа и Успения Пресв. Богородицы по деде своем кн. Петре и Евфимие и по отце своем кн. Григорье, иноке-схимнике Геннадие и по матери своей по кн. Ульяне и по своей душе и прочих родителей. А кто сие Евангелие исхитит или отдаст кому и на тем будет страшный суд Божий».

2. Напрестольное Евангелие печат. 1627 года.

3. Потир серебряный с позолотою; на поддонке надпись: «сии сосуды в Богоявленский монастырь приложил кн. В. Гр. Ромодановский по приказу брата своего в 1663 г.»

4. Ковчег серебряный для хранения св. даров, поступивший в церковь между 1780–1786 гг.

5. Ковчег оловянный в виде шатровой одноглавой церкви.

6. Дароносица оловянная.

7. Два больших серебряных кадила.

8. Серебряное с позолотою блюдо с гербом кн. Ромодановского.

9. Две серебряных ложки; на ручке одной вырезано: «Johan Rodde an 1689».

10. Медное небольшое паникадило; под ним подвешено яйцо строфокамилово. Другое строфокамилово яйцо в серебряной оправе подвешено к паникадилу в холодной церкви.

В особой витрине хранится коллекция древних серег с подвесками, которые составляли приклады в церковь.

К числу древних достопримечательностей Мстерских церквей относятся предметы, вышитые и украшенные руками княгинь Ромодановских: 1) Владимирская икона Божией Матери, вышитая разноцветными шелками и золоченым серебром, украшенная жемчугом и разноцветными камнями.

2) Казанская икона Божией Матери такой же работы.

3) Плащаница, вышитая золотом, серебром и разноцветными шелками по темно-зеленой материи. На верхнем поле вышит деисус, на нижнем Николай Чудотворец, преп. Зосима и Савватий, по сторонам св. Алексий, митрополит Московский, и Антоний Римлянин.

4) Воздух, в средине коего вышит золотом, серебром и разноцветным шелком Младенец И. Христос, лежащий в купели.

5) Воздух такой же работы с вышитым посредине изображением Знамения Пресв. Богородицы.

6) Шитая пелена с иконой Корсунской Божией Матери.

7) Пелена из рытого бархата, поля ее шелковые шиты разными узорами.

8) Три древние фелони – две парчевые и одна рытого бархата; оплечья по черному бархату низаны жемчугом с разноцветными камнями, оправленными в серебро, около жемчуга вышито золотом и серебром; кресты и звезды на ризах вынизаны также жемчугом с камнями; на лучшей фелони 13,810 жемчужин.

9) Древняя фелонь атласная белая с шитым оплечьем.

10) Два покрова, коими покрываются гробницы кн. Мих. Григ. и кн. Андрея Мих. Ромодановских; один покров бархатный темно-малиновый, на нем крест, состоящий из 53 серебряных вызолоченных дробниц; на них вырезаны в глубь 50 свящ. изображений.

Другой покров малинового бархата.

В церковной библиотеке сохранились – Требник Петра Могилы и Синодик с гравюрами XVII века; в нем записан род кн. Ромодановских и род графа Панина.

В трапезе Богоявленской церкви у входных западных дверей наверху церковного помоста возвышаются 15 каменных надгробниц, сложенных из кирпича. Под этими надгробницами погребены тела князей и княгинь Ромодановских. На трех надгробницах надписи: 1) «Тысяча семь сот десять третье лета (1730)

Ианнуария дне тридцатаго воспета

Волею Бога раб верн и скончася

Благоверный князь Михаил мертв стася

Григорьевич Ромодановский славный

Боярин в службе воевода давный,

Града Москвы он губернатор бывый,

Христианск конец в Христе получивый –

На сем месте он телом положися,

О душе его зрев гроб сей молися.

Боже упокой сего раба верна

Любовь бо твоя к нам и милость безмерна.

Живе 60 лет в именование Ноемврия 8-го».

2) «1712 г. февраля в 17 день преставися раб Божий стольник князь Андрей Мих. Ромодановский»....

3) «1716 г. генваря в 30 день... преставися раба Божия ближняго болярина и Московскаго губернатора кн. М. Гр. Ромодановскаго жена его Авдотья Васильевна, дочь думнаго дворянина Вас. Лк. Голохвастова»....

Всеми вышеуказанными достопримечательностями Богоявленская церковь располагала тогда, когда при ней был мужской монастырь. Монастырь этот упразднен был в 1764 году и церковь обращена в приходскую122.

Причт при Богоявленской церкви в настоящее время состоит из священника, диакона и псаломщика. – На содержание их получается – процентов с причтового капитала (2,100 р.) – 90 руб. и от служб и требоисправлений около 1,200 руб. Дома у священника и псаломщика собственные, диакон же живет в церковном доме.

Земли при церкви: усадебной 1,200 саж. и сенокосной в двух пожнях 9 дес. 1,200 саж.; пахотной земли нет.

Приход состоит из части слободы Мстеры (162 двора) и деревень: Добриц, Павлова и Погариц; в слободе и деревнях по клировым ведомостям числится. 838 душ мужеского пола и 994 женского, в том числе раскольников 99 душ обоего пола.

В слободе имеются две народных школы: 1) мужская – открыта в 1818 г., в настоящее время содержится на средства земства, учащихся в 1897 г. было 125 мальчиков; 2) женская, открытая в 1877 г.; учащихся в 1897 г. было 90 девочек.

В дер. Павлове с 1895 года открыта школа грамоты; учащихся в 1897 г. было 20.

Кроме этих школ, при Мстерской единоверческой церкви с 1887 г. существует церковно-приходская школа; учащихся в 1897 г. было 30.

Кроме Богоявленской церкви в Мстере есть еще другая приходская церковь во имя св. Иоанна Милостивого. Церковь эта находится вблизи Богоявленской.

В писцовых книгах 1628–30 гг. вместе с каменной церковью Богоявленской упомянута «другая церковь Иоанна Милостивого древяна вверх». – Из этого упоминания не видно, чтобы эта была отдельная самостоятельная церковь. Но из раздельной описи слободы Мстеры 1710 года мы узнаем, что при церкви Иоанна Милостивого с приделом в честь Казанской иконы Божией Матери был женский монастырь. Когда и кем основан этот монастырь и та ли это церковь, что и в 1628 г. или уже новая, сведений о том но сохранилось. Можно думать, что это был как бы домовый монастырь княгинь Ромодановских, из коих в синодике некоторые значатся схимонахинями.

В 1710 г. в этом монастыре была еще церковь во имя Филиппа Митрополита.

В 1764 году и женский монастырь был упразднен и Иоанновская церковь обращена в приходскую.

В 1809 году вместо деревянной церкви устроен существующий в настоящее время каменный храм с одним престолом во имя св. Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского.

Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. – Из св. икон достопримечательны следующие: 1) Храмовая икона св. Иоанна Милостивого древнего письма; кругом угодника изображены свв. муч. Каллистрат, Димитрий, Онисифор, Александр, Параскева и глава Иоанна Предтечи; изображение св. Иоанна украшено жемчужной ризой, а изображения других святых – серебряной вызолоченной.

2) Икона Николая Чудотворца Можайского, голова святого высечена из камня; икона украшена серебряной вызолоченной ризой.

3) Икона св. Троицы в серебряной вызолоченной ризе.

4) Древняя икона Воскресения Христова в такой же ризе.

5) Деисус древнего письма.

6) Древняя икона св. Филиппа, Митрополита Московского.

7) Древняя резная из дерева плащаница.

В церкви сохранилось напрестольное Евангелие печат. 1649 года с подписью по листам: «сия книга честнаго диакона Ионы, дал сию книгу вкладу в дом Николая Чудотворца по своих родителех лета 7157 при игумене Герасиме, священнике Митрофане и старцах Василие и Тарасие и при всей братии». Другое малое Евангелие – изд. 1651 года.

Причта при Иоанновской церкви по штату положено – священник и псаломщик. На содержание их получается около 1,200 руб. в год. – Дома для обоих членов причта церковные.

Земли при церкви – усадебной 1,200 сажен и сенокосной около 10 дес.; план на землю общий с Богоявленской церковью.

Приход состоит из части слободы Мстеры (217 дворов), в которой по клировым ведомостям числится 649 душ мужеского пола и 722 женского, из них раскольников 52 души обоего пола.

Ново-Татаровский приход

Село Новое-Татарово при безымянном озере находится в 27 верстах от уездного города и в 105 от губернского.

До 1764 года село Новое-Татарово принадлежало Троице-Сергиеву монастырю.

По писцовым книгам Суздальского уезда 1628–30 гг. это село значится уже за Троицким монастырем; в нем тогда была уже церковь Рождества Пресв. Богородицы – древяна вверх – строение монастырское; при церкви священник, диакон, пономарь и просвирница, у священника на дворе 3 кельи бобыльских; пашни церковной по 25 четв. в поле, сена 30 копен; в селе был двор монастырский, двор скотской, двор пчельной, двор плотника, 5 дворов крестьянских и 8 бобыльских (в настоящее время в Татарове 51 двор).

По переписным книгам 1678 г. в Татарове значится также двор монастырский, а в нем живут подъячие, кои присылаются для письма из Троице-Сергиева монастыря. – В то время Татарово было административным центром громадной Троицкой вотчины, которая состояла из 49 селений, а в них было 459 дворов крестьянских и 45 бобыльских с населением в 1,808 душ мужеского пола.

Были ли какие-либо перестройки деревянной церкви, упомянутой в писцовых книгах, в XVII и XVIII столетиях, сведений о том не сохранилось. В 1802–4 гг. вместо дотоле бывшей в Татарове деревянной церкви устроен существующий в настоящее время каменный храм.

Престолов в этом храме два: главный – в честь Рождества Пресв. Богородицы, в приделе теплом – во имя преп. Сергия Радонежского. Над главным престолом устроена сень на четырех колоннах.

Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена вполне достаточно. – Из св. икон ценностью украшений отличаются: Смоленская икона Божией Матери, две Владимирских иконы Богоматери и икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радости»; ризы на всех этих иконах серебряные. – Имеются двои сребропозлащенные сосуды, три серебряных напрестольных креста, два серебряных вызолоченных ковчега для хранения Св. Даров.

Причта в приходе по штату положено – священник и псаломщик. На содержание их получается из разных источников около 300 руб. в год. – Дом для священника общественный, у псаломщика собственный; оба на крестьянской земле.

Земли при церкви: пахотной 33 десят., сенокосной 3 десят. и неудобной 3 десят., усадебной же земли нет; план и межевые книги на землю имеются.

Приход состоит из села Нового Татарова и деревень: Нагорнова (1 вер. от церкви), Кокина (1 вер.), Лукина (2 вер.), Гаврихи (2 вер.), Никитина (4 вер.), Напалихи (1 вер.), Полян (6 вер.) и Сосновок (6 вер); во всех их по клировым ведомостям числится 317 душ мужеск. пола и 360 женского.

В селе имеется земская народная школа; учащихся в 1897 году было 30.

Пантелеевский приход

Село Пантелеево при безымянном овраге находится в 30 верст. от уездного города и в 110 от губернского.

По писцовым книгам Суздальского уезда 1628–30 гг. значится приселок Пантелеево (к селу Новому Татарову) в вотчине Троице-Сергиева монастыря; в этом приселке была уже тогда церковь во имя Вознесения Господня с приделом во имя св. муч. Флора и Лавра – строение мирское; при церкви были два священника, пономарь и просвирня, церковных бобылей было 10 дворов; пашни церковной по 25 четв. в поле, сена 20 копен; в селе был двор монастырский, 4 двора крестьянских и 15 бобыльских (в настоящее время в Пантелееве 41 двор).

И в переписных книгах 1678 г. Пантелеево значится приселком в Ново-Татаровской вотчине Троицкой лавры.

Были ли какие-либо перестройки упомянутой в писцовых книгах церкви в течение XVII и XVIII столетий, сведений о том не сохранилось. – В 1802–1810 гг. вместо дотоле бывшей деревянной церкви устроен существующий в настоящее время каменный пятиглавый храм.

Престолов в этом храме три: главный – в честь Вознесения Господня, в трапезе теплой – в честь Казанской иконы Пресв. Богородицы и Св. Николая Чудотворца (устроен в 1859 г.) – Над главным престолом устроена висячая сень.

Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. – Из св. икон древнего письма – Казанская икона Божией Матери в серебряной вызолоченной ризе, Смоленская икона Божией Матери в серебряной ризе. Утварь церковная довольно богата.

Причта в приходе по штату положено – священник и псаломщик. На содержание их получается: процентов с причтового капитала (1,900 руб.) и от служб и требоисправлений до 370 руб. в год. Дома у членов причта собственные на крестьянской земле.

Земли при церкви: усадебной 2 десятины, уступленной для причта крестьянами, пахотной 37 десят. 2,100 саж. и сенокосной 2 десят.; план и межевые книги на пахотную и сенокосную землю имеются.

Приход состоит из села Пантелеева и деревень: Сельца (1 вер. от церкви), Дубнева (2½ вер.), Кочетихи (2½ вер.), Фатьянова (2½ вер.), Вязков (7 вер.), Мокрова (5½ вер.). Левинской (5 в.), Метлина (5 в.), Зинина (4 в.), Енихи (6 в.) и Рукосихи (1 вер.); во всех этих селениях по клировым ведомостям числится 361 душа мужеского пола и 376 женского.

В Пантелееве с 1885 г. существует земская народная школа; учащихся в 1897 г. было 75.

Рыловский приход

Село Рыло при озере Нефро близ р. Клязьмы находится в 25 верстах от уездного города и в 115 от губернского.

В первый раз церковь в селе Рыле построена в 1720 г., а до этого времени Рыло было деревней. Новопостроенная церковь была освящена во имя Рождества Христова, а при ней придел – во имя Св. Николая Чудотворца. – К церкви были определены священник, диакон, дьячок и просвирника, в приход вошло 12 дворов, пахотной земли отведено причту по 10 четв. в поле и сенных покосов на 10 копен.

Построенная в 1720 г. деревянная церковь около 80-х годов XVIII века сгорела, вместо нее вновь построена была деревянная же церковь, приобретенная в Егорьеве (за Вазалью) в 1784 году; в ней был только один придел во имя Рождества Христова. – В 1799 г. выстроена была теплая деревянная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. – В 1828 г. вместо деревянных церквей в селе Рыле начат постройкою каменный храм: трапеза была отстроена и освящена в 1825 г., а главный храм только в 1838 году.

Престолов в этом храме два: главный – в честь Рождества Христова, в трапезе теплой – в честь Казанской иконы Божией Матери.

Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно: чего-либо замечательного по древности или ценности украшений не имеется. Сравнительно древняя Казанская икона Божией Матери, писана в 1710 г. в серебряной позолоченной ризе: сохранилось напрестольное Евангелие печ. 1668 года.

Причта в приходе по штату положено: священник, диакон и псаломщик. На содержание их получается из разных источников до 700 руб. в год. – Дома у членов причта собственные на церковной земле.

Земли при церкви: усадебной 928 саж., пахотной удобной 17 десят. и неудобной (болотистой и песчаной) 33 десят., сенокосной 8 десят. и лесу 6 десятин. План и межевые книги на землю имеются.

Приход состоит из села Рыла и деревень: Подъелова (200 саж. от церкви за озером), Пустыни (1½ версты), Глушиц (5 верст), Таковца (5 вер.), Брюховой (3 вер.), Мальцева (3 вер.), Павлиц (3 вер.), Косикова (3 вер.) и Ростовиц (6 вер.); во всех этих селениях по клировым ведомостям числится 879 душ мужеского пола и 1,025 женского.

В селе Рыле с 1872 года существует земская народная школа; учащихся в 1897 году было 82.

Саварнинский приход

Погост Саварня находится в 25 верстах от уездного города и в 80 от губернского.

Церковь в погосте Саварне существовала уже в глубокой древности. Из сохранившейся храмозданной грамоты, данной патриархом Филаретом в 1623 г. вотчиннику Прокопию Измайлову, видно, что в это время на погосте существовал уже ветхий деревянный храм во имя Рождества Пресв. Богородицы. – Очевидно, этот храм построен был по крайней мере в начале XVI столетия.

С благословения патриарха в 1623 году построена была новая деревянная церковь во имя Рождества Пресв. Богородицы с приделом во имя Николая Чудотворца.

По писцовым книгам 161 (1653) г. при этой церкви значится двор попов, диаконов, пономарев и просвирницын, 2 дв. церковных бобылей, в приходе двор вотчинников, 153 двора крестьянских и 14 бобыльских; пашни церковной «середние земли» по 10 четей в поле, сена 20 копен.

В 1721–24 гг. в Саварне была построена теплая деревянная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери.

В 1750 г. обе эти церкви сгорели «все без остатку»: не были даже вынесены антиминсы и запасные Св. Дары. – В течение пяти лет в Саварне вовсе не было храма и богослужение Саварнинским причтом отправлялось в церкви села Сарыева. В 1758 г. построена была новая деревянная церковь во имя Рождества Пресвят. Богородицы с приделом во имя Николая Чудотворца, грамота на освящение была дана епископом Владимирским Платоном в 1754 году.

В 1781–85 г. в Саварне была построена другая теплая деревянная церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери.

В 1828 году вместо деревянных церквей в Саварне начат постройкою каменный храм; постройка его продолжалась весьма долго: трапеза была освящена в 1884 г., а главный храм только в 1848 году.

Престолов в этом храме два: главный – во имя Рождества Пресвятые Богородицы, в приделе теплом – в честь Владимирской иконы Божией Матери.

Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из св. икон замечательна Владимирская икона Божией Матери; в приходе и среди жителей окрестных селений она почитается чудотворною; 8 сентября и 28 июня в церковь стекается множество богомольцев; риза и венец на иконе серебряные вызолоченные, убрус жемчужный; время написания иконы неизвестно, но она упомянута уже в церковной описи 1753 года. – Сосуды церковные серебряные – одни 1761 г., а другие 1797 года.

Причта в приходе по штату положено – священник и псаломщик. На содержание их получается из разных источников около 400 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле.

Земли при церкви: усадебной 2 десят., пахотной 30 десят., строевого лесу 3 дес., мелкого леса и кустарника около 100 дес., под болотом и перелогом 10 десят., под кладбищем и дорогами 2 десят. 41 саж. – Вся эта земля приложена на содержание причта кн. Мих. Вас. Долгоруковым в 1872 г.; план и межевые книги на землю имеются.

Приход состоит из деревень: Мокрова (1 верста от церкви), Першина (2 вер.), Симанцева (5 вер.), Сколепова (8 вер.), Михалкова (2 вер.), Семейкина (2½ вер.), Шиброва (3 вер.). Серкова (4 вер.), Большого Мерзнева (2 вер.), Малого Мерзнева (2 вер.), Волченок (3 вер.); во всех этих деревнях по клировым ведомостям числится 552 души мужеского пола и 587 женского.

В Саварне с 1872 по 1896 год существовала земская народная школа; с 1896 г. перемещена в деревню Мокрово; учащихся в 1897 году было 49.

Сарыевский приход

Село Сарыево на р. Таре находится в 25 верстах от уездного города и в 90 верстах от губернского.

Церковь в Сарыеве существовала уже в глубокой древности. Из сохранившейся в церковном архиве храмозданной грамоты, данной патриархом Филаретом в 1628 году, видно, что в то время в Сарыеве была церковь Чудо Архистратига Михаила «ветхая, развалилась», так что служить в ней было невозможно. – Очевидно, эта церковь существовала и в течение XVI века.

С благословения патриарха построена была новая деревянная церковь в то же именование.   .

По писцовым книгам 145–155 (1637–47) г. г. в селе Сарыеве значится та же церковь; за священником значится 5 дв. бобыльских; в селе было 24 дв. крестьянских и 10 дв. непашенных бобылей (в настоящее время в Сарыеве 45 дворов).

В 1846 г. в алтаре случился пожар, обгорел запрестольный образ Богородицы и антиминс, поэтому церковь с благословения патриарха Иосифа была освящена вновь.

По писцовым книгам 161 (1653) г. при Сарыевской церкви значится двор попов, дьячков, пономарев и просвирницын, церковных бобылей 3 двора, в приходе 124 двора крестьянских и 13 бобыльских; пашни церковной «худые земли» по 16 чети в поле, сена по р. Таре 20 копен.

Из храмозданной грамоты, данной в 1759 г. епископом Владимирским Антонием, видно, что в то время в Сарыеве была ветхая уже теплая деревянная церковь во имя Николая Чудотворца. Очевидно, эта церковь построена была задолго до 1759 г. Вместо нее в 1763 г. построена новая деревянная же церковь в честь того же Святого. Таким образом во второй половине XVIII века в Сарыеве было две деревянных церкви.

В 1819 г. вместо них начат постройкою каменный храм; холодный был освящен в 1827 г., а теплый в 1829 году.

Престолов в этом храме три: главный – во имя Архистратига Михаила, в трапезе теплой в честь Смоленской иконы Божией Матери и во имя Св. Николая Чудотворца.

Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. – Из прежних церквей сохранились старинные (поновленные уже) иконы Смоленской, Владимирской и Казанской Божией Матери и образ Чуда Архистратига Михаила; первая и последняя иконы в серебряных ризах. – Сохранились: напрестольное Евангелие, изданное при царе Алексее Михайловиче, три книги Пролога XVII века, храмозданная грамота – патриарха Филарета 1628 года и храмоосвятительная патриарха Иосифа 1648 года.

Причта в приходе по штату положено – священник и псаломщик. На содержание их получается – процентов с причтового капитала (5,275 руб.) – 211 руб. и от служб и требоисправлений до 600 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле.

Земли при церкви: усадебной 1 десят. 600 саж., пахотной 37 десят. 1,278 саж., писцовой земли в пустоши Поповка (3 вер. от церкви) 34 десят. 1,030 саж. мелкого лесу; сенокосной земли нет; план и межевые книги на землю имеются.

Приход состоит из села Сарыева и деревень: Лепешкина (2 вер. от церкви)123, Попкова (3 вер.)124, Жаров (3 вер.)125, Горок (3 вер.), Палкина (4 вер.)126. Ушакова (6 вер.), Костюнина (8 вер.)127, Алешина (8 вер.) и Вязовки (6 вер.); во всех этих селениях по клировым ведомостям числится 613 душ муж. пола и 645 женского.

В Сарыеве с 1870 г. находится земская школа; учащихся в 1897 г. было 68.

Спасско-Ивановский приход

Село Спасское-Иваново на реке Таре находится в 22 верстах от уездного города и в 100 от губернского.

Первые сведения о церкви в селе Иванове мы находим в патриарших окладных книгах; под 136 (1628) г. в них отмечено: «церковь Преображение Спасово в селе Иванове в вотчине боярина князя Григор. Петр. Ромодановскаго». По церкви село Иваново и стало называться Спасским.

Были ли какие-либо перестройки этой церкви в течение XVII и XVIII столетий, сведений о том не сохранилось. В 1843 г. вместо дотоле бывшей деревянной церкви в Иванове начат постройкою каменный храм; трапеза была освящена в 1845 г., а главный храм в 1848 г.

Престолов в этом храме два: главный – во имя Преображения Господня, в трапезе теплой в честь Толгской иконы Божией Матери.

Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. На местных иконах Преображения и Толгской Божией Матери ризы серебряные вызолоченные. В иконостасе главного храма – иконы из прежней деревянной церкви.

Причта в приходе по штату положено: священник и псаломщик. На содержание их получается: процентов с причтового капитала (6,800 руб.) – 252 руб., от служб и требоисправлений и от земли церковной около 150 руб. в год. Дом для священника церковный, у псаломщика собственный на церковной земле.

Земли при церкви: усадебной 410 саж., пахотной 31 десятина 1,200 саж., лесной вырубки 2 дес. и неудобной 2 десят.; план на эту землю имеется. В пользу церкви имеется 18 дес. дровяного лесу в пустоши Манакуше.

Приход состоит из села Спасского-Иванова и деревень: Исаковки (1 вер. от церкви), Крутовки (2 вер.), Жолобихи (1 в.), Митинской (2 вер.), Курмыша (2 вер.), Семейкина (2 вер.); во всех этих селениях по клировым ведомостям числится 166 душ муж. пола и 209 женского.

Станковский приход

Село Станки при речках Мертюхе и Мануйловке находится в 12 вер. от уездного города и в 112 от губернского.

По преданию, на месте села Станков когда-то существовал Успенский монастырь, в котором подвизался преп. Михаил Верижник. В этом монастыре, говорят, и погребен был преподобный, подвизавшийся более 50 лет в железных веригах. – Но никакими документальными данными, начиная с XVII в., существование монастыря в Станках не подтверждается. В «Книге глаголемой описание о российских Святых» сказано: «праведный трудник и подвижник Михаил в монастыре Успения Богородицы и Св. Николая иже на Клязьме в Мстерской волости Государевой… Бысть в лето 6930 (1422)». Но это указание не дает права отожествлять Станки с Успенским монастырем. В селе Станках начиная с XVII века никогда не было церкви Николая Чудотворца; при том же волость Мстерская с начала XVII века значилась старинной вотчиной кн. Ромодановских. Очевидно, преподобн. Михаил Верижник был погребен в другом месте (см. выше).

Первые документальные сведения о церкви в селе Станках находятся в патриарших окладных книгах; в них под 186 (1628) г. отмечена прибылою вновь «церковь Медушские десятины Успения Преч. Богородицы в Ярополче». Эта отметка дает основание утверждать, что церковь здесь построена вновь.

По писцовым книгам Ярополченского стана 145–155 (1637–1647) г. г. значится село Станки за разными помещиками: Гавр. Андр. Ивановым, стольником Фед. Петр. Нащокиным, Нижегородцем Фед. Бартеневым, за Владимирцем С. Владыкиным и Нижегородцем Ив. Плакидиным.

По писцовым книгам 161 г. при Успенской церкви села Станков значится 2 дв. поповых, двор дьячков, пономарев и просвирницын, в приходе 4 дв. помещиковых, 214 двор. крестьянских и 7 бобыльских; пашни церковной «помещикова данья середния земли» по 2 чети в поле, сена на пожне в Березовке да на Вязках 20 копен.

Из прошения прихожан с. Станков от 1753 года видно, что в то время в Станках было три церкви. – 1) Деревянная церковь Успения Пресвят. Богородицы с шатровым верхом; кровля на церкви и алтаре обветшала и прогнила, сгнила также и шатровая колокольня, устроенная над папертью церкви. 2) Каменная церковь во имя Двенадцати апостолов с приделом во имя Иоанна Воина. 3) Ветхая деревянная церковь Иоанна Златоустого, в которой с данных лет за ветхостью службы не совершалось.

Очевидно, что обветшавшая Успенская церковь была именно та, которая была построена в Станках к 1628 году. – В 1753 году церковь эта была ремонтирована. В 1819–26 г. г. вместо нее был построен существующий ныне каменный пятиглавый храм.

И Златоустовская церковь, так обветшавшая к 1753 году, была, очевидно, построена задолго до 1753 года. – В 1753 г. она была разобрана и материал был употреблен на перестройку колокольни.

Что касается церкви каменной во имя 12 апостолов, то время построения ее неизвестно. Но судя по ее архитектуре, построение ее можно было относить к последней четверти XVII в. В 1882 году церковь эта перестроена заново: с запада приложено 7 аршин, своды устроены вновь, паперть обращена в трапезу, окна расширены, глава устроена новая.

Таким образом в настоящее время в Станках две каменных церкви.

В Успенской церкви престолов три: главный – в честь Успения Пресв. Богородицы, в приделах во имя Иоанна Златоустого (устроен в 1840 г.) и Иоанна Богослова (устроен в 1844 г.).

Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. – Из св. икон обращают на себя внимание: 1) храмовая икона Успения Божией Матери в серебряной позолоченной ризе, убрус Богоматери низан жемчугом, 2) шитые шелком иконы Корсунской и Казанской Божией Матери в сребропозлащенных ризах, 3) древняя икона Успения Божией Матери из деревянной церкви и 4) икона Похвалы Богородицы – древнего письма.

В теплом каменном храме престолов два: главный – во имя Двенадцати апостолов и в приделе во имя Иоанна Воина. Из св. икон своею древностью отличаются икона Спасителя, Иоанна Воина и поклонение веригам апостола Петра.

Из древней утвари сохранился оловянный ковчег, а в библиотеке Евангелие, печатанное при царе Михаиле Феодоровиче.

Причта в приходе по штату положено: священник и псаломщик. На содержание их получается: процентов с причтового капитала (1,850 руб.) – 74 руб., от служб и требоисправлений и от земли церковной до 670 руб. Дома у членов причта собственные на церковной земле.

Земли при церкви: усадебной 900 саж., пахотной около 20 десят., сенокосной 13 десят.; план и межевые книги имеются только на сенокосную землю.

Приход состоит из села Станков и деревень: Глубокова (½ вер. от церкви), Сингиря (3 вер.), Костенева (2 в.)128, Яндов (1½ вер.), Шварихи (2½ вер.), Димакова (3 вер.), Барского Рожина (3 вер.) и Плоскова (1 вер.); во всех этих селениях по клировым ведомостям числится 253 дв., 618 душ муж. пола и 734 женского.

В с. Станках имеется земская народная школа; учащихся в 1897 г. было 82.

Старо-Татаровский приход

Село Старое Татарово на речке Мстерке находится в 23 верстах от уездного города и в 105 от губернского.

По писцовым книгам Суздальского уезда 1628–30 годов село Старое Татарово значится в вотчине кн. Григ. Петр. Ромодановского, в селе церковь Покрова Пресв. Богородицы – строение мирское; при церкви священник, дьячек, пономарь и просвирница; пашни церковной «худые земли» по 20 четв. в поле, сена 15 копен; в селе тогда было 3 дв. крестьянских и 4 бобыльских (в настоящее время здесь 60 дворов).

По писцовым книгам 161 (1653) г. при церкви села Татарова значится 3 дв. поповых, двор дьячков, пономарев и просвирницын, церковных бобылей 7 дворов, в приходе 2 дв. помещиковых, 234 дв. крестьянских и 8 бобыльских, пашни церковной по 10 четей в поле и сена за р. Клязьмою 30 копен.

В 1672 г. церковь села Татарова из патриаршей области передана была в Суздальскую епархию. В 1678 г. Татарово значится в вотчине кн. Фед. Григ. Ромодановского.

О судьбе упомянутой в писцовых книгах церкви не сохранилось никаких сведений. Известно только, что в 1789 г. вместо прежней деревянной церкви, на средства помещика Нестерова, был устроен в Татарове каменный храм. В 1880 г. трапеза была расширена и в ней устроен другой придел.

В 1882 году церковь сгорела: св. престол, иконы, утварь были вынесены. После пожара церковь была обновлена и украшена лучше, чем прежде.

Престолов в этом храме три: главный – в честь Покрова Пресв. Богородицы, в трапезе теплой во имя Трех Святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого и во имя Живоначальные Троицы.

Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно вполне. Многия иконы в серебряных позолоченых ризах; иконы Тайной вечери и исцеления Спасителем расслабленного итальянской живописи (писаны в Риме). Имеются два серебряных креста с частицами св. мощей.

Причта в приходе по штату положено – священник и псаломщик. На содержание их получается жалованья от казны 400 руб. в год, от служб и требоисправлений и от земли церковной до 250 руб. в год. – Дом у священника собственный, псаломщик же живет в церковном доме.

Земли при церкви: усадебной 1 десят., пахотной 24 дес. и сенокосной 8 десят.; план и межевые книги имеются.

Приход состоит из села Старого Татарова и деревни Козловки (1 вер. от церкви), в коих по клировым ведомостям числится 250 душ муж. пола и 274 женского.

В селе с 1866 г. существует земская народная школа; учащихся в 1897 г. было 31.

Шустовский приход

Село Шустово на р. Таре находится в 32 верстах от уездного города и в 100 вер. от губернского.

До 1764 г. село Шустово принадлежало Троице-Сергиеву монастырю и значилось приселком к селу Новому-Татарову.

По писцовым книгам Суздальского уезда 1628–30 г. в этом приселке значится церковь Димитрия Селунского с приделом во имя Св. Николая Чудотворца древяна клецки – строенье монастырское; при церкви священник, дьячек, пономарь и просвирня, 5 дворов церковных бобылей, пашни церковной по 22 четв. в поле, сена 20 копен.

О дальнейшей судьбе этой церкви не сохранилось никаких сведений. Известно только, что в 1798–809 г. г. вместо ветхой деревянной церкви построен в Шустове существующий в настоящее время каменный храм.

Престолов в этом храме два: главный – во имя св. в.-муч. Димитрия Селунского, в приделе теплом во имя Св. Николая Чудотворца.

Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Как особая святыня, хранится небольшой (тельный) серебряный вызолоченный крест с частицею древа креста Господня и частицами мощей И. Предтечи, ап. Андрея, Николая Чудотворца, Петра, Ионы и Алексия – митрополитов, Василия Вел., Григория Бог., Иоанна Златоустого, в.-муч. Георгия, Пантелеимона, Федора Стратилата и Сергия Чудотворца.

Причта в приходе по штату положено – священник и псаломщик. На содержание их получается – от служб и требоисправлений, хлебного сбора и земли и процентов с причтового капитала (800 руб.) – до 350 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле.

Земли при церкви: усадебной и пахотной 33 дес. и сенокосной 5 десят. 1,572 саж.; план и межевые книги на землю имеются.

Приход состоит из села Шустова (10 дворов) и деревень: Семенихи (1 вер. от церкви), Огаркова (2 вер.)129, Пиголихи (3 вер.)130, Шварей (3½ вер.), Плотунихи (3 вер.), Хомяковки (4 вер.)131, Лаврушина (5 вер.)132, Черемиски (3 в.)133, Осинок (2 вер.), Охлопкова (1 вер.), Юрышков (3 вер.)134, Селянкина ((5 вер.)135, Синицына (7 вер.)136; во всех этих селениях по клировым ведомостям числится 300 душ муж. пола и 339 женского.

В с. Шустове с 1894 г. существует земская народная школа; учащихся в 1897 г. было 44.

* * *

120

По переписным книгам 1678 г. село Акиншино с деревнями значится за княгиней Ульяной Одоевской; в селе был двор вотчинников, где жили приказные люди; в состав вотчины входили деревни Зубариха, Моклачиха, Пятовка, Свиное болото, Яблонцы, Семынья и Лосья; во всех этих селениях было 4 дв. надворных людей, 40 дв. крестьянских и 38 бобыльских с населением в 370 душ муж. пола.

121

Подробнее об иконописании в Мстере см. И. А. Голышева «Богоявленская слобода Мстера» – Владимир 1805 г. и В. Т. Георгиевского «Иконописцы Суздальцы» в Русск. Обозрении 1890 г.

122

Подробнее о сл. Мстере и ее церквах – см. И. Голышева – а) «Богоявленская слобода Мстера» – Владимир 1865 г. и б) Древности Богоявленской церкви в Мстере – Владимир 1870 г.

123

По переписным книгам 1678 г. в д. Лепешкине значится 11 двор. крестьянских, а в настоящее время только 6 двор.

124

В 1678 г. в Попкове было 3 двора, а ныне 5 двор.

125

В 1678 г. в Жарах было 7 дворов, ныне тоже 7 двор.

126

В 1678 г. в Палкине было 8 дворов, а ныне 21 двор.

127

В 1678 г. в Костюнине было 10 дворов, а ныне 34 двора.

128

В 1647 г. в д. Костеневе было 6 дворов, а в настоящее время 26 дворов.

129

В 1678 г. в Огаркове было 7 дворов, а ныне 9 двор.

130

В 1678 г. в Пиголихе было 4 двора, а ныне 5 двор.

131

В 1678 г. в Хомяковке было 6 дворов, а ныне 4 двора.

132

В 1678 г. в Лаврушине было 2 двора и ныне тоже.

133

В 1678 г. в Черемиске было 5 дворов, а ныне 11 двор.

134

В 1678 г. в Юрышкине было 4 двора, а ныне 6   двор.

135

В 1678 г. в Селянкине было 7 дворов, а ныне 11 двор.

136

В 1678 г. в Синицыне было 2 двора, а ныне 6 двор.

Комментарии для сайта Cackle