В.Березин, В.Добронравов

Город Вязники

(краткий исторический очерк)

Г. Вязники, – под 56° 15» северной широты и 59° 48» восточной долготы, на р. Клязьме находится в 105 верстах от губернского города, по Московско-Нижегородскому шоссе и в 6 верстах от станции «Вязники» М.-Нижегород. железной дороги. – Город расположен у подножия высокой горы, идущей по правому берегу Клязьмы.

Уездный город Вязники получил свое начало в 1778 г. при образовании Владимирского наместничества, когда государственная Вязниковская слобода переименована была в город. Имя Вязниковской слободы встречается в исторических актах, начиная с XVII века. Но заселение этой местности началось, конечно, значительно ранее. Рядом с Вязниками в настоящее время находится Ярополченская слобода, имя же Ярополч встречается в актах XIV века. – Так в договорной грамоте вел. кн. Василия Димитриевича с его двоюродным дядею кн. Владимиром Андреевичем 1889 г. сказано; «а за каким делом отъимется от тобе Ржева, дати ми тобе во Ржевы место Ярополч да Медуши»80. Положим, что здесь имя Ярополч обозначает целый округ, принадлежавший вел. князю, который впоследствии назывался государевой Ярополченской волостью, но в виду того, что это имя сохранилось только в Ярополченской слободе, можно с достаточною вероятностью предполагать, что и в то время т. е. в 1389 г. здесь находилось уже поселение. Но никаких исторических сведений об этом поселении не имеется до начала XVII века.

В начале XVII века, по свидетельству патриарших окладных книг 1628 г., существует уже Вязниковская слободка с церковью во имя св. Николая Чудотворца, а на Ярополченской горе село Минино с церковью во имя Архистр. Михаила; слободка и село были вотчиной боярина кн. Фед. Ив. Мстиславского, которому в то время принадлежала почти вся Ярополченская волость, ставшая после Мстиславского государевой дворцовой волостью.

С 1685 г., по свидетельству тех же книг, в Вязниковской слободке появляется женский Введенский монастырь; в 1648 г. появляется мужской Благовещенский монастырь. – Село Минино значится и в писцовых книгах 145, 151 и 155 г. г.; в них кроме Архангельской церкви показана в Минине и другая церковь во имя св. Троицы.

В 1657 году по указу царя Алексее Михайловича в Вязниковской слободе на Мининской горе сделан был земляной город с каменными башнями по углам, по валу затем были устроены дубовые стены. Таким образом получил начало город (в старинном смысле слова) Ярополч и церковь, писавшаяся в патриарших окладных книгах в селе Минине, с 1657 (164) г. стала писаться «внутри города Ярополча».

По переписным книгам 1678 г. в Вязниковской слободке значится 264 дв. жилецких с населением 695 душ мужеского пола и 13 дв. нищих – бобылей с населением 22 души мужеского пола.

В 1703 году г. Ярополч с Вязниковскою слободою погорел без остатку и с того времени город уже не возобновлялся.

В 1708 году при разделении России на 8 губерний Вязниковская слобода приписана была к Казанской губернии, но в 1713 г. перечислена в Московскую губернию, потому что она находилась во Владимирском уезде, а г. Владимир был в Московской губернии. В 1778 году образовано Владимирское наместничество, состоящее из 14 уездов, и Вязниковская слобода была переименована в уездный город. При издании штата Владимирской губернии 1796 и 1802 г. Вязники оставлены уездным городом. – В черте города оставалась удельная Ярополченская слобода. Но так как жители этой слободы не имели крестьянского земельного надела и занимались разными городскими промыслами, то Ярополченская слобода в 1848 году вошла в состав города Вязников и жители ее записаны были в городские мещане. – Таким путем образовался современный уездный город Вязники.

В настоящее время Вязники довольно небольшой уездный город с населением немного более 5,000. В городе существуют: Благовещенский монастырь, Казанский собор с приписанною к нему Николаевской церковью, Введенская и Троицкая (в Ярополченской слободе) приходские церкви, Покровская кладбищенская церковь, Иоанно-Златоустовская церковь при Рождественской богадельне и Александро-Невская при тюремном замке. – В городе имеются: женская прогимназия, городское училище с ремесленным классом, двухклассная церковно-приходская мужская школа, второклассная женская и школа для глухонемых (все три школы при Ярополченской церкви), одноклассная церковноприходская школа в Благовещенском монастыре и два приходских училища.

Казанский городской собор

В сказании о чудесах от Казанской иконы Божией Матери, находящейся в Вязниковском соборе, повествуется, что в 1624 году окт. 11-го, по указу царя Михаила Феодоровича и патриарха Филарета, архимандритом Владимирского Рождественского монастыря Порфирием и другими командированными лицами произведено было «свидетельство чудес от Казанской иконы Божией Матери». В присутствии членов комиссии совершилось 13 окт. два чуда.

В этой выписке не названа церковь, в которой находилась Чудотворная икона. Но в делах патриаршего казенного приказа под 160 (1652) г. упомянут Богородицкий протопоп, а в 161 (1653) г. названа Соборная Казанская церковь81. Принимая во внимание эти отметки и надписи на сохранившихся кресте и кадиле (см. ниже), можно полагать, что и до постройки каменного Казанского собора в Вязниковской слободе существовала церковь в честь прославившейся чудесами иконы Богоматери.

По писцовым книгам 161 (1658) года у соборной Казанской церкви значится двор протопопов, 2 дв. поповых, дворы дьяконов, пономарев и просвирницын, 8 дв. церковных бобылей; в приходе двор прикащиков, 260 дв. крестьянских, 33 дв. вдовьих, 34 дв. нищих, пашни церковной середние земли по 30 чети в поле, пустошь Ореховка на речке Волчинке пашни по 15 чети в поле, пустошь Захарьинская за р. Клязьмою – пашни лесом поросло по 15 чети в поле, сена за р. Клязьмою у Выльских озер, у Деева истоку и у озера Керхи на поженке 50 копен, пустошь Махлацово – пашни худые земли по 10 чети в поле, сена на поженке Луховской 50 копен (владеют по государевой грамоте 147 г.).

В 1670–74 г. г., по свидетельству писцовых книг, построена каменная соборная Казанская церковь. На построение ее пошло великого государя Алексее Михаиловича дворцовые казны 934 руб. и 1,400 пуд. железа, церковной казны 264 р. 75 к. и мирского подаяния 473 руб., а всего та церковь стала опричь железа 1,672 руб. 3 алтына 4 деньги да за написание деисусов и праздников отдано было 100 руб.

Но постройка оказалась не совсем удачной: через несколько лет «от великой тягости каменных глав в соборной церкви небо все изорвало и связи переломило». Около 1700 г. (точно неизвестно) главы на соборе были переделаны.

От 1702 года в делах патриаршего казенного приказа сохранилось подробное описание Вязниковской соборной церкви. Соборная церковь каменная о 5 главах, главы и кресты обиты белым железом, с трех сторон церкви каменные паперти, все крыто тесом; около тое церкви в подзорах писано Отечество и лица разных святых.

В церкви царские двери, сень и столбцы резные сквозные золочены травы виноградныя, в сени писано Вечери.

По правую сторону царских дверей местные иконы: образ Всемилостиваго Спаса, сидящаго на престоле, венец и цата серебряныя гладкия золочены с репьями, писано золотом и красками.

Чудотворный образ Пресв. Богородицы Казанския осмилистовый в киоте створном, оклад басемный, по углам 4 Евангелиста, венец, коруна и цата серебряныя резныя, в коруне 7 каменев разных, заклепы 14 зерен жемчужных, в коруне и в цате 15 каменьев разных в гнездах серебряных, убрус объярь золотная обнизано жемчугом с камышки разными – в гнездах серебряных, по концам накищено золотом и серебром с пелепельки сребряными золочеными, на том же образе возглавие поднизь да 2 ожерелья у Предвечнаго Младенца, ожерелья низано жемчугом с подвески, возглави и в поднизе запона в серебре изумруды и яхонты в ряд, да в той же поднизе разныя камешки, запонок большой и малой.

У того же образа в привесе на серебряной цке образ Пресв. Богородицы Казанския резной позолочен в ½ аршина, на другой цке серебряной образ Пресв. Богородицы Казанския резной в 3 вершка позолочен, крест золотой возглави камень алмаз, приклад велик. госуд. царя Федора Алексеевича.

Образ Успения Пресв. Богородицы, венец и цата серебряныя резныя золочены, в венце 3 камени сердолик да 2 бирюзы; над нею у Спасова образа венец серебряный золочен резной.

На южных дверях образ архидиак. Стефана.

Местные ж образа: Софии Премудрости Божией, 2 венца и цата серебряныя резныя золочены, Вход Господень во Иерусалим – писан золотом и краски.

На налое образ выносной Казанския Пресв. Богородицы в киоте осмилистовый, оклад басемной, венец и корона и цата серебряныя золочены.

По левую сторону царских дверей: Пресв. Богородицы Одигитрия, Живоначальныя Троицы – оба писаны золотом и краски, Покрова Пресв. Богородицы – венец, коруна и цата серебряныя золочены с репьями, ожерелье и зарукавья низаны жемчугом, в убрусе 3 камешка разных, риза шита золотом, у Спасителя и у дву святых венцы серебряныя резныя золочены, цаты с репьями гладкия.

На северных дверях образ арх. Михаила.

Местные ж образа: Николая Чудотворца и Знамения Пресв. Богородицы писаны золотом и краски, у Богородицы венец серебряной гладкой.

Местные иконы в киотах столярных, 14 столбцов резных сквозных, травы виноградныя, тунбы насыпныя по бархатному золотом и серебром.

В деисусах над местными образы дванадесятых 14 икон праздников и апостолов 15, праотцев 15 икон писаны золотом и краски.

В деисусах 6 столбцов резных сквозных, травы виноградныя золочены красным золотом, у праздников и во всех поясах столбцы витыя со фламом золочено двойным, местами сребрено.

Перед деисусы паникадило медное о 3 ярусах и 24 шандалах, яйцо строфикамилово в кисти разных шелков, другое паникадило малое спускное о 2 ярусах 10 шандалов; пред деисусы ж лампада медная спускная золочена небольшая, у Чудотворнаго образа Пресв. Богородицы Казанския лампада серебряная золочена – весу 9 фунт., другая лампада медная золочена, цепи и крышки у обеих лампад медныя, пред местными иконами 18 лампад медных.

Налойных образов: Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, Казанския Бож. Матери и Макария Чудотворца – все они в серебряных окладах.

Местные образы на правой стороне Вознесения Господня, на правой же и на левой сторонах 22 иконы Страстей Христовых – писаны краски, Усекновения Главы Предтечи.

У столпов местные иконы: Воскресение Христово, Спас, Единородный Сын и Слово Божие, Спас с причтами Евангельскими, Рождество Христово, Иоанн Богослов, два образа Иоанна Богослова в апокалипсисе, 12 икон месячных святых, Распятие Господне и седмь таинств, Рождество Богородицы, Козма и Дамиан, Казанская Божия Матерь, образ царских ангелов.

Херугови, 2 шиты золотом и серебром; амбон обит красным сукном.

В олтаре на престоле антиминс печатной, 4 Евангелия печатных, 3 креста благословящих обложены серебром басемным золочены.

Над престолом сень с короною, 4 столбца резных, сквозныя, травы виноградныя вызолочено красным золотом и двойником.

За престолом крест выносной да два образа Казанския и Смоленския Божией Матери, писаны краски, перед ними паникадило медное.

На горнем месте: Пресв. Богородицы Одигитрии в киоте и Казанской Божией Матери; за жертвенником крест резной деревяный да Смоленской Пресв. Богородицы; на жертвеннике сосуды серебрянные. Кадило серебряное – 1 ф. 84 зол., чаша водосвятная, 3 кадила, кувшинец, купель – медные.

В сундуке: потир немецкого дела вызолочен, дискос, 2 блюдца, звезда, лисица – серебряные, серебряные образа, золотые и серебряные кресты, панагии и серьги и мн. др.

На колокольне 8 колоколов да часы боевые.

При церкви: протопоп, 4 священника, 2 дьякона, 1 дьячек, 2 пономаря и просвирня. – До 1699 г. они получали из земской избы руги 75 руб. 30 алтын и 1½ деньги.

Из этой описи видно, что и в то время Казанская церковь отличалась богатством своих украшений.

В 1703 году, как мы видели выше, Вязниковская слободка сгорела вся без остатку. Пострадала ли от пожара соборная церковь, сведений о том не сохранилось. Но некоторые отметки в делах патриаршего казенного приказа дают право предполагать, что после 1708 года церковь потребовала обновления. Так в 1708 г. выдан был в Казанскую церковь новый антиминс, в 1720 г. выдан – соборному попу указ, разрешающий сбор на церковное строение в течение 2 лет. – Можно думать, что новый антиминс и обновление церковных украшений потребовалось после пожара 1708 года.

Из дел того же приказа далее видно, что в 1710 г. был выдан антиминс в придельную при Казанском соборе церковь Феодора Стратилата, что в 1727 г. эта придельная теплая церковь при соборе каменная оказалось ветхой и предположено было построить новую в то ж наименование. Когда и кем была эта церковь построена, была ли возобновлена, сведений о том не сохранилось и в настоящее время в соборе нет такого придела.

В 1744 г. кровля и главы на соборе были разобраны и построены вновь – главы выше, а кровля круче; в то же время в алтаре вместо ветхого деревянного пола устроен каменный пол.

Были ли затем капитальные переделки храма и его внутренних украшений, сведений о том не сохранилось. Известно только, что в 1849 г. стены храма были расписаны священными изображениями.

Но в 1892–94 г. г. произведено было полное и капитальное обновление Казанского собора, ибо к тому времени и внутренние и внешние украшения собора заметно обветшали и попортились. Обновлен был собор тщательно как с внешней так и с внутренней стороны и по обновлении был торжественно освящен Архиепископом Владимирским Сергием 15 июля 1894 г. Таким образом этот памятник русского церковного зодчества XVII века и благочестивого усердия Московских государей принял прежний свой благолепный вид.

Собор построен по древнему византийскому плану в форме квадрата с примыкающими с восточной стороны тремя полукружиями алтаря; своды собора и пять его глав поддерживаются четырьмя внутренними столбами. Фасады собора разделены вертикально пилястрами на отделы, завершенные полукружиями, над которыми сделан прямой карниз с четырехбитной крышей, горизонтально фасады разделены поясом на 2 этажа, в обоих этажах находятся окна с перемычками из двойных арочек с висячими сережками, над окнами сделаны тройные дуговые кокошники, а по бокам находятся колонки, весьма красиво составленные из фигурного кирпича. – Дверей в соборе три, все они без особенных украшений.

Внутри храм имеет вид квадратной палаты; алтарь отделен от храма каменною стеною. Предъалтарный иконостас резной, резьба на нем в стиле рококо, очень сходен с иконостасом Владимирского Успенского собора, весь вызолочен.

Солея возвышается над полом на три ступени, престол возвышается еще на одну ступень. Престол обложен вызолоченной бронзой с изображениями Тайной вечери, Положения во гроб, Воскресения Христова и Моления о Чаше. – Над престолом резная сень с шатровым верхом. Сень на 2 колоннах устроена и над горним местом. – Главный престол в соборе в честь Казанской иконы Божией Матери. В правом предъалтарии устроен придел во имя Св. Безсребренников Козьмы и Дамиана; время устройства этого придела неизвестно.

Утварью, ризницей, св. иконами церковь снабжена весьма богато. Драгоценную святыню собора составляет Казанская икона Божией Матери, прославившаяся чудесами еще в XVII столетии. Жители города и окрестных селений ежегодно и по нескольку раз почитают своим долгом помолиться перед этою святыней если не в собственных домах, то по крайней мере в храме.

От прежнего времени в церкви сохранились: 1) напрестольный серебряный вызолоченный, унизанный жемчугом, крест с частицами св. мощей с надписью: «повелением Великаго Государя царя и вел. кн. Михаила Феодоровича... и его благоверной царицы и велик. кн. Евдокии Лукьяновны и их благородных чад сделан сей крест в Вязники в церковь Пречистыя Богородицы Казанския лета 7150».

Серебряное кадило с такою же надписью.

Небольшой золотой напрестольный крест с алмазом приложен в 1682 году царем Федором Алексеевичем во время путешествия его чрез Вязники во Флорищеву пустынь.

Евангелие с подписью по листам: «1688 г. по их Великих Государей царей и вел. кн. Иоанна и Петра Алексеевичей указу сия книга благовествования Христова дана в соборную церковь Пресв. Богородицы Казанския, что в Ярополче, в Вязниковской слободе».

При Казанском соборе имеется отдельная теплая церковь во имя св. Николая Чудотворца. Эта церковь, как видели мы выше, существовала уже в 1628 г., когда Вязниковская слобода была еще вотчиной кн. Фед. Ив. Мстиславского. В патриарших окладных книгах церковь писалась отдельно от Казанского собора до 1746 года. Первоначально церковь была деревянная. – В 1694 году, по благословению патриарха Адриана, на средства вязниковца посадского человека Мих. Лавр. Городецкого был построен, а в 1698 г. освящен каменный храм во имя св. Николая Чудотворца.

Из дел патриаршего и Синодального приказа видно, что при каменном Никольском храме был придел во имя св. в.-муч. Екатерины с деревянным алтарем; в 1720–27 г. г. деревянный алтарь был заменен каменным. – Этот каменный храм существовал в Вязниках до 1883 года, а в этом году за ветхостию был разобран.

Между тем в 1866–77 г. г. на средства Иосифа Вас. Сенькова построен был новый каменный храм.

Престолов в этом храме три: главный – во имя св. Николая Чудотворца, в приделах во имя св. в.-муч. Екатерины и Феодора Стратилата.

Утварью, ризницей, св. иконами и этот храм снабжен вполне достаточно. – В иконостасе находится несколько древних икон из прежней церкви.

При обоих храмах одна каменная с шатровым верхом колокольня, построена одновременно с Казанским собором. – На ней находится колокол с следующей надписью: «лета 7190 Государь царь и вел. кн. Федор Алексеевич... приложил сей колокол в дом Св. Отец семи соборов вселенских и св. благ. кн. Даниила в монастырь при игумене Тимофее с братиею»82.

Причт при соборе по штату состоит: из протоиерея, двух священников, диакона и трех псаломщиков. – На содержание их получается: процентов с причтового капитала (44,908 р. 84 коп.) – до 1,750 р., от земли церковной до 450 р., от служб и требоисправлений до 1,250 руб. и квартирного пособия от церкви 550 руб. в год, всего до 4,000 рублей. Домов церковных для членов причта нет.

Земли при соборе: пахотной 109 десят. 1,899 саж., сенокосной 69 дес. 2,001 саж., дровяного лесу 47 дес. 887 саж. и лесной поруби 100 дес., всего 326 дес. 2,187 саж.; план и межевые книги на землю имеются.

В приходе по клировым ведомостям числится: в г. Вязниках 1,022 души муж. пола и 1,183 женского поля и в дер. Петрине (1 вер. от собора) 348 душ мужеского пола и 384 женского, всего же 1,370 душ муж. пола и 1,566 женского.

Введенская церковь

Введенская церковь расположена на уступе горы в южной стороне Вязников между городом и Ярополченскою слободою; до 1764 года при этой церкви был женский монастырь.

Время основания Введенского женского монастыря с точностию неизвестно, но принимая во внимание, что в патриарших окладных книгах церковь эта появляется в первый раз под 148 (1685 г.), можно с достоверностию предполагать, что он основан незадолго до этого времени.

Вскоре после этого при патриархе Иоасафе в монастыре была построена теплая деревянная церковь во имя св. Иоанна Предтечи, а в 1648 году холодная двухэтажная церковь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы с приделом внизу во имя св. пр. Илии.

В 1681 г. по указу царя Федора Алексеевича приказано было выдать из таможенных и кабацких сборов на постройку каменной церкви в Введенском монастыре 70 руб. 12 алтын. Но когда кончилась эта постройка, сведений о том не сохранилось. Есть основание полагать, что она тянулась до начала XVIII века. Основание это заключается в том, что в делах патриаршего казенного приказа сохранилась отметка, по которой в 1703 г. выдан антиминс в новопостроенную церковь Введения Пресв. Богородицы и св. Иоанна Предтечи. А это и могла быть строившаяся с 1681 г. каменная церковь.

До постройки же каменных церквей в конце XVII века монастырь имел следующий вид. – «В монастыре соборная деревянная церковь об одном шатре, крест и глава опаяны белым немецким железом, над трапезою колокольня осмиугольная, глава обита чешуею деревянною, крест опаян белым железом, на колокольне 5 колоколов.

В церкви царския двери, сень и столбцы резные золочены, над царскими дверьми корона резная золочена.

По правую сторону царских врат образа: Воскресение Христово, на нем 2 венца и 2 цаты серебряныя резныя золочены, Введения Пресв. Богородицы – 6 венцов резных, у Богоматери на венце корона, да 5 цат серебряныя резныя золочены, у Богоматери и иных святых 8 поднизи жемчужныя; пред образом лампада медная лужоная на железном подсвечнике; образ о Тебе радуется – 8 венца серебряных басемныя золочены, и образ Достойно есть. – По левую сторону: образ Похвалы Пресв. Богородицы – писан краски, образ Многоцелебныя Пр. Богородицы; на северных дверях благоразумный разбойник, образ преп. Марии Египетской писан золотом и краски. У местных икон 2 лампады медныя на цепях, у них 2 кисти золотая и шелковая. Две свечи поставных древяных.

Над царскими дверьми деисус со Спасителевым образом апостолов 13 икон, праздников 13, пророков 15 и праотцев 15 икон, в потолке Спасов образ; паникадило медное о 2 ярусах 16 шандалов, другое паникадило спускное о 6 шандалах.

На престоле Евангелие печатное в десть, антиминс печатной, 2 креста благословящих обложены серебром басемным; над престолом шатер покрыт тесом на столбах; за престолом образ Одигитрия Пресв. Богородицы. На жертвеннике сосуды серебряныя вызолоченныя весу 2 ф. 83 зол.

Под настоящею церковью церковь во имя св. пр. Илии; царския двери, сень и столбцы писаны краски.

По правую сторону царских врат: образ Введения Пресв. Богородицы, у того образа в привесе 2 алтына денег золоченых да 10 копеек незолоченых, образ Илии пророка, Казанския Пр. Богородицы, Владимирския Пресв. Богородицы в киоте с затворы обложен серебром басемным, венец и цата серебряные резные.

Церковь деревянная теплая во имя Иоанна Предтечи с трапезою об одной главе, глава обита чешуею деревянною, крыта тесом.

Царския двери, сень и столбцы писаны краски.

Местные образа: Живоначальные Троицы, в средине штилистовый с 12 праздниками, по полям оклад чеканной серебряной золочен, праздники писаны краски; образ Иоанна Предтечи – венец и цата резныя серебряныя золочены, ожерелье низано жемчугом, над главою образ Спаса Нерукотвореннаго, венец с коруною серебряный золочен; в привесе 8 алтын 2 деньги золоченых и 20 алтын 4 деньги белых, 2 креста серебряных, образ Неопалимыя купины и Николая Чудотворца.

Над царскими дверьми деисус: Спасителев образ со апостолы 11 икон, образ Казанской Божией Матери в киоте и Николая Чудотворца – осмилистовыя; паникадило о 12 шандалах.

На жертвеннике сосуды оловянныя. Книги письменныя: пролог, служебник, минея – Январь, Василия Новаго Цветословие.

На престоле Евангелие печатное в десть, крыто бархатом красным, Распятие и Евангелисты серебряныя золочены.

Кадило и дароносица серебряныя.

В монастыре 63 кельи деревянных, в них игуменья, казначея, 138 рядовых стариц, 14 вдов, 22 девицы, 7 вдов и 8 девиц вкладчиц.

Ограда вокруг монастыря деревянная, на ней башен и пушек и воинскаго снаряду нет. В ограде – св. ворота и калитка, на них подволока косящатая; глава обита чешуей деревянной, крыта тесом. Двои ворота водяныя. В монастыре 2 колодца.

На содержание монастыря получалось государевой денежной руги по 300 руб. 25 алтын и 2 деньги в год; из них 13 руб. 25 алт. 4 деньги шли в церковь, 5 руб. 20 алтын 1 деньга – игуменье, по 1 руб. 16 алт. 1½ деньги рядовым старицам, по 17 руб. 13 алт. 2 деньги – священникам, 9 руб. 25 алтын 3½ деньги – дьякону, 6 руб. 23 алтына 2 деньги – двум дьячкам, 3 руб. 29 алт. 3 деньги – пономарю и сторожу.

Хлебной руги при даре Алексее Михайловиче выдавалось по 580 четв. ржи и овса в год и 186 пудов соли.

Сохранились имена следующих настоятельниц монастыря: Марфа в 1652 г., Варсонофия в 1668 г., Феодосия 1681 г., Екатерина 1702–15 г., Евфимия 1727 г., Сусанна 1739–1741 г. и Неонила 1764 г.

Построенный к началу XVIII столетия каменный храм заключал в себе холодную и теплую церковь; в холодной было два престола – во имя Введения Пресв. Богородицы и прор. Илии, а в теплом – во имя св. Иоанна Предтечи. Но постройка оказалась непрочной в особенности в холодной церкви, в стенах которой оказались трещины и с 1749 г. перестало совершаться в ней богослужение. В 1765 г. холодная церковь была перестроена, теплая же осталась не тронутой и с того времени храм остается уже без существенных изменений. Монастырь же в 1764 году упразднен.

Колокольня при храме построена новая в 1884–85 г.

Престолов в настоящее время в храме четыре: в холодном – в честь Введения во храм Пресвятые Богородицы и св. пророка Илии (алтарь его отделен от главного капитальною стеною) и в трапезе теплой – в память Усекновения Главы св. Иоанна Предтечи и в честь Владимирской иконы Божией Матери (устроен по просьбе прихожан в 1831 году).

Утварью, ризницей, св. иконами церковь снабжена вполне достаточно. Сохранилось много икон в теплом и холодном храме от времени существования монастыря; из них обращают на себя внимание запрестольный крест в теплом храме и две иконы Введения во храм Пресв. Богородицы. – Сохранились два напрестольных Евангелия печат. в 1627 и 1636 гг. Царем Феодором Алексеевичем приложены книги: триодь цветная, октоих, пролог; на них по листам подписи: «сию книгу пожаловал Государь царь – Феодор Алексеевич... в гор. Ярополч в Вязниковский девичий монастырь при игумении Феодосии с сестрами лета 7180».

В библиотеке имеются следующие древние книги: Требник изд. 1689 года, Толковое Евангелие Феофилакта Болгарского 1748 г., Пращица 1721 г. и Беседа И. Златоуста на псалме 1795 года.

Причта при церкви по штату положено: священник, диакон и псаломщик. На содержание их получается процентов с причтового капитала (5,580 руб.) и от служб и требоисправлений до 1,400 руб. в год. Дома для священника и диакона церковные.

Земли при церкви – усадебной 1½ десятины и сенокосной 11½ десятин; план и межевые книги на землю имеются.

В приходе по клировым ведомостям числится 474 души мужеского пола и 537 женского; все прихожане живут в городе.

Троицкая церковь

Троицкая церковь находится в Ярополченской слободе, примыкающей к гор. Вязникам. На месте этой слободы, как мы видели выше, в начале XVII века существовало село Минино, бывшее в вотчине боярина кн. Фед. Ив. Мстиславского. В этом селе, по свидетельству патриарших окладных книг 1628 г., была церковь во имя Архангела Михаила. Писцовые же книги 145–155 гг. пополняют, что при церкви Арх. Михаила был придел во имя св. благ. кн. Бориса и Глеба и другая церковь во имя Пресв. Троицы; при этих церквах было 2 священника, пономарь и просвирница, на церковной земле 9 келей нищих, которые питались от церкви Божией.

В 1657 году на Мининской горе был построен город Ярополч и церковь, бывшая в селе Минине, стала писаться в патриарших окладных книгах: «внутри гор. Ярополча». Но эта была уже новая церковь во имя св. Троицы с приделом Арх. Михаила.

Существовала эта деревянная церковь около 100 лет и обветшала. В 1756–61 гг. вместо нее построен был существующий в настоящее время каменный храм.

Престолов в этом храме четыре: в холодном – во имя Живоначальной Троицы и свв. апп. Петра и Павла, в трапезе теплой – во имя Рождества Христова и Архистратига Михаила.

Внутри храм весьма благолепно украшен и достаточно снабжен утварью и ризницей. Своей древностью отличаются: 1) небольшой костяной складень с изображением Смоленской Божией Матери и двунадесятых праздников в серебряном окладе, 2) икона Спасителя, сидящего на престоле, 3) Арх. Михаила и 4) Животворящий Крест. – Сохранилось напрестольное Евангелие – средник и Евангелисты серебряные – с подписью по листам: «Государь царь и великий Князь Федор Алексеевич.... городу Ярополча в церковь Живоначальныя Троицы и собор Архистр. Михаила пожаловал сию книгу в 186 году Декабря в 6 день, как его... пришествие было в Вязники». Сохраняется серебряный вызолоченный потир, приложенный в 1761 году.

К Троицкой церкви приписана кладбищенская Воздвиженская церковь.

Построена эта церковь в 1794 г. на средства Вязниковского купца Вас. Иуст. Водовозова и прихожан Троицкой церкви. – В 1868 году теплая трапеза при ней перестроена на средства купцов Сеньковых. – Церковь каменная с такою же колокольнею.

Престолов в церкви в настоящее время три: главный – в честь Воздвижения Креста Господня, в трапезе теплой – во имя муч. Иустина Философа и Михаила и Феодора, Черниговских Чудотворцев.

Утварью, ризницей и св. иконами церковь снабжена достаточно. Из св. икон своею древностью отличается Корсунская икона Божией Матери.

Богослужение в ней совершается во все воскресные и праздничные дни причтом Троицкой церкви.

В пользу причта имеется капитал 850 руб.

Причт при этих церквах состоит из двух священников, диакона и двух псаломщиков. На содержание их получается процентов с причтового капитала (2,507 руб.), от служб и требоисправлений, от земли церковной и хлебного сбора до 1,650 руб. в год. Церковных домов для членов причта нет.

Земли при церкви: пахотной 40 дес. 235 саж., сенокосной по оврагам 13 дес. 70 саж., под кладбищем 1 десят. 890 саж., под шоссе 1 дес. 2,000 саж., неудобной 2 десят. 2,340 саж. Кроме того, сенокосной земли в 3 пожнях 3 дес. 1,098 саж.; план и межевые книги на землю имеются.

Приход состоит из жителей гор. Вязников (340 душ мужеского пола и 399 женского) и деревень: Толмачева (1 вер. от церкви), Данилкова (5 вер.), Лужков (4 вер.), Суйтина (4 вер.), Свистихина (3 вер.), Ярцева (2 вер.), Селищ (3 вер.), Ненашева (2 вер.), Ефимьева (2 вер.), Балымотина (2 вер.), Хотиловки (7 вер.) и Слинков (9 вер.); всего в приходе по клировым ведомостям числится 1,350 душ мужеского пола и 1,557 женского.

При Троицкой церкви старанием местного протоиерея К. А. Веселовского устроены в особых зданиях: 1) двуклассная Кирилло-Мефодиевская церковно-приходская школа, 2) второклассная женская школа (с 1898 г., а до сего времени была одноклассная) и 3) школа для глухонемых; при школах имеется сад и огород. – Учащихся во всех этих школах было в 1897 году 190.

Покровская (кладбищенская) церковь

Покровская каменная церковь находится на городском кладбище. – Построена эта церковь в 1806 г. на средства того же купца Водовозова, что и Воздвиженская церковь.

Престолов в церкви три: главный – в честь Покрова Пресв. Богородицы, в трапезе теплой – во имя Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы и во имя св. Иоанна Златоустого.

Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. В церкви замечательно рукописное юсовое Евангелие в лист, писано крупными буквами. На заглавных листах каждого Евангелиста нарисованы золотом и красками узорчатые бордюры, первые буквы золотописаные. Евангелие в медном окладе, который прежде был золоченый; обрез листов покрыт красною краскою. Есть остатки подписи: «продал черный диакон, а взял за него 5 руб., черный диакон Фаддей своею рукою». Когда и кем приложено это Евангелие в Покровскую церковь, неизвестно. Хранится также в церкви небольшой Крест с частицами Св. мощей.

Причт при церкви с 1886 г. состоит из священника и псаломщика. На содержание их получается – процентов с причтового капитала (11,200 руб.) – 448 руб. и от служб и требоисправлений до 400 руб. в год. – Церковных домов для причта нет.

Прихода при церкви нет.

Александро-Невская церковь

Церковь эта находится при тюремном замке, построена в 1885 году на средства Вязниковского купца Ник. Никитина,

Престол в ней один – во имя св. благ. вел. кн. Александра Невского.

Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно.

При церкви причт состоит из священника и псаломщика, – Священник получает от Тюремного Комитета 15 руб. в месяц, а псаломщик 10. Кроме сего, от служб и требоисправлений получается до 100 руб. в год.

Прихода при церкви нет.

Златоустовская церковь

Церковь эта находится при богадельне для бедных женщин духовного звания, устроенной в 1888 году на средства бывшего члена Св. Синода протоиерея Иоанна Васильевича Рождественского.

Престол в церкви один – во имя св. Иоанна Златоустого.

Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно.

При церкви в настоящее время есть особый священник и псаломщик. Священник получает от совета богадельни 150 руб. в год, квартиру и стол; псаломщик 36 руб. от церкви. Кроме сего, от служб и требоисправлений получается до 160 руб. в год.

Прихода при церкви нет. В богадельне призреваемых 49 вдов и девиц и 3 малолетних.

* * *

80

Собрание государственных грамот и договоров т. I. стр. 63.

81

Материалы для истории Влад. епархии, вып. II, отд. I, стр. 63.

82

Как попал сюда этот колокол, неизвестно. Предполагают, что это произошло при Импер. Петре I, когда четвертая часть колоколов церкви или монастыря отбиралась на пушечное дело. Если в представленных колоколах было больше четвертой части, то на пушечном дворе излишек возвращали в виде какого-н. колокола. Таким путем мог попасть колокол из Московск. Данилова монастыря в Вязниковский Казанский собор.

Комментарии для сайта Cackle