В.Березин, В.Добронравов

Третий благочиннический округ

В состав этого округа входят церкви следующих сел: Афанасова, Березовиков, Биликина, Воскресенского-Прозоровских, Клементьева, Лежнева, Маслова, Михалева, Назарьева, Петропавловского пог., Смердова, Хомутова, Хозникова и Чернцов-Воротынских.

Афанасово

Село Афанасово расположено на реке Вязьме и находится от уездного города в 50 вер., а от Владимира в 80 верст.

Время первоначального основания в селе церкви неизвестно; но, несомненно, она существовала в селе уже в XVII столетии; точные же исторические известия о церкви относятся лишь к началу XVIII столетия, а именно: в церкви до настоящего времени сохранились расписки причта в получении денег из Суздальского Казенного Приказа и письма от священников села Лежнева на повенчание браков от 1707, 1709, 1716 и 1719 годов на имя «попа Архангельской, в селе Афанасьеве, церкви Василия,» – от 1784, 1787, 1738, 1739 и 1743 годов – на имя «попа той же церкви Ивана» и от 1753 по 1765 год включительно – на имя «попа Ивана Тарасьева». – В 1756 году в селе построена была новая деревянная церковь и существовала до 1832 года; в означенном же году тщанием помещика, капитана Ивана Степановича Меркулова и прихожан построена ныне существующая каменная церковь с таковою же колокольнею.

Престолов в церкви два: в честь Архангела Михаила и в приделе – в честь Тихвинской иконы Божией Матери.

Из св. икон в церкви замечательны по древности: 1) икона Спасителя, 2) Тихвинской Божией Матери, 3) Святые Живоначальные Троицы, 4) Успения Пресвятые Богородицы, 5) Преподобного Евфимия Суздальского Чудотворца, 6) Святителя и Чудотворца Николая и 7) икона Архангела Михаила. Последняя икона почитается чудотворною и на поклонение ей является много богомольцев из ближних и дальних селений, а жители соседних приходов: Лежневского, Назарьевского, Воскресенского и Петровского, с 1862 года, с разрешения Святейшего Синода, принимают сию икону каждогодно в свои дома и служат перед ней молебствия.60

Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1803 года и исповедных записей с 1829 г. Опись церковного имущества составлена в 1878 г. и хранится в церкви.

Церкви принадлежит каменная сторожка, построенная в 1861 году.

При церкви имеется усадебной, сенокосной и пахотной земли 44 десятины 1,920 кв. саж.

Причта по штату положено: священник и псаломщик. – На содержание причт получает годового дохода: 300 р. процентов с причтового капитала, 120 руб. от крестных ходов с иконою Архистратига Михаила по вышеуказанным приходам и 70 руб. за требоисправления, а всего до 500 рублей. – Дом для священника имеется церковный, деревянный, на каменном фундаменте, крытый железом; построен в 1876 г. средствами церковного старосты, купца Н. А. Кокушкина; псаломщик живет на квартире.

Приход составляют: село и деревни: Медведково, Кунеевка, Высоково и Кудреватик; расстоянием от церкви деревни не далее 4 верст. – Всех дворов в приходе 44, душ мужеского пола 165 и женского пола 202 души.

С 1889 года в селе существует церковно-приходская школа и помещается в особо устроенном деревянном, на каменном фундаменте, крытом железом, доме; при училище имеется квартира для учителя и сторожа.

Березовики

Село Березовики, при реке Вязьме, находится от уездного города в 70 верстах, а от Владимира в 80 верстах. Село со всех сторон окружено березовым лесом, изобилующим грибами – «березовиками», от чего, вероятно, и получило свое название.

В XVIII столетии в селе существовала деревянная церковь – в честь Святителя и Чудотворца Николая; в конце же столетия, в 1779 году, тщанием помещика, Надворного Советника Андрея Ивановича Хметевского, построена была каменная церковь – в честь Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня с придельным престолом во имя Архангела Михаила. В 1809 г. средствами прихожан над этой церковию построен верхний этаж с престолом в честь Божией Матери, именуемой «Всех Скорбящих Радость»; в 1854 г. усердием помещицы Натальи Ивановны Чихачевой устроен придел во имя Святителя и Чудотворца Николая.

Таким образом, в настоящее время в церкви четыре престола: в нижнем теплом этаже – в честь Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня и придельный престол – во имя Архангела Михаила; в верхнем холодном этаже – в честь Божией Матери, именуемой «Всех Скорбящих Радость» и придел – во имя Святителя и Чудотворца Николая.

Колокольня при церкви каменная, построена в 1809 году, одновременно с холодной церковию.

Из священных предметов в церкви заслуживают особенное внимание следующие: серебряный крест с частицами св. мощей угодников Божиих: прор. Даниила, безсребр. Козьмы и Дамиана, великомуч. Параскевы, муч. Иульянеи и Симеона Богоприимца и пророчицы Анны; Евангелие печати 1717 года и икона Божией Матери, именуемой «Всех Скорбящих Радость», почитаемая народом за чудотворную.

Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1802 г. и исповедных росписей с 1829 г. Опись церковного имущества составлена в 1890 г. и хранится в церкви.

При церкви земли: усадебной одна десятина 1,987 кв. саж., пахотной 64 десятины 122 квадр. саж., сенокосной 4 десятины 190 кв. саж., под рекой Вязьмой 1,820 кв. саж. и дровяного леса 11 десятин 1,710 квадр. саж. План и межевая книга имеются и хранятся в церкви.

Причта по штату положено: священник, диакон и псаломщик. – На содержание причт получает ежегодного дохода: 99 руб. процентов с церковного капитала, от земли 130 р., от сбора хлебом 25 руб. и за требоисправления 700 руб., а всего 954 руб. – Дома причт имеет собственные, на церковной земле.

Приход составляют: село и деревни: Бураково, Таковец, Сосновеж, Ивково, Пшенисково, Репцово, Губачево, Июткино, Собольцево, Желтиково, Гришкино, Воронково, Подвязново и Крапивник. Расстоянием от церкви деревни не далее 5 верст; препятствий к сообщению с ними не имеется. Всех дворов в приходе 248, душ мужеского пола 763 и женского пола 885 душ.

С 1862 г. в селе существует земская народная школа и помещается в доме, построенном Степаном Васильевичем Каретниковым.

Биликино

Село Биликино расположено на реке Уводи и находится от уездного города в 50 верст., а от Владимира во 100 верстах.

Исторических известий о сем селе не имеется. Существующая в селе каменная церковь построена средствами прихожан в 1845 году, вместо бывшей деревянной церкви. Колокольня и ограда при церкви каменные же.

Престолов в церкви два: в холодной – в честь Святителя и Чудотворца Николая и в теплом приделе – в честь Всех Святых.

Копии с метрических книг и исповедных росписей хранятся в целости. Опись церковного имущества составлена в 1880 году, – хранится в церкви.

Николаевской церкви принадлежит каменная сторожка, крытая железом.

Церковной земли имеется: 84 десятины 1,741½ кв. саж. План и межевая книга на землю хранятся в церкви.

Причта по штату положено: священник и псаломщик. – На содержание причт получает годового дохода: за требоисправления до 400 руб., от земли 82 р., от сбора хлебом 25 р., а всего до 507 руб. Дома причт имеет собственные, на церковной земле.

Приход составляют: село, сельцо Житково, сельцо Чаново и деревни: Ветляниково, Хохлино, Чапузиха, Кобылиха, Рыблово, Афанасово, Пахомцево и Ощерково. Расстоянием от церкви деревни не далее 4 верст; препятствий к сообщению с ними не имеется. Всех дворов в приходе 165, душ мужеского пола 446 и женского пола 505 душ.

Воскресенское-Прозоровских

Село Воскресенское, на реке Ухтохме, находится от уездного города в 40 вер., от губернского же города в 70 верст. – В старинные времена село принадлежало фамилии князей Прозоровских; в половине же XVIII столетия оно было вотчиной графов Строгановых.

В настоящее время в селе существуют две каменные церкви: холодная – Воскресенская и теплая – Николаевская.

Холодная церковь построена тщанием прихожан в 1713 г. и освящена в честь Воскресения Господня; в ней имеется придельный престол в честь Покрова Пресвятые Богородицы, устроенный прихожанами в 1751 году.

Теплая церковь построена усердием прихожан в 1791 г. Престолов в ней два: главный – во имя Святителя и Чудотворца Николая и придельный – в честь Смоленской иконы Божией Матери.

Колокольня и ограда каменные же.

Из св. икон, имеющихся в церкви, особенным почитанием пользуется древняя Смоленская икона Божией Матери.

Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1803 года и исповедных росписей с 1829 г. Опись церковного имущества составлена в 1855 году.

Земли при церкви имеется: усадебной – неизвестное количество, пахотной 81 десят. 283 кв. саж., из коих неудобной земли, поросшей кустарником, 15 десят., сенокосной земли 33 десятины. План и межевая книга на пахотную и сенокосную земли имеются и хранятся в церковной ризнице.

Причта по штату положено: священник, диакон и псаломщик. – Годовой доход причта: процентов с церковного капитала 17 р. 78 к., от земли 340 руб., от сбора хлебом 20 р. и за требоисправления до 1,040 руб., а всего до 1,418 руб. – Дома причт имеет собственные, на церковной земле.

Приход составляют: село и деревни: Колышкино, Бирюково, Голиковка, Помчиха, Булатцево, Стрекалово, Мостово, Андреевка, Быковка, Волково, Яманово и Павелково: расстоянием деревни от церкви не далее 4 верст; особенных препятствий к сообщению с ними не имеется. – Дворов в приходе 301, душ мужеского пола 839 и женского пола 989 душ.

Клементьево

Село Клементьево, при колодцах, от уездного города находится в 60 верстах, а от губернского – в 80 верстах. – В XVIII столетии село было вотчиной князей Гундоровых, а в настоящем столетии принадлежало помещикам Ошаниным.

Существующая в селе церковь, зданием каменная, построена в 1760 году тщанием князя Василия Осиповича Гундорова и приходских людей. Колокольня и ограда при церкви каменные же.

Престолов в церкви три: в холодной – в честь Всемилостивого Спаса, в теплых приделах: во имя Святителя и Чудотворца Николая и в честь Всех Святых.

Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1809 года и исповедных росписей с 1880 г. Опись церковного имущества составлена в 1871 году, – хранится в церкви.

Церковной земли: усадебной 2 десят., сенокосной 3 десят. и пахотной 32 десят. Документов на землю не имеется.

Причта положено: священник и псаломщик. Годовой доход причта: процентов с церковного капитала 46 р. 77 коп. и за требоисправления 450 руб., а всего до 500 руб. – Дом для причта церковный, построенный помещиком Василием Дмитриевичем Ошаниным.

Приход: село и деревни: Авдотьицыно, Быково Большое, Быково Малое, Таково, Оладьино, Озеры, Оржаново, Увальево, Бушминово и Лугово. Расстоянием от церкви деревни не далее 6 верст; особенных препятствий к сообщению с ними не имеется. Всех дворов в приходе 1 87, душ мужеского пола 428 и женского пола 462 души.

Лежнево

Торговое и богатое село Лежнево расположено на правом, крутом берегу реки Ухтохмы, от уездного города находится в 50 верстах, а от губернского в 87 верстах.

Лежнево замечательно своею древностию. Из нижеследующих актов видно, что в старину оно было дворцовым имением, и в 1588 году Царем Феодором Иоанновичем пожаловано с принадлежащими к нему деревнями во владение вдовствующей супруге Короля Магнуса Литовскаго, Марии Владимировне (во инокинях Марфе), дочери Старицкого Князя Владимира Андреевича, двоюродного брата Царя Иоанна Грозного. В подлинной жалованной грамоте об этом сказано так: «В Суздальский уезд, в село Лежнево с деревнями, что было то село и деревни в наших дворцовых селех, всем крестьяном, которые в том селе и деревнях живут. Пожаловали есмя тем селом и деревнями Княж-Володимирову дочь Ондреевича Короля Арцы Магнуса Хрестьяновича Королеву, старицу Марфу, ввотчину со всеми угодьи, и вы-б, все крестьяне, которые в том селе и деревнях живут, Княж-Володимировы дочери Ондреевича, старицы Марфы, слушали, пашню на нее пахали, и доход ей давали, чем вас обложит».61 Во владении Королевы инокини Марфы Владимировны Лежнево оставалось по 1612 год, а может быть и далее; из последующих владельцев села известны: 1) боярин князь Иван Борисович Черкасский с 1622 по 1642 год; 2) думный дьяк Михаил Волошенский; 3) Иван Федорович Стрешнев; 4) Григорий Гаврилович Пушкин; 5) князь Семен Михайлович Львов; 6) Матвей Степанович Пушкин; 7) князь Василий Михайлович Голицын; 8) ближний боярин Артемон Сергеевич Матвеев; 9) князь Федор Федорович Куракин; 10) Федор Матвеевич Пушкин; 11) княжна Аграфена Федоровна Куракина – 1690 г.; 12) боярин Алексей Семенович Шеин; 13) князь Юрий Юрьевич Одоевский – 1698 г.; 14) генерал-майор Иван Иванович Чемберс – 1704 г.; 15) фельдмаршал князь Василий Владимирович Долгорукий; 16) действительный тайный советник Михаил Владимирович Долгорукий; 17) бригадир Александр Михайлович Долгорукий; 18) княжны Екатерина и Марья Александровны Долгорукие; 19) князь Петр Михайлович Голицын; 20) князь Иван Петрович Тюфякин; 21) князь Василий Васильевич Долгорукий – 1845 г.

Время первоначального основания в Дежневе церкви неизвестно;   она весьма древнего происхождения.

В 1588 году, когда село пожаловано было Королеве-инокине Марфе, здесь уже существовала церковь в честь Святителя и Чудотворца Николая с придельным престолом во имя св. еванг. Иоанна Богослова, зданием деревянная с таковою же колокольнею; в 1629 году эта церковь во время пожара сгорела и после того уже не возобновлялась.

В настоящее время в селе существуют три каменные церкви: Христорождественская, Казанская и Знаменская и одна деревянная на кладбище – в честь Успения Божией Матери.

Христорождественская теплая церковь основана в 1628 г. Сия церковь первоначально была деревянная. В 1725 году иждивением Лежневского крестьянина Андрея Петрова Любимова в селе начата была строением каменная церковь с таковою же колокольнею; чрез 14 лет церковь была построена и в 1789 г. освящена в честь Рождества Христова; в ней сделан был придел и освящен – во имя св. Андрея Критского. Впоследствии церковь эта оказалась тесною; поэтому в период времени от 1889 года по 1851 год она была расширена и в ней устроен придел во имя Святителя и Чудотворца Николая, – в воспоминание некогда существовавшего в селе отдельного Николаевского храма. В этом виде церковь существует до настоящего времени.

Колокольня при церкви каменная.

Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери – холодная, построена в 1745 году тщанием крестьянина Андрея Петровича Любимова. Престол в ней один. Со времени построения в церкви сделаны следующие изменения: в 1826 году в церкви устроен чугунный пол; в 1828 году стены в церкви расписаны священными картинами; в 1861 году сделан новый шестиярусный иконостас и вызолочен; в том же году, вместо деревянных царских врат, построены бронзовые и отволочены; в 1862 году на престол сделано облачение бронзовое, позолоченное, украшенное картинами из Евангельской истории. В этом виде церковь существует до нашего времени.

Обе указанные церкви и колокольня обнесены каменною с железными решетками оградою.

На север от описанных церквей, в близком расстоянии от них, но за особой оградой, находится третья церковь – в честь Знамения Божией Матери, – двухэтажная. – В старинные времена при сей церкви существовал женский монастырь и именовался Знаменским. Время основания монастыря неизвестно; но с достоверностию основание его можно приписать Королеве-инокине Марфе Владимировне. Монастырь упразднен в 1754 г.; инокини переведены были в Суздальский Покровский монастырь. Церковь в монастыре до 1745 года была деревянная; а в означенном году была освящена, по благословению Симона, епископа Суздальского и Юрьевского, каменная церковь, построенная иждивением крестьянина Андрея Любимова. В сей церкви были два престола: в честь Знамения Божией Матери и придел – в честь Святителя Петра, Митрополита Московского. Колокольня, ограда и корпус для монахинь построены были также каменные, вместо прежних деревянных, и средствами того же крестьянина Любимова. – В 1754 году, по упразднении монастыря, церковь обращена была в приходскую, каковою и оставалась до 1782 года; в этом же году, по распоряжению Епархиального Начальства, приписана к Христорождественской церкви, при которой состоит приписною и в настоящее время. В 1818 году, по данной от преосвященного Ксенофонта храмоздательной грамоте, Знаменская церковь в некоторых своих частях изменена, именно: свод сделан новый, над ним устроена холодная каменная церковь с престолом в честь Св. Живоначальные Троицы; нижний же этаж сделан теплым.

Таким образом в настоящее время в церкви три престола: в нижнем этаже: в честь Знамения Божией Матери и придел – во имя Святителя Петра, Митрополита Московского, в верхнем этаже – в честь Св. Троицы.

При Знаменской церкви в 1823 году построена новая каменная колокольня. Она заслуживает особенное внимание. Кроме шпиля, вышина ее 36 саж.; по вышине и красоте своей она едва ли не лучше всех сельских колоколен не только в своем уезде, но и в целой Владимирской епархии. Под куполом колокольни помещаются часы с металлическими циферблатами на все четыре стороны. Часы устроены на средства купца К. В. Кокушкина.

На колокольне 10 колоколов, из коих большой колокол в 501 п. 15 ф. отлит в 1879 году усердием купца Афанасия Васильевича Кокушкина в память чудесного спасения жизни покойного Государя Императора Александра Николаевича; во время покушения 2 дня Апреля того же года; другой колокол в 249 п. 35 ф. отлит усердием купца Василия Афанасьевича Кокушкина в память чудесного спасения жизни покойного Государя Императора Александра Александровича и Его Семьи при крушении поезда 17 окт. 1888 года.

Знаменской церкви принадлежат следующие здания: 1) каменный двухэтажный богаделенный корпус, с 16 отдельными номерами – келиями, в которых проживают бедные вдовы и престарелые девицы из прихода села Лежнева; корпус построен в 1860 году на средства Московского купца Прохорова; 2) каменный двухэтажный дом, построенный купцами Кокушкиными, – в нем живет их сестра девица А. В. Кокушкина; 3) каменный одноэтажный дом, в котором помещается земское женское училище и квартира для учительницы и 4) каменная часовня, построенная в 1741 г. крестьянином Любимовым; в 1862 г. она была перестроена.

Церкви Рождества Христова принадлежат часовни: 1) каменная в дер. Кузьмаденье, построенная в 1865 году; 2) каменная в дер. Скокове, построенная в 1889 году; 3) каменная в дер. Селышках-Докетовых, построенная в 1889 году; 4) деревянная в дер. Селышках, построенная в 1890 году и 5) деревянная в дер. Мальчихе, построенная в 1888 году.

Св. иконами, утварью, богослужебными книгами и ризницею обе церкви – Христорождественская и Знаменская – снабжены богато.

Из св. икон, имеющихся в церквах, отличаются древностию: икона Святителя и Чудотворца Николая и икона Св. Еванг. Иоанна Богослова, бывшие храмовыми в древней деревянной Николаевской церкви, сгоревшей в 1629 году.; обе иконы украшены сребропозлащенными ризами: икона священномученика Василия Анкирского 1743 года, – вклад князя Василия Владимировича Долгорукого; икона Всемилостивого Спаса в сребропозлащенной ризе – 1812 года, – вклад князя Михаила Петровича Голицына; икона Святителя Дмитрия Ростовского – 1812 года, – вклад князя Ивана Петровича Тюфякина. – Многия из св. икон усердием прихожан богато украшены золотом, серебром, стразами и драгоценными камнями.

Из старинной церковной утвари сохраняются: двои сребропозлащенные сосуды (потир, дискос, звездица и лжица), одни – 1793 года, а другие – 1780 г.; два сребропозлащенные ковчега, – один – 1775 года, а другой – 1809 года; напрестольный сребропозлащенный крест, с надписью на задней стороне: «сей крест сооружен села Лежнева в Рождественскую церковь усердным тщанием и старанием оные церкви церковным старостою Степаном Косаревым в лето от Рождества Христова 1781 декабря 24 дня».

Кроме того, в церкви хранятся четыре старинные креста с частицами св. мощей разных угодников Божиих: 1) сребропозлащенный крест, вложенный в св. икону, находящуюся за жертвенником в Христорождественском храме, с 49 частицами св. мощей угодников Божиих: Петра, Алексия, Ионы. Филиппа, Василия Великаго, Григория Богослова, Иоанна Златоустого, Гурия, Варсонофия и других62); все 49 имен вычеканены на оборотной стороне креста; а на иконе изображены лики тех святых, частицы св. мощей коих находятся в кресте; крест и икона приложены в церковь в 1816 году купчихой А. И. Каретниковой; 2) сребропозлащенный крест, вложенный в св. икону, находящуюся за правым клиросом в той же церкви; на лицевой стороне креста изображены: Нерукотворенный образ Спасителя, солнце и луна, копие и трость, внизу надпись: «Крест Хранитель всея вселенныя, крест красота церковная, крест царем держава, крест бесом язва. Лета 7283 (1775) написася»; на оборотной стороне креста надпись: «святых части мощей многих», а по сторонам надписи вычеканено 36 имен святых, как то: Иоанна Предтечи, ап. Андрея Первозванного, ап. Матфия, ап. Иакова брата Господня, Спиридона чудотворца, Марии Магдалины, препод. Сергия Радонежского чудотворца и других; внизу креста надпись: «Божии благоволением и потщанием своего обещания грешный I. П. (под титлами) соделал сей честный крест ради своего келейного моления в царствующем граде Москве в лето 7283 (1775) декабря 5 дня на память Святителя Христова Николы Чудотворца»; 3) сребропозлащенный крест на иконе Казанской Божией Матери, на оборотной стороне которого вычеканены слова: «мощи многих святых», а вокруг этих слов вычеканены имена святых, числом 18, как то: ап. Андрея Первозванного, ап. Петра, Александра Свирского, Иоанна Новгородского и других; приложен сей крест в церковь в 1853 г. мещанином Дмитрием Иосифовым Кузнецовым; 4) сребропозлащенный крест (в Знаменской церкви), на лицевой стороне которого имеется надпись: «в сем кресте от мощей части Преподобных отец наших Пимена Болезненного и Иосифа Постника».

Из старинных богослужебных книг в церкви хранятся три евангелия, из коих одно – печати 1098 года, в сребропозлащенных досках, другое – печати 1703 года, обложено малиновым бархатом, средник и евангелисты серебряные, и третье евангелие печати 1754 года, в медном отбеленном окладе.

В церковной ризнице заслуживают особенное внимание по ценности три полные парчовые облачения, из коих одно стоимостию в 3,000 руб., другое – в 2,000 руб. и третье – в 1,000 руб.

Церковные документы хранятся в целости: копии с метрических книг с 1803 г. и исповедных росписей с 1829 г. Опись церковного имущества составлена в 1849 году.

Земли при церкви: усадебной 4 десят., сенокосной 5 десят. и пахотной 57 десят. 261 кв. саж., в том числе под рекой и дорогами 2 десят. План и межевая книга на землю имеются и хранятся в церкви.

Причта по штату положено: три священника, диакон и три псаломщика. – На содержание причт получает: процентов с причтового капитала 317 руб. 48 коп., от земли 74 руб. и за требоисправления до 4,033 р., а всего в год до 4,424 руб. – Дома причт имеет собственные на церковной земле.

Приход составляют: село (265 двор.) и деревни: Шашмурка, Дориха, Яковлево, Почевина, Онисимово, Деревеньки, Марково Малое, Артемово, Гомыленки, Марково Большое, Ворышкина, Вареново, Пестиха, Скоково, Дмитриево, Шипожиха, Великодворское, Популино, Пальцево Большое, Пальцево Малое, Антропьево, Селышки, Задницы, Пухота, Хонино, Останиха, Степанниково, Пежа, Соловариха, Устье, Баранницы, Горшково, Апаницыно, Григорово, Сабуриха, Кирилиха, Симониха, Мальчиха, Гулиха, Стояково, Кузьмаденье, Яфаново, Плясуниха, Шитницы, Жерновки, Яршинево, Редрово, Емельянки, Сельники, Кукариново и Грузниха. Деревни от церкви находятся расстоянием от 1 до 10 верст; особенных препятствий к сообщению с ними не имеется. Всех дворов в приходе 897, душ мужеского пола 2,749 и женского пола 2,993 души.

В селе имеются два земские училища: мужское и женское; первое помещается в общественном деревянном доме, а второе в каменном церковном доме при Знаменской церкви.

Церковь Успения Божией Матери, что на кладбище. Церковь эта куплена в 1853 году в селе Биликине за 150 руб. прихожанами села Лежнева; построена на кладбище и освящена в 1854 году; зданием деревянная, на каменном фундаменте, крыта железом; колокольня при ней деревянная же; вокруг всего кладбища сделана каменная ограда. – В церкви престол один – в честь Успения Божией Матери.

Св. иконами, утварью, ризницею и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно.

При церкви имеется каменная сторожка, построенная в 1867 году церковным старостою Кокушкиным.

Богослужение совершается в церкви только в летнее время.

Маслово

Село Маслово, на реке Ухтохме, находится от уездного города в 54 верстах и от губернского города в 90 верстах.

В первый раз село Маслово упоминается в письменных документах первой половины XVI столетия, из которых видно, что в означенное время Маслово с деревнями принадлежало князьям Андрею, Семену и Ивану Васильевичам Ногтевым. Князь Андрей Васильевич принял монашество с именем Александра и в 1584 году завещал свой жеребий (треть) в Маслове Суздальскому Спасо-Евфимиеву монастырю. В духовном завещании князя написано: «А что моей вотчины в Суздальском уезде Лежневских деревень, что мне досталося после брата моего князя Василия Васильевича его отчины, треть Масловской угол, деревни, починки и з селищи, и с луги, и с пожнями, и з бортным лесом и со всяким угодьем, – и яз ту свою отчину Масловской угол со всем тем, как за мною было, дал к Спасу Ефимьеву монастырю в дом вклада архимариту Герману з братьею, по отца своего душе княже Васильеве и по матери своей душе, княгинине Аннине и по брата своего душе княже Васильеве и по своей душе, да и даную есми дал, а у даные рука моя»63. Но в 1538 году Спасо-Евфимиеву монастырю принадлежала уже не 1/3 Маслова, а все село с принадлежавшими к нему деревнями, как видно из жалованной монастырю грамоты Царя Иоанна Васильевича64. В 1548 году архимандрит Герман продал Маслово с деревнями и со всеми угодьями боярину Федору Ивановичу Сукину «по его живот»65. По смерти означенного Сукина Маслово снова поступило во владение Спасо-Евфимиева монастыря и оставалось его вотчиной до 1764 года.

В XVIII столетии в селе существовали две деревянные церкви: одна с престолом в честь Св. Пророка и Крестителя Господня Иоанна, а другая – во имя Святителя и Чудотворца Николая. В начале настоящего столетия эти церкви за ветхостию были упразднены и, вместо них, в 1803 году прихожанами построена каменная церковь и освящена в честь Св. Пророка и Крестителя Господня Иоанна; в 1863 г. к ней пристроена теплая трапеза с двумя престолами: во имя Святителя и Чудотворца Николая (освящен в 1863 году) и во имя Св. Великомученицы Параскевы (освящен в 1867 году). В этом виде церковь существует и в настоящее время.

Колокольня при церкви и ограда каменные.

Из св. икон, имеющихся в церкви, особенным почитанием не только прихожан, но и жителей окрестных селений, пользуется древняя икона Крестителя Господня Иоанна.

В церковной библиотеке хранится старинное евангелие – печати 1666 года.

Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1802 года и исповедных росписей с 1829 г. Опись церковного имущества составлена в 1874 году, – хранится в церкви.

Церкви принадлежат два деревянные дома, из которых в одном помещается церковный сторож, а в другом – просвирня.

Земли при сей церкви: усадебной 1 десят. 626 кв. саж., сенокосной 14 десят. 176 кв. саж., из которых дарственной – 8 десят. 76 кв. саж., и пахотной 38 десят. 1,712 кв. саж., – из них неудобной земли до 5 десятин.

Причта по штату положено: священник и псаломщик. На содержание причт получает: процентов с церковного капитала 135 руб. 44 коп., за требоисправления до 500 руб. и от сбора хлебом до 70 руб., а всего в год до 705 руб. 44 коп. – Дома причт имеет собственные, построенные на церковной земле.

Приход составляют: село и деревни: Мальцево, Княжево, Телегино, Онтухово и Козино. Расстоянием от церкви деревни не далее 3 верст; препятствий к сообщению с ними не имеется. Всех дворов в приходе 116, душ мужеского пола 431 и женского пола 470 душ.

В селе существует школа грамоты, а в дер. Телегиной с 1881 года – земское народное училище.

Михалево

Село Михалево, при колодцах, от уездного города (Ковровский уезд. Третий Благочиннический Округ) находится в 60 верстах и от губернского (Владимир) – в 95 верстах.

До 1722 года Михалево было деревней и приходом принадлежало к селу Бутову, находившемуся в 2½ верстах. В означенном году бывшая в Бутове деревянная церковь и дома причта сгорели от громового удара; прихожане, жившие в значительном расстоянии от Бутова, новую церковь построили не на прежнем месте – в Бутове, а в деревне Михалеве, занимавшей срединное положение в приходе. Церковь построена была деревянная – в честь Св. Ап. и Еванг. Иоанна Богослова с придельным престолом во имя Священномученика Власия. Эта церковь существовала в селе до 1829 года, а в этом году за ветхостию упразднена; вместо нее прихожане построили каменную церковь, которая была освящена в 1837 году в честь Иоанна Богослова; в 1858 году в ней усердием Коллежского Советника Ивана Ивановича Элпидинского устроены два теплые придела: во имя Священномученика Власия и в честь Божией Матери, именуемой «Всех Скорбящих Радость». В этом виде церковь существует до настоящего времени.

В 1848 году при церкви построена каменная колокольня; а в 1859 году церковь и колокольня обнесены каменною оградою.

В церкви хранится старинное евангелие – печати 1640 г.

Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1803 года и исповедных росписей с 1829 г. Опись церковному имуществу составлена в 1885 году, – также хранится в церкви.

Церкви принадлежит каменный одноэтажный дом, в котором с 1878 года помещается земское народное училище, с квартирою для учителя.

Земли при церкви имеется: усадебной 3 десят., сенокосной 1½ десят., пахотной 30 десят. и пожертвованной священником Петром Элпидинским в церковь на содержание причта 10 дес. 851 кв. саж. На все земли, кроме сенокосной, планы и межевые книги имеются и хранятся в церкви.

Причт состоит из священника, диакона и псаломщика. На свое содержание причт получает до 1,100 рублей в год. Дома причт имеет собственные, построенные на церковной земле.

Приход: село и деревни: Сменово, Луполово, Жаворонково, Сверчково, Вотола, Горенцово, Курлаково, Завражково, Грива, Медведково, Захарово, Притыкино, Запольново, Лысново, Злобиха, Крутово, Самойлиха, Бабенки, Березники, Дегтярево, Сабельницы и Хмельники. Деревни находятся от церкви не далее 3½ верст; препятствий к сообщению с ними не имеется. – Всех дворов в приходе 320, душ мужеского пола 795 и женского пола 919 душ.

Назарьево

Село Назарьево, на реке Ухтохме, от уездного города находится в 50 верстах и от губернского в 80 верстах.

Существующая в селе церковь, зданием каменная, построена усердием прихожан в 1740 году; колокольня и ограда при ней каменные же. Престолов в церкви два: в холодной – в честь Покрова Пресвятые Богородицы и в теплом приделе – во имя св. пророка Божия Илии.

К сей церкви приписана Николаевская церковь, находящаяся на приходском кладбище, и деревянная часовня в деревне Деткове, построенная с разрешения Епархиального начальства в 1892 году.

Церковные документы хранятся в церкви: копии метрических книг с 1803 года и исповедных росписей с 1829 г.; опись церковного имущества составлена в 1865 году.

При церкви земли: усадебной 1 десятина 1,414 кв. саж., сенокосной 8 дес. 12 кв. саж. и пахотной 45 дес. 2,171 кв. саж.; план и межевая книга на землю, кроме усадебной, имеются и хранятся в церкви.

Причта по штату положено: священник, диакон и псаломщик. – На содержание причт получает: процентов с церковного капитала 60 руб. 71 коп., от сбора хлебом до 20 руб., от земли до 70 руб. и за требоисправления до 850 р., а всего в год до 1,000 руб. – Причт имеет собственные дома, построенные на церковной земле.

Приход составляют: село и деревни: Крутово, Перепечино Малое, Перепечино Большое, Дюково, Ваулиха, Наседки, Дьяково, Дудино, Дягильково, Карачун, Есино, Борисцево, Детково, Комарня и Тимонино. Расстоянием от церкви деревни от 3 до 11 верст; особенных препятствий к сообщению с ними не имеется. Всех дворов в приходе 335, душ мужеского пола 1,048 и женского пола 1,152 души.

В селе находится земское народное училище.

Церковь Святителя и Чудотворца Николая, что на кладбище, зданием каменная, построена в 1877 году средствами крестьянина Семена Филипповича Неплохова. – Престол в церкви один.

Утварью, ризницею, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно.

Богослужение в церкви совершается по субботам и в храмовые праздники (9-го мая и 6-го декабря) причтом Покровской церкви.

Петропавловский погост

Сей погост находится от Владимира в 75 верстах.

Церковь в погосте зданием каменная с таковою же колокольнею. Построена усердием прихожан в 1866 г.; в 1882 г. купец Дербенев вокруг церкви и колокольни устроил каменную ограду.

Престолов в церкви два: в холодной – в честь Покрова Пресвятые Богородицы и в теплом приделе – во имя Святителя и Чудотворца Николая.

Церковные документы: копии метрических книг и исповедных росписей хранятся в церкви с 1867 г. Опись церковного имущества составлена в 1886 году.

Земли при церкви имеется 38 десятины; план на землю есть и хранится в церкви.

Причта положено: священник и псаломщик. – На содержание причт получает: от сбора хлебом 10 руб., от земли до 80 руб. и за требоисправления 260 руб., а всего в год до 350 руб. – Священник живет в церковном доме.

Приход составляют деревни: Жуковицы, Подраменово, Шпариха, Марковицы, Высоково, Вахнеево и Щапово. Расстоянием от церкви деревни находятся не далее 2½ верст; препятствий к сообщении с ними не имеется. Всех дворов в приходе 138, душ мужеского пола 375 и женского пола 459 душ.

В дер. Жуковицах существует народная школа и помещается в доме, построенном средствами купца Дербенева.

Смердово

Село Смердово, на речке Смердячке, находится от уездного города в 55 верстах и от губернского в 75 верстах.

Церковь в селе Смердове в первый раз построена в 1758 г., зданием деревянная; в том же году при ней утвержден был причт, который составляли: священник, дьячок и пономарь. До 1828 года приход при церкви считался самостоятельным, а в означенном году по бедности был закрыт и приписан к селу Афанасову. Но в 1881 году прихожане на содержание причта внесли капитал в 1,714 руб. 28 коп. и Епархиальное начальство снова открыло приход самостоятельным.

В том же 1881 году, по благословению Архиепископа Парфения, в селе положено было основание каменной церкви, которая строением окончена в 1835 году и в том же году освящен был в ней главный престол, холодный, – в честь Святые Живоначальные Троицы; в 1840 г. в церкви устроены и освящены два теплые придела: на южной стороне – в честь Казанской иконы Божией Матери и на северной стороне – во имя св. муч. Иоанна Воина. В этом виде церковь существует и в настоящее время.

Колокольня при церкви – каменная же, построена в 1863 г. Церковь и колокольня обнесены каменною оградою.

При сооружении храма главным жертвователем был церковный староста, 1-й гильдии купец гор. Шуи, Василий Афанасьевич Кокушкин.

Церковные документы хранятся в целости: копии с метрических книг с 1802 по 1822 год и с 1831 г. но настоящее время, а исповедные росписи хранятся с 1832 года. Опись церковного имущества составлена в 1851 году.

Церкви принадлежит каменная часовня, построенная на месте бывшей деревянной церкви.

Земли при церкви имеется: усадебной 2,116 квадр. саж., сенокосной 3 десятины и пахотной 34 десятины и 890 кв. саж.

Причта при церкви положено: священник и псаломщик. – На содержание причт получает: процентов с причтового капитала 318 руб. 32 коп., за требоисправления до 200 руб., а всего в год до 514 руб. – Дом для священника построен церковным старостою, купцом Кокушкиным, деревянный, на каменном фундаменте, крыт железом; а псаломщик живет в собственном доме.

Приход состоит из села и деревни Лужков (в 4 верст. от церкви); всех дворов в приходе 47, душ мужеского пола 129 и женского пола 167 душ.

С 1891 г. в селе существует церковно-приходская школа.

Хомутово

Село Хомутово, при реке Вязьме, от уездного города находится в 64 верстах и от губернского в 77 верстах.

В настоящее время в селе Хомутове существуют две каменные церкви: холодная и теплая; при них колокольня и ограда каменные же.

Холодная церковь построена в 1758 г. владельцем села, князем Василием Осиповичем Гундоровым. Престолов в ней два: главный – в честь Казанской иконы Божией Матери и придельный – во имя Святителя и Чудотворца Николая.

Теплая церковь построена в 1868 году усердием прихожан. Престол в ней один – в честь Преображения Господня.

В обеих церквах стены расписаны священными картинами: в холодной – в 1874 году, а в теплой в 1888 году.

Копии метрических книг и исповедных росписей хранятся в церкви с 1813 года. Опись церковного имущества имеется и хранится в церковной ризнице.

Земли при церкви: усадебной 60 саж. в длину и 30 саж. в ширину, сенокосной 3 десятины и пахотной 30 десятин. Документов на землю не имеется.

Причта при церкви назначено: священник и псаломщик. – На содержание причт получает: процентов с причтового капитала 141 рубль, от земли 90 р., от сбора хлебом 20 р. и за требоисправления до 425 р., а всего в год до 675 р. – Дома причт имеет собственные, на церковной земле.

Приход составляют: село и деревни: Гундоровка, Ломы, Губачево, Городино и Маслово. Деревни от церкви находятся не далее 4 верст; препятствий к сообщению с ними не имеется. Всех дворов в приходе 112, душ мужеского пола 818 и женского пола 366 душ.

Хозниково

Село Хозниково, при реке Шепелевке, от уездного города находится в 50 верстах и от губернского во 100 верстах.

Существующая в селе Хозникове церковь, зданием каменная, с таковою же колокольнею и оградою, построена в 1789 г. иждивением помещика Мельгунова и прихожан.

Престолов в церкви два: во имя Святителя и Чудотворца Николая и во имя Божией Матери, именуемой «Всех Скорбящих Радость»; последний престол устроен в 1859 году. Церковь теплая.

Копии метрических книг с 1803 года и исповедных росписей с 1820 года хранятся в целости. Опись церковного имущества составлена в 1874 году, – хранится в церкви.

Церкви принадлежит каменная часовня, построенная в 1887 году близь церкви крестьянином Михаилом Сорокиным.

Земля при церкви: усадебной 2 десятины, пахотной 32 десятины, сенокосной по речке Шепелевке – 1,700 квадр. саж. и по реке Уводи 3 десятины 1,664 квадр. саж. Документы на землю имеются.

Причта по штату положено: священник, диакон и псаломщик. – На содержание причт получает: 28 руб. процентов с причтового капитала, от сбора хлебом 32 руб., от земли 90 руб., за требоисправления до 1,000 руб. и на 50 р. дров для отопления от купцов Шорыгиных, а всего в год до 1,200 рублей.

Приход: село и деревни: Шепелиха, Арефино, Паршнево, Шапкино, Кнутиха, Высоково, Грезиха, Коровиха, Дединка, сельцо Горки, Лазарьково, Выселиха и Бруснижново. Расстоянием от церкви деревни находятся от 2 до 9 верст; особенных препятствий для причта к сообщению с ними не имеется. Всех дворов в приходе 297, душ мужеского пола 884 и женского пола 1,004; сверх того раскольников поповцев 11 дворов, душ мужеского пола 13 и женского пола 24 души.

В сельце Горках существует церковно-приходская школа.

В селе Хозникове с 1869 года существует богадельня и при ней церковь в честь Крестителя Господня Иоанна Предтечи, построенные усердием купцов гор. Коврова Козьмы и Тихона Ивановичей Шорыгиных.

Церковь – однопрестольная, каменная; при ней деревянная колокольня.

Церковь и богадельня обнесены каменною с железными решетками оградою.

Утварью, ризницею, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена строителями ее достаточно.

При Предтеченской церкви земли: сенокосной 2 десятины и под лесом 185 десятин.

В церкви хранятся документы: копии метрических книг – 3-й части «об умерших» и исповедных росписей с 1870 г. Опись церковного имущества составлена в 1871 году.

Причт: священник и псаломщик. – На содержание причта и призреваемых в богадельне братьями Шорыгиными внесен капитал на сумму более 40,000 рублей.

В богадельне проживают 11 мужчин и 9 женщин.

С 1876 года в богаделенном здании открыта народная школа и содержится на средства уездного земства.

Чернцы-Воротынских

Описываемое село расположено на реке Ухтохме, от уездного города находится в 65 верстах и от губернского в 90 верстах. – В старинные времена село принадлежало фамилии князей Воротынских; из владельцев села настоящего столетия известны: Титов, Измайлова и Житков.

Существующая в селе каменная церковь в честь Св. Живоначальные Троицы построена в XVIII столетии. В 1833 году усердием помещика Титова к ней пристроена теплая трапеза с престолами: в честь Владимирской иконы Божией Матери и в честь Архистратига Божия Михаила. Одновременно с трапезою построена каменная колокольня и ограда.

В церкви хранится св. крест, вставленный в икону, с частицами св. мощей разных угодников Божиих, лики коих изображены на иконе. Сей крест и икона – дар строителя теплой трапезы г. Титова.

Копии метрических книг с 1802 года и исповедных росписей с 1829 года хранятся в целости. Опись церковного имущества составлена в 1880 году и хранится в церкви.

Земли церковной 35 десятин 721 квадр. саж.; план и межевая книга на землю имеются и хранятся в церкви.

Троицкой церкви принадлежит каменная сторожка.

Причта по штату назначено: священник и псаломщик. На содержание причт получает: процентов с церковного капитала 420 руб., от земли 50 р., от сбора хлебом 20 руб. и за требоисправления до 400 руб., а всего до 890 рублей. – Дома причт имеет собственные, построенные на церковной земле.

Приход составляют: село и деревни: Осиновка, Пестрецово, Ясново, Пещерково, Заболотново, Филипково, Сосновка, Ломы, Вятково, Попцево, Горшково, Евфремово, Доронькино, Игнатиха, Авдотцыно и Кунятиха. Расстоянием от церкви деревни находятся от 1 до 6 верст; препятствий к сообщению с ними причт не имеет. Дворов в приходе 174, душ мужеского пола 572 и женского пола 619 душ.

* * *

60

О происхождении иконы Архангела Михаила существует следующее предание, записанное в местной церковной летописи со слов протоиерея Льва Полисадова, священствовавшего в соседнем селе Лежневе более 50 лет и умершего в 1870 году. По этому преданию, икона Архангела Михаила написана иноком, прославившимся благочестивою жизнию, по просьбе помещика села Афанасьева, находившегося в расслабленном состоянии. Благочестивый инок во все время писания иконы держал строжайший пост и пребывал в совершенном безмолвии. Написавши икону, благочестивый инок лично сопровождал ее в село Афанасьево; навстречу иконе из села вышло духовенство с крестным ходом, а за крестным ходом крестьяне несли на носилках расслабленного помещика. Во время водосвятного молебна больной горячо молился Архангелу Михаилу об исцелении его немощи... Когда священник окропил больного св. водою, он вдруг почувствовал крепость во всем теле и встал с постели совершенно здоровым. Примечание. В «Историч. собр. о гр. Сужд.» Ап. Федорова (полов. XVIII ст.) сообщается, что в первой половине XVII столетия в Николо-Шартомском монастыре (близь Шуи) подвизался благочестивый монах Иоаким, занимавшийся в свободное от иноческой обязанности время иконописанием и в последнем был очень искусен.

61

Акты археограф. экспед., т. I, № 340.

62

В местной церковной летописи не указаны имена прочих святых, частицы мощей коих находятся в кресте.

63

Сборн. кн. Хилкова, стр. 151, № 57. – Данная грамота князя Андрея Ногтева архимандриту Герману значится в описи Сп.-Евф. мон. 1600 года, напеч. в Ежегоднике, изд. Влад. Ст. Ком., т. II, стр. 58, № 197.

1

См. Описание города Шуи, Борисова; Описание города Шуи и шуйских церквей, прот. Е. Правдина; Истор. записку о городе Шуе, Лядова, и Памятную книжку Влад. Губ. Стат. Ком., 1805 года.

64

См. опись Сп.-Евфимиева мон. 1660 г., напеч. в Ежегоднике, изд. Влад. Губ. Стат. Ком., т. II, стр. 58, № 195.

65

Там же № 198.

Комментарии для сайта Cackle