Источник

Слово на параклисисе Божией Матери . О небесной славе Пресвятой Богородицы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братия и сестры, празднуя сегодня отдание Преображения, мы сходили с Фавора, освещаемые последними лучами Божественной славы Преобразившегося Господа, и сегодня же, в наступивший новый церковный день, вступив в предпразднство Успения Божией Матери, мы приближаемся к Гефсимании, ко гробу, в котором лежало пречистое тело Преблагословенной Девы Марии. Но гроб мы найдем пустым, потому что он не мог удержать в себе Матерь Жизни. Она, подобно Своему Божественному Сыну, не удерживается узами смерти; тело Ее и во гробе не видит истления, и Она по прошествии трех дней со славою восходит на небо.

Успение Божией Матери, как и вся Ее земная жизнь, носит на себе печать величайшей таинственности и чудесности, удостоверяя нас в особой благодати Божией, почивающей на Ней, в особом о Ней Божием попечении. Посмотрите с самого начала на Ее рождение. От кого произошла Она? От престарелых родителей Иоакима и Анны, вследствие их горячей молитвы и обета. Иоаким и Анна, достигшие преклонных лет, когда теряется у людей всякая надежда стать отцом и матерью, благодаря своей крепкой вере и надежде на Всемогущество Божие получают чистый дар неба – Преблагословенную Деву Марию. Едва исполнилось Ей три года, как Ее посвящают Богу и трехлетней Отроковицей вводят во храм Божий, чтобы там могла Она с самых юных лет сродниться духом и сердцем со всем святым. Пребывая в храме Божием, Она, по примеру других дев, должна была бы находиться в его преддверии, но первосвященник по особому откровению вводит Ее во Святая Святых, куда мог входить только он сам – однажды в год. Премудрости Божией было угодно, чтобы Дева Мария одушевленное Святая Святых – пребывала там, где находился Ее Прообраз.

Достигнув совершеннолетия, Пресвятая Дева, по иудейским законам, должна была найти себе супруга и вступить с ним в брак. Но Пречистая, не колеблясь, объявляет, что Она твердо решилась во всю жизнь не принадлежать никому, кроме одного Бога. После совещаний и молитв первосвященники полагают обручить Ее такому человеку, который согласился бы носить имя мужа, не пользуясь его правами. Им становится праведный Иосиф Обручник. Наконец, наступает Благовещение и Архангел Гавриил благовествует Деве бессеменное зачатие и рождество от Нее Христа Спасителя. Архангел, Небесный Вестник, приветствует Ее словами: Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою (Лк. 1:28). И, казалось бы, кому более приличествовала радость и честь, как не Матери Божией! Но Богу было угодно, чтобы Она до конца земной жизни пребывала в неизвестности, в ряду простых христиан, подражая Своему Возлюбленному Сыну, Который не имел на земле, где главу приклонить. И, во всем покорная воле Господней, до самой смерти Своей остается Пречистая Дева в неизвестности, являя тем самым высочайший пример неизреченного смирения и соделываясь таким образом еще более достойной того венца славы, который давно по всем правам принадлежал Ей.

Надлежало же рано или поздно сойти, наконец, сему венцу на главу честнейшей Херувимов и Серафимов, и сошел он во время Ее Успения, когда совершилась над Ней величайшая тайна Божия. Матерь Господа Славы умирает как и все люди, хотя казалось, что Ей по всем неизреченным заслугам Ее принадлежит то, чего прежде удостоились праведные Енох и Илия, взятые на небо живыми. Однако Деве Марии суждено было другое. В отраду и утешение всем нам, имеющим проходить вратами смерти, и Пречистая умирает, отдавая этот долг природе вместе со всеми земнородными. Но как Матерь Божия, смертью Она не удерживается, а со славою возносится на небо, предстоя одесную Царя Бога, предстоя как Царица небесных и земных. Святой псалмопевец Давид, предсозерцая Ее славу, воспел: предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна преиспещрена (Пс. 44:10). Предста Царица одесную Тебе – Царица земных, потому что Ей поклоняется и Ее прославляет весь верный род христианский: люди всякого возраста и звания и пола. И знатные люди, и простые преклоняют пред Нею свои колена, славословя Ее и прося помощи в своих скорбях и нуждах. И Она просящих не отвергает, исполняя их прошения, ибо Она есть Источник благ и море благодатных даров. Царица небесных – ибо поклоняются Ей и почитают Ее и Небесные Чины бесплотных духов: Ангелы, Архангелы, Начала, Власти, Силы, Господства, Престолы, Херувимы, Серафимы; приветствует Ее теперь на Небесах и Само Трисиятельное Богоначалие, как возлюбленную Богоотроковицу.

В ризах позлащенных одеяна преиспещрена… Препрославленная Дева Мария, – как бы так говорит святой пророк Давид, – сияет ныне неприступным светом славы Божественной. Так что, хотя все праведные души освещаются Божественным светом от незаходимого Солнца Правды и сияют яко светила, но Препрославленная Дева Мария из всех блаженных Сил прекраснее всех. Будучи чистейшей всех людей и Ангелов, Она воспринимает во всей полноте свет Божественного Солнца и Сама отражает от Себя этот свет, являясь вторым Солнцем Правды, Солнцем славы. Святой Григорий Богослов говорит: «каждому из избранных дана благодать отчасти, Деве – вся полнота благодати». Так же Она и прославлена, – то есть имеет полноту Божественной славы, как это провидел и святой пророк Иезекеиль: Видех, и се, полн славы дом Господень (Иез. 44:4).

Наш ум, дорогие братия и сестры, не может представить себе того яркого света, которым блистает в раю Блаженная Дева; солнце и луна – темные пятна по сравнению с этой неизреченной красотой, созерцанием которой блаженные души праведников бесконечно наслаждаются. Какое прекрасное, светлое зрелище для очей всех святых человеков и даже для самих Серафимов! Его хотел видеть один юноша, благоговейный почитатель Девы, и обратился к Ней с молитвой: «Мария, Сладчайшее Имя, Которое я чту и Которому поклоняюсь после Бога всей любовью и благоговением моей души, ибо Ты – ее утешение и радость! Если я, смиренный Твой раб, обрел пред Тобою благодать, молю Тебя, окажи мне одну милость: среди многих благодеяний сподоби меня узреть Тебя Такой, Какова Ты в раю. Удостой меня этой милости, Пречистая Матерь! Я готов потерять око, но только бы мне узреть Тебя!» Пречистая Владычица вняла молитве благоговейного Своего раба; ночью во сне явилась ему Всесветлая во всем блеске той славы, которой сияет Она на небе.

Юноша проснулся и действительно лишился глаза, но от радости, которую испытывал, так как удостоился зреть Царицу неба и земли, он совсем не пожалел, что потерял зрение. Даже более того, он опять молил, чтобы еще раз узреть Ее, соглашаясь на потерю другого, оставшегося в целости глаза. И он снова удостоился зреть Царицу горних и дольних; но что же вы думаете, братия и сестры? Может быть, он стал слеп на оба глаза? Всемилостивая Владычица, явившись ему во второй раз, не только не лишила его другого глаза, но и возвратила ему утраченный. Проснулся юноша с обоими здравыми глазами и, охваченный сугубой радостью, воздал Богоматери тысячи благодарений с обильными слезами благоговейного умиления.

…О Всемилостивая Владычице, Царице неба и земли, приими ныне и наши усердные моления и покрой нас любовью Твоею! Приими и подвиг поста, совершаемый православными христианами ради имени Твоего Святаго, и яви нам милость Твою. Отврати от нас гнев Божий, праведно на нас движимый, сохрани от всех козней вражеских и научи любить Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа. Укрепи в нас веру, ибо Ты – твердое утверждение веры, и сподоби нас и в будущей жизни прославлять Тебя и взывать: Радуйся, Царице неба и земли, радуйся, Обрадованная, радуйся Заступнице усердная рода христианского! Аминь.

1960 г.


Источник: Похвала Божией Матери: Проповеди / Архимандрит Кирилл (Павлов). – Москва: Изд. Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2011. – 210 с. ISBN: 978-5-7789-266-4.

Комментарии для сайта Cackle