Виктор Афанасьев

Источник

Живые зерна

Один брат спросил старца Льва: „Что такое осуждение, и почему отцы приравнивают осуждающего к антихристу?“ Тот отвечал: „Осуждение есть, когда ты, видя или зная грех или порок брата твоего, говоришь от сердца: он, по моему понятию, достоин или муки, или казни, или болезни. Тогда ты становишься как бы судия ближнего и хочешь воссесть на престол Единого Судии – Христа“.

Старец Лев писал одной мирской особе, вопрошавшей, как ей себя оградить от наветов и клевет: „Видно, что еще любит вас Господь, ибо не хочет, дабы вы шли пространным путем, – куда сей отводит – довольно известно, – но желает вести путем тесным и прискорбным, ведущим в живот вечный“.

„Когда не имеете спокойствия, – писал Старец, – знайте, что не имеете в себе смирения. Это Господь явил следующими словами, кои вместе с тем показывают, где искать спокойствия. Он сказал: Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим“ (Мф. 11:29).

Наставляя братию, старец Лев говорил: „В молитвах не просите наслаждения благами мира сего, но Царствия Божия, и остальное приложится вам. Возлюбите искушения, ибо блаженны поносимые, гонимые, оклеветанные Господа ради. Лобзайте терпение, потому что не взявшие креста своего, то есть терпения и благодарения за все случающееся, не могут быть учениками Иисусовыми“.

Некто из учеников Старца спросил его: „Батюшка, как вы приобрели такие духовные дарования, какие мы в вас видим?“ Старец отвечал: „Живи попроще – Бог и тебя не оставит“. Потом прибавил: „Леонид всегда был последним в обителях, никогда ни от какого поручения настоятеля не отказывался. В навечерие великих праздников другие, бывало, стремятся в церковь, а Леонида посылают на хутор за сеном для лошадей приезжих гостей, а потом усталого и без ужина посылают на клирос петь, а он безропотно повиновался. Старайся и ты так жить, и тебе Господь явит милость Свою“.

„Милосердый Господь, – говорил мудрый Старец, – исполняет и обращает все в Свою волю и на пользу нашу, хотя по видимому и противными нам средствами и последствиями. Мы при помощи премилосердаго Господа Бога – потерпим“.

Старец любил повторять: „Душа человеческая в глубине своей хранит много добра. Надобно его только отыскать“.

Сомневающихся утешал: „Если кто искренно и от всей души ищет спасения, того Бог и приведет к истинному наставнику... Не безпокойтесь – свой своего всегда найдет“.

„Кто, пришедши ко мне, – говорил Старец, – нисколько не хочет дожидаться и лезет вперед всех, у того не может долго держаться в памяти то, что я ему говорю. В другой раз спрашивает и опять забывает. А кто, пришедши для объяснения своих нужд, с терпением и смирением пережидает других и предпочитает их себе, у того каждое слышанное им слово напечатлеется в сердце, и он целую жизнь будет помнить то, о чем ему однажды было сказано“.

Когда спрашивали богоносного Старца, кому дается умная молитва, он отвечал так: „Кого посетит Господь тяжелым испытанием, лишением возлюбленного из ближних, тот и невольно помолится всем сердцем и всем помышлением своим, всем умом своим. Следственно, источник молитвы у всякого есть, но отверзается он или постепенным углублением в себя, по учению отцев, или мгновенно, Божиим сверлом“


Источник: Житница жизни. Страницы истории духовного бытия Оптиной пустыни / Виктор Афанасьев. Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2003 г. 252 с.

Комментарии для сайта Cackle