Е.В. Белякова, Н.А. Белякова, Е.Б. Емченко

Источник

Заключение

В XIX в. сложился «православный дискурс» в понимании места женщины в Церкви. Рост женского движения и грозившие обществу социальные катаклизмы вынудили даже консервативно настроенных православных иерархов взглянуть по-новому на вопрос о месте женщин в православии. Обращение к истории шло параллельно с поиском новых форм социального служения христиан. Женщинам в этом служении принадлежало особое место – их общественный статус определялся их главенствующей ролью в воспитании. Социальные процессы XIX в., развитие капитализма и связанное с ним отходничество, стремительный рост столиц, разрушение традиционной религиозности – все это повлияло и на положение женщины. Уже в работах XIX в. прозвучало грозное предупреждение о последствиях для всего общества в случае утраты женщинами христианской нравственности. Выход виделся в активизации женского служения в Церкви, в христианском образовании женщин. Диакониссы мыслились как образец христианского служения.

Исследование памятников церковного права позволяет понять, как постепенно формируется система запретов и отстранения женщины от участия в церковной жизни. Однако ни понятие о женском рукоположении, ни чин диаконисс никогда не исчезали из православной традиции. Как показывает анализ толкований к канонам, традиция во многом транслировала то отношение к женщине, которое сложилось в средневековом обществе.

В русскую письменность перешли церковные каноны из византийской традиции. Христианство принесло новое понимание места женщины в обществе. Вектор влияния Церкви на семью был направлен на создание моногамии, запрет браков в близкой степени родства, охрану чести и имущественных прав женщины, запрет детоубийства.

На протяжении всей русской истории женщина играла в православии существенную роль. Она выступала носительницей религиозной традиции не только в стенах церкви, но и в обществе. Православие принесло на Русь правовые традиции Византии, внутренне антиномичные, как поднимавшие женщину на высоту святости, так и отдаляющие ее от сферы сакрального. В разные эпохи и в разной среде могли актуализироваться разные составляющие. Особую проблему составили взаимоотношения женщин и монахов. Возрастающая роль монастырей в русской жизни, выполнение монастырями и монашествующими широких функций шли в разрез со строгими нормами, пришедшими из Византии, запрещавшими монахам общение с женщинами.

В Средние века организация женщин в монашеские общины не стала столь заметным для русской культуры явлением, как мужские монастыри. Лишь немногие женские монастыри пользовались широкой известностью. Роль женщины как хранительницы православия резко возросла в старообрядчестве. В эпоху гонений на старую веру женщины выполняли самые различные функции, не выходившие, однако, за рамки православной традиции.

В XVIII в. началась борьба государства против женского монашества, не приведшая к уничтожения потребности в женских общинах. Подъем женского монашества в XIX-XX вв. был связан и с социальными процессами, и с религиозными исканиями женщин. В монашестве женщины стремились найти способы служения миру. Несмотря на бедность, женские монастыри отличались широкой благотворительностью. Идея воссоздания чина диаконисс появилась в русской церковной жизни в разных областях: миссионерской, образовательной, монашеской. Особый вклад в укрепление диаконисской традиции был внесен св. Елизаветой Федоровной. «Женский вопрос» специально рассматривался на Поместном соборе 1917–1918 гг., и выступления по этому вопросу звучат сегодня не менее актуально, чем в начале XX в.

На Поместном соборе 1917–1918 гг. была сделана и запоздалая попытка изменения бракоразводных норм. Строгие бракоразводные нормы в России XIX в. шли в разрез с секулярными тенденциями общества и были одной из причин недовольства общества церковной политикой. Введение гражданского брака и развода резко ударило по традиционной семье. Борьба с Церковью в XX в., курс на «уничтожение религиозных предрассудков» нанесли сильный ущерб всему обществу подрывом религиозных основ семейного союза. Верующая женщина и в XX в. противостояла наступлению атеистического государства, сохраняя православные традиции. На протяжении всей советской истории существовали нелегальные женские монашеские общины, женщины выполняли различные религиозные функции.

Для нового этапа возрождения церковной жизни можно отметить тенденцию как к вытеснению женщин из сферы религиозной деятельности, так и актуализацию средневековых представлений о месте женщины. Рост фундаменталистских настроений идет в разрез с реальностью и становится причиной семейных конфликтов. Дискуссии о поиске форм женского служения в церкви вновь становится актуальным. Для православной традиции важным остается западноевропейский опыт женского служения, а для христианского европейского мира особое значение имеет стойкость, проявленная православными женщинами в сохранении своей веры.


Источник: «Женщина в православии: церковное право и российская практика / Е. В. Белякова Н. А. Белякова Е. Б. Емченко»: Кучково поле; Москва ; 2011 ISBN 978-5-9950-0165-2

Комментарии для сайта Cackle