И. Крылов

Источник

Глава VI

Прошло много времени после того, как Ирод хотел увидеть Главу Иоаннову, и не обрёл её в земле. Сокрытая Иоанною, женою Хузы, Глава Крестителева не была никому известна до тех пор, пока один знаменитый Царедворец Иннокентий, веровавший в Господа нашему Иисуса Христа, покинув суету мира, пришёл в Святый град Иерусалим и купил на горе Элеонской то место, где некогда было село Иродово. Построив там келью и облекшись в иноческий чин, он проводил жизнь в молитве и беспрестанном размышлении о Боге. Задумавши выстроить у себя небольшую каменную церковь, Иннокентий стал копать ров для фундамента, и по воле Божией обрёл в земле глиняный сосуд и в нём главу. По чудесам, совершившимся в то время, и по откровению Божию, Иннокентий узнал, что глава эта Предтечи Христова, и с должным Ей почитанием, сохранял Главу у себя. Когда же Иннокентий, предъузнав свою кончину, видел мерзость запустения на святых местах (потому что ими владели идолопоклонники, построили на них храмы идолам и приносили гнусные жертвы); тогда Иннокентий, боясь, что бы по кончине его и Святая Глава Предтечева не была обесчещена, опять зарыл Её в землю на прежнем месте, где находилось село Иродово и где он имел свою келью и малую церковь, которая после него опустела, и по прошествии долгого времени развалилась и сравнялась с землёю. Таким образом Честная Глава Предтечева снова на долгое время оставалась для всех сокрытою.

В начале четвёртого века, когда воцарился великий Император Константин, и просветился Святым Крещением; тогда матерь его, Святая Елена, очистила и обновила Святые места Иерусалимские. Святая Вера процвела там повсюду и воссияла, как солнце. Тогда два инока, жившие на востоке, сговорились сходить в Иерусалим на поклонение найденному Святою царицею Еленою Животворящему Кресту Христову и Гробу Господню, а также увидеть и все Святые места. Во Иерусалиме одному из иноков явился во сне Святый Иоанн Предтеча, и повелевая вырыть из земли Честную Главу Свою, показал место на селе Иродовом, где Она зарыта. Инок проснувшись, пересказал сон другу своему, но тот не поверил этому, как будто обыкновенному сну, а тем возбудил неверие и в самом видевшем сон. В другую ночь снова во сне явился Предтеча уже обоим инокам, и сказал: «отложите своё неверие и леность, и соделайте повелеваемое вам.

Иноки проснувшись, рассказали друг другу виденное, и пошли на село Иродово, на место, которое было показано во сне, начали копать на нём, и обрели бесценное сокровище: Святую Главу Крестителеву. Иноки положили её в мешок, сделанный из верблюжьих волос и отправились в свою сторону. В то время, один бедный человек из Емессийского города, ремеслом горшечник, по причине бедности своей, покинувший отечество и жену, шёл в другую сторону, на пути встретил обоих иноков, и пошёл вместе с ними. Иноки приняв к себе в спутники этого человека, отдали ему нести мешок с Главою Предтечи. Бедный человек не знал, что несёт. Вдруг является ему Святой Предтеча и говорит: «покинь спутников своих, и беги с мешком, который у тебя в руках». Святый Предтеча повелел это потому, что видел, как не усердны и ленивы иноки: прежде они не веровали Его явлению, потом не восхотели нести сами Честную Главу Его, но поверили Её человеку простому и неизвестному: потому-то Христов Предтеча и восхотел облагодетельствовать нищего, и быть виновником доброй и Богоугодной жизни его. Горшечник послушался Святаго, сокрылся от иноков, и возвратился домой к жене с драгоценным сокровищем, которое дороже всех земных богатств, с Главою Крестителя. Для Главы Предтечевой Бог благословил дом горшечника всем довольством, но живя в большом изобилии, горшечник не забывал свою прежнюю скудость, и от богатства своего помогал бедным. Зная, что ходатай его пред Богом, виновник всех этих великих благ – Иоанн Предтеча, он чтил как должно Главу Иоанна Крестителя: всякий день кадил пред нею фимиамом, зажигал светильники и молился, и в благополучии провёл всё время жизни своей. Когда же приближалась смерть его, он вложил Главу Крестителя в водонос. Так приказал ему сам Предтеча, являя нам и после смерти Своей образ смирения. Водонос с Главою заключён был в ящик и запечатан, и это сокровище вверил горшечник сестре, рассказав ей подробно, как эта Святая Глава Предтечи соделала его из самого беднейшего человека великим богачом. Притом повелел сестре содержать Святую Главу Предтечи в великом почтении, с благоговением и со страхом сохранять Её и не открывать ящика, доколе сам Святый Предтеча не соизволит, чтобы он был открыт. И завещал ещё горшечник сестре: когда станет умирать, то чтобы также вручила Главу Предтечеву богобоязненному и добродетельному мужу. Таким образом честная и Святая Глава Предтечи, переходя от одного к другому, прошла многие руки. И потом дошла к одному Священнику, иноку Евстафию, жившему близ Емессийского города в пещере. Тот инок был развращён в вере Ариевою ересью, но люди, не зная этого, приходили к нему, и больные исцелялись чудесною благодатию, исходящею от Главы Иоанна Предтечи, которую арианец таил у себя. Торгуя благодатию Божиею, инок чудеса присвоил себе и своему еретическому верованию. Скрывая от людей истину, он многих прельстил и обратил в свою ересь. Когда же во всём Емессийском городе узнано было его еретичество, Епископ и начальник города, посоветовавшись между собою, послали выгнать еретика из пещеры и выпроводить из пределов Емессийских. Еретик Евстафий стал умолять выгоняющих его, что бы дозволили ему провесть только тот день в пещере, обещая утром выйти, и выпросив эту отсрочку, ночью взял водонос со Святою Главою и закопал в той пещере глубоко в землю, надеясь, как нибудь, прийти тайно в пещеру, вынуть Главу и опять чудотворениями Оной утверждать свою ересь. Но не исполнилась его надежда: как скоро он вышел из пещеры, тотчас же поселились в ней благоверные и добродетельные иноки, и уже невозможно было еретику Евстафию войти в неё и украсть сокрытое в земле духовное сокровище.

Прошло довольно времени, и собравшиеся в большом числе иноки устроили монастырь при той пещере, и о Главе Предтечевой, сокрытой в земле, никто не знал. Уже по прошествии многих лет обрёл её Маркелл, Архимандрит того монастыря, муж добродетельный. О сем обретении Главы Предтечевой сам Маркелл пишет следующее:

«Благословен Бог Иисус Христос! Он сподобил меня раба своего Маркелла видев видение, которое было мне явлено 18 Февраля в средопостную неделю Святаго Великого поста. Ночью во сне вижу я, что все ворота нашей обители растворены. Устрашившись, я подумал выйти, затворить их, и снова увидел реку текущую в ворота обители, и дивился, помышляя: откуда такое множество воды, и когда я помышлял это, услышал глас многих чинов, с шумом грядущих по водам, от востока к нам; каждый чин имел особенный язык, на котором восклицал: «Се является Святый Иоанн Креститель Христов!» Возглашая так, чины вошли в монастырь. Я оставил ворота, перестал смотреть на текущую в монастырь реку, побежал одержимый страхом, и взошёл на верх лестницы. Стоя на ней, как мне представлялось, вижу в обители два двора – один к западу, другой на полдень, а посреди их огромную церковь; каждый чин входил во двор западный, из него вступал в церковь, и поклонясь в церкви, выходил в полуденную дверь. Когда шествие чинов кончилось, снова я услышал глас других: «Се, Святый великий Иоанн Креститель». Взглянув, я увидел Его в церкви и с Ним других двух мужей: один стоял подле Него с правой стороны, другой с левой. – Тотчас чины один за одним начали подходить к Нему и принимать от Него благословение. И я помысли подойти к Нему и принять от Него благословение. После всех, другими дверями, я вошел в церковь, и со страхом и трепетом поклонившись Ему до земли, прикоснулся в ногам Его. – Он поднял меня, обнял с любовью, и прикоснулся к браде моей и к губам своими Святыми устами. Вынув из-за груди Своей сосуд, наполненный мёдом, Он дал мне, сказав: «прими благословение! И пошёл. Я последовал за Ним и видел огненный столп, идущий пред Ним, и устрашившись, пробудился. Когда пришёл этот день, вечером я велел братии петь, по обычному уставу, псалмы по стихам: Когда они пели, брат Исаакий, взглянув в окно, увидел огонь горящий в Церкви Святой пещеры, где была сокрыта Честная Глава Святаго Иоанна Предтечи, о чём мы не знали. Брат, видя огонь, воззвал ко мне: «Отец мой, я вижу огонь в Святой пещере». Я же сказал ему: «Не бойся брат, ознаменуй себя крестным знамением, и молчи». Чрез пять дней в полночь, когда я спал, чья-то рука толкнула меня три раза в правый бок, и я услышал голос: «вот я дан вам в дар! Встань и следуй за звездою, которая пойдёт пред тобой, и куда приведёт тебя, там раскопай землю и обретёшь меня». Я пробудится от сна со страхом и трепетом, и сидя, увидел звезду, стоящую пред дверьми келии, в которой я находился. Сильно устрашась, я ознаменовал себя крестным знамением и вышел: звезда шла предо мною. – Следуя за нею, я вошёл в пещеру. Доведя меня до места, где была зарыта Честная Глава Иоанна Предтечи, звезда сокрылась. Я пал во прах перед Господом, и припал лицем к земле, долго творил молитву, потом зажёг свечу и ладан, и взяв заступ начал копать землю, призывая Господа. Копая, слышал я звук и великий шум; земля была тверда как медная. После многих трудов, я дорылся до кирпичей, выбрав их, я увидел каменную доску, и с великим трудом вынув её, обрёл под нею святый манноносный водонос, в котором была Честная и Достоблаженная Глава Предтечева. Объятый радостию и страхом, я взял свечу и ладан, и дерзнул прикоснуться к Главе Предтечевой. Поклонился Ей и опять покрыл честный водонос, и пошёл из пещеры. Но в дверях меня встретил честнейших Архимандрит Геннадий, пришедший в монастырь наш. Он повёл меня с собою внутрь пещеры, и сотворя молитву, начал рассказывать мне своё видение: «Видел я», сказал он, «будто мы с тобою стояли на этом месте, где стоим теперь, и было здесь множество ячменного хлеба, который был чист и светел, – светлей, чем солнце. Потом видел я бесчисленное множество народа, входившего в пещеру и принимавшего из рук наших хлебы. Несмотря на это, число хлебов не уменьшалось, но ещё более увеличивалось». – Слыша это от отца Геннадия, я уразумел, что видение то было ему от Бога, и означало неоскудевающую благодать, которая будет обильно изливаться всем на этом месте от Главы Крестителя. И я рассказал ему своё видение и показал обретённое честнейшее сокровище. Увидев то сокровище, Геннадий сильно обрадовался, и мы стали советоваться, что делать. Мне думалось, не объявлять об этом никому вскоре, даже Пастырю Емессийской церкви, Епископу Уранию, но прежде открыть тайну блаженному старцу, Отцу Стефану, который был примером постнической жизни в Даромийском монастыре, а Отец Стефан донесёт Епископу, как друг его и собеседник. Но пришед в Даромийский монастырь мы не нашли Отца Стефана: он пошёл посетить другие монастыри свои. Мы послали за благочестивым Диаконом Кириаком, который был первый в соборном храме. Кириак пришедши, приветствовал нас с любовию Христианина, и рассказал нам своё видение во сне, во всём подобное виденному Геннадием. Мы рассказали ему нашу тайну о Святом Предтече. Диакон Кириак и Отец Геннадий сказали, что надобно тотчас же возвестить о сем Пастырю Церкви. Но я стал дожидаться, пока старец Стефан возвратится из местных обителей и так провёл пять дней. Настала Суббота. И когда мы сидели и беседовали, я вдруг упал на колена и распростёрся, поражённый внезапною болезнию. Не мог ни встать, ни чего делать. Дивясь случившемуся со мною несчастию, Геннадий и Кириак начали молиться о мне Богу. После молитвы, они обратились ко мне с такими словами: «не говорили мы тебе, что должно возвестить тайну Епископу». – Слыша это я сознавался, что не хорошо делал, молча до сего времени о такой тайне, которую для славы Божиея тотчас надобно было объявить. Болезнь моя продолжалась. Был вечер. После обыкновенного вечернего пения пришли ко мне честнейший муж Геннадий и Кириак и объявили, что дали себе клятву, прежде чем взойдёт солнце, во время утрени, возвестить обо всём Архиерею. И я сказал им тогда: «хорошо! Как придумали, братия, так и делайте». Едва я согласился с ними, в тот же миг болезнь моя прошла, и я стал здоров. Рано утром я пошёл с ними в город, и встретя Епископа, выходящего из церкви после заутрени, мы рассказали ему о явлении Честной Главы Святаго Предтечи. Он весьма обрадовался, приказал нам никому не сказывать об этом и идти в свой монастырь. На утро Епископ пришёл в наш монастырь со Священниками и Диаконами, и совершив собором Святую службу, приступил к месту где был сосуд со Святою Главою. Когда Диакон возгласил: «колена преклоньше, Господу помолимся», все мы поклонилися до земли, Епископ же Ураний читал молитву, и по окончании оной вынул из недр земных водонос с Честною Главою. Был с Епископом Священник, по имени Малх; тот не поверил и сказал: «откуда здесь быть Главе Предтечевой!» и дерзнул положить свою руку на водонос и дотронуться до волос Честной и Всехвальной Главы. В тот же миг иссохла у него коснувшаяся Главы рука, и пристала к водоносу. Все, видя такое чудо, пришли в великое удивление. Пастырь же усердно приносил с предстоящими молитвы Богу; а наказанный Священник едва мог отнять руку от водоноса и остался больным. Богоугодный пастырь со всем причтом церковным взял освящённый водонос, с лежащим в нём сокровищем, принёс в Святую церковь, и положил в Священном месте в алтарь. В последствии времени был создан в Емессийском городе особенный Храм во имя Св. Предтечи. И когда его великолепно украсили, и хотели переносить в него Святую Главу, явился в видении неверовавшему Священнику Малху Креститель и повелел ему во время перенесения положить иссохшую руку свою на водонос, обещая, что он получит исцеление. Священник исполнил это, и тут же исцелился». Здесь оканчивается повествование блаженного Маркелла.

Святый Семеон Метафраст в жизни Преподобной Матроны, Ноября 9, пишет также об обретении Честной Главы Предтечевой следующее. «В то время некоторый человек пахал ниву свою, и на одном месте, где была пещера та в монастырь, видел огнь, исходящий из земли. Не один раз он видел то, но много дней являлся огненный пламень, беспрестанно выходящий из земли. Человек тот пошёл в город, (в самый тот воскресный день, в который Маркелл с Геннадием и Кириаком пришли к Епископу), и возвестил (Уранию) Епископу Емессийскому. Епископ заключил, что там должно быть сокрыто что-нибудь великое. Взяв причет свой, он пошёл на то место – в пещеру, в которой некогда жил еретик Евстафий, и сотворя молитву, повелел раскопать землю: и когда это исполнили, обрёл сосуд, заключавший в себе не золото и серебро, но что дороже всех земных сокровищ – Главу Святаго Иоанна Предтечи и Крестителя Господня. Слава о том распространилась повсюду, и стекались на то место все люди, не только из Емессийского города, но и изо всех окрестных городов и сёл. Пришли и преподобная Матрона из монастыря своего, со всеми сёстрами, поклониться обретённой Святой Главе Иоанна Предтечи. Честная Глава источала благовонное миро и Священники помызывали им собравшихся людей, творя им крестное знамение на челе. Взяла того мира и Преподобная Матрона в сосудец, и хотела нести в свой монастырь для благословения. Но многочисленный народ, теснившийся к миру, стеснил её так, что ей невозможно было пройти. Некоторые же узнавши, что у ней есть Святое миро, молили её помазать их тем миром, потому что они не могут дойти до Священников. Преподобная Матрона принуждена была это делать. Случился там один слепой, который от рождения своего не видел света; он просил Матрону положить на нём крестное знамение Святым миром. Матрона помазала ему глаза, и в тот же миг он стал ясно видеть».

По прошествии многих лет, та Святая Глава из Емессийского города была с великою честию перенесена в Константинополь и положена в прекрасной церкви Предтечевой, созданной Царём на месте Евдомон.

Прошло ещё более лет, и настала ересь иконоборства, тогда не только святые иконы, но и мощи Святых были одни сжигаемы, другие бросаемы в моря и реки, иные попираемы ногами и различно обесчещиваемы. Тогда один правоверный, бежав из Царьграда, наполнявшегося беззаконием иконоборства, тайно унёс с собою Главу Крестителеву. Принёсши её в Команы (где скончался Св. Иоанн Златоуст), снова зарыл её там в землю в серебряном сосуде. И опять Глава Предтечева была сокрыта ото всех, до дней Царя Михаила и матери его, Царицы Феодоры, восстановившей православие. В их то царствование Божественным откровением снова была обретена Глава Предтечева, 25 мая, и принесена в Царьград Святейшим Патриархом Цареградским, Игнатием.

* * *


Источник: Жизнь честнаго славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Христова Иоанна, собранная из Святаго Евангелия и Книги: Жития святых, И. Крыловым : с 4 гравированными картинами. - 5-е изд., напеч. с изд. 1852 г. - Москва : Издание Салаева, 1856 (В типографии М. Смирновой). - 105, [3] с., [4] л. ил. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании до выпуска из Типографии, представлено было в Ценсурный Комитет узаконенное число экземпляров сей книги. Апреля 26 дня 1856 года. Московская Духовная Академия. Цензор, Профессор Математики Протоиерей Пётр Дилицын. Напечатано с издания 1852 года.

Комментарии для сайта Cackle