Л.И. Денисов

Источник

I. Жизнь и подвиги св. Алексия, человека Божия2 (Память 17 марта)

В половине четвертого века по Р. X. жил в Pиме сенатор Евфимиан. Он принадлежал к знатному роду и обладал неисчислимым богатством. Живя в миру, он вел жизнь благочестивую и воздержанную: так, он ежедневно не вкушал пищи до девятого часа.

Соблюдая заповеди Божии, он на деле проявлял свою любовь к ближним и сострадание к их нуждам, приготовляя в своем доме каждый день три стола, предназначаемые им для сирот, вдов, нищих, странников» и больных.

Случались дни, когда на раздаваемые Евфиманом обеды приходило менее обыкновенного числа посетителей, и, стало быть, меньше приходилось ему издерживать на дело милосердия.

В те дни, падая ниц, восклицал Евфиман:

Не достоин я пребывать на земле Бога моего.

Супруга Евфимиана, Аглаида, была женщина благочестивая и богобоязненная и, подобно мужу, щедрая на благодеяние бедным.

Но у этой добродетельной четы долгое время не родилось детей.

И вот Аглаида не раз обращалась к Господу с пламенной молитвой о разрешении ее бесчадия.

Господи, разреши мое бесплодие, – молилась она: – Дай нам с мужем сына, который был бы отрадой нашей жизни и опорой старости нашей!..

И не оставил Бог молитвы ее тщетною: вскоре (около 360 года) родила она сына, которому при крещении дано было имя Алексий.

Когда мальчику было шесть лет, родители отдали его учиться. Способный и даровитый, Алексий быстро развивался и скоро знал грамматику (словесность) и риторику. Потом он хорошо изучил Священное Писание и церковные правила.

Алексий был чудным юношей; он погружался в созерцание жизни, проникал мысленным взором в смысл бытия, и, рассмотрев суету мира, он понял и сознал сущность жизни, основной смысл существования, начало, стимул и цель жизни, находящееся в Боге.

Тогда он решил оставить радости земные и отречься от настоящих житейских благ, чтобы получить вечные.

«Хороши сокровища Mиpa, – думал Алексий, – но они временны, они немного пробудут и пройдут, пройдут, как тень перед лучами солнца...

А там... там сокровища не исчезают: они нетленны, неистощимы и неисчерпаемы... О, как прекрасны сокровища небесного царства! Несравненно, неизмеримо лучше они здешних и так прекрасны, что их ни выразить ни объяснить невозможно».

И стал Алексий умерщвлять плоть свою, тайно нося на своем теле острую власяницу.

Когда он достиг совершенного возраста, благоприятного для супружества, Евфимиан сказал жене своей:

Настало время для брака сына нашего.

Радость наполнила сердце Аглаиды; она упала

к ногам любимого мужа и воскликнула:

Да совершит Бог слово твое, чтобы я видела супружество сына нашего и зрела детей его и счастье зальет душу мою... И тогда я буду больше помогать бедным и убогим!

И они обручили Алексия, возлюбленному сыну своему, невесту из славного, знатного рода, отрасль семьи царской, и обвенчали их в церкви святого Бонифация досточестные священники3.

Во весь тот день до глубокой ночи быль пир чудный и ослепительный; целое собрание множества знакомых веселилось и ликовало.

Пестрили глаз роскошные наряды; сверкали украшения; горели, как жар, драгоценные каменья... Звенели кубки, шипели дорогие редкие вина, блестя искрометной влагой...

Украшенные цветами анфилады комнат, разодетые слуги, привозныя, изысканные яства – все было полно изобилия, роскоши, неги, довольства, излишества; все дышало и блестело сказочным великолепием...

При звуках лир и свете лихнов, Евфимиан подошел к жениху в полночный час и сказал ему:

Войди, сын мой, к невесте твоей...

Алексий вошел в чертог и увидел невесту свою, сидящую на золотом, баснословно разукрашенном резьбой и каменьями, кресла.

Он взял свой золотой перстень и дорогой пояс и, обернув их пурпурною мaтерией, дал их невесте своей.

Марина4, – сказал он, – сбереги это, и пусть Бог будет между мною и тобою, до тех пор, пока благодать Его устроит в нас нечто новое.

Сказав это, Алексий вышел, и тяжелые складки шелковой портьеры глухо зашуршали, раскинувшись живописными волнами...

Отправившись в свою спальню, Алексий снял с себя златотканные одеяния, переоделся в плохую одежду и, взяв нечто из своего богатства, золота и драгоценных каменьев, тайно вышел ночью из своих палат и из Рима и пришел к морю.

Найдя у пристани корабль, готовый отплыть в Лаодикию5, Алексий сел на него, заплатив капитану за проезд.

Во время плавания он молился Богу и говорит:

Боже, от чрева матери моей спасавший меня, спаси меня и теперь от суетной жизни мира и сподоби меня стать по правую сторону на суде Твоем, со всеми угодившими Тебе.

Когда корабль пристал к западному берегу Сирии, к пристани Великой Лаодикии, Алексий вышел на сушу и, встретив идущих в Месопотамию, пришел с ними в Эдессу, месопотамский город.

В Эдессе хранился нерукотворенный образ Господа Иисуса Христа, который сам Господь прежде вольной своей страсти послал Авгарю, эдесскому князю.

Этот образ Христа Алексий видел и созерцал в блаженном восторге, и великая радость наполняла его сердце.

Продав в Эдессе взятые из дому драгоценные вещи, Алексий раздал нищим все деньги, сам оделся в рубище убогих и сделался одним из просящих милостыню, проводя время на паперти церкви Пречистой Богородицы.

Что же побудило и заставило знатного, образованного, богатого юношу отказаться от счастья молодости, оттолкнуть любовь, оставить прекрасную, цветущую, любящую его невесту, покинуть ожидающее его блаженство, презреть все блага, удовольствия и развлечения, уйти, убежать и скрыться, жить в нищете и сделаться нищим?

Что же заставило Алексия оставить любимых отца и мать и юную Марину?

Не себялюбие, но непреодолимое желание вечных благ и будущего воздаяния понудили юношу бросить все дорогое, родное, милое. К самоотречению и подвигам призвала его и внушила ему оставить все любимое на земле уверенность в превосходстве и красоте будущих благ, а помогло этому внутреннее состояние, которое совершилось в духовном Mиpe Алексия: оно заставило его отказаться от всего.

Это состояние, возникнув в Алексее, выросло, расцвело в нем и принесло свой плод.

Оно встало, могучее, дивное, осененное своими животворными плодами... Оно вдохновило юношу взяться за самоотречение... Какое же это было состояние?

Это состояние заключается в разнообразных, безчисленных, чудных помыслах, чувствах, думах, ощущениях, которые, в свою очередь, видоизменяются и дробятся на мельчайшие особенности и оттенки.

Они прекрасны, лучезарны, отрадны, полны многообразной и разносторонней красоты.

Это целый мир, бесконечный мир... И этот мир наполнил Алексия, низводил в его душу то счастье, ради которого он оставил всех и все; и этот мир, чаруя, вознося и окрыляя юношу, в то же время отрывал его от земли, обещая там, в лучезарной выси таинственных небес, вечное счастье.

Этот мир затемнял и заслонял собой перед ним все прекрасное и дорогое земли, и только в силу той глубокой, неизъяснимой сладости, которая проникла в сердце юноши, он и мог покинуть все.

Алексий стремился в своем внутреннем прекрасном Mире к духовной, вечной красоте, высшая степень которой – блаженство, блаженство во Христе и со Христом.

В Алексии обитало вечно новое и вечно юное стремление к красоте бесконечной, идеал которой – Христос.

Юноша оставил все утехи житейские, все радости земные и все счастье любви, отверг все наслаждения плоти, все упоение неги при содействии той силы и при той возможности, когда восхитительные, чудные образы бессмертной красоты носились в душе его, когда совершалось в ней то неведомое, сладостное, невыразимое, что превысило все для него и с избытком вознаградило отречение от счастья земного.

Поэтому, покидая родителей и невесту, он быль счастлив, счастлив по состоянию своего внутреннего, духовного Mиpa.

Людям, крепко привязанным к земному, странно и непонятно кажется, как мог Алексий жить, оставивши все свое дорогое и любимое и отказавшись от богатства и всех благ. Для них это сделать – было бы невозможно.

В них так сильна леность души, так трудно им отрешиться от земного, так тяжело им вознестись в высоту, потому что этот подъем духа и полет в высоту неисполнимы для их слабых сил.

Они боятся не только страданий, но и малейшего беспокойства, и убежали бы, если бы могли, от невзгод. Для них больно и немыслимо отказаться от счастья и благ мирских.

Но и Алексий, конечно, оставивши все, не жил спокойно и не пребывал в радости. Раз покинувши все, он еще не уничтожил сразу внутри себя всех пристрастий земных.

Напрасно думают некоторые люди, что святые, отвергши все и отрекшись от всего, начинали после своего самоотречения жить безмятежно и спокойно.

Ошибочно и ложно это мнение. Святые были люди, и только в силу своей любви ко Христу и стремлению к духовной красоте достигли святости, но достигли её путем тяжких страданий, лишений, нужд и скорбей.

Так и Алексий, оставивши все, не возвращался назад, это правда; он не сразу подавил и заглушил в себе все земное.

Напротив, когда он и предавался посту, весь погружаясь в самоотречение, это самое самоотречение терзало и мучило его.

В нем пробуждалась жалость о покинутых им благах земных и жажда иметь их овладевала им.

Нищета, лишения, отсутствие самого необходимого после изнеженно-роскошной жизни, в свою очередь, томили, угнетали его.

Ко всему этому присоединялись нравственные страдания, все пересиливая.

Разлука с невестой, отцом, матерью разрывала сердце Алексия. Тоска мучила и душила его. И в нем пробуждались порывы, которые толкали и влекли его возвратиться домой.

Эти порывы сердца были могучи.

Перед Алексеем восставал образ его невесты; этот прекрасный образ, полный мольбы, простирал к нему руки, звал к себе, а глаза невесты, грустные и безнадежные, глядели на него с глубокою любовью...

Жгучая жажда любви Марины и счастья земного захватывали сердце юноши...

То он видел отца и мать, проливающих слезы по нему...

Мать, отец, невеста... Он отнял у них счастье, они не имеют покоя и никогда не найдут отрады. И он, Алексий, причина их мучений!..

И более всего причиняло страдание Алексею сознание, что он дал горе, принес несчастье, сам добровольно заставил страдать трех этих, дорогих ему существ. Это терзало сердце Алексия и он в эти минуты так сильно любил эти покинутые им существа, как никогда еще не любил их при жизни с ними. А теперь, скрывшись от них, в неизвестности, он был с ними душой.

И юноша не выдержал бы этой непосильной борьбы, если бы не Божия помощь и сила, которые поддерживали его, давали ему терпение.

Алексий прибегал к молитве и молился и весь предавался молитве... И благодать Христова коснулась его и не отступала от него.

– Возвратись, – шепчет голос Алексею, – и счастье, одно счастье будет уделом твоим.

Но юноша находил одно свое прибежище в молитве. И когда волны жалости, тоски, страдания заливают его сердце, он прибегает к молитве.

Алексий страдал и шел тесным, мучительным путем.

Но мы не будем описывать его душевного состояния, а скажем только о внешних проявлениях его подвигов.

Живя на паперти церкви, Алексий постился, принимал немного хлеба и воды и каждое воскресенье причащался Божественных Христовых Тайн.

Получая сам милостыню, он раздавал ее другим ншцим.

Лицо свое юноша всегда наклонял; ум же его был устремлен ввысь и проникал к богомыслию.

Он так похудел и так высохло тело его, что увяла красота лица его, потускнел взор, очи запали глубоко в орбиты.

Когда Алексий ушел из дома своего, родители его на рассвете вошли в чертог и не нашли сына, но увидали только невесту скорбную и печальную.

В недоумении они стали искать сына, но нигде не нашли его.

Горькия рыдания раздались в чертоге Алексия, и обратилась радость родителей его в сетование.

Аглаида, войдя в спальню свою, затворила окно и, постлавши на пол рубище и золой посыпавши его, упала на него лицом, обливаясь слезами. Рыдания потрясали грудь ее.

Не встану с земли этой, не выйду из затвора этого, – говорила она, – до тех пор, пока не узнаю, что сталось с единственным сыном моим, куда скрылся он и что случилось с ним.

Невеста стояла с нею и со слезами говорила:

И я не уйду от тебя, но уподоблюсь горлице, которая, лишаясь супруга своего, по горам и равнинам ищет его, умиленным пением изнывая: так и я буду ждать терпеливо и долго, до тех пор, пока что-нибудь не услышу о муже моем, где он и какую избрал себе жизнь.

Отец же, томимый печалью, разослал своих слуг повсюду на поиски сына. Из них некоторые пришли в Эдессу, видели Алексия, но совсем не узнали его и милостыню подали ему, как нищему.

Алексий узнал их и возблагодарил Бога, что Он сподобил его принять милостыню от домашних слуг своих.

Слуги, возвратившись, сказали господину своему, что везде искали сына его, но не нашли.

А святой Алексий в Эдессе при церкви Богоматери прожил семнадцать лет.

В великих подвигах самоотречения проводил он дни свои и стяжал любовь Божию.

И вот понамарю той церкви было откровение: узрел он в видении Пречистую Богородицу, сказавшую ему:

„Введи в церковь Мою человека Божия, достойного небесного царства, потому что молитва его, как благоухание кадила, восходит к престолу славы Господней, и Дух Святый почивает на нем, как диадема на голове царской».

Пономарь, изумленный этим видением и не понявший, на кого оно указывает, обратился к Владычице с мольбой показать ему человека Божия.

И услыхал он в видении, что человек Божий – нищий, сидящий на паперти.

Тогда пономарь нашел св. Алексия и ввел его в церковь, прося его пребывать в ней.

С этих пор многие эдессяне узнали добродетельное житие св. Алексия и стали почитать его, называя человеком Божиим; услыхав же, что он чужеземец родом, из столицы Западной империи Рима, знатного происхождения, они, не зная имени его, которое скрывал преподобный, именовали его на своем языке (сирийском) Ришья, т.е. князем6.

Вскоре после этого св. Алексий, избегая почета и славы человеческой, тайком ушел из Эдессы.

Придя, быть может, в ту же Лаодикию, он встретил там корабль, направлявшийся в Килию.

С радостью взошел на корабль св. Алексий.

«Доеду я, – думал он, – в килийский город Тарс, где никто меня не знает, и буду там жить при храме св. Павла».

Но Божьим изволеним случилась во время плавания страшная буря, которая направила корабль против воли плывших, к Риму.

Тогда, сойдя с корабля в Риме, св. Алексий воскликнул:

– Не буду я в тягость никому, но пойду в дом отца моего и буду там жить, как неизвестный странник.7

Приближаясь к дому, встретил он своего отца возвращавшимся из палат царских в сопровождении большой свиты.

Поклонившись отцу до земли, св. Алексий сказал ему:

– Раб Господень, пожалей меня, нищего и убогого, и позволь мне поселиться в любом углу двора твоего, чтобы можно было мне питаться от остатков, выбрасываемых со стола твоего. Господь благословит тебя за это долголюбием и откроет тебе доступ в небесное царство; и если кто из твоей семьи находится в путешествии, Бог да возвратит его тебе здоровым.

Услыхав, что нищий говорит о разлуке и странствовании, Евфиман вспомнил любимого сына своего Алексия и заплакал. Милостиво обошелся он с нищим и позволил ему остаться на своем дворе. Рабам приказал он построить для св. Алексия шалаш у входа в свои палаты, чтобы при выходе из дома видеть его; также велел давать ему пищу со своего стола и обещал освободить того из рабов, кто захочет послужить этому нищему.

И вот св. Алексий стал жить не как сын в самих палатах Евфимана, но как нищий, в шалаше у дверей их.

Получая пищу со стола своего отца, св. Алексий раздавал ее нищим, а сам питался только хлебом и водою, которые принимал, впрочем, в самом умеренном количестве сколько нужно было ему, чтобы не умереть от голода и жажды.

Bсе ночи проводил он без сна в молитве и каждое воскресенье ходил в церковь для npичащения святых Таинств.

Достойно удивления было его незлобие и терпение, с какими он переносил издевательства и оскорбления, причиняемые ему рабами отца его.

Часто, особенно под вечер, одни из них ударяли его по лицу, другие – по голове, а иные обливали его помоями и осыпали его насмешками и бранью.

Св. Алексий молча терпел все эти напасти, считая, что они творятся по напущению дьявола, на которого вооружался он молитвою и терпением.

Другая причина его дивного терпения была та, что прямо против его шалаша находились комнаты, в которых жила его невеста. Как новая Руфь, не захотела она вернуться в дом отчий, но вместе со свекровью своею оплакивала своего исчезнувшего жениха.

Много раз слышал Алексий рыдания невесты его по нему, также и слезы матери.

Жалость, невыразимая жалость к ним сокрушала сердце Алексия, но любовью, которую он имел к Богу, он побеждал естественную любовь к невесте и родителями и нестерпимую жалость к ним терпел Бога ради.

Дивно было терпение его, но он терпел ради Бога, и сладость терпения наполняла его сердце.

Так он жил в доме родительском семнадцать лет, никем не будучи узнан, сын и наследник, считаясь за нищего и странника, господин дома, терпя издевательства от рабов своих.

Когда же захотел Господь взять его из такой мучительной жизни в жизнь вечную и покой чудный открыл ему день и час исхода его.

И Алексий выпросил у прислуживавшего ему раба бумагу, чернила и перо и описал всю жизнь свою и некоторые тайны, одними родителями известные, по которым бы они могли узнать его, и все, что говорил невесте своей в чертоге, как отдал ей перстень и пояс, завернутый в пурпурную ткань; наконец прибавил он еще:

«Умоляю вас, родителей моих любимых и возлюбленную, честную невесту мою, чтобы вы не сердились на меня, что я причинил вам такое горе, оставивши вас, потому что и я страдал всем сердцем о страдании вашем и много раз молился о вас Богу, чтобы Он дал вам терпение и сподобил вас царства Своего. Я уповаю на милость Его, что Он исполнит прошение мое, так как я ради любви к Нему так жесток был к вашему рыданию и к себе самому сделался немилосерден. Лучше всякому послушать Творца и Спасителя своего, чем родителей своих.

Но я верю, что насколько опечалил вас, настолько большую получите радость в воздаянии небесном».

Написав это, Алексий пребывал в молитве до минуты смерти своей.

В один из дней святейший папа Иннокентий8 совершал литургию в соборе святых апостолов. При конце литургии послышался голос из святого алтаря. Этот голос слышали все.

– Придите ко мне, – говорил чудный голос, –

труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас.

Ужас объял предстоящих, все трепетали и, преклонив колени, восклицали: «Господи, помилуй».

– Поищите, – второй раз послышался голос, – человека Божия, который скоро разлучится с телом, чтобы он помолился о городе, и все у вас устроится хорошо.

После этого голоса народ во всем Риме искал такого человека, но не нашел, и все были в недоумении.

Утром в пятницу человек Божий Алексий разлучился с телом своим и отошел ко Господу.

И был снова голос в церкви:

В доме Евфимана человека Божия ищите.

Император Гонорий9 призвал и спросил Евфимана:

Зачем, имея такую благодать в доме своем, нам не открыл этого?

Жив Господь Бог, – отвечал в удивлении Евфиман, – я ничего не знаю об этом.

И пожелали император и папа сами идти в дом Евфимана.

Когда папа сел с императором на приготовленных им Евфиманом престолах, раб, который служил Алексию, сказал Евфиману:

Господин, не тот ли нищий, которого ты поручил мне, – человек Божий? Я постоянно вижу дивныя дела его: он всегда постится, поздно вечером принимает понемногу хлеба и воды, каждое воскресенье причащается Божественных Христовых Тайн, все же ночи без сна в молитве пребывает. Многие из слуг наших оскорбляют его: по щекам бьют его, за волосы терзают, помоями обливают, но он все это кротко и радостно переносит.

Евфиман, услышав это, пошел к шалашу нищего и позвал его в окно, но не услыхал ответа. Тогда он вошел внутрь и нашел человека Божия мертвым.

Он благолепно лежал с покрытым лицом, свиток же сложенным держал в правой руке.

Когда открыли лицо его, то увидали его спящим благодатно, как лицо ангела.

Евфиман хотел взять свиток, но не мог: рука умершего держала его крепко.

Поспешно возвратясь к Гонорию и папе, он все рассказал им.

Тогда папа и император велели приготовить дорогой одр и, вынесши из шалаша святое тело человека Божия положили его на одре том.

Папа и император преклонили колена и просили святого отдать свиток, чтобы прочесть, что в нем написано и узнать, кто он.

И отдала рука усошпего свиток папе, который передал его Аэтию10, хартуларию великой церкви.

И в страшной тишине стал Аэтий громко читать свиток.

Когда же он прочел о родителях и невесте, о перстне и поясе, данном от него невесте в чертоге, узнал Евфипан Алексия, сына своего.

Он упал на грудь его, обнял и покрыл лобзаниями, рыдая и говоря:

– О, горе мне, дитя мое возлюбленнейшее! Зачем ты сделал это, зачем так поступил с нами? Зачем дал нам такие страдания? Увы мне, дитя мое! Сколько лет ты жил в доме моем и, видя скорбь родителей, не открыл себя нам, не утешил старости нашей в горькой печали, из-за тебя бывшей! О, горе мне, сын мой вожделенный, любовь моя, утешение души моей! Что мне делать теперь? О смерти ли твоей буду плакать или о том, что нашел тебя, восторжествую?

И Евфимиан рыдал неутешно и рвал седины свои.11

Аглаида, услышав рыдания мужа и узнав, что убогий тот умерший – сын ее, отворила двери и быстро сошла, терзая свои распущенные волосы и раздирая одежду свою.

Она восклицала к собравшемуся народу, которого было так много, что все теснили друг друга:

Дайте мне место! О, люди, дайте! Дайте мне увидать надежду мою! Дайте мне путь, дайте увидеть возлюбленного сына моего.

И, прибежав, она поверглась на тело сына своего, обнимала и лобзала его.

Увы мне, дитя мое сладкое! – говорила Аглаида. – Что это сделал ты? Зачем причинял нам такую печаль? Увы мне, свет очей моих! Почему не открылся нам, живя с нами столько лет? Как не сжалился над нами и не открыл себя нам, слыша горькие наши рыдания о тебе?

Также и невеста, тридцать четыре года прожившая без жениха своего, нося черные одежды, пала на святое тело Алексия, испуская потоки слез и обливая ими тело возлюбленного своего.

Марина лобзала жениха своего с безмерной любовью, рыдая горько и безотрадно.

Увы мне! – рыдала она. – Где любовь моя? Где счастье мое? Горе мне, горе мне!

Она говорила такие жалобные слова, что, глядя на нее, плакал народ, подвигнутый ее рыданиями.

Затем Гонорий приказал одр с телом Алексия поставить среди Рима, чтобы все видели и прикоснулись к святому.

Император сказал при этом народу:

Вот мы нашли, кого искала вера наша.

К мощам святого приходил весь Рим и

лобызал святое тело Алексия.

И все больные исцелялись от недугов своих.

Император и папа сами взяли одр и понесли его в храм.

А родители и невеста шли за ними, рыдая.

И такое было множество народа, желавшего лобзать святые мощи, что невозможно было нести одр от тесноты народной.

Тогда император Гонорий велел бросать в толпу золотые и серебряные монеты, чтобы можно было пронести одр к церкви.

Но никто не обращал внимания на золото, все желали видеть человека Божия и лобзать тело его.

Папа умолял народ отступить, обещая не погребать святое тело, но ждать, чтобы все облобызали его.

Тогда народ немного отступил, и пронесли святые мощи в великую церковь12.

Целую неделю стояли они непогребенными, чтобы всякий мог прикоснуться к ним.

Всю неделю сидели возле святых мощей родители и невеста Алексия, рыдая и плача.

Император велел соорудить мраморную гробницу, в которую и положили человека Божия. И от мощей истекло благовонное Mиpo, мазавшиесяеся которым исцелялис от всяких болезней.

Скончался Алексий, человек Божий, семнадцатого марта 411 года, в царствование на западе императора Гонория, при папе римском Иннокентии I.

Впоследствии мощи св. Алексия пребывали по частям и в нескольких церквах Рима; они были обретены нетленными в 1216 году.

* * *

2

Человеком Божиим называют св. Алексия и сирийцы, и греки, и наша русская Церковь (см. Acta, стр. 264). Сирийцы чтут его память 3 ноября, под именем Риша, т.е. князь. В Миеологии имп. Василия мы встречаем выражение: «единственный, на земле названный человеком Божьим» (см. Acta, стр. 240).

3

См. Acta, стр. 241 и 253. В сирийской жизни указывается _ храм св. Петра (см. Acta, стр. 267).

4

См. Acta, стр. 241 и 253. В сирийской жизни указывается _ храм св. Петра (см. Acta, стр. 267).

5

Это – Великая Лаодикия, знаменитый город на Восточном берегу Средиземного моря в Сирии, одна из семи малоазиатских церквей (см. Апок. ш, 14). В сирийской жизни вместо Лаодикии стоит Селевкия (см. Acta, стр. 268).

6

См. Acta, стр. 263. В сирийских месяцесловах он называется Мар-Ришья (т.е. господина князь). Титул Afaps придается сирийцами всем святыням.

7

Acta, стр. 263.

8

О. Иннокентий был папой в 402–417 г.

9

Гонорий наследовал Феодосию Великому в 395 году в управлении Западной империи.

10

Acta, стр. 245.

11

Acta, стр. 245.

12

Церковь св. Бонифация, на Авентине (cu. Acta, отр. 284). В Мифологии Василия местом погребения св. Алексия указывается собор Петра (см. Acta, отр. 241).


Источник: Жизнь и подвиги св. Алексия, человека Божия. (Память 17 марта) : в прил.: Святоотеч. учение о духов. подвигах : с рис. / сост. Леонид Денисов. - Москва : Коновалова, 1915. - 48 с. : ил.

Комментарии для сайта Cackle