Азбука веры Православная библиотека Жития святых Жизнеописания отдельных подвижников Житие преподобного Сергия Радонежского, написанное императрицей Екатериной II
императрица Екатерина II

Житие преподобного Сергия Радонежского, написанное императрицей Екатериной II

Источник

Содержание

Предисловие Житие Преподобного Сергия Радонежского Приложение. Отрывок их жития святителя Алексия митрополита московского  

 

Этот, доселе неизвестный у нас труд гениальной Монархини писан в последние годы ее жизни, когда досуги ее беспрестанно посвящались русским древностям и когда она, но собственному ее свидетельству в письмах к Гримму, обкладывалась кругом русскими старинными бумагами. Подойдя в занятиях своих к XIV веку русской истории, не могла она, по уму своему, не остановиться особенно на удивительных деятелях того времени, какими были два боярские сына – митрополит московский Алексий и радонежский игумен Сергий. Екатерине, как известно, принадлежит первый широкий почин в великой работе нашего исторического самосознания. Основные памятники древнерусской письменности уже были ей знакомы: она изучала и объясняла Слово о полку Игореве; в ее покоях найдено Остромирово Евангелие. Она сравнивала и сличала нашу историю с западноевропейскою. Но про все это знают лишь немногие, и большинству нашего читающего люда, знакомого с Екатериною лишь по французским книгам да по так называемым историческим картинам и романам (не редко вполне извращающим истину) – покажется неожиданным и странным, каким образом житие Радонежского Чудотворца могло быть написано женщиною-иноземкою, с именем которой до сих пор еще связываются имена Вольтера и Дидерота. Великолепные по содержанию своему, издания Императорского Русского Исторического Общества, этот ряд книг с письмами и бумагами Екатерины, неопровержимо доказали не только умственную равноправность ее в сношениях с славными энциклопедистами, но и высокое превосходство перед ними относительно широты и многосторонности взглядов. Когда общедоступные выводы из драгоценных трудов этого Общества перейдут в учебники и в общее сознание читающих людей, тогда устранится всякий вопрос, насколько Екатерина была положительна в области веры. Мы убеждены, что не только внутреннее благочестие, но и православие Екатерины были тверды и сознательны.

Предисловие

Привезенная почти пятнадцатилетнею девушкою, в феврале 1744 года, прямо в Москву, она, в наступивший вскоре великий пост, очутилась в области нашей старинной церковности: и в доме князя Трубецкого, где она сначала жила с своею матерью, и во дворце Елисаветы Петровны слух ее беспрестанно оглашался молитвами и чудесными песнопениями; все кругом нее молилось, a говение было тогда еще так строго, что напр. на Страстной неделе с четверга до субботы не разводилось огня ни в одной дворцовой поварне. Проникнутая величием предстоявшей ей судьбы, наслушавшись с раннего детства в родной семье, в Штетине и в Гамбурге, о России, Екатерина немедленно и со всеусердием занялась русским и церковно-славянским языками. Она занималась с истинно-немецкою добросовестностью, и в Петров день, 29-го июня того же 1744 года, когда происходило ее миропомазание в Московском Успенском Соборе, она удивила слушателей, ясно и отчетливо произнеся исповедание православной веры. Растроганная до слез, Императрица Елисавета Петровна тогда же подарила ей богато-украшенный молитвенник. Екатерина принимала участие в богомольных пешеходных странствованиях в Троицкую Лавру и в другие подмосковные монастыри. Позднее внушила она расположение духовнику Елисаветы Петровны, Дубенскому, который заступался за нее в тяжкие дни гонения, ею вынесенного. Петр III, своим презрением к нашему богослужению, постройкою Лютеранского храма в Зимнем дворце (упраздненного только при Николае Павловиче), распоряжением о выносе икон из Петербургских домовых церквей, созванием в Пруссии синода Лютеранских пасторов для обсуждения мер к распространению в России Лютеранского исповедания – очищал ей дорогу к престолу. Ее вступление на престол действительно спасло Русскую церковь от великих смут. Воцарившись, она, по непрерывному обычаю древних государей, строит в Москве на Солянке церковь (ныне отданную Сербскому подворью) в память святых Кира и Иоанна, чествуемых 28 июня, т.е. в день ее восшествия на престол. Она присутствовала на освящении многих Петербургских храмов и редко пропускала день 30-го Августа, чтобы не идти в долгом крестном ходу в Невскую Лавру. Александр Невский был героем ее воображения, как видно по письмам ее к Гримму. Когда некая г-жа Биельке, Гамбургская ее знакомка, писала ей перед Великим Постом, что русское постное кушанье должно быть трудно переносить, Екатерина отвечала, что такое соболезнование позабавило ее, что постный стол у нас превосходный и что во всяком случае из-за такой малости она не хочет быть врозь с миллионами своих подданных. Богослужение при дворе Екатерины совершалось чинно и стройно; она не пропускала и всенощных. За обедней в воскресные дни члены Св. Синода по очереди говорили проповеди, как видно по Запискам Порошина и по письмам Екатерины к Гримму. Узнав, что митрополит Платон в Москве недоумевал, зачем она дружит с Вольтером, Екатерина поручила сказать ему, что эта дружба полезна для иностранной ее политики, и что вреда от того для Церкви быть не может; а когда духовник ее спросил, верует ли она в Бога, она прочла ему весь символ веры и потом отозвалась Храповицкому, что верит всему на семи соборах утвержденному1. В письмах к Гримму очень часто указывает она на односторонности папизма и лютеранства.

По свойствам ума своего, ясного и положительного, Екатерина не вдавалась в отвлеченные тонкости, тем более в тонкости богословские, но была крепка вере своего народа уже по самой любви своей к этому народу, свойствами которого восхищалась не в оглашаемых только произведениях пера своего, но и в частных своих письмах и набросках, писанных про себя и только теперь отысканных (Русский Архив 1886, III, 112). Она считала себя народною избранницею, и беспристрастная история должна согласиться, что она неутомимо старалась оправдать это избрание. Можно сказать, что с каждым годом своего царствования Екатерина все более и более роднилась с своими подданными, которые позабывали о женских ее слабостях, столь щедро выкупавшихся непрестанною заботою ее о благе и достоинстве России. Все ближе и ближе знакомясь с основами Русского духа и проникаясь его сущностью, она должна была высоко ценить православную церковь, которая, по выражению митрополита Филарета, огражданствовала Россию, и потому весьма естественно ее желание изложить житие одного из лучших сынов этой церкви, усердно чтимого всем Русским народом – Угодника Божия Серия Радонежского.

Подлинник Жития этого хранится в Петербурге, в Государственном Архиве, под № 366-м, в большой переплетенной связке с бумагами Екатерины Великой по Русской истории, в той самой (по счету седьмой), где находится и Слово о полку Игореве с ее примечаниями. Житие занимает собою листы от 8-го до 26-го нынешней нумерации, или от 281-го до 290-го нумерации самой Екатерины (она считала листы в четыре страницы каждый). Житие писано без помарок, все от начала до конца собственноручно. Екатерина озаглавила его так: «О преподобном Сергии, историческая выпись». Тут Екатерина свела и последовательно расположила извлечения, сделанные ею из разных исторических источников. Очевидно, что это рукопись уже перебеленная. На это указывает другое житие, которое она начала составлять, но не кончила, именно Житие святого митрополита Алексия (помещаемое здесь в приложении): оно сохранилось в тех же тетрадях, на двух листках (221–222), но с большими помарками и переделками.

По изложению и слогу надо думать, что оба Жития должны были войти в дальнейшие главы «Записок касательно Российской истории» (которые в печати доведены только до конца XIII века). Как в этих Записках, так и в обоих Житиях, ведя рассказ свой то по-русски, то языком церковно-славянским и подлинными словами рукописных источников, Екатерина в иных местах объясняет в скобках менее понятные выражения, напр. исперва в скобках сначала. Так точно, около полувека спустя, В. А. Жуковский, в своем, к сожалению доселе неизданном переводе Нового Завета с греческого подлинника, удерживает вполне целые места общеизвестного славянского перевода, потому что они не нуждаются в изменении и совершенно понятны и даже привычно-любезны слуху русского человека, посещающего церковные богослужения.

Читатели увидят, что Государыню занимали преимущественно исторические черты в жизни угодника Божия. Изложив погодно внешние события его жития, она говорит о монастырях, возникших, благодаря ему, кругом Москвы и по близости от нее, и в заключение перечисляет с краткими отметками главнейших учеников Сергиевых. Житие не доведено до конца; по крайней мере не означено года кончины Святителя (1392).

Петр Бартенев.

Житие Преподобного Сергия Радонежского

О преподобном Сергии

Историческая выпись

Месяца сентября в 25 день преставися преподобный игумен Сергий Радонежский, тихий, кроткий и смиренный, и положен в монастыре Живоначальной Троицы, созданном от него.

Сей блаженный и свитый муж родился в 1315 году во граде Ростов, от добрых, благочестивых и добродетельных родителей, боярина Ростовского Кирила и жены его Марии, и во святом крещении назван Варфоломей. Быв отроком, превосходил возрастом и мудростью сверстников своих, учился сначала с трудом, но потом без труда, и с младенчества Бога возлюби.

Радонеж отстоит от Троицкой Лавры 12 верст, где ныне село Городок. Во время владения великого князя Иоанна Даниловича, Радонеж дан был в удел меньшему сыну его, князю Андрею, от негоже родися князь Владимир. Страны той управление поручено было Терентию Ртищеву. Многая льгота и выгоды селяющимся на то место даровались, почему многие на месте сем собралися; в том числе родители Преподобного с тремя сыновьями, Стефаном, Петром и Варфоломеем, переехали из Ростова жить в Радонеж. Дом их был близ церкви Рождества Христова.

Причины сего переселения были следующие. В 1328 году, во время княжения князя великого Ивана Даниловича, Ростовская страна разоряема была проходом отряда татарских войск хана Азбека, под предводительством темника Туралыкова, и с ним Владимирский (на Клязьме) воевода Федор Чюков. Шли же они ратыо на Тверских князей. И посла князь великий Иван Данилович наместники своя в Новгородские области и в Ростовские: Василий Кочев и с ним Мина. И возложиша великую дань и взыскаша ю строго вельми и насилования сотвориша. И многие люди из града Ростова изыдоша и из области той от бедства тоя. И старшего градского боярина Аверкия грозиша повесить, и чуть жив отыде от них. И бысть велик страх на всех слышащих и видящих притеснения cия. И таковые ради нужды раб Божий Кирила воздвижеся из веси оныя и собрався со всем домом и родом своим и переселися из Ростова в Радонеж.

Родители преподобного Сергия, воспитав детей своих в добродетелях, пред кончиною приняли иноческий чин, погребены в Хотькове монастыре.

Братья Преподобного старшие оба были женаты. У Стефана было два сына, Климент и Иоанн. Стефан, лишившись жены, принял иноческий чин в Хотькове монастыре Покрова Пресвятой Богородицы.

Блаженный Варфоломей служаше и работаше родителям своим и погребе их с надгробными песньми и, певши над ними сорок дней и милостыни раздав, иде в дом свой и, доставшееся ему имение оставив брату своему Петру, сам пошел к брату своему Стефану в Хотьков монастырь на совет и моляше его, дабы с ним шел на изыскание пустынного места.

И идоша инок Стефан с братом своим Варфоломеем и избраша место пустынно в великом лесе. И взяша оба брата благословение у первосвященного Феогноста, митрополита Киевского и всея Русии, основати церковь. Таже и антиминс взяша и священника и освятиша церковь во имя Пресвятой и Животворящей Троицы, при великом князе Симеоне Ивановиче, в начале княжения его (1340 году).

Потом инок Стефан, немного поживя с меньшим братом своим в пустыне, иде в Москву в Богоявленский монастырь, где был сотрудником Алексею митрополиту, тогда в той обители в монашеском житии находящемуся, и вкупе с ним клиросное пение исправляли. Такоже и Геронтий некто, честен и славен старец духовным житием, в том монастыре живяше. Любляше же их Феогност, митрополит всея Русии, и часто к себе призываше и упокоиваше и прохлаждаше их добре. Такоже потом инока Стефана Феогност, митрополит всея Русии, постави игуменом в том монастыре святого Богоявления, его же зело любяше князь великий Симеон Иванович. И бысть игумен Стефан духовник князя великого Симеона, такоже Василья Вениаминова тысяцкого и брата его Феодора и иных многих бояр старейших.

Брат же игумена Стефана, блаженный Варфоломей пустынник, еще в мирском житии бяше, церковное и монастырское созидая и иноческому житию навыкая. И призва к себе в пустыню священно-инока Митрофана, игумена суща, его же со смирением молит, да пострижет его. Игумен же Митрофан вниде в церковь Пресвятой Троицы и постриже его месяца октября в 7-й день, на память св. мученик Сергия и Вакха, и нарече его Сергием в начале княжения князя великого Симеона Ивановича (следовательно не ранее 1341 года), на 25 году от рождения Преподобного. И той игумен Митрофан, научая новопостриженного своего иноческому житию и пожив с ним время довольно, и благослови его, и отъиде от него.

По отшествии игумена Митрофана преподобный Сергий един живяше, упражняшеся в трудах многих духовных и всегдашнем молении. И тако пребывшу ему лета два или три (1342, 1343 и 1344) в молитве, в посте и молчании, и слышавше о сем окрест живущий мниси (т.е. монахи) прихождаху к нему, сперва един по единому, потом же овогда два, овогда же три, и моляху его глаголюще: Отче, приими нас; хощем с тобою на месте сем жити и душа своя спасти. Он же поуча их иноческому житию. Они же с радостию и с усердием обещашася глаголюще: Вся повеленная тобою сотворим и ни в чем же не преслушаемся тебя. Создаша себе каждый свою келию.

Житие же его бе сицево: пост, сухоядение, безпостелие, бдение, чистота телесная и душевная, моление, труды телесные всегдашние, страсти умерщвление, тихость, кротость, смирение нелицемерное, молитва непрестанная, рассуждение доброразсудное, любовь совершенная, память смертная, страх Божий беспрестанный – начало бо премудрости страх Господень.

Сице живый (т.е. живя) с братиями, аще и не поставлен бысть в пресвитеры, но вельми с ними предстояше церкви Божией и по вся дни пояше с братиями в церкви, и полунощницу, и заутреню, и часы 3, 6, 9, и вечерню, и ефимон: седьмижды днем хвалих Тя о судьбах правды Твоея, и промеж сих частые молебны. А на обедню призываше некоего пресвитера из села или игумена из монастыря, и той служаше божественную литургию; сам же Сергий исперва (т.е. сначала), многого ради и конечного смирения, не хотяше поставитися в пресвитеры или в игумены. Собравшимся мнихом, числом 12-ть, в них же беша преимущии (т.е. замечательные) сии: Василий, нарицаемый Сухий, пришедший от верх Дубны; другий Яков, нарицаемый Якута (сей бе Якута посольник, его же посылаху на службу и нужную потребу); третий же Онисим, иже бе дьякон. Кельям же зиждемым и тыном огражденным и не зело пространным, вратаря у сущих тут врат пристави, от них же сам Сергий три или четыре кельи своими руками созда, но и прочая вся монастырская делеса, яже братиям на потребу, служаше: овогда на рамех (т.е. плечах) от леса ношаше и, раздробляя на полена, по келиям братьям ношаше, сечаше, и толчаше, и меляше, и хлебы печаше, и варяше, всякую братиям потребу устрояше, и крояше, и шияше, и от источника почерпая воду, на рамех своих в двоих водоносех ношаше и каждому у кельи поставляше, и николи же (никогда) ни часа празден не бываше. И понеже младу ему еще сущу и крепку плотию, бяше бо силен за два человека. И аще что делаше, псалом во устех его всегда бяше: предзрех Господа, предо мною есть выну, яко одесную мене есть, да ся не подвижу.

По лете же единем (1345) игумен Митрофан паки прииде к блаженному Сергию и тут живяше и священствоваше несколько лет; таже разболеся и, неколико времени поболев, от сего жития преставися (в 1356 году). Бе же священнолепен и нарочит муж и в седине же светлеяся. И опечалися о преставлении его преподобный Сергий.

Тогда братия вся совещавшеся единомысленно и собрашаяся вся вкупе и пришедше глаголаше Преподобному сице: Отче, не можем быти без игумена, да приимеши ты священничества чин и будеши нам игумен и отец. Он же отрицашеся, братия же паки молиша его дважды и трижды. Он же твердою душею и смиренным умом, ни ласканиям повинуяся, ни прещения бояшеся. Братия же восхотеша разъитися разно. Он же, принужден сый, рек им: Выше меры моея есть, якоже вы повелеваете ми; но воля Господня да будет! Аще Бог восхощет и святитель, буди тако; идем во град Переяславль к епископу. Бе бо тогда (в 1356 г.) митрополит Алексей в Цареграде, во граде же Переяславле повеле быти во свое место епископу Афанасью Волынскому. К нему же прииде Сергий, поим (т.е. взяв) с собою два старца, и обычное поклонение пред епископом сотвориша. Он же, уведав о Сергии и о создании монастыря его и о добродетельном житии его, и побеседова с ним духовно, и вопроси вины (о причине) прихода его. Сергий же нача просити игумена себе в новосозданный монастырь его. Афанасий же епископ рече: Тебе подобает в том своем монастыре игумену быти. Сергий же рече: Архиерею Божий! Аз недостоин есм, но не смею преслушатися тебе; аще тако Богу изволившу, да помогут моему недостоинству молитвы твои святыя. Святитель же вниде в церковь и облечеся в священные ризы и повеле Сергию изглаголати: Верую во единого Бога. И по окончании того знаменова его крестообразно и сотвори молитву, и постави его в чтецы и в поддияконы. На утрие же соверши его иерейским саном. И в третий день преподобный Сергий со архиереем Афанасием соверши божественную службу, и поуча его святитель по священным правилам и по божественному писанию. К сим же и иная учительная словеса изрек к нему и, духовно учредив, отпусти его. Сице Божиею благодатью сподобися священства и игуменства, не о себе (т.е. не сам) власть восхити, не о себе игуменство взя.

Прииде же Преподобный в монастырь, и сретоша его братия, и падше поклонишася ему до земли. Он же вниде в церковь и паде лицем на землю, со слезами моляся Владыце Христу и Пречистой Богородице и Святым и Небесным Силам бесплотным, и Предтече, и Апостолом, и великим святителем Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту, дабы дал ему Господь Бог дерзновение у Престола Славы предстояти и бескровную жертву приносити о своих гресех и о чужих. И глаголаше к братиям: Апостол глаголет: плод духовный есть любы, радость, смирение, долготерпение, благость, благостыня, вера, кротость, воздержаниe. Мало же словесы глаголаше, вяще же делы учаше. Бе же числом иноков тогда 12-ть, кроме игумена, и сице по два или по три лета бываше (1357, 1358, 1359). И аще един от числа убудет, или от монастыря изоидет, или ко Господу отъидет, и тогда другого на место его приимаше, да число не истощится.

Таже по времени (примерно около 1360 года) прииде ко святому Симон архимандрит из Смоленска, нарочит и честен, добродетельми сияя, и оставль архимандритию и вниде в монастырь к преподобному игумену Сергию и предаде ему вся имения своя на строение монастырю. И пошиве много лет в смирении и в добродетелях, и в старости честней преставися ко Господу. Преподобный же погребе его честно и вечную память сотвори ему.

По сем же (около 1361 года) прииде брать Сергиев игумен Стефан от града Москвы к нему в монастырь и приведе с собою сына своего меньшего Ивана и предаде его брату своему, игумену Сергию. Он же постриже его в иноческий чин в день памяти св. преподобного Феодора Трихины и нарече ему имя Феодор2.

Многие же от различных градов прихождаху к игумену Сергию иноцы и миряне; Преподобный же всех принимаше со усердем. Пострищися хотящим повелеваше облещися в свиту долгу, яже от сукна черна, и в ней ходити с братиями время довольно, дóндеже навыкает весь устав монастырский. Таже по сих облачаше в мнишескую одежду уже во всех службах монастырских искусившихся, в манию и клобук. Егда же будет кто совершен и житием чист и искусен сый, такового сподобляше прияти и святую схиму.

Преподобный Сергий, аще бо и приял игуменство и власть, и честь, но не остави правила своего и собою образ всем дая и на дело прежде всех исходя, и на церковное пение прежде всех обреташеся, и николи же на стену восклоняяся; поздне же, вечеру глубоку сушу, нощию обхожаше келии братии своея. И аще кого услышаше молящася, или рукодельствующа, или прочитающа божественная писания, или о гресех своих сетующа – о сих радовашеся и моляше Бога о них, дабы до конца совершали доброе течение. Егда же слышаше дву или трех сошедшихся и глумящихся, в оконце потолкав, отхожаше, и на yтpиe призвав к себе, с тихостию и кротостью и с милостью научаваше, непокорливых же епитимиями облагаше. И цветяше место то, и множашася братия.

Потом (примерно около 1364 года) приидоша Греки от Константинограда к святому Сергию в монастырь, от Филофея, патриарха Цареградского, и даша ему благословение от патриарха: крест, и парамант, и схиму, и грамоту. Блаженный же рече к ним: Не соблазнисте ли ся? Блюдите, еда ко иному посланы бысте; аз бо несмь достоин таковых от св. патриарха. Они же рекоше: Ты ли еси Сергий, живый в Радонеже? Он же рече: Аз есмь грешный чернец Сергий. Они же рекоша: Тебя благословляет Филофей, патриарх вселенский, Святой же по сем умолча и чествова их добре и повеле им пребыти в монастыре его. И в тот час сам, взем поминки и грамоту патриаршу, и пеше поиде ко блаженному Алексию митрополиту во град Москву. И пришед к блаженному Алексию митрополиту, и вдаде ему поминки и грамоту патриаршу, поведа же и глаголанная ему от посланных. Митрополит же, взем грамоту, и нача чести во услышание всем. Бе же написано сице:

«Божиею милостью кир Филофей, Константинограда патриарх вселенский, о Святом Дусе сослужебнику нашего смирения Сергию благодать, и мир, и благословение. Слышахом по Бозе житие твое и прославихом Бога, яко же реке Господь: да воссияет свет ваш пред человеки, да видят добрая ваша дела и прославят Отца вашего, иже на небесех. Житие твое и братии твоея слышахом и похвалихом. Но еще ти едина главизна недостаточествует, яко не общее житие стяжал еси, его же сам пророк богоотец Давид, иже вся обсязавый разумом и ничто же ино возможе похвалити, токмо сице: се ныне что добро или что красно, но еже жити братиям вкупе? Сице и аз совет благ даю вам; послушайте убо смирения нашего и сотворите общее житие, да милость Божия на вас и Пречистой Богородицы и всех святых и наше благословение и молитва да будут с вами».

Вопроси же преподобный игумен Сергий Алексия митрополита, како повелит ему быти, общему ли, пустынному ли житию? Алексий же митрополит отвеща сице: Яко же кир Филофей патриарх повелевает и благословляет, сице же и аз благословляю. И тако отпусти его с миром. Он же, пришед в монастырь свой, иже в Радонеже, и возвести братии писанное от Филофея патриарха Цареградского и советованное от блаженного Алексия митрополита всея Русии. Они же с радостью глаголаша: И мы, отче зело желаем общего жития. Преподобный же Сергий возрадовася о единомыслии и согласии их и помышляше воле Божией быти. И тако разрядиша братию по службам: оваго келаря, оваго подкеларника, оваго казначея, оваго уставщика, овех трапезников, иных поваров, других хлебопеков, иных же больным служити. И все имение монастырское обще сотвориша, и никому же ничтоже свое держати, ниже своим звати что, но вся обща имети. Елицы же тако не восхотеша, отай изыдоша из монастыря. И оттоле уставися общее житие в монастыре св. Сергия иже в Радонеже.

Во един убо от дний, в монастыре Сергиевом поющим вечерню в день субботний, св. Сергий в алтаре священствуя, старший брат Сергиев Стефан стояше на крылосе и вопроси конархиста глаголя: Кто тебе повеле сию книгу взяти? Он же рече: Игумен Сергий повеле ми. Глагола Стефан: Кто есть игумен на месте сем? Не аз ли прежде седох на месте сем и церковь воздвигох? И иная некая изрече словеса нелепая. И то слышав блаженный Сергий в алтаре и не рече никому ничтоже. И егда братия вся изыдоша из церкви в трапезу на ужину, святой же не вниде в трапезу, ни в келью, но изыде из монастыря един, никому же ведущу. И приспе нощь, пребысть в пусте лесе, един моляся. И мало почив, заутра иде в путь свой и прииде в монастырь Живоначальной Троицы на Мохрище ко игумену Стефану, родом из Kиeвa, иже пострижеся в Киевo-печерской Лавре, но от сильного гонения иноверных уклонися, основатель же бе того монастыря на Мохрище. И испроси Сергий у него себе брата ведяща указати ему места пустынная. И обрет место красно и зело высоко над рекою над Кержачем.

Братия же в монастыре его, иже в Радонеже, оскорбишася о нем и изыдоша мнози на взыскание его. И един брат обрете его на Кержаче и от радости не восхоте возвратитися к своим поведати о нем; после же паки иде, да не в скорбь впадут. Они же, слышавше, возрадовашася и начаша приходити к нему, овогда два, овогда три, иногда же и множае. Блаженный же Сергий на месте том постави себе келию и братиям, и посла два от ученик своих к преосвященному Алексию митрополиту, прося благословения основати церковь во имя Благовещения Пречистой Богородицы. И благословение от святителя получив, и церковь основа; и быша многи делатели, иноцы же и миряне, князи и бояре и вельможи, много имения, сребра и злата приношаху на строение монастырю. И тако вскоре монастырь поставлен бысть на Кержаче во имя Пресвятой Богородицы честнаго и славного ее Благовещения.

От монастыря св. Троицы, иже в Радонеже, братья смутишася и идоша в град Москву и молиша со слезами св. Алексия митрополита, дабы возвратил к ним от Кержача в Радонеж преподобного игумена Сергия в начальный его монастырь. Святитель же Алексий, послушав их, и вскоре посла два архимандрита Герасима и Павла к Сергию, глаголя сице: Довлеет тобою совершенная церковь и монастырь. Кого из своих учеников, того постави вместо себя строителя в монастыре своем на Кержаче, а сам возвратися в прежний монастырь свой св. Троицы, иже в Радонеже. Он же обещася тако быти, и возвратившеся архимандриты сказаша Алексию митрополиту. И тако св. Алексий вскоре посла священника к Преподобному, и свящаше церковь во имя Пречистой Богородицы честнаго и славного ее Благовещения. Избра же преподобный Сергий единого от ученик своих, именем Романа, и посла его во град к святителю в пресвитеры ставитися, и поставлен бысть в священничество, и предаде ему преподобный Сергий новоначальный той свой монастырь строити, иже на Кержаче; а сам возвратися в прежний свой монастырь Пресвятой Троицы, иже в Радонеже.

Примерно около 1365 года преосвященный Алексей митрополит восхоте обет свой исполнити, его же обещася ко Христу Богу, идый из Царяграда тяжкого плавания ради. И сице взя у Сергия ученика его Андроника, родом Ростовца, иже много лет поживе в послушании у святого Сергия. И постави монастырь близ града Москвы, на реце на Яузе, Нерукотворенного Образа Господа нашего Иисуса Христа, и бысть монастырь велий, и церковь каменна красно подписана (т.-е. расписана) вельми. Бысть же сей Андроник тих, и кроток, и смирен зело. И многие прихождаху к нему и постригахуся. И много лет поживе в добродетелях, в старости глубокой ко Господу отъиде. Вместо себя благослови и постави игумена в том монастыре ученика своего Саву, Зело духовна и добродетельна суща.

В 1366 году преподобный игумен Сергий, по просьбе князя великого Дмитрия Ивановича, ездил послом в Нижний Новгород к князю Борису Константиновичу, и мир и тишину паки возстави, и первые слова о браке князя великого Дмитрия Ивановича со дщерью князя Дмитрия Константиновича Суздальского были пособием преподобного игумена Сергия, чем пресеклись междоусобные распри о великом княжении Владимирском на Клязьме.

Прежде реченного убо старшего Сергиева брата по плоти Стефана сын его Иван, иже пострижеся от дяди своего Сергия, приведен отцем его Стефаном и отдан на руки преподобному Сергию и именован в иноческом чине вместо Ивана – Феодор, и наставлен бысть от дяди своего Сергия добродетельному житию, и просия в постничестве и в воздержании иноческого жития, и священничества сподобися. Имяше же обычай вся помыслы свои поведывати преподобному игумену Сергию. Прииде же ему помысл изобрести место и создати монастырь, и поведа сие Сергию. Он же рече ему: Аз, чадо, надеяхся, яко ты кости моя гробу предаши и по мне игумен в месте сем будеши; ныне же, аще хощеши сие дело начати о Бозе – Бог да поможет ти и Пречистая Богородица. И тако благослови Феодора, братича своего, и с ним братию единомысленных ему добродетельных. Они же шедше искаша по многим местам и обретоша место потребно к строению монастырскому, зовомое от древних Симоново, близ Москвы-реки, недалече от града Москвы.

Прииде же и сам преподобный Сергий, виде, яко добро место и потребно ко строению монастырскому, и возвестивше блаженному Алексею митрополиту, благословение от него получиша. И тако, по повелению и благословению, основаша церковь во имя Пречистой Богородицы честнаго и славного ее Успения3. И поставиша церковь, и трапезу, и келий множество. Князи же и бояре и вельможи даяху имения многа, злата и сребра на строение монастырю. И поставиша общее житие со многою и великою крепостью по уставу великих преподобных отец.

Умолен же бысть преподобный Сергий великим князем Дмитрием Ивановичем о ученике его Феодоре и понужен Алексием митрополитом, да уволит его на игуменство. И тако поставлен бысть игуменом Феодор, братич преподобного Сергия, в созданном его монастыре на Симонове Алексием митрополитом, и живый житие добродетельно и премудр и смыслен зело. И бысть монастырь его честен и славен.

В 1373 году князь Владимир Андреевич Боровский восхоте заложить монастырь в Серпухове, и умоли преподобного Сергея, дабы дал ему ученика своего добродельна суща, именем Афанасия, родом Ростовца, и дабы шел сам преподобный Сергий и основал монастырь близ града Серпухова. Святой же поиде пеше, и пришед и обрете место, зовомое Высокое у реки Нары на берегу, близ реки Оки, и основа церковь во имя Пречистой Богородицы честнаго ее Зачатия, и даде ученика своего Афанасия, добродетельна и учительна и божественных писаний разумна, еже и ныне свидетельствуют писания его, и бысть монастыря того игумен.

В 1375 году преподобный игумен Сергий крести в Перееславле сына князя великого Дмитрия Ивановича, князя Юрья.

В 1378 году, преосвященному Алексию митрополиту в старости (сущу) и изнемогшу, призвал к себе преподобного Сергия, беседоваше с ним, желая его по себе быти на митрополиче столе всея Русии. И взем крест с парамантом, украшен златом и бисером и камением многоценным, благослови преподобного игумена Сергия. Он же рече: Прости мя, великий святителю Божий. Несть се моея меры. И ему много бывшу, отпусти его митрополит. Он же отъиде с радостию в свой монастырь, иже в Радонеже.

В 1380 году, августа 18-го дня, князь великий Дмитрий Иванович, готовясь идти на Мамая, приде в монастырь Живоначальной Троицы помолитися и к игумену благословитися. И выпроси у него дву братов инок Пересвета и Ослабя – ратницы великие и воины крепкие и смыслении зело к воинственному делу и наряду. Преподобный Сергий отпусти их и благослови. И глагола князь великий: Отче преподобный. Аще ми Бог поможет и возвращуся здрав, поставлю монастырь Пречистой Богородицы Успения.

В 1381 году игумен Феодор Симонова монастыря, братич преподобного Сергия, бысть духовный отец великому князю Дмитрию Ивановичу и тысяцкому, и боярам, и вельможам, и ходи со князем великим в поход на Мамая, и сияше добродетельми и славою паче многих. В том же году Феодор, игумен Симонова монастыря, послан быв в Киев по Киприана митрополита, и пришел с ним к Москве.

В том же году возвратися князь великий Дмитрий Иванович, победив Мамая, и умоли преподобного Сергия поискати место на поставление монастыря. Он же обрет место, и основаша церковь и монастырь во имя Пречистой Богородицы Успения (священа бысть церковь декабря в 1-й день), и составиша общее житие и поста в и единого от ученик своих игумена в том монастыре, именем Леонтия, иже бысть прежде в его монастыре духовник всему братству, старец честен и учителен зело. И прозвася тот монастырь на Дубенке.

В 1382 году князю Владимиру Андреевичу Боровскому родися сын князь Иоанн, а крести его Киприан митрополит и Сергий игумен Радонежский. В том же году августа 14-го дня родися князю великому Дмитрию Ивановичу сын князь Андрей. Крести его игумен Феодор Симонова монастыря.

В 1384 году Феодор игумен Симонова монастыря послан был от великого князя Дмитрия Ивановича со Дионисием архиепископом Суздальским в Царьград о управах и управлении митрополии. Бысть же тогда на Москве митрополит Пимен, а на Киеве митрополит Киприан.

В 1385 году возвратися из Царяграда Феодор игумен Симонова монастыря, братич преподобного Сергия, поставлен от патриарха Нила во архимандрита. И тако его монастырю сияющу в славе и чести, и в добродетелях, яко многие того монастыря старцы позваны быша Промыслом Божиим во многие и дальше грады во епископы и в честные монастыри на архимандритство и игуменство, и в добродетелях честне и славне пожиста и упасоша стада своя о Господе.

В 1386 году июня 29-го родися князю Дмитрию Ивановичу сын князь Петр, и крести его преподобный игумен Сергий.

В 1387 году преподобный игумен Сергий, упрошен быв князем великим Дмитрием Ивановичем, ездил послом от него ко князю Олегу Ивановичу Рязанскому для заключения мира, и возвратися с честью и славою и с похвалою от всех людей.

В 1390 году, в первое лето княжения князя великого Василия Дмитриевича, Феодор, архимандрит Симонова монастыря, поставлен бысть во епископы Ростову. Ему же даде патриарх Антоний Цареградский архиепископство, и нарицашеся архиепископ Ростовский, и прииде с Киприаном митрополитом вторично к Москве и добре упасе Богом ему порученную паству и, богоугодно пожив, отъиде ко Господу.

Ученики преподобного Сергия знаменитейшие суть следующие: 1) Никон, игумен и преемник Преподобного; 2) Михей, келейник его; 3) Исаакий молчальник; 4) Симон безмолвник; 5) Василий Сухий; 6) Иоанникий; 7) Макарий; 8) Онисим, дьякон, родом Ростовец, вельможа бывый прежде в Ростове, Елисеев отец; 9) Яков посольник; 10) Елисей, сын дьякона; 11) Епифан, дьякон, иже написа о житии и чудесах преподобного Сергия; 12) Наум; 13) Варфоломей: оные погребены в Троицкой лавре; 14) Савва, игумен монастыря на Дубенке; 15) Мефодий, игумен Николаевского монастыря, скончася в 1392 году июня 4-го дня; 16) Роман, игумен монастыря на Кержаче; 17) Феодор, архимандрит Симонова монастыря, потом архиепископ Ростовский, братич преподобного Сергия, скончался ноября 28-го дня 1395 года; 18) Серий Обнорский; 19) Афанасий пустынник, зовомый Железный Посох, Устюжны Железнопольской; 20) Авраамий, игумен Галицкий, скончался июля 20-го дня 1375 года; 21) Евфимий, архимандрит Спасского монастыря в Суздале, скончался апреля 1-го дня 1401 года; 22) Афанасий, родом Ростовец, игумен Высоцкого монастыря в Серпухове, в 1384 году иде с Киприаном митрополитом из Москвы в Киев, в 1392 году чрез послов греческого императора Иоанна Андрониковича Палеолога наречен константиноградским патриархом; 23) Григорий, игумен Голутвина Богоявленского монастыря, в пяти верстах от града Коломны, при устье Москвы-реки, впадающей в Оку; 24) Андроник, родом Ростовец, игумен Спасского монастыря в Москве; 25) Пересвет, во св. крещении Александр, и 26) Ослябя, во св. крещении Родион, два брата инока, родом из Брянских бояр, убиены за веру и отечество на брани с Мамаем 8 сентября 1381 года, погребены за Симоновым монастырем в слободе при церкви Рождества Богородицы под колокольнею, в особливой палатке; 27) Леонтий, игумен монастыря на Дубенке, иже бысть духовник всему братству.

О прочем житии и чудесах преподобного игумена Сергия смотри Минеи-четии и иные многие книги печатные и рукописные; за множеством же зде неудобовозможны вмещаемы быти.

Приложение. Отрывок их жития святителя Алексия митрополита московского

(Собственной руки Государыни Императрицы Екатерины Второй)

Во время князя Даниила Александровича, на град Чернигов и на все страны тамошние частые татарские нахождения бываша, и многие люди благочестивые по различным странам переселение творяху, в них же некто от славных бояр Черниговских, муж благоверен, именем Феодор и с женою своею Мариею преселишася во град Москву идеже тогда скипетродержавствуя блаженный князь Даниил Александрович Невского. И тут пребывающим боярину Феодору и жене его Марии родися у них в 1300 году сын, и нарекоша его Елевферий. Ему же восприемником был от святой купели князь великий Иван Данилович, тогда еще юн быв, при митрополите Максиме. В родительском дому учися писать и читать, потом еллинского языка читать, писать и переводить. Сей язык тогда все архиереи Российские знали, яко свидетельствует их подписание под грамотами по-гречески, яко то Феогноста митрополита, Киприана митрополита и иных.

Бывшу десятолетну, иде в монастырь святого Богоявления, иже на Москве за торжищем, и в монашеское одеяется. И назвася имя его Алексий. И нача воздержатися постами и бдениями, во псалмопениях и всенощных к Богу молениях и во чтениях божественных писаний. Имяше же святой Алексий купножители в монастыре святого Богоявления: Геронтия, монаха честна и славна старца в духовном житии, и Стефана, брата святого Сергия Радонежского. Митрополит же всея России бе тогда Феогност, иже любляше оные старцы и часто к себе призываше, и о духовных и иных делах с ними беседоваше. По прешествии же двадесяти лет в монашестве, святой Алексий поставляется в дом митрополита Феогноста правитель судити церковные суды, и пребысть в оном правлении лет дванадесять и месяца три. И хиротонисуется святой Алексий от митрополита Феогноста епископ граду Владимиру, и бысть тамо лета четыре. По сем, судом самого Феогноста митрополита и священного собора, по соизволению князя великого Симеона Ивановича, избрася святой Алексий митрополит быти всея России.

Снимок первых строк Жития Преподобного Сергия, написано своеручно Государынею Императрицею Екатериною Второю.

* * *

1

Дневник Храповицкого, изд. Н. П. Барсукова, под 9-м числом Февраля 1790 года: «Я тотчас сказала tout le symbole; а ежели хочет доказательств, то такия дам, о коих они и не думали».

2

Понеже Стефан игумен пострижеся до 1340 года и прежде гораздо преподобного Сергия, то сему сыну Стефана, иноку Феодору, при пострижении было за двадцать лет, а не двенадцать лет, яко то во многих книгах написано. Либо пострижете инока Феодора многия лета ранее происходило.

3

Сия церковь освящена была в 1405 году, по кончине преподобного Сергия и братанича его Феодора.


Источник: Житие Преподобного Сергия Радонежского [Текст] / написано Государынею имп. Екатериною Второю. - Москва : Изд-во Моск. подворья Свято-Троиц. Сергиевой лавры : Знамение, 1998. - 45 с.; 17 см.; ISBN 5-7789-0035-X

Комментарии для сайта Cackle