архим. Иаков

Источник

Сохранившиеся вещи после преподобного Кирилла

В обители преподобного Кирилла сохраняются не мало памятников, оставшихся после святого основателя обители. Доселе целы деревянная часовня и в ней два деревянные Креста, устроенные руками Преподобного, один четвероконечный, другой осмиконечный – от того и другого получаются исцеления. Это служит обличением неразумных порицателей четвероконечного Креста. Цела та Смоленская икона Богоматери, с Которою пришел Преподобный на Белоозеро. Цела икона, изображающая преподобного Кирилла, писанная в 1424 г. преподобным Дионисием Глушицким еще при жизни Преподобного. Кирилл изображен в рост, в старческих летах, с открытою головою, с лицем задумчивым, с руками, сложенными на персях, в мантии и аналаве. Сохраняются в обители фелонь и подризник Преподобного из белого гаруса, деревянные сосуды: красный потир с Иисусом, и такой же дискос13.

Сохранилось много книг, частию писанных самим преп.Кириллом, частию принадлежавших ему. В пергаменном Евангелии преподобного Кирилла, Кресты нарисованы двусоставные и трисоставные; в Псалтири и Каноннике его–Кресты двусоставные. В Четвероевангелии его имя Спасителя пишется сокращенно, как и слово Господь; но здесь же читается: Иис Хрво ржство сице бе. Из числа рукописей, писанных самим Преподобным, замечательна одна с объяснениями разных явлений природы, взятых из древнего естествоиспытателя Галена. Здесь есть статьи о морях, облаках, громе, молнии и падающих звездах. Этими сведениями Преподобный пользовался для того, чтобы исправлять неправильные понятия народа о явлениях природы и показывать истинное значение сих явлений. К объяснениям Галена здесь прибавлены и свои замечания. Например, о падающих звездах сказано: о падающих звездах одни говорят, что это падают звезды, а другие – что это злые мытарства. Но это и не звезды, и не мытарства, а отделения небесного огня, на сколько нисходят они вниз, растапливаются и опять сливаются в воздухе. Потому никто не видал их на земле, но всегда сливаются и рассыпаются они в воздухе; звезды никогда не падают, только в пришествие Христово. Тогда небеса совьются а падут звезды; равно и духи мытарств тогда пойдут в огонь вечный.

При обозрении небольшего числа сохранившихся до нашего времени книг, принадлежащих библиотеке преподобного Кирилла, открывается, что сей угодник Божий, первоначальник иночества в пустынных пределах Белоозера, и ученики его, были люди не только благочестивые, но и в свой век просвещеннейшие. Несколько книг Священного писания, ими написанных, свидетельствуют, что они любили заниматься чтением и изучением слова Божия; Канонники их называют, что они усердно исполняли монашеское правило относительно келейной молитвы; а из сборников их видно, что они имели обширные сведения о канонах церковных, изучали писания святоотеческие и особенно духовно-нравственные и назидали себя ими, знакомы были с церковною историею, ; в которой особенное внимание их обращало на себя отпадение Западной церкви от Вселенского православия, и не чужды были познании естественных: об устройстве вселенной и человека и о главнейших явлениях природы. Нельзя также не заметить, что некоторые из них вполне обладали искусством каллиграфии и иконописанием. Отсюда понятно, почему великие и удельные князья наши так много уважали преподобного Кирилла и с любовию вели с ним духовную переписку, и почему и по смерти его они и цари наши и вообще люди именитые и простые имели великую веру и любовь к дому Пречистыя Кириллова монастыря, часто притекали в оный, многие постригались здесь и все усердно украшали и наделяли обитель богатыми вкладами.

* * *

13

Сохранились и некоторые келейные вещи Преподобного. Есть двое железных вериг, в которых подвизался Преподобный, в одной из них веса 8 ½ фунтов; нагольный тулуп Преподобного из черных овчин; кожаный пояс его же их сыромятного ремня, с деревянною пряжкою ; две чашки из красной меди без поддонок, в виде ковшиков, хранящиеся в кожаных влагалищах; деревянный корневой ковш, круглый, покрытый красною краскою и олифою, содержится во влагалище из деревянной чашки, с такою же крышкою; колпачок вязаной из шерсти коричневата цвета, называется в описях 17 и 18 в. частью клобука Преподобного и камилавкою ;и наконец – посох Чудотворцев деревянной, черемховый. – (Описи кн. XVII, XVIII ст.).


Источник: Житие преподобного Кирилла Белозерского, вологодского чудотворца. - Вологда ; М. : Технол. шк. бизнеса, 1997. - 125 с. : ил.; 15 см. - (Северная Фиваида).; ISBN 5-86073-043-8

Комментарии для сайта Cackle