мон. Лазарь (Афанасьев)

Источник

Глава 30. Кончина старца Иосифа

В понедельник, 14 февраля 1911 года отец Варсонофий служил заупокойную литургию и затем с иеромонахами отцами Кукшей и Нектарием панихиду по усопшей 11-го числа в Шамордине настоятельнице Екатерине: был день ее погребения. Это событие сильно отразилось на здоровье отца Иосифа, верным духовным чадом которого она была. «Чрезвычайно умная и развитая, обладавшая высотой и благородством характера, она отличалась истинным монашеством. ...Старец Иосиф был вполне покоен за обитель, зная, что она находится в верных и хороших руках, и потому ее кончина была для старца большим огорчением. Кроме того, сразу усилился приток дел, вопросов, забот, и изможденный старец слег»473.

Великим постом, 1 марта 1911 года, обитель отмечала 50-летие пребывания отца Иосифа в скиту. Благодарственный молебен в 8 часов утра отслужил в Иоанно-Предтеченском храме отец Варсонофий в сослужении отца Нектария. «По окончании молебна, – записано в Летописи, – братия ходили с поздравлением к старцу, но по случаю недомогания за последние недели и большой слабости старец не принимал. В трапезе был от него братии предложен чай. Обед был праздничный из четырех перемен»474.

На Пасху, 10 апреля, отец Иосиф был бодр и даже принимал братию и приезжих. Так было всего лишь два дня. На третий день он почувствовал жар и тошноту, – пришлось прекратить прием. Такие приступы болезни с ним бывали часто, но через некоторое время они ослабевали, отступая. А теперь оказалось другое. Дни шли, а старцу становилось все хуже. Приглашенный отцом Ксенофонтом врач определил «острую малярию», что при слабости сердца отца Иосифа не давало надежд на благополучный исход болезни. В Оптиной и в Шамордине разнеслась печальная весть о том, что батюшка умирает.

«Всюду, куда эта весть донеслась, – пишется в Житии старца Иосифа, – раздалось молебное пение к Врачу Небесному и Заступнице Усердной об исцелении болящего. Особенно жаркие, слезные молитвы понеслись из женских обителей; о Шамординской же пустыни и говорить нечего, – там давно уже чувствовали надвигающуюся опасность»475.

В хибарку приносили скитскую икону Знамения Пресвятой Богородицы и монастырскую Казанскую, и служились здесь, у постели старца, молебны. Болящий, несмотря на жар и утомление, внимал молитвам и сам тихо повторял слова молитв. Однако он ясно сознавал, что Господь его призывает из этой жизни в иную, вечную... Еще через два дня он пожелал попрощаться с братией скита. Затем приходили и монастырские иноки. Архимандрит Ксенофонт навещал его ежедневно. Старец ни от кого не скрывал своего положения, говорил прямо: «Умираю». Он, несмотря на жар и слабость, был спокоен и даже радостен. После братии отец Иосиф благословил пускать к нему и сестер для прощания. Они приходили из Шамордина партиями, сестер по пятьдесят, прощались со слезами и спешили назад, чтобы дать и другим возможность проститься со старцем. «Пусть все идут, – тихо говорил старец. – Я всех благословлю. Бог поможет. А то много останется плачущих»476. Изнемогающей рукой он благословлял каждую и давал на память иконочку. Он даже позволил своим шамординским чадам снять фотографию с себя, лежащего на одре. После шамординских потянулись сестры из Белёвского Крестовоздвиженского монастыря... Затем прибыло много и мирских людей. Всех принял умирающий старец и затем погрузился в молитву, отрешившись от всего земного. С 28 апреля старец перестал принимать пищу, питался только небесным хлебом Тела и Крови Христовых. Сознание его было чистым – он на каждый вопрос давал ясный ответ.

Накануне дня кончины московский доктор, осматривавший батюшку, увидел стоящий на треноге фотоаппарат и сказал бывшим тут шамординским сестрам: «Уберите это, не утруждайте больного, ему недолго осталось жить». Но по уходе доктора отец Иосиф позвал келейника и еле слышно проговорил: «Позови скорее фотографку, а то ведь скоро стемнеет»477. Так заботился старец о своих чадах.

«Сегодня в 10ѕ часов вечера скончался старец Оптиной пустыни и бывший скитоначальник иеросхимонах Иосиф, – записано в Летописи скита 9 мая. – Старец заболел во вторник Светлой седмицы... К половине Фоминой недели состояние здоровья старца ухудшилось настолько, что братия скитская и монастырская прощалась с больным, равно как и прибывавшие в Оптину пустынь партиями инокини шамординские и белёвские, пользовавшиеся духовным руководством старца». 10 мая: «В половине 2-го часа ночи три удара скитского колокола возвестили о кончине старца. Спустя несколько времени последовали три удара в большой колокол в монастыре. Тотчас по кончине и сегодня ранним утром над телом усопшего были совершены отцом скитоначальником и иеромонахами несколько панихид. В 8 часов утра сего числа тело старца было положено в обитый черной материею гроб, после чего отцом скитоначальником с тремя скитскими иеромонахами была совершена краткая лития и гроб на руках братии был вынесен из келии почившего и перенесен в новый скитской храм, где и была отслужена соборная панихида. Освещение храма полное: зажжена люстра и все свечи пред иконами. В 11-м часу утра, по окончании литургии в монастыре, оттуда прибыло в преднесении хоругвей, запрестольного креста и икон монастырское духовенство во главе с отцом настоятелем архимандритом Ксенофонтом, сопровождаемое братиею монастыря, и по совершении литии гроб старца в предшествии 16 иеромонахов, отца скитоначальника и отца настоятеля был братиею вынесен из храма, обнесен вокруг старого скитского храма и при умилительном пении Трисвятого и трезвоне колоколов монастырских и скитских перенесен в монастырь, где и поставлен в храме во имя преподобной Марии Египетской. Затем отцом настоятелем с отцом скитоначальником и вышеупомянутым собором иеромонахов отслужена панихида по покойном. ...В храме, где стоял гроб старца, непрестанно отправлялись панихиды». 11 мая: «Сегодня в скитском храме совершена заупокойная литургия, а по оной отцом скитоначальником соборне панихида по покойном старце. Вечером в Введенском соборе монастыря, куда в 5 часов дня был перенесен гроб старца, было отслужено заупокойное бдение. Во время чтения 17-й кафизмы ко гробу вышел отец Оптинский настоятель с архимандритами: настоятелем Пафнутиева Боровского монастыря отцом Венедиктом, настоятелем Троицкого Лютикова монастыря отцом Герасимом, с отцом Оптинским скитоначальником игуменом Варсонофием, – и собором монастырских и скитских иеромонахов и при пении умилительных заупокойных тропарей святого Дамаскина архимандрит Ксенофонт совершил каждение храма». 12 мая: «В 5 часов утра в скитском храме отслужены очередным иеромонахом заупокойная литургия и панихида по почившем. В 8ј часов в монастыре начался благовест к поздней литургии, которую совершал отец Оптинский настоятель в сослужении отцов архимандритов Венедикта и Герасима, отца скитоначальника и нескольких иеромонахов. Вместо причастного стиха отцом благочинным иеромонахом Феодотом произнесено слово, написанное одним из братий монастыря и в кратких, но довольно ярких чертах обрисовавшее кроткую личность почившего старца и благотворное влияние, которое он оказывал на обращавшихся к нему за советом и наставлением. В 11 часов началось отпевание по чину иноческому... <...> После последнего целования, данного усопшему, гроб с его телом был вынесен в преднесении хоругвей, запрестольных креста и иконы Богоматери и в предшествии духовенства западными дверями собора на руках братий отнесен к могиле, приготовленной около могилы приснопамятного старца отца Амвросия. В 12ѕ часов тело почившего опущено в могилу. Кроткий ученик, 30 лет пребывавший при великом старце, возлег на вечный покой у ног своего наставника»478.

Засветилась неугасимая лампада на могильном кресте... Прошло лишь несколько дней со дня похорон старца Иосифа, а на его могилке уже начались исцеления. В Житии старца, составленном его близкими чадами и напечатанном в типографии Шамординской обители в том же, 1911 году, приводятся следующие случаи. «На 9-й день на его могиле совершенно исцелилась одна бесноватая, – пишется там. – Она долго болела непонятною болезнью, и, сколько ни лечилась, ничто не помогало и никто не мог определить, чем она больна. Случайно придя в Оптину в то время, когда скончался старец Иосиф, она в церкви приложилась к его мертвой руке и тотчас же начала кричать. После она никак не могла спокойно проходить мимо могилы старца, всякий раз упиралась и кричала: “Боюсь, боюсь его!”. Наконец сопровождавшие ее крестьянки решили насильно подвести ее к могиле; больная упиралась, неистово кричала, но те все-таки ее нагнули и положили на могилу. Тогда она вдруг успокоилась и, полежав несколько времени, поднялась совсем здоровая. Пробыв в Оптиной довольно долгое время, она говела, причащалась, и болезненные припадки больше к ней не возвращались»479.

Вот еще один случай: «На 40-й день после торжественных соборных служб в продолжение целого дня не смолкали панихиды на могиле старца. Одна монахиня, стоя вблизи, мыслями перенеслась в скитскую хибарку. Живо предстал перед ней образ старца, светлый, кроткий, ласковый... Вот она стоит перед ним и изливает свою душу... вот старец встает, берет со стола просфору и, подавая ей, ласково говорит: “Вот тебе!”. Никогда больше не повторятся эти драгоценные минуты, никогда не даст батюшка больше просфорки... В это время запели: “Со святыми упокой”, а служащий иеромонах торопливо достает из кармана просфору и, обращаясь к близ стоявшей монахине, просит передать, называя имя той, которая только что скорбела, что никогда не получит больше от батюшки просфорки. Как и почему иеромонаху пришло в голову послать просфору во время служения панихиды именно ей, когда она стояла сравнительно дальше других?.. Так старец отец Иосиф, оставив своих чад телом, не оставляет их духом»480.

Многие замечали, что у могилки старца Иосифа Господь нередко давал унывающим мир душевный, дух смирения и кротости.

Жизнь монастырская продолжалась. 25 мая в 9 часов вечера раздался благовест – звуки большого колокола медленно поплыли над рекой и лугами... У западных ворот обители братия встречала многолюдный крестный ход, пришедший из Белёва с чудотворной иконой святителя Николая. Во главе процессии в две тысячи человек шел настоятель Белёвского Спасо-Преображенского монастыря архимандрит Пётр, основатель городского Общества трезвости, члены которого и составили этот крестный ход. Перед принесенной святыней архимандритом Ксенофонтом в Введенском соборе был отслужен молебен. 26 мая в Летописи скита записано: «Сегодня по благословению отца скитоначальника трапеза была на Ѕ часа ранее обычного, и после нее иеромонах отец Ираклий с некоторыми из братий скита отправились в монастырь для принесения в скит чудотворной иконы. Здесь святая икона встречена трезвоном. В новом скитском храме был пред нею отслужен отцом игуменом Варсонофием с иеромонахами отцами Адрианом, Ираклием и Кукшею молебен. В сей день за литургией в монастыре причащалось до 800 богомольцев из трех потиров. В конце обедни отец архимандрит Пётр сказал горячее слово, обращенное к трезвенникам. В 3-м часу дня святая икона была отнесена в Козельск, откуда обратно принесена в Оптину». 27 мая: «Сегодня, по благословению отца игумена, братия скита после утреннего правила отправилась в монастырь, в Введенском соборе коего был отслужен пред чудотворною иконою молебен. В 11-м часу дня крестный ход отправился обратно в Белёв»481.

На Святую Троицу, 29 мая, отец Варсонофий со скитской братией служил в монастыре и участвовал там в братской трапезе. А в день Святого Духа была соборная литургия в скиту, служили отец Варсонофий и отцы Нектарий и Кукша. 17 июня совершалось в скиту празднование Боголюбской иконы Богоматери, причем по случаю сорокового дня кончины старца Иосифа было его поминовение.

Из событий лета 1911 года (кстати сказать, оно было теплым, с частыми грозами) в Летописи скита отмечены с подробностями посещение скита владыкой Сильвестром, епископом Рыбинским (викарием Ярославской епархии), возвращавшимся к себе с Кавказа. «Владыка обошел с отцом скитоначальником скит, побывал на пасеке и посетил келии покойного старца отца Иосифа и отца скитоначальника, у которого кушал чай. <...> По словам отца игумена Варсонофия, скит владыке очень понравился» (30 июня). Запись 9 июля (о посещении монастыря вновь назначенным на Калужскую кафедру епископом): «Сегодня в 8-м часу вечера во время воскресного бдения преосвященный епископ Александр прибыл в Оптину пустынь. По его желанию всенощное бдение для него было отслужено в настоятельских келиях, куда было вызвано несколько человек монастырских певчих». 10 июля (воскресенье): «Владыка служил литургию в соборе монастыря. Богослужение началось в 10-м часу и продолжалось почти до 2-х часов. В числе служащих, кроме отца настоятеля и монастырских иеромонахов, были настоятель Тихоновой пустыни архимандрит Лаврентий, проживающий на покое в монастыре архимандрит Агапит, отец скитоначальник и несколько священников города Козельска... <...> На могилках старцев была отслужена лития. По возвращении в храм и отпусте владыка проследовал в настоятельские покои, где кушал чай, а в 3-м часу обедал на трапезе вместе с монастырской и скитской братией. <...> В 8-м часу вечера преосвященный посетил скит. В сопровождении отца настоятеля и отца скитоначальника он обозрел скитские храмы... Затем преосвященный посетил келии покойного старца отца Иосифа, отца скитоначальника и некоторые из братских, а равно скитскую пасеку. Владыке очень понравилось благоустройство скита; он расспрашивал сопровождавших его отца настоятеля и отца скитоначальника о скитской жизни и об интересовавших его предметах»482. 12 июля братия Оптиной пустыни провожала епископа Александра в Калугу.

* * *

473

Житие Оптинского старца Иосифа. С. 173–174.

474

Летопись скита... Т. 2. С. 410.

475

Житие Оптинского старца Иосифа. С. 175–176.

476

Житие Оптинского старца Иосифа. С. 178.

477

Житие Оптинского старца Иосифа. С. 181.

478

Летопись скита... Т. 2. С. 411, 414–416.

479

Житие Оптинского старца Иосифа. С. 190–191.

480

Житие Оптинского старца Иосифа. С. 194.

481

Летопись скита... Т. 2. С. 417–418.

482

Летопись скита... Т. 2. С. 420–421.


Источник: Вертоград старчества. Оптинский патерик на фоне истории обители / Сост. монах Лазарь (Афанасьев).– М.: Изд-во Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2016.– 704 с.

Комментарии для сайта Cackle