мон. Лазарь (Афанасьев)

Источник

Глава 18. Великий князь Константин Константинович Романов в Оптиной пустыни

Архимандрит Исаакий 7 мая 1887 года получил письмо из Петербурга. Писал генерал от артиллерии Павел Егорович Кеппен, управляющий двором Великой княгини Александры Иосифовны Романовой, матери Великого князя Константина Константиновича, известного поэта, военного и государственного деятеля, человека глубоко православного. Он решил посетить Оптину пустынь и побеседовать со старцем Амвросием. Это было первое посещение Оптиной представителем царской семьи (Константин Константинович был внуком Императора Николая I и племянником Императора Александра II).

«Глубокочтимый отец, честнейший архимандрит Исаакий! – значилось в письме. – Имею честь предуведомить Ваше Высокопреподобие, что в пятницу, 8 числа, государь Великий князь Константин Константинович, если Господь благословит благополучный путь, изволит прибыть к вам в Святую обитель до воскресенья утра и предполагает прибыть на лошадях со станции Чернь, а возвратиться через Калугу. Влекомый в обитель чувствами душевной потребности, государь Великий князь желал бы совершить это посещение скромно и сколько возможно избежать обычных встреч и приемов»320.

Вот и Константин Константинович, Великий князь и русский поэт-лирик, и просто человек, имевший очень значительные внутренние проблемы, постоянно боровшие его, собрался наконец, как и многие русские люди, поехать к старцу Амвросию. Грешный, как и все люди, Константин Константинович приобрел монашескую привычку следить за своими помыслами, за действиями «потаенного сердца человека», сокрушаться о своем духовном несовершенстве, считать себя недостойным всех тех благ и талантов, которые дал ему Господь. Он не ел хлеба даром, трудясь на разных поприщах к пользе России, занимая несколько высоких постов, и во всех случаях не формально.

Окончательное решение ехать в Оптину Великий князь принял после прочтения книги Константина Леонтьева «Отец Климент Зедергольм, иеромонах Оптиной пустыни», вышедшей вторым изданием в Москве в 1882 году. Леонтьев в своей книге живо и с теплым чувством описал Оптину и скит, много и умно рассказал о монашестве, и особенно о старчестве – что это за явление в духовной жизни.

В день святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, 8 мая, Великий князь прибыл в обитель. Это был и канун другого праздника – перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар. Как сообщается в житии преподобного Исаакия, «встреченный всей братией в Святых вратах обители, Великий князь проследовал в настоятельские покои... Был вечер – канун праздника. Высокому гостю, по монастырскому обычаю, подан был ужин, к которому приглашался и настоятель. Но последний, по своей простоте, отказался от этой высокой чести, сказав, что он завтра служащий, а в таких случаях не имеет обыкновения ужинать. Эта простота отца Исаакия произвела, между прочим, отрадное впечатление на Великого князя, который не раз высказывал, что подобных людей ему не приходилось видеть»321.

«Вот она, заветная цель моих стремлений! – писал Великий князь в дневнике. – Наконец-то сподобил Господь побывать здесь, в этой святой обители, где, как лампада перед иконой, теплится православная вера, поддерживая в нас дух родного русского благочестия»322.

Он любил церковную службу (и часто в своем дневнике говорил об этом). И здесь, в Оптиной, он стоял во время всенощной, внимательно слушая слова молитв. Он писал, что с дороги «немного раскис», но «в церкви стоял как следует, с полным вниманием, вытянувшись в струнку». «Бдение окончилось только после полуночи, – писал он. – На дворе совсем стемнело. По окончании богослужения архимандрит повел меня из церкви в свои келии. Двое монахов в черном с длинными свечами в руках шли впереди и светили».

В самый праздник святителя Николая Константин Константинович посетил старца Амвросия в скиту. «Я шел к старцу с волнением, – пишет Великий князь, – И вот, переступив через порог небольшого домика с крытым балкончиком, я очутился в маленькой светлой комнате. Старец Амвросий привстал мне навстречу и благословил меня. Нас оставили вдвоем. Он среднего роста, худой, совершенно седой, с добрым лицом и умными, пытливыми глазами. Он болен ногами; они у него в серых шерстяных носках; он то вложит ноги в башмаки, то снова их высунет. Ему трудно ходить. Его приветливый вид, опрятность и вся простая обстановка комнатки, книги на полках, цветы на окне, карточки, портреты и картины по стенам производят самое приятное впечатление. Старец скоро заговорил со мною о том, что жена у меня не православная и что мне надо стараться присоединить ее... Затем он говорил мне, что я бы должен сделать что могу, чтобы нижних чинов у нас не кормили скоромною пищею в постные дни... Многое я бы еще сказал, поверил ему, но у меня слов не хватило, я терялся в мыслях». На другой день Великий князь приходил в скит проститься со старцем.

Впоследствии Константин Константинович не раз вспоминал о беседе со старцем Амвросием, а также и со скитоначальником отцом Анатолием (Зерцаловым). Он был на молебне в скитском храме и особенно запомнил там икону Усекновения главы Иоанна Крестителя. Вернувшись в Петербург, он послал в Иоанно-Предтеченский скит дорогую лампаду хорошей работы. «Я бы желал, – писал он архимандриту Исаакию, – чтобы эта лампада неугасимо теплилась перед святою иконою, постоянно поддерживая духовное единение, установившееся между вашей обителью и мною со дня нашего первого знакомства» (10 сентября 1887)323.

Великий князь очень рад был получить от старца Амвросия благословение для его сына, князя Иоанна, – икону Усекновения главы святого Иоанна Предтечи, копию скитской324, и при этом письмо. Старец писал: «Ваше Императорское Высочество, Благовернейший Государь, Великий князь Константин Константинович! Радоваться Вам о Господе и здравствовати со всем Августейшим Семейством от всей души желаю.

По немощи моей и болезненности после других я, меньший, приношу Вашему Императорскому Высочеству искреннейшее и признательнейшее благодарение за милостивую память и милостивое внимание к худости моей и за присланную в скит наш лампаду к иконе Усекновения главы великого пророка и Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, главного по Боге и Богородице ходатая о спасении нашем. Сам Господь свидетельствует о нем в Евангелии: Болий в рожденных женами пророка Иоанна Крестителя никтоже есть. И потому более всех святых он имеет дерзновение к Рожденному от Девы Господу нашему Иисусу Христу ходатайствовать о спасении нашем. Сильные молитвы Предтечи и Крестителя Господня да сохраняют Августейшего сына Вашего Иоанна, как носящего его имя, и Ваше Императорское Высочество и все Августейшее Ваше Семейство да ограждают от всех скорбных обстояний. В знамение видимого заступления сего Великого Заступника посылаю Вашему Императорскому Высочеству Его икону Усекновения главы. Неугасимая же теплящаяся лампада пред иконою Великого Предтечи и Крестителя Господня да служит нам, скитским и оптинским обитателям, всегдашним напоминанием незабвенного Вашего пребывания в обители нашей и милостивого внимания к худости нашей.

Призывая на особу Вашего Высочества и на все Августейшее Семейство Ваше мир и благословение Божие, пребываю с глубокопочитанием и верноподданническими чувствами Вашего Императорского Высочества недостойный богомолец, многогрешный иеросхимонах Амвросий»325.

Получив письмо старца Амвросия, Великий князь пишет: «И письмо и благословение Ваше я всегда буду свято хранить как знак памяти о незабвенных днях, проведенных в Вашей Святой Обители, и о беседах в келлии у вас» (31 декабря 1887)326. Одновременно была получена Великим князем от архимандрита Исаакия Казанская икона Божией Матери. «Приношу Вам горячую и искреннюю благодарность за дорогую мне святую икону Казанской Пресвятой Богородицы, – в тот же день писал Константин Константинович архимандриту Исаакию, – Дар Ваш я по гроб жизни буду хранить и как святыню, и как Ваше благословение, а детям завещаю по моему примеру беречь присланный Вами образ. Благодарю и за добрые строки Ваши, и за поздравление к празднику Рождества Христова. Я с радостью вижу из Ваших писем, что и Вы вспоминаете еще дни, составившие мне такую светлую и глубокую память. Пребывание в Оптиной пустыни я забыть не могу и искренне желал бы в течение жизни еще побывать в Вашей святой обители»327.

Конечно, Великий князь не мог забыть и того, как оптинцы провожали его до первой почтовой станции (он поехал на Белёв). «Архимандрит отец Исаакий, – писал он, – хотел проводить меня до первой почтовой станции. Мы ехали с ним вдвоем. В селах и деревнях навстречу выходили крестьяне с хлебом-солью, с иконами: везде радость, восторженные крики “ура”, благословения, приветствия; любопытные, ликующие и ласковые лица. Перед каждой избой вместо флагов развевались пестрые бабьи платки. Часа через полтора доехали до почтовой станции. Нежно простились с архимандритом Исаакием и отцом Анатолием»328.

Перед Пасхой 1888 года Великий князь Константин Константинович получил еще письмо от старца Амвросия. После обычного обращения старец писал: «Наступающий Светлый Праздник Воскресения Христа Спасителя как бы невольно побуждает меня поздравить Ваше Высочество с сим знаменательным и всерадостным христианским торжеством и пожелать Вам и Всему Августейшему Вашему Семейству встретить и провести радостные дни сии в мире, здравии и утешении духовном. Пользуясь настоящим случаем, позволяю себе представить при сем на благоусмотрение Вашего Высочества общее праздничное поздравление мое, посланное многим православным для душевной пользы, а Вашему Высочеству с особенною целью, чтобы содержанием того письма напомнить Вашему Высочеству о личной нашей беседе относительно того, какой великий вред душевный приносится чрез то, что простых солдатиков без всякой надобности на службе кормят мясною пищею в постные дни. Солдатики эти (которых теперь по новому положению в каждом семействе два, а иногда три), приходя домой, продолжают нарушать пост уже по привычке, подавая сим дурной пример другим, а чрез это мало-помалу развращается все Русское простое народонаселение; потому что свойство простого русского человека таково, что, если он решается волею или неволею нарушать пост, тогда он склонен бывает и на всякое другое зло. А за то и за другое неминуемо должно последовать наказание Божие.

Многие имеют обычай говорить, что нарушение заповеди о пище – грех маловажный, забывая, что за одно вкушение запрещенного плода прародители наши были изгнаны из рая. Все это пишу Вашему Императорскому Высочеству для того, чтобы Вы в удобное время передали и объяснили кому следует, что нет никакой надобности кормить солдатиков в постные дни мясною пищею, потому что капусту и картофель и постное масло везде можно иметь для солдатиков, и эта растительная пища для них обычна и безгрешна. А кроме сего, соблюдение постов во время мира подготовит войско к резким переменам пищи и во время войны, когда часто встречается неожиданный недостаток в ней.

Смиренно прошу Ваше Императорское Высочество простить меня великодушно и за дерзновение сказанного, и вместе за невежество, что не принес Вашему Высочеству всеискреннейшего благодарения за милостивое и снисходительное внимание Ваше к моей худости.

Призывая на Ваше Высочество и на Августейшее Семейство Ваше мир и Божие благословение, пребываю с верноподданническою преданностью Вашего Императорского Высочества недостойный богомолец многогрешный иеромонах Амвросий.

Г. Козельск. Оптина пустынь. Апреля 1888 года»329.

Великий князь отвечал старцу 8 мая того же года: «Глубокочтимый отец Амвросий! Откликаюсь на Ваше Пасхальное приветствие радостным ответом: воистину Христос воскресе! Примите мою благодарность за милое, доброе письмо и за общее поздравление, которое читал я с вниманием и искреннею признательностью. Слова Ваши глубоко запали мне в душу; Вы не можете сомневаться в том, что с Вашим мнением я согласен совершенно. Рад бы я был, если б мог по Вашему совету вывести из употребления в наших православных войсках принятие скоромной пищи в постные дни. Но такая благая мера, к сожалению, не в моей власти; я не только не могу провести ее, но даже лишен возможности повлиять своим мнением на тех, от кого эта мера зависела бы. В оправдание начальства скажу только, что, постановив скоромную пищу и упразднив постную, оно было движимо добрым намерением: думают, что пост мог бы вредно повлиять на состояние здоровья войск. Насколько такое мнение основательно, судить не мне. Нам остается уповать, что Ваш взгляд восторжествует над нынешним нежелательным порядком вещей.

Сегодня минул год со дня, как я впервые посетил святую вашу обитель, а завтра с любовью буду вспоминать часы, к сожалению слишком краткие, год тому назад проведенные в Вашей келии. Помолитесь Господу, дабы Он привел меня снова видеть и слышать Вас и молиться среди Вашей святыни.

Очень прошу Вас передать мою сердечную благодарность за поздравительные письма архимандриту Исаакию и отцу скитоначальнику. Будьте добры принять от меня вместе с ними недавно отпечатанную стихотворную мою работу; я начал трудиться над ней незадолго перед поездкой в Вашу благословенную пустынь, а окончил только через год, потратив много терпения и труда330.

Прошу Вас от всей души не оставлять меня дорогими Вашими молитвами и не лишать высоко мною ценимого благословения. Безгранично почитающий Вас Константин»331.

В последующие годы побывают в Оптиной пустыни и сам Великий князь Константин Константинович Романов, и его дети.

Из Оптиной пустыни Великий князь и П.Е. Кеппен ехали через Белёв, Лихвин и Калугу. Белёвские монастыри издавна имеют связи с Оптиной. В семи верстах от Белёва, в селе Долбино, еще живет Наталья Петровна Киреевская. Но Великий князь имел свой долг в этом древнем городе. Здесь в 1826 году скончалась Императрица Елисавета Алексеевна, супруга Императора Александра I, двоюродного деда Константина Константиновича. После смерти супруга в Таганроге она возвращалась в Петербург, но, убитая горем, скончалась во время остановки в Белёве, в губернаторском доме. Впоследствии это здание выкупило Государственное Казначейство и устроило здесь вдовий дом с церковью святой Елисаветы. Великий князь осмотрел дом и церковь, обнаружил множество недостатков и оказал значительную помощь и вдовам, и причту храма.

* * *

320

Цит. по: Афанасьев В. Августейший поэт К.Р. и его дети в свете Алапаевской трагедии 5/18 июля 1918 года // Литературная учеба. М., 1998. № 3. С. 209.

321

Житие Оптинского старца схиархимандрита Исаакия (Антимонова). С. 102–104.

322

ГАРФ. Ф. 660. Оп. 1. Д. 31 (дальнейшие дневниковые цитаты отсюда).

323

Цит. по: Литературная учеба. М., 1993. № 3. С. 209–210.

324

Благословение многозначительное, так как князь Иоанн Константинович удостоился от Господа кончины за веру с двумя своими братьями, Константином и Игорем, 5/18 июля 1918 г. близ Алапаевска вместе с Великой княгиней Елисаветой Феодоровной и другими. Князь Иоанн был в это время в сане диакона.

325

ГАРФ. Ф. 660. Оп. 2. Д. 271. Л. 2–3.

326

Цит. по: Литературная учеба. С. 210.

327

Цит. по: Литературная учеба. С. 211. (В 1901 г. Великий князь с семьей целое лето проведет в селе Прыски, посещая Оптину и Шамордино.)

328

ГАРФ. Ф. 660. Оп. 1. Д. 31. Л. 38.

329

ГАРФ. Ф. 660. Оп. 2. Д. 271. Л. 4–5.

330

Послан был оттиск поэмы «Севастиан-мученик» из журнала «Русский Вестник» № 5 за 1888 г.

331

Цит. по: Литературная учеба. С. 211.


Источник: Вертоград старчества. Оптинский патерик на фоне истории обители / Сост. монах Лазарь (Афанасьев).– М.: Изд-во Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2016.– 704 с.

Комментарии для сайта Cackle