Источник

Преподобный Лаврентий Черниговский (1868–1950)

В четырнадцать лет преподобный Лаврентий (в миру Лука Евсеевич Проскура) уже был самостоятельным регентом церковного хора, а монашеский постриг принял только на сорок пятом году жизни. Через два года он был рукоположен в иеродиакона, а в 1916 году – в иеромонаха. В 1928 году старец был возведен в сан архимандрита. Еще в дореволюционное время к нему уже стремились и простые люди, и черниговская интеллигенция (врачи, педагоги). Приезжие быстро узнавали, что в Троицком монастыре есть духовник высокой жизни. Его любвеобилие, дар рассудительности, дар прозрения привлекали не только мирян, но и многих духовных лиц. Со старцем Лаврентием держали совет и черниговские епископы, они весьма дорожили его суждением. Так владыка Пахомий обращавшихся за советом сначала направлял к батюшке, да и сам часто вместе с ним разрешал назревшие у него вопросы.

Когда в годы богоборчества монастырь закрыли и нужно было оставить свою келью, старец Лаврентий поселился в маленьком убогом домике недалеко от монастыря, под горой, на которой расположен храм в честь пророка Илии. Площадь комнатки, отведенной для батюшки, была около 10 квадратных метров. Какой подвиг нес он, выдерживая за стенкой живущего больного сына хозяйки дома, постоянно беспокоившего своим бессознательным поведением, часто криками не только днем, но и ночью. Общая кухонька, смежные двери позволяли несчастному Петру беспрепятственно заходить или забегать в помещение старца. Ни тени недовольства или раздражения не было у преподобного, только милосердие, снисхождение и любовь. И так на протяжении более двадцати лет. Эта крохотная комнатка-келья была свидетельницей бесед преподобного Лаврентия с черниговскими архипастырями – владыкой Пахомием, епископом Стефаном (будущий митрополит Харьковский), епископом Дамаскиным.

Богослужения совершались в маленьком Ильинском храме. Здесь отец Лаврентий продолжал управлять хором. Среди певчих не было монастырской братии. Здесь собирались его почитательницы, многих приходилось обучать пению. Настало время, когда и этот храм закрыли. Лишенный возможности в храме прославлять Бога песнопением, отец Лаврентий никогда не оставлял церковной молитвы. Бережно сохранял он богослужебные книги и обширную нотную библиотеку. И когда его спрашивали: «Разве ноты еще понадобятся?» – неизменно отвечал: «Конечно, будем еще читать и петь».

Даже в такой трудный период все, кто общался со старцем, были свидетелями выражавшихся на его лице благодушия и радости. Своим благостным настроением он поддерживал, ободрял приходивших к нему. И калиточка у скромного его жилища частенько открывалась на негромкий стук в окно.

Своей внешностью отец Лаврентий походил на старца-пустынника: выше среднего роста, убеленный чуть сероватыми седыми волосами. Светлое, иногда с легким румянцем и постоянной улыбкой лицо украшалось ясными, чистыми голубоватосерыми глазами, смотревшими всегда приветливо, светившимися всегда необыкновенной добротой. В этих глазах чувствовалась особенная глубина, взгляд был мягкий и ласковый.

Во время Великой Отечественной войны к отцу Лаврентию шли с просьбой помолиться об ушедших на войну. Очень скоро стал приближаться фронт к Чернигову. Немощным и старым батюшка советовал не оставаться в городе, постараться перебыть некоторое время в ближайших селах. Почитатели старца уговаривали и его на подводе выехать, но он отвечал, что поедет тогда, когда над городом будет «трах-бах». Так и было.

Дождь зажигательных бомб, разрывы фугасных застигли его в центре города. Но старец был спокоен, и Бог миловал: лошадка вывезла благополучно из огненного моря и доставила его в далекое пригородное село.

Когда фронт прошел, отец Лаврентий вернулся из села. Страшное зрелище представлял Чернигов: центр города – сплошные руины и пожарища, досталось и прилегающим улицам. Пострадали и храмы, особенно Пятницкая церковь, поврежден был и Спасо-Преображенский собор. Многие жители остались без крова, без одежды, без пропитания. Начался суровый, горький период оккупации. Так как домик, где жил преподобный Лаврентий, был расположен на окраине города, он уцелел. Вскоре последовало разрешение открывать церкви. Первыми привели в порядок Троицкий монастырь и зимний храм Елецкого монастыря. Первое богослужение состоялось в день Архистратига Михаила 8/21 ноября 1941 года. Несмотря на очень тяжелое время, приведены были в порядок несколько келий, и в них поселились будущие монахини. Главный престол Троицкого собора был освящен в Вербное воскресенье 16/29 марта 1942 года.

Под руководством схиархимандрита Лаврентия стало возможным в Троицком соборе, некогда освященном святителем Феодосием Черниговским, возобновить богослужение. Старец стал духовным отцом для поселившихся в монастыре монахинь.

Преподобный Лаврентий принимается за восстановление Троицкой обители. Корпуса частично разрушены, всюду выбиты стекла – и в храмах, и в постройках. Начинать нужно с остекления рам, но где раздобыть стекло? Случайно узнали, что в нескольких километрах от города стоят какие-то брошенные служебные здания, где частично уцелели стекла. Но как ими воспользоваться? Немецкие оккупанты, если нагрянут, могут на месте устроить расплату. Сообщают батюшке свои опасения. Он спокойно благословляет шесть человек идти туда. На вопрос, чем доставить тяжелый груз, ведь стекла нужно много, ответил: «Будет ехать подвода и привезет». О какой подводе могла быть речь, когда вся жизнь замерла? «Идите с Богом», – напутствовал старец. Сомнения и страх исчезли. Несколько часов потратили на извлечение стекол, получилось много и очень большой вес. За это время ни один человек не прошел по дороге, не говоря о транспорте. Но только завершили работу, сразу показалась телега. Не пришлось ждать ни единой минуты. Все были так поражены, что от радости заплакали. Ведь трудились будущие насельницы монастыря. Есть стекло – значит, можно будет жить в кельях. Хозяин охотно согласился доставить груз. Помимо воза стекло везли на тачке, которую имели при себе. Вскоре в кельях поселились будущие монахини, началась и служба в храмеусыпальнице.

Отец Лаврентий занимал небольшую келью, разделенную на две части. Никогда не закрывались двери к нему. Всегда благостный и радостный, несмотря на утомление, лишенный часто даже кратковременного отдыха, старец незаметно передавал приходящим состояние духовной бодрости и подъема.

Любил приезжать к преподобному Лаврентию экзарх Украины Киевский митрополит Иоанн, подолгу беседовал, советовался с «подвижником, подобным Оптинским старцам» – так он охарактеризовал батюшку.

Нравственная чистота, духовная высота, неистощимая любовь к людям вызывали необыкновенное расположение к старцу в каждом, кто хоть раз в жизни удостоился видеть его. Любовь старца была особенная, не знавшая пристрастия, не взиравшая на лица, на душевные качества. Он любил всех и проявлял это чувство приветливостью, вниманием, советом. Все от него уходили согретые этой христианской любовью, ободренные, не обличенные в своих грехах, а с умиротворенной совестью и полным спокойствием на душе, независимо от того, с какими волнениями, огорчениями, переживаниями к нему обращались. Оступившихся старец направлял на правый путь, возбуждая искреннее намерение исправиться, вселяя надежду на милосердие Божие.

Отец Лаврентий был большим психологом, он знал духовный мир человека во всех его проявлениях и в самых тончайших оттенках. Он был нравственно прекрасен, и эта красота души его, как будто скрытая и незримая, привлекала отовсюду к нему множество людей.

И самое главное, чем велик был старец, – это дар прозорливости, дар предвидения.

К черниговской учительнице Е. Н. Михайловой приехала издалека приятельница, которую она не видела много лет. Пришли они в Троицкий монастырь, и Екатерина Николаевна посоветовала приезжей пойти на исповедь к старцу Лаврентию, а сама стала в сторонке в ожидании ее. Исповедь затянулась; по окончании подруга вся в слезах, потрясенная бросилась к ней и, рыдая, поведала о открытом ей старцем трагическом случае из ее детства, о котором она, будучи ребенком, совершенно забыла и только теперь вспомнила со всеми подробностями. Когда казалось, что исповедь завершается, старец Лаврентий неожиданно задал вопрос: «Вы никого не убили?» В полном недоумении ответила: «Мне даже муху жалко убить». – «А подумайте, хорошенько припомните». – «Да что Вы, батюшка, разве я могла бы совершить такое преступление?» – «Еще и еще вспомните. Давно, давно это было». И тут как бы пелена спала с ее мысленного взора, и ей представилась высокая веранда дома, где проходило ее детство. Она играет с младшим соседским мальчиком и толкает его. Тот падает вниз по каменным ступенькам лестницы и остается недвижимым. Что он был мертв, она тогда не сознавала, и об этом ей никто никогда не поведал, чтобы не омрачать всю жизнь тяжким воспоминанием. И тут старец Лаврентий разрешает ее от этого невольного греха. И слезы раскаяния, слезы утешения лились и лились из ее глаз. Неизвестно, может быть, кто-либо впоследствии рискнул открыть эту тайну, но она уже сбросила с себя камень. «Прощаю и разрешаю», – произнес старец.

Имя старца Лаврентия было известно далеко за пределами Чернигова. Ему писали знавшие его лично и только слышавшие о нем. Писали из Грузии, Москвы, Киева, Одессы и других мест. Кто просил молитв, кто спрашивал совета в духовных или житейских делах, кто выражал сожаление, что не послушался благословения, поступил по-своему и вынужден терпеть. И старец давал четкий, определенный ответ на все сомнения и вопросы.

Крепким здоровьем отец Лаврентий не отличался. Болезни переносил очень терпеливо. По сохранившимся справкам еще в 1923 году был признан инвалидом 2-й группы с потерей трудоспособности. Но Бог помог прожить батюшке еще двадцать семь лет.

Шел 1949 год. Постепенно отец Лаврентий слабел. Как-то к концу лета он согласился сфотографироваться с группой монахинь. И когда был наведен фотоаппарат, преподобный Лаврентий быстрым движением снял скуфью, закрыл глаза и приоткрыл рот. Затвор аппарата щелкнул. Когда отпечатали снимок, получилось лицо неживого человека. «Скоро таким я буду», – сказал старец. Этим поступком предсказан был приближающийся исход из жизни.

6/19 января 1950 года в четверг в 21 час 45 минут дивный старец почил для жизни вечной.

Воспоминания духовных детей старца

◊ Приехал к старцу Лаврентию митрополит Киевский Иоанн. Насладившись беседой, попивши чайку, собирается митрополит домой и просит на это благословение. Был вторник. «Не теперь, а в четверг», – сказал отец Лаврентий. Но гость уехал. Через некоторое время старец посылает сестер: «Идите встречать митрополита». – «Да он далеко уже от Чернигова». – «А я говорю, идите открывайте ворота». Пошли: к монастырю уже подъехала машина. Митрополит несколько смущенно говорит: «Ливень размыл дорогу и проезда на Киев нет». Только в четверг смог митрополит уехать, поражаясь предвидению старца.

◊ Во время прохождения фронта несколько монахинь стояли у окна бывшей монастырской бани и смотрели вниз на луг. Старец проходил мимо и закричал: «Убегайте, а то сейчас снаряд прилетит». Только успели отскочить, на это место ударил снаряд. Среди сестер была матушка Е., которая рассказала об этом.

◊ В период оккупации на земле, прилегающей к монастырю, посеяли рожь, но землю отобрали и не разрешили жать. Старец послал экономку Е. в управу, но ее слушать не хотели и выгнали. Со слезами возвращается к старцу, а на другой день утром он опять благословляет идти к начальникам. Зашла молча в контору и удивлена была обходительностью тех же людей, которые беспрепятственно разрешили убрать урожай. Е. пришла довольная и рассказывает преподобному Лаврентию, как они переменились. Старец улыбнулся: «Да, когда человек злой, то в нем бес, а когда помолишься, то он отскочит и человек становится добрым».

◊ Для хозяйственных нужд в монастыре была лошадь. Нужда в сене. Обратились к городским властям, которые ведали распределением сена. Начальник категорически отказал. Матушка Е. сообщила об этом старцу; он выслушал и ничего не сказал. Прошло два дня. Старец, сидя в беседке, зовет к себе матушку Е. и посылает хлопотать насчет сена. «Как же я опять пойду, со мной и разговаривать не будут». – «Не тот, так другой, а сено даст». С робостью открыла она двери кабинета и видит, что за столом сидит другой начальник. Он внимательно выслушал и дал разрешение на получение сена. Оказывается, предыдущего начальника освободили от этой должности.

◊ Однажды к монахине Н. пришел племянник поделиться своей неудачей: купил корову, и она куда-то исчезла. Где ни искал, нигде не может найти. Н. повела своего племянника к старцу, а он спрашивает: «Ты венчан?» Он говорит: «Нет». – «Тогда у тебя и курица не будет держаться, не то что корова. Ты обещай повенчаться, тогда мы с тобой и корову найдем». Племянник дал обещание. Тогда старец сказал: «Завтра в 6 часов утра иди на Холявинский шлях (дорога из Чернигова в с. Холявин) и спроси, кого встретишь, о корове».

Пришел он домой и уснул. А утром его кто-то будит: «Ты что?» Он проснулся и быстро пошел, куда велел ему старец идти. Встречает женщину, расспрашивает. Она говорит, что в их селе есть в одном дворе приблудная корова, и рассказала, какой масти. И он пошел, разыскал свою корову, поблагодарил хозяина двора и с радостью вернулся домой. А потом исполнил свое обещание, был признателен старцу, что направил его на истинный путь, и дивился его прозорливости.

◊ «Мне передали из села, – рассказывает матушка П., – что отец мой сильно заболел, и нужно было немедленно ехать, чтобы застать его в живых. Я быстро собралась в дорогу, но настоятель собора отец Александр, где я работала, не отпустил меня, так как это было накануне большого праздника и без меня им трудно было обойтись. Вместо меня поехала моя сестра М., а я побежала к батюшке отцу Лаврентию поделиться своей бедой. Он выслушал меня и говорит: „Отстоишь литургию, придешь домой, пообедаешь, а тогда и поедешь. А умирать отец твой будет потом вместе с мамой“. Я поклонилась старцу в ноги и сделала так, как он сказал. Отец, по милости Божией, после соборования почувствовал себя лучше и стал быстро поправляться. Прожил он еще тридцать лет и умер за три дня до смерти матери».

◊ Сестра одной монахини пришла к старцу Лаврентию с жалобой на мужа: он побил иконы, ее выгоняет из дома. Старец сказал, чтобы она привела мужа к нему в монастырь. Удалось только обманом привести его и еле втащить в келью. Старец с любовью встретил его, посадил за стол, угостил и долго с ним беседовал. Ушел он другим человеком. Потом часто приезжал к старцу, почитал иконы, любил жену. Так святыми молитвами преподобного Лаврентия обращались заблудшие.

◊ Пришла к старцу женщина с тревогой, что нет долго письма от сына, который был на фронте. Старец ее успокоил, сказал, что не успеет прийти домой, как получит письмо, и добавил: «Знай, что по молитвам матери ни в огне не сгорит, ни в воде не потонет». Когда она возвращалась домой, на улице почтальон вручил ей письмо.

◊ Одна девушка пришла к старцу за благословением поступить в монастырь, так как ее сверстницы получили благословение на это, а старец посмотрел на нее и говорит: «Ты иди замуж». Она стала возражать и не соглашаться. «А кто же будет рождать батюшек и архиереев?» Предсказание исполнилось. Ее сын стал протоиереем.

◊ Благочинная монастыря матушка В., будучи девочкой подростком, приехала из села в Чернигов со своей сестричкой-малолеткой и пошла в Троицкий монастырь к старцу. Сама подошла под благословение, а сестренку оставила в стороне, но старец Лаврентий сразу подозвал и ее, благословил, пригласил петь на хоры. Она смутилась, покраснела, а старец всем сказал, что это будет лучшая певчая-солистка. Прошло время, девочка выросла, была хороша собой и обладала очень красивым, нежным и вместе с тем сильным сопрано и была первой солисткой в хоре у старца. Ее голосом восторгались. Перед кончиной она приняла схиму.

◊ Вспоминает хористка, духовная дочь старца Лаврентия: «Во время оккупации, когда я была небольшой девочкой, в день праздника Георгия Победоносца во время чтения акафиста батюшка пальцем подзывает меня к себе, дает просфору и благословляет немедленно бежать домой. Я стояла в нерешительности, но он строго приказал: „Беги домой“. Тогда я поспешила, дома никого не было. Вдруг стучатся три человека, спрашивают, кто живет, какой состав семьи. А нас было трое детей, отец и мать. Они постояли, посмотрели на меня, подумали. Один из них махнул рукой и сказал: „А, ладно, пошли дальше“. И с этим ушли. Вечером узнали, что ходили отбирать коров, почти у всех соседей забрали, а нашу сохранил Господь по молитвам великого старца, который предвидел и подал руку помощи бедному семейству».

◊ У матушки А., ставшей регентом после старца Лаврентия, были две сестры-монахини, а третья – вдова жила в селе в старой хате, которая совсем разрушилась. Пошла она к старцу за советом и благословением. Он посоветовал строиться. А раз нет денег, то нужно продать корову, и тут же назначил цену. Казалось, что такой цены никто не даст, потому что корова невзрачная. Повела корову на базар, а старшая сестра (певчая) просит благословения у старца пойти помочь на базаре. Но старец строго запретил и сказал, чтобы продолжала петь, в это время случилась литургия. После пения «Отче наш...» тоже не разрешил, а в конце службы говорит: «Ну, теперь можно идти». Она бегом, а навстречу ей у входа в церковь идет сестра и радостно улыбается и сообщает, что корову продала за цену, которую назначил старец. Они поблагодарили Бога и Его истинного служителя преподобного Лаврентия. Деньги уже есть, но нужно где-то раздобывать материал, с этой задачей в селе она справиться не могла. И опять к старцу за помощью, а он говорит: «Бери сестру Р. и идите вдвоем туда, где выписывают строительные материалы. Ходите там сюда, туда, охайте...» Они так и сделали: ходили там, стояли там, утомленные сели молча и ожидают, что будет дальше. Наконец подходит мужчина, сжалился над ними, а это был заведующий складом, и выписал им материал, так что уже можно было начинать строительство дома.

Нельзя было найти плотников. Опять пришла к старцу и жалуется, что некому строить. В ответ на это рассказал и даже показал рукой, где нужно найти плотников, выйдя по дороге из села на юг. Пошла, как указал старец, долго шла, перешла болото, потом спросила и нашла двух мастеров. Начали делать хорошо, но материала мало. Что делать? Страшно уже обременять старца своими нуждами, и все же со слезами пошла. А старец любезно принял да и говорит: «Возьми сумочку, вложи в нее кусок хлеба, бутылку молока и иди дорогой, что ведет в лес. Там увидишь старичка, который будет сидеть на пеньке. Ты подойди, поздоровайся, спроси, как его здоровье, не хочет ли он кушать, и отдай ему то, что у тебя в сумочке». Надеясь на молитвы старца, пошла она к лесу и увидела пожилого человека. Он не отказался от угощения. Разговорилась с ним, это оказался лесник, пожаловалась ему на свое безвыходное положение, и он обещал выписать по недорогой цене леса столько, сколько нужно было для окончания дома. Вот каким удивительным образом и необыкновенным участием помог преподобный Лаврентий построить дом одинокой вдове. Она приезжала к старцу и со слезами радости благодарила его.

◊ Я часто спрашивала у батюшки, как быть, что отец давно не причащался. И вот однажды встает отец утром и говорит: «Мне нужно причаститься. За меня кто-то помолился» – и рассказал свой сон: «Будто я лежу в могиле и на мне земля. Пришел какой-то священник и стал меня откапывать и говорит: „Вставай, Иван“. Я встал и иду. Встречаю на улице людей знакомых, а они говорят: „Ой, ой, Иван, ведь двадцать лет ты был мертвый и лежал в могиле и поднялся“. А я думаю, как же я мертв был, а вроде и жив. Тут я проснулся, стал припоминать, сколько лет не говел, и оказалось двадцать лет...» В Прощеное воскресенье отец поговел и в том же году умер.

◊ У одной матушки ущемилась грыжа, дочь ее прибежала к старцу просить о помощи, то есть помолиться. Старец вышел из-за стола, направился во двор и смотрит на дерево, которое росло рядом, а дочь стоит и плачет. Затем старец Лаврентий посылает ее узнать, не легче ли стало больной. Она побежала, а у больной уже все стало на место, и она успокоилась, обрадовавши окружающих.

◊ Один мужчина пришел к старцу за благословением в дорогу. Старец задержал его разговором, он был недоволен, так как не успевал уже на поезд. Оказалось, что этот поезд потерпел крушение, и чудом уцелевший пришел благодарить за спасение от смерти.

◊ Однажды игумения Троицкого монастыря матушка А. брала благословение на поездку в Киев. Но старец ей говорит: «Киев? Какой Киев? Я не знаю никакого Киева». Несмотря на это, она поехала и скоро вынуждена была вернуться из-за сильного ливня.

◊ «Когда-то в молодости, – сообщила матушка Р., – я была богатой и красивой девушкой и пошла к старцу за благословением выйти замуж. Старец выслушал и говорит: „Кони выдохнут, сады высохнут, а монастырь пребывает вовек. Пока не выходи“. В скором времени началась война, и все опрокинулось вверх дном. Жениха забрали на войну, а я пожелала идти в монастырь». Сбылось предсказание старца.

◊ Из рассказа монахини С. Как-то старец во время беседы, предсказывая будущее, предупредил, что когда будут нападать, то кричать нужно и в уме призывать его. Через некоторое время произошел такой случай: в помещение, где она делала уборку, зашел мужчина с недобрым намерением и стал приставать к ней. Она закричала, призвала на помощь старца, а его перекрестила. Он испугался, остановился и с вопросом: «Что ты со мной сделала?» – вышел. Так по молитвам преподобного Лаврентия Господь спас ее.

◊ Вспоминает та же монахиня С. Работала она на хлебозаводе, возила хлеб. И там же работал экспедитор, от которого она много терпела. Пошла она к старцу и умоляла помочь избавиться от преследования этого человека. Старец говорит: «Что-то придумаем». К ее радости, через два дня экспедитора сняли с работы.

◊ Старец никогда не оставался на венчание, но только однажды присутствовал, сказавши, что это очень достойная, чистая пара, даже ангелы присутствуют при их венчании. Хотя они знакомы ему не были.

◊ Матушка А. зашла к матушка М. и говорит: «Пойдем поздравим батюшку с днем ангела». Он жил под горой, а в это время был голод. У той, которая пришла, была булочка, а у второй нечего было взять, и она говорит: «Не пойду, мне неудобно». Но матушка А. уговорила: «Пойдем моей одной булочкой поздравим», и они пошли. Когда пришли, то батюшка говорит, благословляя матушку М.: «Спаси тебя Господи, что ты не пожалела своих ножек и пришла поздравить меня».

◊ Матушка Т., келейница игумении, пришла просить батюшку помолиться, так как ей непосильно было работать. А он говорит: «Потерпи, завтра помощь будет». Действительно, на другой день приняла игумения в помощь келейнице молодую послушницу.

◊ У инокини монастыря (матушки Е.) был обнаружен зоб тяжелой формы. Врач сказал, что ничего нельзя сделать, оперировать нельзя, а года три еще можно пожить. Она очень расстроилась, обратилась к преподобному Лаврентию со своим горем. «Не скорби, по-ихнему не будет», – сказал старец и положил свою благословляющую руку ей на горло и произнес молитву. «Я не помню слов этой молитвы, но помню слова батюшки: «Сколько времени нарастал, столько будет и уменьшаться». И еще по батюшкиным молитвам я увидела во сне святителя Феодосия, который также благословил меня и произнес такие же слова, как и преподобный Лаврентий, и помазал горло маслом. И зоб начал постепенно уменьшаться, я поправилась. Сейчас мне шестьдесят два года, я пою в хоре», – сообщила эта матушка.

◊ Рассказ монахини Е.: «Еще молодыми девушками ходили мы к батюшке. Как-то у меня появились нарывы, а подруга заболела глазами. Батюшка направил нас в Седиев на источник. Через несколько дней мы выздоровели. Прошло несколько времени, мы выросли и стали ходить гулять. Но батюшку не забывали. Он прозрел, что мы занимаемся не тем, чем нужно, и послал отца Михаила в наше село посмотреть, как мы живем, чем занимаемся. На прощание отец Михаил сказал, чтобы мы гулять не ходили, а приходили петь в хор. Нам было неудобно, но гулять тянуло. Мне было тяжело на душе. Ночью в постели я долго плакала и молилась Матери Божией, чтобы послала мне болезнь – чахотку. Потом пошла к батюшке и тоже так сказала. Он ничего не ответил, но только в скором времени я заболела.

Стала идти горлом кровь. Пришла я к старцу за благословением лечь в больницу. Он не благословил, а только посоветовал обратиться к верующему доктору. И он мне помог. Мне стало лучше. И я в корне изменила образ жизни. Господь сподобил меня пожить в монастыре и принять монашество. Сейчас мне восемьдесят четыре года, и я еще потихоньку живу. Все это по молитвам великого нашего старца Лаврентия».

◊ Монастырь имел свой огород. На капусту напали гусеницы, никакие меры не помогали. Пошли к старцу за помощью. Он помолился, и утром обнаружили, что вся гусеница вползла в находящееся вблизи озеро.

Посадили рассаду, но птицы (галки) вытаскивали. Матушка, которая сторожила, не могла с ними справиться. Экономка обратилась к старцу. «Скажи сторожихе, чтобы она птицам сказала лететь в лес», – посоветовал старец. Когда экономка передала слова старца, сторожиха удивилась: «Да разве они меня послушают?» «Батюшку надо слушать», – возразила экономка матушка Е. Сторожиха выполнила послушание. И галок не стало. Через два дня посмотрел старец на колокольню, где гнездились галки, и говорит: «А скучно без птиц. Пусть сторожиха скажет, чтоб прилетели, но ничего не трогали». Вновь появились птицы, но вреда уже никакого не делали. Это чрезвычайно поразило матушек, и они благодарили старца.


Источник: - М.: Ковчег, 2011. - 912 с.

Комментарии для сайта Cackle