Источник

Игумен Маврикий

Игумен Валаамского монастыря отец Маврикий, в миру Михаил Баранов родился в 1839 году в Ярославской губернии в крестьянской семье. Сведения о домонастырской жизни будущего игумена Валаамского монастыря, принявшего монашеский постриг в 54 года, очень скудны. Известно, что Михаил Баранов с юности стремился к благочестию, жизнь проводил чистую и целомудренную. Любил посещать богослужения в храме, совершал паломничества по святыням Руси и Палестины. До поступления в Валаамский монастырь в течение многих лет работал приказчиком в большом хлебном магазине Петербурга. Среди суеты и соблазнов большого города Михаил сохранил свою душу в чистоте и живую веру в Промысл Божий. Один брат, хорошо знавший отца игумена, свидетельствовал, что «он был блаженный и святой подвижник, девственник, молитвенник, исполненный любви и милосердия к ближним».

В 1893 году Михаил Баранов поступил в Валаамский монастырь. В монашество пострижен 15 января 1893 года с наречением имени Маврикий. Рукоположен во иеродиакона 29 июня 1893 года, в иеромонаха 6 ноября 1894 года. Проходил послушание библиотекаря, исполнял должность управляющего монастырской часовней в Петербурге. Отец Маврикий постоянно служил в домовой церкви графини Орловой-Давыдовой на Сергиевской улице. По воспоминаниям братии: «Отец Маврикий, будучи экономом в часовне, так истово, благоговейно, не торопясь, совершал служение молебнов и панихид, что прихожане всегда желали, чтобы служил именно он». Около 10 лет отец Маврикий управлял Валаамским подворьем в Петербурге. Впоследствии был снова переведен на Валаам, где проходил послушание казначея (1903 г.) и наместника монастыря (1905 г.). За ревностный труд отцу Маврикию в 1902 году было преподано благословение от Святейшего Синода с выдачей установленной грамоты, а в 1904-м он был награжден наперсным крестом. В 1907 году, после кончины игумена Пафнутия, иеромонах Маврикий был единодушно избран братией в настоятели монастыря и возведен в сан игумена с возложением палицы.

Добрый пример нестяжательности и любви ко всем являл собой игумен Маврикий. Кроткий и смиренный старец ходил в простой, уже поношенной рясе, так что встречавшиеся с ним паломники не всегда признавали в нем игумена. Его покои состояли из трех маленьких сводчатых комнаток, очень скромно обставленных. «Освободившись от приемов и канцелярской переписки, – писал об отце Маврикии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский), – он принимался за общие братские послушания: чистку картофеля, укладку дров, сенокос. Ездил он всегда в третьем классе, даже тогда, когда ему покупали билет во второй. В бане он мылся вместе с простыми послушниками, и когда один новоначальный, не узнав в лицо обнаженного настоятеля, окрикнул: «Чего ты, старик, забрал две шайки?» Он ласково сказал: «Ну бери, Бог с тобой...». Он отменил все преимущества своего положения, довольствовался братской пищей, одеждой. Он жил своим внутренним миром, но не был чужд участия и любви к ближним. Это выражалось не только в радушном и ласковом обращении со всеми, но еще более в его чрезвычайно продолжительных молитвах в церкви и кельи, во время которых он прочитывал бесконечные поминания с именами братии и, казалось, вообще всех, кого знал.

Старец любил церковные последования, полунощницы, утрени, любил Литургию и особенно раннюю, за которой поминаются усопшие. От долгого молитвенного стояния ноги его ниже колен были совершенно темные, почти черные, гноились и требовали перевязок до самой смерти. Несмотря на это, он бодро и терпеливо выстаивал церковные службы.

При игумене Маврикии продолжалось строительство монастыря. В 1911 году недалеко от Воскресенского скита, у подножия горы Елеон была возведена деревянная церковь в честь Успения Божией Матери и построены два келейных корпуса Гефсиманского скита. В 1914 году по желанию и на средства Великого Князя Николая Николаевича для поминовения всех погибших воинов, защищавших Отечество, была построена каменная церковь Смоленского скита. Устроена больница с храмом в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». В 1912 году, во время правления игумена Маврикия, указом императора Николая II игуменам Валаамского монастыря была предоставлена привилегия совершать богослужения в митре.

Осенью 1917 года игумен Маврикий принял участие в работе Поместного Собора, представляя на нем Валаамский монастырь. Благополучно вернувшись в декабре в обитель, старец внезапно серьезно заболел. Страдая от боли и почти не вкушая пищи, он смиренно переносил болезнь, сознавая, «что, по воле Божией нужно отходить в другую жизнь». 30 декабря по желанию болящего отец наместник Павлин совершил пострижение старца в великую схиму с прежним именем Маврикия. 9 февраля 1918 года, в праздник отдания Сретения Господня, в 12 часов пополудни большой колокол двенадцатью ударами возвестил братии о мирной христианской кончине ее старейшего аввы. 12 февраля после совершения заупокойной литургии тело схиигумена Маврикия было предано земле на старом братском кладбище. При прощании лицо почившего было открыто. Старец, как живой, благолепно возлежал в гробу.

«С чувством сыновней любви к почившему отцу, игумену Маврикию, мы его проводили на вечное упокоение. Думаю, что не согрешу, если скажу, что едва ли Валаамская обитель увидит такого ревностного старца-молитвенника, который служил нам всем примером. Ушел от нас наш отец…», – писал в дневнике иеромонах Памва.


Источник: Валаамский патерик - пос. Валаам (Респ. Карелия): Изд. Спасо-Преображ. Валаам. монастырь, 2001. - 365, [3] с.

Комментарии для сайта Cackle