Часть II. Советы и наставления Иеросхимонаха Иннокентия
Если после благодатных чувств вдруг появляется сухость в молитве, бесчувственность, – не унывайте, не падайте духом, продолжайте усердно взывать ко Господу о помощи, жалуясь на свою немощь и «окамененное нечувствие»80: «Ты видишь, Господи, что я без Тебя – ничто. Все во мне немощно, только сильны во мне пороки и страсти, научающие меня противиться всеблагой воле Твоей. Научи меня Сам покоряться Твоей воле. В руки Твоего превеликого милосердия вручаю душу и тело мое, чувства и глаголы моя и души моея движения». И Господь услышит ваши молитвы и, когда нужно будет для вас и полезно, вернет вам благодать Свою. А отнимает Он ее смотрительно и благодатных чувств не усуглубляет в нас, грешных, жалея нас.
Храни всегда чистоту сердца, помни этот мой завет тебе! Да будет примером тебе во всем Пресвятая Дева Мария. У Нее учись кротости, смирению, всегда имей Ее образ перед собой и старайся подражать Ей во всем. Молись Ей всегда, призывай Ее на помощь. Да будет Матерь Божия тебе покровом и защитой. [Батюшка с особо теплым чувством молился Матери Божией и как-то сказал, что слышал от Нее повеление разбудить спящих. – Примеч. сост.]
Когда в скорбях и болезнях будем малодушествовать и роптать на других, а иногда и на Бога, то терпения – не миновать, а пользы никакой не будет. Постараемся исправиться хотя и не делами, но, по крайней мере, душевным расположением: уничижением, смирением, самоукорением, а от сего придет к нам молитовка и милостью Божиею обрящем покой душам нашим81.
Иди средним, царским, путем, не вдавайся в крайности. Проси смирения, без него нельзя, это главное, а еще – послушание, но выше еще в жизни духовной – это рассуждение. Святые отцы говорят: «Велико смирение, оно одно сильно довести нас до Царствия Небесного, но без рассуждения оно ничто».
Духовная брань в вас усугубится, а мы-то, грешные, с какой силой испытываем ее. Как начнется иногда смятение помыслов, так и закружат, и с такой силой, что духа не переведешь, ослабеешь в борьбе совсем и спасаешься одной молитвой, призывая молитвенную помощь отца своего духовного.
Ты считаешь жизнь свою тягостной. Господь сотворил нас не на плач, а на радость, но мы сами причиной того, что отравляем гордостью дни жизни нашей. Хотя не можешь сама собой одолеть какую-либо страсть, смирись – и успокоишься. Не надо смущаться и отчаиваться.
Тогда мы любовь к Богу показуем, когда добльственно терпим находящие скорби и смиряемся в оных, считая себя достойным того. От сего человек приходит в преспеяние великое и по мере смирения получает от Бога утешение, однако искать оного не должно, оно само придет.
Помыслы хульные, известно, за гордость попускаются. Надо стараться иметь смирение и никого не осуждать, а помыслами оными не беспокоиться, считая оные за ничто, ибо они не твои. Когда будешь смущаться, то враг будет нападать, а когда будешь презирать их, то [они сами собой] исчезнут.
Неужели без скорбей нельзя спастись? Никак нельзя. Все святые шли скорбным путем и угодили Господу, а ты хочешь спастись, а понести скорби не хочешь. «Возьми крест свой и по Мне гряди»82, – сказал Господь. За отраду не дают награду, а [дают] – за скорби, болезни, гонения.
Между званием и наградой большой промежуток и поприще, на котором призванные имеют подвиг и брань противу невидимых врагов... Но да не унываем, а призываем всегда всесильную помощь Божию и употребляем надежное оружие на врагов – смирение.
Не скорбите чрезмерно о прежних грехах ваших, но чувствуйте себя всегда виновной пред Господом. Если грехи (исповеданные) продолжают мучить совесть, то святые отцы говорят, что должно в них опять принести покаяние.
Ни в каких иных подвигах наше спасение – ни в поклонах, постах и прочем, – а в смирении, в любви к ближним. Если ближнего оскорбим – Господа оскорбим. С ближним в мире – с Господом в мире.
Если Матерь Божия была уверена, что душу Ее возьмет Сын, и так Она молилась, чтобы избавиться от злых духов и мытарств, то кольми паче нам нужно помышлять о смерти, просить и молиться, чтобы пройти мытарства.
Гордость более всего лишает людей и добрых дел и помощи Божией. Где нет света, там тьма, где нет смирения, там заступает место гордость, от которой да избавит тебя и всех нас Господь.
Осмотрись, человек, что ты делаешь? Ты потерял веру и совесть, горе тебе, беззаконник. А если в этот час позовет Господь? Что медлишь, впереди – вечность, возврата не будет.
Грех спать, когда люди молятся. Когда трудно вставать, скажи себе: «Анна (каждый назови свое имя), Господь и Бог мой зовет тебя к Себе на беседу». Молитва ведь есть беседа с Богом.
Дело монашеское – смирение, самоукорение, преданность воле Божией и молитва. Молитвою мы все милости можем испросить у Господа.
Кто обращает взоры на свои недостатки, тот всегда находит [считает] других лучше себя. И только такой стоит на пути непа́дательном.
Чтобы достигнуть любви, нужно прежде приобрести смирение и самоукорение, то есть во всяком неприятном и скорбном случае [следует] винить себя, а не других.
Нет ничего полезнее, как Бога благодарить за все случающееся – приятное и неприятное, и не винить никого, кроме самих себя.
Назначенной от Бога доли никто у вас не отнимает. У Господа богатства на всех хватит, только бери обеими руками, но – за смирение и терпение.
Враг полцарства готов отдать, только бы нарушить мир душевный. Только ослабь бдительность над собой – такую вызовешь бурю!
Когда видишь согрешающих, скажи себе: «Они согрешили, они сумеют и покаяться. А я согрешу – может быть, и не смогу покаяться».
Когда обидят, скажи себе: «Святые какие страшные мучения терпели за Христа, а я обидного слова не могу вынести».
Не смотри на тех, кто живет нерадиво, и не осуждай их, хотя бы их было великое множество. Каждый за себя даст ответ Богу.
Борьба (с помыслами) всегда должна быть, чтобы человек следил за собой.
Невоздержание наказывает душу и тело. Что сверх меры – не питает, а вредит.
Бог благословит добро творить, а на плохое сами догадаетесь.
Многие лежали (больными), а полки́ бесов прогоняли (молитвой).
Стяжи матерь добродетелей – молитву, а с ней и дети придут – все прочие добродетели.
Бдите и молитеся, да не внидете в напасть83. Напасть к нам приходит, когда мы оставляем молитву.
Всё дадут, а молитву никто не даст, если себя не понудишь.
Кто хранит себя в чистоте, целомудрии, тому удобнее [легче] дается молитва.
Смиряйте себя пред Богом, учитесь самоукорению, считайте себя всегда и во всем хуже других – и тогда приобретете мир душевный.
Уныние – смертный грех. Боритесь против него, призывая имя Господа Иисуса, не предавайтесь унынию никогда.
Демон постов не боится, а боится умной молитвы: когда ум вперяем в слова молитвы.
Бог не требует от болящего трудов и подвигов. Чего же требует? Терпения, благодарения, молитвы и душевного благоустроения. Наблюдать надо над собой, чтобы дух не раздражался.
Враг не настолько силен, чтобы нанести тебе зло, какое хотел бы, а насколько Бог попустит.
Все дело в помыслах, вернее – в борьбе с находящими помыслами. До́лжно не принимать их, а отражать, ибо они (печаль, уныние, сомнение, ропот, отчаяние) – от врага. Единственно верное средство против наветующих [производящих козни] бесов – это призывание имени Божия.
Знай, что причина наших скорбей не люди, а страсти.
Читай [свято-] отеческие книги и от них научайся житию духовному.
Как бы ты себя познала, когда бы никто тебя не тронул и не показал, какие в тебе кроются страсти? А ты от сего, познав свою немощь, смиришься.
Самооправдание умножает беспокойство и вонзает в сердце злопомнение, от чего да избавит тебя Господь.
Если будешь укорять других и считать их виноватыми в своей скорби, то более скорбей на себя навлечешь и отяготишь свой крест.
День, проведенный в грехе, кажется и приятным и усладительным. А впоследствии – из горечи горечь, из отвращения отвращение.
Душа дороже всего мира. Если мы спасем душу – спасем все, если погубим душу – погубим все.
Тогда нам будет покой, когда пропоют: «Со святыми упокой». И то не всем [покой], а тем, кто угодит Господу.
«Радость моя, стяжи дух кротости, и возле тебя сотни спасутся. Радость моя, стяжи дух мирен»84.
Слава Богу, слава Богу, слава Помощнице моей – Пречистой Деве Марии. Святителю отче Нико́лае, святая великомученица Варваро, вам дана от Господа власть помогать больным и внезапно умирающим, помогите мне, не оставьте меня!
Слава Богу [за то], что я вижу в себе. Что же я вижу в себе? Вижу грех непрестанный, вижу непрестанное нарушение заповедей Бога моего. И все это видит Бог и долготерпеливо ожидает моего обращения.
То ли, се ли, а нам твердо нужно знать и верить, что без воли Божией, без попущения Божия ничего с нами не бывает: ни диавол, ни человек не могут нам повредить без воли и попущения Божия.
Тому граду или дому не устоять, где будут уставы ломать.
Матерь Божия, мы не достойны неба и земли и всякого утешения, но сотвори с нами милость Твою, помоги нам исправиться.
О грехе осуждения ближних батюшка говорил: «Ей, Господи Царю, даруй мне зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего»85.
Господь не спросит, почему не разбирала дел чужих? А спросит: почему не плакала о собственных своих делах?
Все минется, все минется, одна правда останется.
Что реку́ человеку-чудаку и что возглаголю творящему свою волю?
Что высоко пред людьми, то мерзость пред Богом86.
Часто старец любил повторять: «Не моя, но Твоя всесвятая воля буди надо мною, о сладчайший Иисусе»87.
«Помилуй мя, помилуй мя!» А придет ли милость – Бог весть.
Путь в Царствие Божие скорбный. Не одними, а многими скорбями подобает нам внити в Царствие Небесное88. Без креста не дойдешь до Христа.
Умный тот, кто Богу угождает да больше молчит, а если говорит, то только полезное и угодное Богу.
«Господь обиды нам велел прощать и забывать. Он Сам изрек во святом Евангелии: »Любите враги ваша... добро творите ненавидящим вас. Благотворите клянущих вас... молитесь за обижающих вас, и будет вам награда великая на небесех. Аще бо любите любящих вас, кую мзду имате?«89. Какая вам награда? Это и язычники творят» – все это прозвучало в ответ на замечание, что слова эти для совершенных святых. А батюшка тут же объяснил: «Будите убо вы совершени, якоже Отец ваш Небесный совершен есть90. Стоя на молитве, прощай всем, на кого обиду имеешь, кто против тебя согрешил, и простит тебе Господь грехи. А если мы не прощаем, и Господь не простит. Случится с тобою неприятное или нежелательное, говори себе: «Я одна во всем виновата». Или, вернее: «Лидия, ты одна во всем кругом виновата. За грехи твои послал тебе сие Господь»».
От зрения промысла Божия образуется глубокая кротость и неизменная любовь к ближним. Для такой души нет оскорблений, обид, злодеяний. Вся тварь действует по воле Божией или по попущению Божию, она только слепое орудие. Отрадно среди страданий говорить себе: «Достойное по делам моим приемлю, лучше мне пострадать в сей кратковременной жизни, чем в вечных муках ада. Грехи мои не должны остаться без наказания, того требует правосудие Божие, а что наказуемся здесь – есть великая, неизреченная милость Божия. Слава Богу, слава Богу, слава Богу за всё! Матерь Божия, даждь ми слезы покаяния и исповедания грехов моих».
Кто обидел или оскорбил, не обращай внимания на оскорбившего, а обращайся к Богу. Не воздавай злом за зло, а думай так: «Христианин есмь, да будет воля Господа Бога моего на мне, а не моя воля... Это искушение трудное и неудобное для перенесения, но да будет воля Божия... Этих скорбей, напастей и болезней я не предвидел и не ожидал, да будет воля Божия на мне... Эти люди намеренно, по злому умыслу оскорбили меня – да будет воля Божия на мне... Так Богу угодно, Бог этого хочет. Не моя, но Твоя воля буди на мне, о сладчайший мой Иисусе».
Перед сном батюшка говорил: «Се, Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща«91. Его спросили: «Как же Господь осудит, ведь Он в полночь придет, а в это время все спят?». Батюшка отвечал: «Все спали, и Господь спал, а вот если сердце спящее не мирно – за это осудит Господь, а за сон не осудит. Когда проснешься ночью, нужно прочитать: «Се, Жених грядет в полуиощи...» три раза и «Богородице Дево, радуйся...»».
В трудных обстоятельствах нужно предавать себя воле Божией: так Богу угодно; Бог этого хочет. «Не моя, но Твоя всесвятая воля буди надо мною, о сладчайший мой Иисусе»92. Этот человек по злому умыслу оскорбил меня – так Богу угодно, Бог этого хочет. Кто тебя обидел? Кто тебя оскорбил? Грехи тебя обидели, грехи оскорбили, а грехи твои не должны остаться без наказания – этого требует правосудие Божие; а то, что они наказываются в здешней жизни – это великое Божие милосердие. Слава Богу за всё!
Батюшка часто говорил: «Живем-живем, да умрем, да в будущий мир пойдем. С чем пойдем? Где обрящемся? Что, как не угодим Господу? Увы, увы, покаяние Господь обещал, смерти не обещал. Бдите и молитесь, да не внидите в напасть. Напасть к нам тогда приходит, когда мы оставляем молитву. «Оставил Ты меня, Господи, потому что я оставила Тебя. С тех пор как оставила Тебя, не видела ни одного счастливого дня на земле"».
После исповеди батюшка всегда говорил: «Прими во уверение. Господь простит грехи твои. Положим начало благое. Оно полагается не с верхней, но с нижней ступени – со смирения, самоукорения, познания не чужих, а своих немощей. Да почаще призывай имя Божие: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную». И будет хорошо и очень хорошо».
Река, а на берегу – сонм монашествующих. С другого берега к ним голос: «Возьмите крылья и летите». Легко перелетели монашествующие первых веков – они исполнили заповеди. Труднее пришлось следующим за ними: они летели и опускались. А третьи так и не смогли перелететь. Но Господь силен из рва извлечь. А нам, мирским, хранить надо веру, иже аще имет веру и крестится, спасен будет.
Старец учил молиться: «Господи, даждь ми любовь к ближнему, любовь непорочную, одинаковую ко всем: к любящим и оскорбляющим мя и к ненавидящим мя. Господи, даруй мне терпение во всех скорбях моих. Господи, умертви меня для мира, Господи, отыми мою греховную волю и насади в сердце моем волю Твою святую, да терплю я делом, словом, помышлением, всеми моими чувствами».
Жив Господь, пред Его всевидящими очами стою, сижу, делаю. И Вездесущий все видит и все слышит, и долготерпеливо ожидает нашего покаяния, соединенного со страхом и смирением и взыванием о помиловании: «Господи, хощу или не хощу, спаси меня. Господи, имиже веси судьбами, спаси меня». В борьбе с блудными помыслами поможет: «Иисусе сладчайший, помоги мне».
Батюшка всегда просил: «Матерь Божия, избавь меня от многолетних моих страстей: зависти, гнева, ропота и осуждения. Матерь Божия, умоли Сына Твоего дати мне оставление прегрешений, ныне и прежде совершенных мною».
Подсолнечник, или илиотропион... Я сам наблюдал за ним, как он с раннего утра движется за солнышком. Куда солнышко, туда и он поворачивается, хотя бы солнышко и за тучами было, все равно он идет за ним. Так и христианину, кольми паче монашествующим, должно обращать ум свой и сердце к Солнцу правды – Христу.
Не бойся врага. Он настолько силен оскорбить тебя, причинить тебе зло, насколько Господь попустит, и не тогда, когда враг того хочет, а когда Господь попустит. Без попущения Божия он и слова оскорбительного не скажет, а не то чтобы зло какое сделать.
Самоубийца не увидит лица Божия. Сразу после смерти приступают к нему диаволы и берут его душу и ввергают на самое дно, в адскую бездну, и смрад мучений их страшнее всякого земного зловония.
Нищие – наши первые ходатаи пред Богом. Их молитва молниеносно восходит к престолу Божию. А ты подаешь корочку и назови имя, за кого помолиться.
Об абортах: «Та мать, которая извергает свое чадо, – убийца. Она хуже свирепой львицы: та родит и растит своего детеныша».
Батюшка учил молиться так: «Мати Милосердия, помилуй меня. Мати Божия, Заступнице усердная, умоли Сына Твоего и Бога моего дати ми оставление грехов моих, ныне и прежде соделанных мною».
«Господи, Ты видишь скорбь мою, помоги мне, отгони от меня супостата. Я Твоя, да будет воля Твоя на мне, грешной, и надо мной».
Господь и с птицей летает, и с рыбой плавает, и со змеей ползает, куда она ползет. Как это может быть? Она – Его творение.
В последние времена не только миряне, но и монашествующие будут спасаться скорбями, болезнями и гонениями.
Господь посылает скорбь, но если видит, что человек малодушен, изнемогает, Он меняет скорбь на утешение.
«Матерь Божия, Владычице, Владычице милостивая, не остави мене, грешную». Матерь Божия и не оставит.
«Мати Божия, Пречистая! Даждь ми возлюбити Сына Твоего и Тебя, Пречистая, и творити во всем волю вашу».
Блажени не егда любят, а егда возненавидят вас все человецы. Горе вам, если все добре рекут о вас.
Спасение во многом совете. Но – не со многими, а обо всем с одним тебе данным отцом духовным.
Отчаяние, малодушие и уныние – вот искушения, губительные для души, и радость диаволу.
Все сказанное или сделанное без молитвы и благословения погрешительно или вредно.
При всех восторженность свою не показывай, со своими можно, а при других не надо.
Господь любит грешников, ибо за них Он умер, не за праведников, а за грешных.
Если помысел осуждения приходит, говори себе: «Его грехов – капля, а моих – море».
Не в том дело, что помыслы приходят, а в том, чтобы не принимать их.
Неизреченной красоты обители будут у иноков последнего времени.
Не знаю другой причины падения в блуд, как гордость и осуждение.
Те, которые нас хвалят, – корят, а те, которые нас корят, – хвалят.
Господь тому дает, кто правильно живет, кто к Нему притекает.
Все будет дано, и даже без труда, только служи Господу.
Помни последняя твоя и во веки не согрешиши93.
Кто о смерти не памятует, того мука не минует.
Нет ничего страшнее, как жить своим умом.
У кого голосок [певческий] – у того и лишний бесок.
Не делать добро – грех.
Не давай воли глазам. Ефрем Сирин направлялся в большой город и просил Господа, чтобы Он послал ему человека, который преподал бы ему наставление для души его. У входа в город сидела блудница и пристально посмотрела на пустынника. Смутившись, святой спросил: «Что ты смотришь на меня?». Она ответила: «Мне подобает на тебя смотреть. Я – жена, от мужа взята, а ты – муж, от персти взят, и в персть смотреть должен». И возблагодарил Ефрем Господа за назидание, полученное от блудницы.
Особо действенна молитва «Богородице Дево, радуйся». Читать ее нужно раз двенадцать в день.
Духовные чада отца Иннокентия возле его могилы на Алексеевском кладбище, предположительно, в день рождения старца, 5 июня 1949 г.
* * *
Близко к тексту процитировано наставление прп. Серафима Саровского иноку Иоанну: «Радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысяча душ спасется около тебя» (Жития святых. В 12 т. М., 1904. Т. 5. Кн. 1. С. 100). – Примеч. ред.
Из молитвы прп. Ефрема Сирина.