прот. Владимир Рыбаков

Источник

II. Источники жития св. Иосифа Песнописца

Источники: жития и синаксари. Житие Малое Феофана. Сокращенные его редакции: по Афонской рукописи № 769 Пантелеимоновского монастыря, по рукописи № 240 Ленинградской Публичной библиотеки. Житие Большое Иоанна диакона. Сравнение обоих житий в отношении исторического материала и хронологии. Синаксари. Канон в честь преподобного Иосифа Песнописца как исторический материал.

Источниками, откуда мы можем почерпать сведения о жизни и деятельности преподобного Иосифа, являются жития его и синаксарные сказания. Известны два жития – краткое и пространное, или Малое и Большое. Первое было написано ближайшим учеником и непосредственным его преемником по управлению монастырем игуменом Феофаном. Текст этого жития долгое время был неизвестен, хотя существование его устанавливалось показанием автора второго жития, пользовавшегося Феофановским сочинением. Болландисты считали таковым помещаемый или на страницах своего издания Claromontanum как лучший, по их мнению, из всех и основной, которому почти (fere) следуют другие манускрипты.5 Но в 1901 г. покойный проф. Петроградского университета А. И. Пападопуло-Керамевс издал по рукописи XII века, находящейся в Парижской Национальной библиотеке под № 1534, доселе неизвестный текст названного жития, с полным надписанием в начале, указывающим автора, именно: βίοϛ καὶ πολιτεία τοῦ ὁσίου πατρὸϛ ἡμῶν Ἰωσὴϕ τοῦ ὑμνογράϕου … συγγραϕεὶϛ παρὰ Θεοϕάνουϛ μοναχοῦ πρεσβυτέρου καὶ ἡγουμένου τῆϛ αὐτοῦ μονῆϛ.6 Это житие имеет для нас особенную ценность. Оно, во-первых, самое раннее по времени. Оно, вероятно, написано вскоре после смерти преподобного Иосифа (☦ 883) и после смерти патриарха Фотия (☦ 897)7 и не позже самого конца IX века. Издатель жития справедливо полагает, что последняя глава (XVIII) содержит черты современности и написана под непосредственным впечатлением переживаемых обстоятельств. Автор жития просит преподобного Иосифа, чтобы он умолил Владыку Христа умиротворить Церковь, изъять из среды ее все соблазны, сохранить православную веру до скончания века непоколебимой и т. п. Чувствуется, что это не просто обычный фигуральный прием летописца, а это есть истинная скорбь души, болеющей о современных недугах церкви и церковной жизни. Восточную церковь тогда возмущали – горделивое отношение Запада, вызывавшее раскол, и догматические там нововведения как учение об исхождении Св. Духа и от Сына… Все это было отчасти сглажено и несколько прекращено Константинопольским собором при патриархе Антонии и папе Иоанне IX – в самом начале X века (900–901 г.).8 Следовательно, Феофан, молясь о прекращении церковных ненормальностей, писал свой труд до этого собора. Во-вторых, житие ценно тем, что оно писано непосредственным свидетелем значительного периода жизни и деятельности преподобного Иосифа. В своем сочинении Феофан указывает, что он учился у преподобного Иосифа с детства (παιδόθεν)9, что он был им пострижен10 и под его руководством проходил школу монашеской жизни, был самым близким и любимым его учеником, так что преподобный Иосиф перед своей смертью без колебания избрал его себе преемником в монастыре и как такового представил патриарху Фотию.11 Вероятнее всего, что Феофан пришел к Преподобному, когда он основал уже свой монастырь около храма Иоанна Златоустого, и, следовательно, за исключением времени изгнания преподобного Иосифа в Херсон, все время был с ним и мог хорошо знать Преподобного на протяжении значительного периода по непосредственному наблюдению;12 то же, чему он не был сам свидетель, он мог узнать от других, как он заявляет в первой главе своего труда.13

О своем сочинении Феофан думает очень скромно; труд – без достоинств (παρ᾽ ἀξίαν) и писан спешно (ἐσχεδίασται).14 Последнее отчасти можно наблюдать и в самом тексте; автор нередко, вместо подробного изложения какого-либо события или описания подвига или характера Преподобного, заявляет о своем стремлении – сказать кратко или сократить то, что растянуто на протяжении долгого времени.15 Очень возможно, что благодаря этой спешности он многое мог опустить совсем, многое только наметить. Но и при указываемой спешности и стремлении к сокращению Феофан пишет житие вполне по тогдашним правилам, со введением, изложением и молитвенным заключением, с разными вводными риторическими фигурами, метафорами, сравнениями, обращениями, восклицаниями, с значительным учительным элементом. Это, конечно, минус для историка, но все-таки житие представляет много ценного исторического материала.

Труд Феофана послужил основанием для целого круга синаксарей, составленных почти из выражений Феофановского жития. А. И. Пападопуло-Керамевс обращает внимание на три подобных редакции синаксарей16 и приводит для сравнения после текста жития четвертую, взятую им из одной рукописи XV века, как более близкую к основному тексту жития, хотя и имеющую уже значительную вставку под влиянием других источников. В дополнение к этим мы можем указать еще новую редакцию, представляющую почти буквальное воспроизведение Феофанова жития, в его исторической части. Эта редакция найдена нами в библиотеке Афонского Пантелеимоновского монастыря, в греческом рукописном прологе, № 769, о котором мы дали описание выше.

В этом прологе на листах 220а, 220б, 221а и 221б и находится самый текст указываемого нами жития, которое мы даем ниже в приложении. Сравнивая этот текст с текстом Малого Феофановского жития Иосифа Песнописца, изданного проф. А. И. Пападопуло-Керамевсом, нельзя не заметить, что автор первого, несомненно, имел под руками последний, с большим искусством сокращая его, оставляя только главное фактическое содержание. Афонская редакция с сокращением воспроизводит из восемнадцати глав Феофанова сочинения одиннадцать, именно: I, III, IV, V, VI, VII, VIII, IX, X, XII и XVI. Эпитоматор весьма часто берет у Феофана подлинные выражения, но пользуется ими в меру, искусно связывая их, а в иных нередких случаях самые факты передавая в крайне сокращенной форме; причем одним из излюбленных им приемов такого сокращения является употребление родительного независимого. Близкое отношение нашей редакции к оригиналу особенно должно быть подчеркнуто при сравнении с другими известными синаксарными сказаниями о знаменитом Греческом песнописце. Тогда как последние синаксари сохраняют на себе следы многих влияний и Малого и Большого житий и других источников, наша редакция отображает влияние только одного Малого жития. (В этом отношении весьма любопытен чисто внешний арифметический подсчет: из 625 слов всего нашего жития (считая и члены и другие мелкие частицы) 422 являются буквально взятыми из оригинала, 94 представляют некоторое изменение – или в падеже, или в числе, или в глагольных формах. И только 109 слов в полном смысле не находят себе тожества, хотя и в них очень часто заключается тожественная с оригиналом мысль, только в других выражениях. Иначе говоря, в Афонском житии более 82% почти полного буквального тожества с Феофановским житием.) Что касается разностей, то мы должны указать следующие:

1)      Во II главе жития говорится, что преподобный Иосиф во время варварского нашествия спасся σὺν τοῖϛ τεκοῦσι καὶ ἀδελϕοῖϛ, т. е. с родителями и братьями; а по прологу Афонской рукописи читаем: σὺν μητρὶ καὶ ἀδελϕῇ, т. е. с матерью и сестрой.

2)      О христоборческой ереси по житию (гл. VI) указывается, что она явилась τοῦ μισοῦντοϛ μᾶλλον Θεὸν ἢ ϕιλοῦντοϛ δυσσεβῶϛ τὰ βασίλεια χειρίζοντοϛ σκῆπτρα, т. е. «когда царская власть недостойно находилась в руках такого человека, который более ненавидел Бога, чем любил». Кто же это? Феофан не называет прямо имени нечестивого царя, но указывает его описательно, что это был тот царь, который (соответственно своему имени) должен бы более любить Бога (Θεὸν ϕιλεῖν – Θεόϕιλοϛ), а он ненавидел Его (Θεὸν μισεῖν – Θεομισήϛ). Афонское же проложное житие под № 769 рукописи, как бы вскрывая тайну Феофана, говорит определенно: ἡ χριστομάχου αἵρεσιϛ ἀνεϕύη τοῦ εἰκονομάχου Λέοντοϛ τοῦ δυσσεβοῦϛ.17 Как это понять, вопрос другой, к которому мы вернемся впоследствии.

3)      По Малому житию Феофана весь эпизод с получением мощей апостола Варфоломея от одного богомольца в Фессалии произошел πάλαι18 – «давно, прежде, некогда», а по Афонской рукописи № 769 стоит другое слово, придающее совершенно другое значение, именно не πάλαι, а πάλιν, «опять, снова». Первое πάλαι указывает на какое-то прежнее, давнее в жизни Иосифа событие, а второе – πάλιν, на повторение, на повторное пребывание его в Фессалии. Нам думается, что последнее выражение очень существенно и весьма естественно. Не было ли слово πάλιν в самом оригинале Феофановского жития? Первый раз Иосиф был в Фессалии, когда жил в Солунском монастыре Латома, снова же – πάλιν был, когда один возвращался из Критской тюрьмы. Прп. Григория Декаполита – его друга и учителя в живых тогда не было. Поэтому и дальнейшую фразу этой редакции: ναόν τε τούτῳ σὺν τῷ κλεινῷ Γρηγορίῳ ἐδείματο (вместо неподходящего συνανεδείματο у Феофана, или ἀναδείμασθαι в Большом житии, а то и другое слово придают значение – restaurare), надо признать самой соответствующей и означающей, что Иосиф построил храм в честь двух святых – и ап. Варфоломея и прп. Григория Декаполита, мощи которого он перенес в свой Константинопольский монастырь и которого прославил потом отдельным каноном. Это дает основание сделать заключение, что самый храм был построен не в Фессалии, как думал М. Гедеон19, или наш ученый Хр. Лопарев в своей диссертации «Византийские жития святых VIII-IX веков»20, а в Константинополе.

4)      По житию Феофана представляется, что когда преподобный Иосиф в собственном монастыре построил храм в честь св. ап. Варфоломея и своего учителя прп. Григория Декаполита, то был в большой заботе, чтобы почтить песнопениями праздники их (μελῳδήμασι τὰϛ αὐτῶν πανηγύρειϛ κοσμεῖν) обоих – и ап. Варфоломея и прп. Григория.21 В проложном Афонском житии, напротив, сказано: …μελῳδήμασι τὰϛ αὐτοῦ πανηγύρειϛ κοσμεῖν, т. е. одного, очевидно св. ап. Варфоломея. Так как известны два праздника в честь св. апостола Варфоломея (11 июня и 25 августа), то возможно допустить и это чтение. Но не вернее ли видеть здесь простую ошибку-описку писца, потому что, как видно из дальнейшего рассказа, прп. Песнописец хотел прославить не только св. ап. Варфоломея, но и прп. Григория Декаполита, о чем он вероятно и беспокоился накануне памяти этого Преподобного и был утешен после чудесного видения, именно в это время – πρὸ τῆϛ τοῦ ὁσίου μνήμηϛ Γρηγορίου.22 Любопытно сравнить житие Иосифа по Афонской рукописи № 769 с Петровым прологом по рукописи № 240 Ленинградской Публичной библиотеки. Непосредственное сравнение двух рукописей обнаруживает, что житие Иосифа по рукописи Ленинградской Публичной библиотеки короче первого, написано более сжато, в одних местах более определенно, в других без желания расшифровать описательную формулу Феофана. В частности, относительно варваров, сделавших нападение на Сицилию и разрушивших ее, сказано, что это были Агаряне. От меча последних Иосиф бежал в Пелопоннес σὺν μητρὶ καὶ ἀδελϕοῖϛ с матерью и братьями, т. е. по рукописи Публичной библиотеки передается это ближе к Афонской ркп. в отношении матери, но ближе к Феофановской редакции в отношении братьев. Относительно времени выступления на общественное служение Иосифа сказано вообще, без каких-либ­о личных указаний: «когда же возродилась христоборческая ересь иконоборцев»23, т. е. ркп. Публичной библиотеки ближе к рукописи Афонской и житию Феофана. Когда Иосиф построил свой монастырь, перенес туда мощи ап. Варфоломея и Григория Декаполита и воздвиг храм во имя их, то был в большой заботе – украсить песнопениями τὰϛ αὐτοῦ πανηγύρειϛ. Опять так, как в ркп. Афонской, т.е. праздники его одного – именно ап. Варфоломея. Изгнание Иосифа указанная рукопись знает только одно от Варды и в г. Херсон, причем открывает и причину изгнания, расшифровывая таким образом краткое выражение Феофана: …λέγω δὴ τὰ περὶ τοῦ Καίσαροϛ Βάρδα λαληθέντα τε καὶ πραχθέντα24 или более краткое Афонской рукописи …τὰ περὶ τοῦ Καίσαροϛ Βάρδα λαληθέντα. Но в рукописи Ленинградской Публичной библиотеки есть одна подробность, которой нет ни у Феофана, ни в Афонской рукописи, которая касается вопроса о заказчиках канонов. Получивши благословение от ап. Варфоломея слагать священные песнопения, Иосиф ἀπόνωϛ καὶ μετ᾽ εὐκολίαϛ τὰϛ ἱερὰϛ μελῳδίαϛ τοῖϛ αἰτουμένοιϛ παρέχειν. В этом отношении рукопись Публичной библиотеки близка к Синаксарю, который дает проф. А. И. Пападопуло-Керамевс по рукописи XV века.25

Второе пространное житие преподобного Иосифа написано ритором диаконом Великой Константинопольской церкви Иоанном, жившим в XI веке и не позже XII. Текст пространного жития находится в Acta SS. Apr. t. I и у Migne, gr. ser. t. CV, cd. 939–976. Труд Иоанна своей основой и главным источником имеет сочинение Феофана, по мнению Иоанна, неполно излагающее всю жизнь и подвиги преподобного Иосифа. В III Главе пространного жития автор указывает: «жизнь сего блаженного (т. е. Иосифа) составлена неким Феофаном, удостоенным священного сана пресвитера и зачисленным в списки монахов. Однако он (Феофан) много опустил из его жизни (οὐ μὴν ἀλλὰ παρέδραμεν τοῦτον πολλὰ), т.к. труд свой составлял с поспешностью (μετὰ σπουδήν). И конечно, в чем (οἷϛ) тот (т. е. Феофан) сократил жизнь сего блаженного, в том (ἐν τούτοιϛ) побуждает (соб. подвигнул, пробудил – προεβίβασεν) нас на широту рассказа».26 Таким образом, этот последний биограф ставит своею задачею восполнить краткость Феофанова жития, изложить его более полно и более красиво.27 Действительно, скажем словами А. И. Пападопуло-Керамевса, Иоанн следует шаг за шагом за Феофановскими записками, заимствуя из них иногда целые выражения, которые он развивает разными подробностями.28 Но, к сожалению, большая часть этих подробностей должна быть отнесена к области одной риторики. Если у Феофана мы указывали пользование риторическими фигурами, разными метафорами, сравнениями, обращениями, то здесь все это в значительной степени расширено, увеличено. С целью назидания читателей здесь особенно распространен учительный элемент, причем автор с особенною любовью останавливается на той стороне жизни и деятельности Преподобного, которая характеризует его как монаха-подвижника. Для полноты мы представим здесь сравнительную сводку всего исторического материала по обоим житиям.


По Феофану По Иоанну
1. Предисловие, где автор скромно сознается в своих силах, чтобы достойно описать жизнь святого Иосифа. Но автор, во-первых, ученик св. Иосифа с малых лет, следовательно, очевидец многих событий из жизни Преподоб­ного; во-вторых – многое знает со слов других очевидцев. 1. Idem, только более пространно. Автор указывает на Феофана, но хочет его распространить, так как Феофан, будто по торопливости, много опустил. На основании каких источников он хочет это сделать – не указывает.
2. Родина – Сицилия, именно один из знаменитых городов ее, давший немало знаменитых людей; может быть, Сиракузы. 2. Idem, без указания города.
3. Родители – Плотин и Агафия («сияют благочестием»); соответствие их жизни с самыми именами. 3. Idem, пространно о благочестии их; Idem об именах, но с другим содержанием.
4. Богатые природные дарования; воспитание в священных предметах. Успехи. 4. Idem.
5. Нашествие варваров, бегство в Пелопоннес (σὺν τεκοῦσι καὶ ἀδελϕοῖϛ), удаление в Солунь и пострижение 15 лет от благоговейного мужа. 5. Idem, но монастырь Латома в Солуни – ἱερὸν ϕροντιστήριον τοῦ Μεγάλου Θεοῦ καὶ Σωτῆροϛ… τοῦ Λατόμου; лета Иосифа при пострижении не указываются.
6. Суровая монастырская жизни, с усиленными подвигами благочестия по примеру святых, упоминаемых в Писании. 6. Idem, пространно перебирает ветхозаветных праведников, которым Иосиф подражал.
7. Иосиф – иеромонах. Когда? Точного указания нет. Вероятно, не скоро: τοῦ μακαρίου Ἰωσὴϕ τοῖϛ πνευματικοῖϛ καρποῖϛ βρίθοντοϛ, т. е. когда был отягчен, преисполнен духовных плодов или как ранее: τοσούτοιϛ διαλάμπων τοῖϛ κατορθώμασιν… 7. Idem. Когда? Нет указаний. Пространно об усиленных подвигах Преподобного в священном сане.
8. Прибытие в Солунский монастырь прп. Григория Декаполита, знакомство с прп. Иосифом, сближение и самая искренняя дружба на почве аскетиче­ских стремлений и подвигов. 8. Idem.
9. Отправление Иосифа с Григорием в Константинополь. По какой причине и для чего? О первой не говорится; второе – совместные аскетические подвиги. 9. Idem. Св. Григорий уходит в Константинополь «по некоторой необходимости» (διά τινοϛ ἀνάγκηϛ) и, не желая расстаться с Иосифом, берет его с собою.
10. В Константинополе поселяются при храме сщмч. Антипы, недалеко от св. Мокия (πλησίον… τοῦ ἁγίου Μωκίου) и предаются усиленным занятиям и изучению св. Писания вплоть до иконоборческого движения. Сколько времени? Вероятно, немало. Перечисляя разные занятия и их благочестивые упражнения, Феофан в конце главы замечает: ἵνα ἐπιτόμωϛ εἴπω τὰ χρόνοιϛ παρεκταθέντα συχνοῖϛ, т. е. скажу кратко о том, что растянуто на протяжении большого времени (гл. V). 10. Idem, но поселяются при храме мучеников Сергия и Вакха и предаются усиленнейшим подвигам; Иосиф, как бы начинающий, во всем старается подражать Григорию как более опытному в духовной жизни. До выступления «немного прошло времени» (гл. XVI).
11. Иконоборческое движение. При ком? Не указывается прямо, «когда царская власть недостойно была в руках такого, который более ненавидел Бога, чем любил». Несомненно Феофил (Θεὸν… ϕιλεῖν). 11. Idem, но «Лев Армянин». Противоиконоборческая деятельность прп. Григория (об Иосифе ни слова).
12. Ходатайство «некоторых» перед Григорием – послать Иосифа в Рим к папе послом. 12. Idem, но ходатайство «аскетов», монашествующих.
13. Отправление Иосифа в Рим, захват пиратами-варварами и заключение в Критской тюрьме. 13. Idem.
14. Жизнь на Крите, проти­воико­но­борче­ская деятельность Иосифа в тюрьме; обращение епископа. 14. Idem, но пространно с подробно­стями из неизвестного источника.
15. Явление Святителя Николая с изве­ще­нием о прекращении тяжелого для церкви времени. 15. Idem, но явление Святителя в канун Рождества Христова.
16. Возвращение Иосифа, когда церковь получила все иконное благолепие по смерти царя Феофила. 16. Чудесное возвращение при помощи Святителя Николая. «Возмущающий церковь и старающийся рассеять овец Христовых, расслабленный сначала тамошними судьями, соблюдается на день откровения» (гл. XXII). Здесь не дается имени царя, возмущавшего церковь. Но так как в дальнейшей XXVIII гл. выводится новое иконо­бор­ческое движение от злого царя (а подобным могло быть только иконо­борческое движение Императора Фео­фила), то, очевидно, под первым надо разуметь Льва Армянина. Так пони­мали и болландисты, считая пребы­вание Иосифа в Критской тюрьме Sexenio (до 820 г.). Лев Армянин, как известно, умер во время дворцового возмущения насиль­ственною смертью. Между тем замечание Иоанна «рас­слаб­ленный сначала» дает представ­ление о болезни. А от болезни умер Феофил. Получается путаница, проис­шедшая, вероятно, от пользова­ния какими-то разнообраз­ными источ­никами.
17. Кончина прп. Григория в отсутствие Иосифа, оплакивание последним его по возвращении из Критской тюрьмы и жизнь Иосифа на месте его подвигов с его учеником Иоанном. 17. Idem, но с большими подробно­стями о душевном состоянии Иоанна.
18. Живет там «многое время» и μετὰ χρόνουϛ συχνοὺϛ переходит в другое место (гл. IX). 18. Поживши «многое время», перехо­дит…
19. Жизнь у храма св. Иоанна Злато­устого в продолжение пяти лет (ἐπὶ ἔτη πέντε) (гл. IX). 19. Idem, но не указывается точно время пребывания.
20. Собрание около Иосифа множества монашествующих; собственный мона­стырь на пустом месте (ἐν χώρῳ ἐρήμῳ), по соседству с храмом св. Иоанна Злато­устого (τῇ καθ᾽ ἡμᾶϛ γειτνιῶντι μονῇ) (гл. IX). 20. Idem, свободное совершенно место, поблизости к храму св. Иоанна Злато­устого.
21. Πλειόνων μοναζόντων (гл. IX). 21. Τὸ πλῆθοϛ τῶν μαθητῶν.
22. Перенесение в новый монастырь мо­щей св. ап. Варфоломея и прп. Григория и его ученика Иоанна; построение им храма (ναόν… τῇ ἰδίᾳ ποίμνῃ συνανεδείματο) (гл. IX). 22. Idem.
23. Желание и молитва украсить пес­нями праздники их (τὰϛ αὐτῶν πανηγύρειϛ κοσμεῖν). 23. Idem, но одного Варфоломея.
24. Явление Иосифу св. ап. Варфоломея πρὸ τῆϛ τοῦ ὁσίου μνήμηϛ Γρηγορίου – и дарование песнотворческого дара. 24. Idem, но явление прежде памяти «великого» (по связи речи – апостола).
25. Песнотворчество. 25. Idem.
26. Новое гонение и изгнание при Варде в Херсон по делу Варды (τὰ περὶ τοῦ Καίσαροϛ Βάρδα λαληθέντα καὶ πραχθέντα) (гл. XII). 26. Гонение от «злого царя»-иконо­борца за иконопочитание и противо­ико­ноборческую деятель­ность. От Вар­ды и по делу Варды нет.
27. Возвращение после некоторого времени (μετὰ τιναϛ χρόνουϛ) и назна­чение скевофилаксом Великой Церкви при патр. Игнатии (разумеется 2-е его патриаршество с 867–877 г.). 27. Возвращение немного спустя (μετ᾽ οὐ πολὺ δέ), когда скиптры были даны православным царям (по изъяснению болландистов, это Феодора и ее сын Михаил III) и скевофилакс при Игнатии.
28. Иосиф и Фотий, их отношения. 28. Idem, Фотий избирает Иосифа духовником.
29. Предсмертные распоряжения и смерть Иосифа в псаломском возрасте (Пс. LXXXIX, 10), оплакивание его и погребение. 29. Idem и торжественная встреча святой души небожителями, вместе с Пресвятой Богородицею.
30. Заключение и молитвенное обра­щение. 30. Idem.

Вот весь материал! Как видно, в области фактов диакон Иоанн вносит следующие существенные изменения и дополнения. Прежде всего он относит первую противоиконоборческую деятельность Иосифа ко временам императора иконоборца Льва Армянина. Вероятно, диакон Иоанн так расшифровал приводимое нами выше Феофановское нарочито скрытое выражение о царе, ненавидящем Бога. Может быть, некоторый повод к такому расшифрованию могла подать подобная рукопись, как Афонский Пролог за № 769, где, как мы видели уже, прямо называется нечестивый император-иконоборец Лев (м. б., Исавр, и м. б., и Армянин). Во-вторых, диакон Иоанн указывает второе противоиконоборческое выступление Иосифа в цар­ствование иконоборца императора Феофила, каковое закончилось для Иосифа изгнанием в неизвестное место.29

Наконец, последнее дополнение касается назначения прп. Иосифа при патриархе Фотии духовником для столичного духовенства.30

На основании каких данных Иоанн прилагает к Феофановскому житию два последних дополнения, неизвестно, но он в своем утверждении остается одиноким, так как нет решительно ни одного еще другого исторического подтверждения.

Кроме указанных изменений и дополнений диакон Иоанн делает значительный пропуск, именно: он ни слова не говорит о Варде и изгнании при нем Иосифа в г. Херсон. Совершенно неизвестно, почему он позволяет такое умолчание, когда об этом отчетливо, хотя и в общих выражениях, говорится у Феофана. Здесь можно строить одно только предположение, как это делает, например, проф. А. И. Пападопуло-Керамевс. Последний говорит, что диакон Иоанн ввел второй эпизод о противоиконоборческой деятельности преподобного Иосифа при императоре Феофиле ради возвеличения славы Преподобного как исповедника за иконы.31 По-видимому, из текста можно усматривать отчасти старание Иоанна в этом направлении. В последней главе (XXXVIII) своего труда, обращаясь с молитвою к Преподобному, автор выражает уверенность: «Ты имеешь многое дерзновение (пред Богом), как положивший свою блаженную душу за св. Его иконы».32 Но ограничиться изложением его деятельности в защиту св. икон в одно царствование (как это представляется у Феофана) автору показалось мало, тем более, что противои­ко­ноборческая деятельность Преподобного в царствование Льва Армянина не была рельефно выраженной, самостоятельной, и скорее проявилась (по словам того же диакона Иоанна) только в посольстве Преподобного в Рим к папе. Поэтому биограф вводит подобный же другой эпизод о самостоятельной уже деятельности св. Иосифа в защиту икон при императоре иконоборце Феофиле – и, вероятно, отождествляет его (эпизод) с делом Варды и изгнанием Преподобного в Херсон. Но все это предположения, без подтверждения историческими и другими данными. Одно несомненно, что диакон Иоанн ради каких-то целей пренебрегает в данном случае своим источником, перепутывает и затемняет события, запутывает хронологию. Запутанность хронологии Большого Жития особенно обнаруживается при сравнении с хронологией Малого Жития.

В доказательство мы представим возможные хронологические даты по обеим житиям.


По Феофану По Иоанну
799–800 Рождение Иосифа. 785  Рождение.
815  Переселение в Пелопоннес и уход в Солунь, пострижение в монашество 15 лет. 800–801 Переселение в Пелопоннес и т. д.
816–827 Монашеские подвиги. 801–812 Idem.
827  Иосиф – иеромонах. 812–813 Иосиф – иеромонах и опять подвиги.
827–832 Приход Григория Декаполита в Солунь, возвращение с Иосифом в Константинополь, жизнь в затворе у церкви священномученика Анти­пы. 814  Idem. Жизнь при храме мучеников Сергия и Вакха «немного вре­мени»…
832  Иконоборческое движение при Фе­о­филе; выступление Преп. Гри­гория, посольство Иосифа в Рим и Критская тюрьма. 815  Idem, при Льве Армянине.
842  Прекращение Критского заточения по смерти Феофила. 821  Idem, по смерти Льва Армянина (25 Дек. 820 г.).
842–847 Жизнь с Иоанном, учеником преп. Григория. 821–826 Idem.
847–852 Жизнь у храма св. Иоанна Златоустого. 826–831 Idem.
852  Свой монастырь и получение пес­но­творческого дара. 832  Idem. Невозможно, самое гонение…
857  Сближение с патр. Игнатием и изгнание при Варде в Херсон. 832  2-е изгнание при Феофиле за иконопочитание.
867  Возвращение в Константинополь при Василии Македонянине (вероятно, с Игнатием). 833  Возвращение «немного спустя», т. е. по изгнании. Совершенно невозможно, так как тогда было самое ужасное гонение, продол­жавшееся до 842 г. Но биограф вносит новую путаницу: Иосиф возвратился немного спустя по изгнании, «когда скиптры были даны Православным Царям». След., изгнание должно падать прибли­зительно на 841 г., но это проти­воречит рассказу, где представ­ляется начало гонения, т. е. 832 г.
867–883 Иосиф – скевофилакс. 833  (или 842) По возвращении Иосиф-скевофилакс при Игнатии. Но это уже не может быть поставлено в непосредственную связь с возвра­щением Иосифа после второго изг­нания при Феофиле.
883 апр. 3 Смерть. 883  Idem.

На основе этих двух житий строится вся синаксарная литература о преподобном Иосифе, причем большинство синаксарей, особенно древних, как мы уже указывали, базируется на Феофановом житии, до буквального почти заимствования из него; в более же поздних иногда присоединяются запутывающие дополнения из пространного жития. Отчего в синаксарях нередки анахронизмы? Типичным примером может служить синаксарь, приводимый у Migne в CV томе Греческой серии на С. 390. Здесь, например, сказано о преподобном Иосифе: «и много подвизаясь в православной вере за иконы, он был изгнан в Херсон, при нечестивом армянине (болландисты поправляют – imo Θεοϕίλου), от известного Варды осужденный, славно его обличавший и т. д.». Здесь, очевидно, спутаны оба источника: указывается и изгнание при Варде, обличение и (следуя поправке болландистов) при Феофиле за иконопочитание.

Самым существенным недостатком житий и синаксарных сказаний является отсутствие хронологических дат; «тогда», «потом», «немного спустя», «немало» – вот обычные хронологические указания, заставлявшие ради выяснения хронологии прибегать к другим более точным хронологическим датам в других источниках и сопоставлениям с точно известными событиями.

Некоторые данные о преподобном Иосифе дает еще один канон, написанный в честь его и помещаемый в печатной Славянской Минее под 4 апреля.33

Канон несомненно древний, написанный под влиянием Феофанова жития и отчасти сам послуживший материалом для труда диакона Иоанна. В IX, 3 тропаре певец просит преподобного Иосифа: «не престани поминать словесных твоих питомцев (τῶν λογικῶν σου θρεμμάτων μνημονεύειν μὴ παύσῃ), но, как, живя, ты помогал (нам), так и теперь, переселившись к жизни нескончаемой, не оставляй…» Вероятно, канон от питомцев Преподобного, вообще тех, что учились у него, или жили при нем, может быть, в его монастыре, где была некоторого рода школа песнописцев и автор канона – один из них. В Петровом прологе Пантелеимоновского монастыря под 3 апреля, после памяти преподобного Иосифа, указано: καν. εⷣυ´. Δεῦτε λαοί, т. е. канон Еводия, ирмос Δεῦτε λαοί. Указываемый нами канон тоже 2 гл. с тем же ирмосом. Но есть ли это один канон? По-видимому, да. Во II отд. Библиотеки Академии Наук в числе Греческих рукописей есть пергаменный лист из Служебной Минеи, по-видимому, XIII в. Большая часть листа занята службой на 3 апреля, на память τοῦ ὁσ[ίου] Ἰωσὴϕ τοῦ ὑμνογράϕου, и тут между прочим читается ὁ κα[νὼν] ποί[η]μα Εὐοδίου μο[ν]αχ[οῦ]. Канон начинается словами: ᾀσματικῶϛ τὸν ὑμνογράϕον τιμήσωμεν. То есть самый канон, который мы нашли в Греческой рукописной Минее Пантелеимоновского монастыря, под № 51, и что помещен в нашей Славянской Печатной Минее. По-видимому, и Еводий есть тот самый, который вместе с преподобным Иосифом, по случаю освящения храма Амморейским мученикам, по поручению императора Василия Македонянина писал в честь мучеников похвальное слово, а преподобный Иосиф канон.34 Если так, то возможно, что Еводий и Иосиф были друзьями и возможно, что Еводий и почтил преподобного Песнописца по его смерти целым каноном.

В некоторых местах у автора есть близость с Феофаном, особенно в характеристике песнопений. Приведем некоторые параллели.

1.   У преподобного Иосифа песнопений множество, и они разнообразны (кан. VI, 1: ἡ ποικίλη πληθὺϛ τῶν ᾀσμάτων σου…; в Житии, XI главе ἡ τῶν ᾀσμάτων ποικίλη…, а вся Х глава говорит о множестве и разнообразии).

2.   Как вещания пророков и апостолов распространились по всей земле, так и песни Преподобного весь мир возбуждают к прославлению Бога (кан. I, 2); в житии читаем: «о нем (т. е. Преподобном) можно сказать, как об учениках Спасителя: во всю землю прошла слава, и в концы вселенной разнообразное великолепие его песен» (Жит. XI гл.). Или еще:

3.   В V, 2 канона говорится: «привлекая все к раскаянию и сознанию, ты самому себе приписал всякую вину, вознося к Богу молитвы, чтобы получить прощение». В Х гл. жития находим: εἰϛ ἑαυτὸν ἀναθεὶϛ τὰ παρολισθήματα πείθει πάνταϛ ἐξαγορεύειν τὰ ἑαυτῶν πλημμελήματα, т. е. «самому себе приписывая ошибки каждого, он всех убеждает сознавать собственные согрешения», и т. д.

Влияние этого канона сказалось на пространном житии. Например, нам думается, последняя (в главе XXXV жития) торжественная встреча, оказанная всеми святыми, вместе с Богородицею, святой душе Песнописца, не имеющая никакой основы в Феофановом сказании, навеяна IX, 2 тропарем канона и дополнена другими источниками по требованию житийной схемы:35 «лики ангелов, апостолов множество, Богородица с Крестителем, пророков собрание, чины священства, с подвижниками, воинство мучеников – венчают Тебя, Иосиф, безмерными похвалами».36 Вероятно, диакон Иоанн в начале Х своей главы и имеет в виду этот канон, говоря: «пусть иной в псалмах и песнях прославит и почтит божественными похвалами непреклонного и крепкого благородного подвижника и возвеличит неподражаемую в отношении слов его способность».

Этот канон как раз изображает Преподобного как подвижника и неподражаемого песнописца. Таким образом, в каноне мы имеем подтверждение Феофана и отчасти источник для пространного жития.

* * *

5

Migne, gr. ser. T. CV. P. 936; Acta SS. Apr. T. I.

6

А. Пападопуло-Керамевс. Сборник Греческих и Латинских памятников, касающихся Фотия Патриарха. Вып. II. СПБ., 1901 г.

7

Ibid. Гл. XII. С. 10. …Патриарха Фотия Малое житие называет ὁ ἀείμνηστοϛ, т. е. приснопамятным, следовательно, уже умершим.

8

А. Пападопуло-Керамевс. Изд. жит., пред. IV.

9

Ibid. житие. Гл. I. С. 4.

10

Ibid. житие. Гл. XI. С. 9–10.

11

А. Пападопуло-Керамевс. Житие. Гл. XIV. С. 11–12.

12

Не скрыл ли автор самого себя в следующих словах: ἠνέχθη γάρ τιϛ αὐτῷ εὐλογηθησόμενοϛ καὶ παρευθὺ μαθητὴϛ ὠνομάζετο, т. е. не он ли тот, кто приведен был к Иосифу за благословением и тотчас же стал называться его учеником? Так как Феофан о нем упоминает ранее других, то не был ли он одним из первых учеников?

13

Житие. Гл. I. С. 4.

14

Ibid. Гл. XVI. С. 13.

15

Житие. Гл. V. С. 6: ἵνα μὴ τὸν λόγον τοῖϛ ἄλλοιϛ μηκύνω, т. е. не буду удинять своего слова другими подробностями; ср. V. С. 6: ἵνα ἐπιτόμωϛ εἴπω τὰ χρόνοιϛ παρεκταθέντα συχνοῖϛ, т. е. скажу кратко о том, что растянуто на большом протяжении времени; гл. XII, С. 10: ἵνα συντόμωϛ εἴπω, т. е. да скажу кратко; XVI гл., С. 13: ἐκ πλειόνων ὀλίγα διαγράϕω͵, т. е. из очень много описываю малое; или еще начало XVII главы: τὰ δ᾽ ἄλλα ἄλλοι λεγέτωσαν, т.е. пусть другие скажут об остальном, разумеется, что он пропустил вследствие спешности.

17

На почве Феофанова жития стоит месяцеслов Василия императора, безыменно указывая, что св. Иосиф отправился в Рим вследствие иконоборческой ереси (διὰ τὴν τῶν εἰκονομάχων αἵρεσιν) и синаксари: один по Петрову синаксарю в Публ. Библ. № 240, л. 88 и 89 и другой А. И. Пападопуло-Керамевса по рукописи XV в. С проложным житием Афонской рукописи № 769 согласно большое житие и некоторые синаксари, напр. по Сирмундову кодексу (см. Synax. Const. Eccles. Hippolyti Delehaye, col. 582), который говорит теми же словами, что и наш Афонский пролог.

18

Малое житие. Гл. IX. С. 8; Idem. Большое житие, см. Migne, gr. ser. t. CV., col. 961–964.

19

Μ. Γεδεών. Βυζαντινὸν ἑορτολόγιον. σελ. 193.

20

Виз. Врем.1911 г. Т. XVIII. Вып. 1–4. С. 3–4.

21

Феофановское житие. Гл. IX. С. 8.

22

Феофановское житие. Гл. IX. С. 8. Idem – в Аф. рукописи № 769.

23

ЛПБ № 240 …ἐπεὶ δὲ ἡ χριστόμαχοϛ αἵρεσιϛ ἀνεϕύη τῶν εἰκονομάχων.

24

Малое житие. Гл. XII. С. 10.

25

А. И. Пападопуло-Керамевс. Сборник Греческих и Латинских памятников, касающихся патр. Фотия. 1901 г. Вып. II. С. 16.

26

Migne, gr. ser. T. CV. Col. 941.

27

Ibid. Col. 936.

29

Migne, gr. ser. T. CV. Col. 968. Гл. XXV жития.

30

Ibid. Гл. XXX, col. 969.

31

А. И. Пападопуло-Керамевс. Житие Феофаново, пред. С. V-VII.

32

Migne, gr. ser. T. CV. Col. 976.

33

Этот канон по-гречески мы нашли в Греч. рукописн. Минее № 51 Пантелеимоновского Афонского монастыря.

34

Визант. Временн. 1911 г. (т. XVII). С. 85.

35

См. Визант. Временник. Т. XVII, ст. Хрис. Лопарева: «Визант. Жития святых VIII и IX вв.».

36

Или еще ср.: Гл. VII-XIII. С. IX. I кан. и др.


Источник: Святой Иосиф Песнописец и его песнотворческая деятельность / Протоиерей В.А. Рыбаков. - Москва : Русская книга, 2002. - 653 с. / Т. 1. – 9-262 с.; Т. 2. – 263-652 с.

Комментарии для сайта Cackle