С. Девятова

Источник

Блаженный Алексий Елнатский, Христа ради юродивый, мученик (1890–1937)

(Дни памяти:  Январь 29 (новомуч.),  Сентябрь 12)

Блаженный Алексий Елнатский (Ворошин Алексей Иванович) родился в  1890 году близ Жарков, в деревне Каурчиха Юрьевецкого уезда Костромской губернии в семье церковного старосты. С детских лет Алексей любил посещать богослужения.

 Когда пришло время Алексею жениться, и он собирался уже обручиться с понравившейся ему девушкой, неожиданное обстоятельство изменило его намерение. Когда благочестивый юноша попросил девушку не посещать вольных собраний деревенской молодёжи, она не послушалась. Алексей решил, что если она, будучи невестой, не прислушивается к его просьбам, то о создании с ней семьи не может быть и речи, и отправился в Троицкую Кривоезерскую пустынь, расположенную на левом берегу Волги. В течение одного года он был там послушником, а затем вернулся в родную деревню и поселился в баньке. Вскоре они с отцом выстроили на огороде небольшую келью, там и молился подвижник день и ночь. Любил Алексей уединяться и в лесу на ключе святого блаженного Симона.

После 1917 года новая власть требовала от крестьян создавать в деревнях сельсоветы. Крестьяне, очень уважавшие подвижника, выбрали Алексея Ивановича в председатели. Став председателем, он по-прежнему много молился, посещал церковные службы. Через год приехал председатель, назначенный из города, Алексей Иванович оставил службу и совершенно уединился в своей келье. Так строгий постник жил девять лет, а в 1928 году принял на себя подвиг юродства. Жить стал, где придётся, одевался в лохмотья, никто не знал, где он ночует. Подаренную ему одежду он тут же раздавал. Своим странным поведением он предсказывал односельчанам события в их жизни: аресты, болезнь, смерть близких. Так, раздетым прошёл он по селу Парфенову к местным торговцам-сапожникам и, действительно, вскоре их семьи выслали, а имущество отобрали. Однажды он пришёл к одной семье, молча обмерил огород шагами, провёл черту и отделил часть земли. И при советской власти эту землю точно так, как предсказал блаженный Алексий, отрезали.

Задолго до массового закрытия и разрушения храмов блаженный говорил, что наступит время, когда в России почти все храмы будут закрыты, но Господь пошлет лютую кару – войну – и часть храмов снова будет открыта, но не надолго. Действительно, в 60-е годы наступило новое гонение, и храмы вновь были закрыты.

Раздражал власти блаженный Алексий пророчествами и живой верой Бога. Несколько раз представители власти помещали блаженного в психиатрическую больницу, но врачи признавали его здоровым, и он вновь возвращался в деревню.

В 1937 году, заранее зная о своём аресте, блаженный пришёл к родным в свой дом в Каурчихе, принёс все свои вещи, роздал их, попросил родных похоронить его. Наутро отправился в деревню Парфёново Костромской области, где его арестовали и заключили в тюрьму города Кинешмы. Поместили его в камеру к уголовникам. Блаженный постоянно молился, почти не спал, раздавал свой скудный паёк.

Хотя обвинить блаженного было не в чем, следователи прибегали к пыткам – ставили босыми ногами на раскалённую плиту. Измученный блаженный попал в тюремную больницу и там скончался. Его тело на тринадцатый день было выдано родственникам. Впоследствии при переносе кладбища, упразднённого властями города Кинешмы, 12 /25 сентября 1985 года были обретены честные останки блаженного Алексия и перенесены в храм села Жарки. Ныне мощи его почивают в Свято-Введенском женском монастыре города Иванова.

В 1993 году блаженный Алексий был канонизован  как местночтимый святой Ивановской епархии. А в августе 2000 года блаженный Алексий был причислен к сонму святых мучеников и исповедников Российских. Многие святые новомученики и исповедники Российские были прославлены на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года, среди них был и местночтимый Ивановской святой святитель Василий (в миру Вениамин Сергеевич Преображенский).

 *Свято-Введенский женский монастырь был основан 27 марта 1991 года при

Свято-Введенском храме г. Иванова архимандритом Амвросием (Юрасовым).

Из рассказа Архимандрита Амвросия (Юрасова), настоятеля и духовника Свято-Введенского женского монастыря: ««...Свято-Введенский храм 50 лет бездействовал. Один из местночтимых подвижников благочестия старец Леонтий, 25 лет проведший в заключении, говорил, что придет время, этот храм откроют, и о нем узнает весь мир. Это время пришло. В 1988 году, когда будущие прихожане Введенской церкви объявили первую в России голодовку, требуя возвращения храма, о Свято-Введенской церкви узнали не только в России – телевидение, радио, газеты, журналы у нас и за рубежом много писали об этом.

Два года борьбы за храм – и, наконец, он возвращен верующим... При Свято-Введенском храме образовалась небольшая общинка, несколько человек сестер, в основном певчих. Подали прошение архиепископу Амвросию, он – Святейшему Патриарху с просьбой благословить при храме

женский монастырь... И Господь нас Своею милостью не оставляет. Благословил нашему монастырю Свято-Введенский женский монастырь г. Иванова мощи святых угодников Божиих, новомучеников – святителя Василия Кинешемского и блаженного Алексия Елнатского. Оба они подвизались о Господе в нашем крае, оба пострадали от безбожных властей...»


Источник: Старцы и подвижники XX-XXI столетий : [жизнеописания, воспоминания современников, поучения, подвиги и чудеса, молитвы] / [авт.-сост. С. Девятова]. - Москва : Артос-Медиа, 2011. - 393, [3] с. (Современный патерик). ISBN 978-5-9946-0176-1

Комментарии для сайта Cackle