С. Девятова

Источник

Раба Божия София (1888–1964)

Как подарок к Рождеству мы получили в письме из города Челябинска рассказ Надежды Анатольевны К. о подвижнице Софии. Когда в 30-е годы в городах и селах были закрыты храмы и монастыри, благодаря таким духовным светильникам продолжала теплиться вера в сердцах людей в Российских глубинках. Вероятно, подвижница была тайной монахиней в миру, постриг приняла после гибели мужа. При постриге могла получить новое имя Саломия или Соломония, а односельчане называли её Солония . Известно, что она ходила пешком на всё лето в Киевскую Лавру, вероятно, там получила благословение прозорливого старца принимать страждущих людей. Много людей приходило к ней со всей округи за духовным советом, за молитвенной помощью, много приводили болящих, приводили людей одержимых духами злобы. По молитвам подвижницы страждущие получали исцеление.

София Ефимовна Пажетных проживала в селе Большая Добринка Оренбургской губернии (ныне это Александровский район). Родилась будущая подвижница в благочестивой семье купца Ефима Яковлевича Новикова (вероятно, в 1888 году).

После гибели мужа София Ефимовна осталась одна, родные дети, вступив в партию ради карьеры, отвернулись от верующей матери. Всю себя посвятила вдова служению Господу и ближним. София Ефимовна приютила у себя бедных родственниц племянницу Веру и двоюродную племянницу Шуру.

Из рассказа Надежды Анатольевны К: «Моя мама, Александра Леонтьевна Астафьева, родилась на хуторе Дуванка Александровского района Оренбургской (тогда Чкаловской) области. В возрасте двух лет осталась без отца. Леонтий Федорович Новиков умер внезапно от опухоли легкого в 1938 году. Мать, Матрена Васильевна, растила пятерых детей одна, работала с утра до ночи на нескольких работах, чтобы прокормить семью. В 1944 году Шурочка пошла в школу. Ходила 8-летняя Шурочка в школу пешком за 5 км в поселок Лямбургский со своими сверстниками. Зимой, через овраги, в темноте, не раз видели волков. В непогоду приходилось оставаться в поселке, искать место ночлега... В 30-ти км от хутора было село Большая Добринка, где проживало много родственников по отцу.

Была среди них двоюродная сестра Леонтия – София Ефимовна Пажетных, мамака Солония, как её все называли, и это было особое чудесное явление среди односельчан... (Слово «мамака» звучит как «мамка»).  Как-то приехала она к родственнице Матрене, увидела маленькую Шурочку, узнав, как она добирается до школы, забрала её к себе... После 5 класса Шурочку перешла в Добринскую среднюю школу... М. Солония жила в 2-х этажном доме, каких Шура раньше и не видела. Дом этот раньше принадлежал Ефиму, отцу Софии, который был богатым купцом. Но в тот момент дом уже отобрали, сделали в нем сельпо. М. Солония занимала в нем маленькую комнатушечку, где жила сама и девочки, которых она приютила, Шура и племянница Вера.

Через три года у нее отобрали и эту комнатушечку, они скитались по родственникам. Шура вместе с ней сначала переехала к ее сестре Матрене, а потом в старших классах доучивалась и жила у Прасковьи Петровны Верхошанцевой, позже жила  у двоюродного дяди...

Когда в селе Большая Добринка храм закрыли, верующие тайно собирались в доме Прасковьи Петровны Верхошанцевой, так зародилась тайная христианская община. В доме Прасковьи Петровны на Великие праздники служились Литургии, откуда-то приезжал священник. М. Солония туда ходила, а потом, когда она сама осталась без жилья, девочка Шура, видимо, по ее просьбе год жила у Прасковьи Петровны.  (Мама хорошо помнит Пасхальную службу).

М. Солония много молилась, читала Евангелие, Псалтирь, но Шурочку просила знать хотя бы две молитвы: «Отче наш...» и «Богородицу». Много людей приходило к ней со всей Добринки и из соседних сел за советом, за помощью, много было болящих... (По её молитвам исцелялись даже одержимые.) Очень хорошо она шила, особенно верхнюю одежду, денег не брала. Шила и своим девочкам... На все лето мамака Солония пешком уходила в Киев... Она там молилась за всех, кто приходил к ней, кто просил об этом... А люди все шли и шли к ней. А родные дети чурались её, были коммунистами, но после её смерти, как я слышала, покаялись, и теперь – все исправные христиане. Это София вымолила ТАМ. Вероятно, она была тайно пострижена в монахини, что было обычным явлением в годы гонений на православную веру. (Думаю, что мамака – это добринское «матушка». СОЛОНИЯ (ударение они ставили после «Л»), скорее всего сокращенное имя Соломония или САЛОМИЯ. Так и стала она м. Солонией, а что она София от рождения мы случайно узнали, когда разыскали ее могилу.

Шурочка долго скрывала от м. Солонии, что вступила в комсомол, т.к. та очень просила Шуру не идти в комсомол, понимая, что этим человек отдаляется от Бога.

В 1954 году после окончания 10 классов Шура в кузове попутной машины отправилась в областной город Оренбург к своей старшей сестре Анне.                   Очутившись впервые в Оренбурге, Шурочка заблудилась, она никогда не видела столько транспорта, впервые услышала и испугалась гудка паровоза, не знала, как перейти дорогу, она впервые увидела такое количество людей, такие высокие дома! Сердце ее колотилось от страха и беспомощности. Мама вспоминала: «Мне было так страшно и, казалось, что я пропала. И вдруг неожиданно на улице сталкиваюсь с м. Солонией, и та меня провожает до дома сестры Анны, а сама как-то странно не заходит к родственнице».

              Шурочка в водовороте своей жизни забывает об этом эпизоде, и только на 67 году жизни, она осознает, что мамака Солония ф и з и ч е с к и в тот момент НЕ МОГЛА БЫТЬ В ОРЕНБУРГЕ, и она не могла знать, где живет Анна...

Так и начиналась самостоятельная жизнь моей мамы – на ПУТЬ её благословила м. Солония.

             Иконка Пресвятой Богородицы Казанская – благословение м. Солонии – и сейчас хранится у мамы.

              В июне 2004 году мама с папой поехали разыскивать могилу м. Солонии. В Добринке мама не была 40 лет. Уже давно глубоко верующий человек, мама беспрерывно плакала и молилась: «Мамака Солония, прости меня! Помоги мне найти твою могилу!»

              Из рассказа мамы: «Только въехали в село, вижу, бабушка идет какая-то. Остановились, спрашиваем, не знает ли, кто из Новиковых сейчас на селе живет?»

– Не знаю,– говорит сердито,– а ты кто такая?

– А я вот тоже Новикова была.

– Шур, ты что ль?

Так мы встретились с Анной Ивановной Новиковой, женой моего двоюродного дяди, Ивана Никифоровича Новикова.

Она и показала мне могилку мамаки Солонии, и вскоре, я потом узнала, сама отошла ко Господу. Как будто ждала, когда я приеду и узнаю, где могилка мамаки Солонии».

О последних годах мамаки Солонии с 1954 года мама ничего не знает. Говорят, что жила она в нищете в приживалках у родственников. И мы все очень надеемся, что кто-нибудь найдется, отзовется и расскажет о ней.

Умерла Пажетных София Ефимовна от инсульта в возрасте 75 лет 22 января 1964 года. ЦАРСТВИЕ НЕБЕСНОЕ РАБЕ БОЖИЕЙ СОФИИ!»

(Из Оренбурга до села Большая Добринка (135 км) можно добраться на автобусе «Оренбург-Александровка», от села Большая Добринка до Александровки-  20 км.)


Источник: Старцы и подвижники XX-XXI столетий : [жизнеописания, воспоминания современников, поучения, подвиги и чудеса, молитвы] / [авт.-сост. С. Девятова]. - Москва : Артос-Медиа, 2011. - 393, [3] с. (Современный патерик). ISBN 978-5-9946-0176-1

Комментарии для сайта Cackle