Д.А. Эристов

Источник

Фотий, митрополит Киевский

Фотий, митрополит Киевский и всея России, Грек, уроженец Морейский из города Монемвасии; воспитывался в пустыне у благочестивого старца Акакия и с юных лет принял сан монашеский. В звании митрополита Монемвасийского прибыл он раз в Константинополь в то время как получено было патриархом требование нового митрополита в Россию. Фотий был избран в первосвятители всей России и хиротонисан Константинопольским патриархом Матфеем. Он прибыл в Москву 1410 г., управлял Российскою Церковию 21 год; преставился 1431 г. июля 2. Мощи святителя Фотия почивают в Московском Успенском соборе; они обретены 1472 г. мая 27. Память его чтится 27 мая и 2 июля. – Фотий защищал Василия Василиевича, внука Димитрия Донского, от всех козней дяди его Шемяки, и был посредником между князьями Русскими в их раздорах. Огорченный упорностью Георгия Галицкого, он не дал благословения ни ему, ни Галичанам, и отправился в Москву. Вскоре повальная болезнь появилась в Галиче: народ приписал это бедствие неблагословению Фотия. Георгий и Галичане молили митрополита возвратиться в город. Тронутый их чистым раскаянием, святитель утешил несчастных Галичан и молился с ними об отвращении гнева Господня. – Из сочинений святителя Фотия хранится в Новгородской Софийской библиотеке чистый полууставный список 16-ти поучений князьям, боярам, всему монашескому и мирскому чину, а при них находится его духовное завещание. В Московской Синодальной библиотеке хранятся также многие его послания. – При Фотии Всероссийская митрополия разделилась на Киевскую и Московскую. В.к. Литовский Витовт, владея Российскими Заднепровскими княжествами: Киевом, Переяславлем, Черниговом, Смоленском и другими, не хотел видеть и епархий своих подчиненными Московскому митрополиту; он созвал в 1414 г. в Новгород Литовский епископов своих: Черниговского, Полоцкого, Луцкого, Владимирского, Галицкого, Смоленского, Хелмского, Червенского и Туровского, и предложил на сем Соборе избрать особого Киевского митрополита и отправить в Константинополь для посвящения. Собор колебался приступить к разделению Церкви; но принужденный угрозами Литовского князя, избрал в Киевские митрополиты Григория Семивлаха. Тщетно патриарх Цареградский не соглашался и тщетно противился тому Фотий: Витовт имел в виду не пользу православных Церквей, но приближение оных к готовящейся унии, ибо сам он уже предался Латинам. С тех пор утвердилось разделение иерархий, и Григорий избран 1416 г. под именем митрополита Киевского и всея России. Но Витовт незадолго перед смертью своею примирился с Фотием; однако ж и после того два митрополита продолжали удерживать сопротивную митрополию в Киеве. Наконец Украинские и Заднепровские жители совсем отторглись от Российской Церкви, и после кончины митрополита св. Ионы (1461 г.) последовало совершенное разделение Всероссийской иерархии. Митрополиты, избранные в Москве, именовались Московскими и всея России, а другие в Киеве, Киевскими и всея России314.

* * *

314

Степ. Кн. II, 4–6, 29–36. Ист. Кар. V, 221–227. Слов. Ист. Митр. Евгения II, 275 и 276, Церк. Ист. Митр. Платона I, 264–287


Источник: Словарь исторический о святых угодниках православной российской церкви. - Санкт-Петербург : тип. II Отд-ния Собств. е. и. в. канцелярии, 1835. - [2], VI, 303 с.

Комментарии для сайта Cackle