Тихон, святой, епископ
Тихон, святой, епископ Воронежский и Елецкий, Задонский чудотворец, родился 1724 г. в селе Короцке Новгородской губернии, Валдайского уезда, от тамошнего причетника Соколова, и при крещении назван Тимофеем. Он обучался в Новгородской семинарии, где был потом учителем греческого языка, риторики и богословия. В 1758 г. Тимофей Соколов пострижен и наименован Тихоном. В 1759 г. сделан Тихон префектом семинарии; в том же году переведен в Тверскую епархию и назначен архимандритом Желтикова монастыря, потом переведен в Отрочь монастырь, с определением Тверской семинарии ректором и богословия учителем. В 1762 г. хиротонисан Тихон во епископа Кексгольмского и Ладожского, с тем чтобы, управляя Хутынским монастырем, быть Викарием Новгородского архиерея, а в 1763 г. переведен в Воронеж. Вступя в управление Воронежской паствы, святитель Тихон обратил внимание на улучшение нравственного состояния духовенства. Он напечатал для раздачи священникам сочинение свое: «Должность священническая о семи святых тайнах», и в дополнение издал: «Прибавление к должности священнической о тайне святого покаяния»; кроме того разослал (1765 г.) окружное послание к духовенству своей паствы о трезвом и скромном поведении. – За недостатком учителей в семинарии, он озаботился об образовании духовного юношества. Для научения народа установил Тихон в Воронеже открытое преподавание Закона Божия, по воскресным дням перед литургиею, в соборном храме. Для тех же, которые не могли слушать лично поучения, святитель писал христианские наставления, написал сочинение для чтения «Плоть и Дух». Для сего же написаны им были размышления на некоторые изречения Священного Писания. Внушая правила христианской жизни святитель Тихон является и строгим обличителем современных пороков: уничтожение народного праздника Ярилы (Ярило – языческий Бог весенного плодородия: примечание электронной редакции) и бесчинных масляничных забав в Воронеже служит памятником горящей ревности по благочестию св. пастыря Воронежского. Для людей бедных и нищих всегда был свободный доступ к Тихону. Нищих называл он, по слову Златоуста, Христовою и своею братиею.
Только четыре года и семь месяцев правил святитель Тихон Воронежскою паствою. Подвиги иночества, пастырские труды, заботы и огорчения, бывшие следствием различных препятствий к исполнению его благих намерений, расстроили его здоровье. В 1767 г. он был уволен от управления паствы, с назначением ему пенсии в 500 руб. Сначала избрал Тихон, для пребывания своего на покое заштатный Тольшевский монастырь, но, по случаю неблагоприятной для его здоровья местности, перешел (1769 г.) в монастырь Задонский. Здесь в уединении предался Тихон со всею строгостию иноческой жизни, подвергая себя всем возможным лишениям; он трудился, благотворил, построил богадельню в городе Ливнах Орловской губернии, при церкви св. Георгия, принимал участие во всех страждущих и пекся об обращении раскольников в Православие; но вместе с тем не переставал излагать и мысли свои на бумагу. Он докончил сочинение свое «Об истинном христианстве» и составил вновь: «Сокровище духовное от мира собираемое». Изданные разные письма и особо напечатанные «Письма келейные», кроме того краткие поучительные слова писаны также в Задонском монастыре. – За три дня праведный Тихон предсказал кончину свою. Он преставился 13 августа 1783 года, 59 лет от рождения и был погребен в особо устроенном склепе под алтарем соборного храма Задонского монастыря.
В 1846 г. по случаю сооружения в Задонском монастыре нового храма в честь Владимирской иконы Божией Матери встретилась надобность разобрать ветхий каменный храм и алтарь, под которым погребен был почивший архипастырь и гроб его перенести для удобства в другое место. При этом случае оказалось, что склеп, под коим почивал святитель, от давности времени обвалился, гробовая крышка раздавлена кирпичами и самый гроб близок к разрушению; архиерейское же облачение, в котором был погребен преосвященный Тихон, несмотря на 63-летнее пребывание в сыром месте, найдено целым и мало изменившимся в цвете, а тело его обретено нетленным и пребывающим в том положении и виде, в каком почивают угодники Божии в Киево-Печерской лавре. Вследствие сего тело святителя положено в новою гробницу, поставленную в теплой монастырской церкви. О сем тогда же покойный архиепископ Воронежский Антоний два раза доносил Святейшему Синоду, доводя вместе с тем до сведения о чудесах, совершающихся при гробе святителя Тихона и о всеобщем желании об открытии мощей сего иерарха Божия. О том же писал преосвященный Антоний в Бозе почивающему императору Николаю I. В 1860 г. преосвященный Воронежский Иосиф вполне подтвердил прежние донесения архиепископа Антония и засвидетельствовал о вновь совершившихся чудесных исцелениях при гробе святителя Тихона. По надлежащем исследовании и точном удостоверении в истине нетления тела святителя Тихона и в совершающихся при гробе его чудесах над верующими, воспоследовало 13 августа 1861 г. торжественное их открытие в присутствии митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Исидора, архиепископа Воронежского и Задонского Иосифа и епископа Курского Сергия. – Торжество сие совершилось, вследствие Высочайше утвержденного доклада Святейшего Синода 25 мая 1861 г., коим постановлено: 1) Тихона, епископа Воронежского признать в лике святых и нетленное тело его мощами святыми; 2) изнеся оные с подобающею честью из Христорождественской церкви, где ныне покоятся, в главный Богородицкий собор, положить в приличном и открытом месте для общего поклонения; 3) службу святителю Тихону составить особую, а до времени составления таковой, отправлять ему службу общую святителям, память же святителя праздновать в день преставления его, 13 августа.
Сочинения святителя Тихона издавались в разное время; но полное собрание их в 16 томах вышло в свет в 1826 г. Первый том содержит в себе одно жизнеописание Тихона307.
* * *