Сергий и Герман, преп. Валаамские
Сергий и Герман, преподобные Валаамские; мощи их почивают под спудом в соборной церкви во имя Преображения Господня, в Валаамском монастыре (на одном из северо-западных островов Ладожского озера). Церковь совершает их память 28 июня; кроме того в Валаамской обители празднуется сентября 11, день перенесения их мощей из Ладоги в монастырь, после его возобновления (1718 г.). Кто были преп. Сергий и Герман, неизвестно. Житие сих угодников, по случаю войн, опустошавших монастырь, утрачено. Их почитают основателями Валаамского монастыря; но о времени основания обители также ничего не известно. Местные предания, основываясь на словах Нестора о приходе св. апостола Андрея к Славянам Новгородским, продолжают его путешествие и на озеро Ладогу, где будто бы благословил он пустынный остров Валаамский каменным крестом. Те же темные предания называют Сергия одним из апостольских учеников, посетившего этот остров и крестившего там язычников, между коими был некто Мунг, которого полагают за Германа. Повесть сия извлечена из древней рукописи, и ничем не доказана. Некоторые относят житие преподобных Сергия и Германа ко временам св. княгини Ольги, и почитают их греческими выходцами, искавшими просветить север; но и это так же сомнительно, как и мнение Платона, митрополита Московского, который (в Церковной истории своей) (Краткая церковная российская история: [в 2 т.]. М.: Синодальная тип., 1805. – примечание электронной редакции) относит начало Валаамского монастыря ко временам Владимира Великого. В Софийской летописи сказано: «Лета 6671 (1163) обретены быша мощи и перенесены преподобных отец наших Сергия и Германа Валаамских, Новгородских чудотворцев при архиепископе Новгородском Иоанне». – Но тогда страна, где лежит остров Валаам, не принадлежала России, и Иоанн не был еще епископом: он хиротонисан 1165 года. Сочинитель Истории российской иерархии (епископ Амвросий (Орнатский) (1778–1827 гг.) – примечание электронной редакции) полагает свидетельство Софийской летописи или вовсе несправедливым, или заключает, что писец обманулся в имени Иоанна, вставив его не в том месте и веке, а надлежало бы вписать во времена архиепископа Иоанна II, жившего в конце XIV и начале XV века; что согласно и со временем присоединения Карелии к Российскому владению. В Новгородской Софийской библиотеке, на доске древней рукописной книги, содержащей правила св. отец и седьми Соборов, находится записка в следующих словах: «В лето 6837 (1329) нача жити на острове на Валаамском, озере Ладожском, старец Сергий». – По другим запискам значится, что к этому основателю Валаамской обители пришел в сожительство преп. Герман, в 1393 году. По сему и можно положить основание монастыря в XIV веке. – Шведский полководец Иаков Понтус Делагарди разорил Валаамский и Коневский монастыри. Монахи перенесли мощи своих пустыноначальников в Староладожский Никольский монастырь, а сами разошлись. По Нейштатскому миру (1721 г.) эта земля возвращена России, но еще в 1718 году монахи Кирилло-Белоезерского монастыря начали возобновлять Валаамскую обитель. В 1754 г. она сгорела и снова отстроена. В ризнице монастыря, довольно богатого приношениями благочестивых государей и частных лиц, находится весьма любопытная древность – парчовая риза от раба Божия Димитрия. Этот Димитрий – спаситель России, князь Пожарский. В кленовой монастырской роще показывают могилу короля Шведского Магнуса, который якобы занесен был на остров Валаамский бурею и скончался там монахом. Но Магнус утонул в 1372 году, переезжая на лодке через Болмефиордский залив, при Лундгольме287.
* * *
Лет. по Соф. списку, издан. 1795 г. I, 105. Ник. Лет. III, 198. Ист. Росс. Иерарх. III, 481–493. Библиот. для чтения (Монаст. на Валааме). Сев. Пчела 1852 г. № 290.