Нестор, преп., летописец
Нестор преподобный, летописец, монах Киево-Печерского монастыря; где и когда родился, неизвестно. Татищев почитает отечеством его Бело-озеро. – Семнадцати лет пришел он к св. Феодосию, как сам пишет о себе в летописи своей, и пострижен в Киево-Печерском монастыре в монахи Стефаном, игуменом Печерским, а потом посвящен в диакона. Св. Феодосий преставился 1074 года: следственно Нестор родился около половины одиннадцатого века. Нестор повествует о себе, что ему и другому иноку поручено было откопать гроб св. Феодосия, когда братия Печерского монастыря решалась перенести св. мощи угодника на другое приличнейшее место. Вот всё, что известно из Несторовой жизни; в Патерике же Печерском сказано о нем только: что он «поживе лета довольна, труждаяся в делах летописания, и лета вечная поминая, и тако добре угоди Творцу, к нему же по летех временных довольных преставися на вечность и положен есть в пещере». Мощи Нестора почивают в раке, окованной серебром, в пещерах Антониевых. Память его чтится октября 27. Историограф Миллер полагает, что Нестор жил 59, а Шлецер 60 лет. Миллер говорит, что Нестор, прожив 40 лет в монастыре, начал писать свое повествование с 1113 года, и продолжал оное до конца своей жизни, т. е. до 1115 г., а Татищев полагает, до 1093 г. В древнейших списках летописей после 1110 г. находится следующая вставка: «Се аз Сильвестр игумен св. Михаила написах книги сея» и проч. Из этого заключили, что первый продолжатель Несторовой летописи был Сильвестр. Карамзин доказывает, что написах значит: списал, и что сделанный Сильвестром список распространился в Руси и дошел до нас; но что первым продолжателем Несторовой летописи был некто Василий, живший в конце XI столетия в Червенской или Волынской области; описание части происшествий 1096 года Карамзин приписывает Василию, но думает, что Нестор писал однако ж до 1111 г., и что повествования Василия и Нестора впоследствии соединены были вместе. Полевой говорит, что Нестор писал только до 1093 года; что с сего времени начинается труд Василия и продолжается до 1110 года, а что Сильвестр списал летопись Нестора и продолжение Василия не прежде 1113 года, и кажется, вносил потом в этот список свои заметки до самой своей кончины, ибо с 1124 г. опять идут сведения подробные. – Здесь следы дальнейших продолжателей совершенно теряются, и летописи начинают разниться по разным спискам. Подлинник Несторовой летописи и его продолжателей время истребило, но сохранились многие списки, из коих древнейшие суть: харатейные XIV и XV века; первый из них Лаврентьевский. Он писан на пергамене, 1377 г., Мнихом Лаврентием для великого князя Димитрия Константиновича Суздальского и доведен до 1303 г. Список сей называется Пушкинским, ибо принадлежал графу А.И. Мусину-Пушкину, а теперь хранится в Императорской Публичной Библиотеке (с 1992 года – Российская национальная библиотека, г. Санкт-Петербург – примечание электронной редакции). Второй список Нестора – Троицкой Сергиевой лавры. Он сгорел в Москве в 1812 году. Другие списки: Ипатьевский, Хлебниковский, Радзивилловский, Воскресенский, Львовский и Архивский. Первые, напечатанные списки Нестора, были: Радзивилловский, названный Кёнигсбергским, потому что подарен князем Радзивиллом Кёнигсбергской библиотеке (С.-Пб. 1767 г.); Николаевский, в 8-ми томах (С.-Пб. 1767–1792 гг.) (вероятно ошибка в книге, 1767–1792 годам издания и объему (8 томов) соответвует Никоновский список летописи – примечание электронной редакции); Новгородский первый (М. 1781 г.); вторый (С.-Пб. 1786 г.); безымянный (М. 1784 г.) (вероятно имеется ввиду Типографская летопись, изданная Московской Синодальной типографией в 1784 году – примечание электронной редакции); Софийский (С.-Пб. 1796 г.). Историческое общество в Москве начало издавать Лаврентьевский, но не кончило; другое начало этого издания сделано в Санкт-Петербурге. Важнейшее издание Несторовой летописи есть Шлецеров сличенный Нестор, над собранием которого Шлецер трудился 40 лет. Кроме летописи, Нестору приписывают жития преподобных Печерских, помещенные в 1-й части Патерика Печерского. Подлинник сих жизнеописаний утратился: сохранилось только выбранное из них достопамятнейшее, следовательно не в том уже виде, как оные были сочинены. По мнению некоторых, Нестор не писал особого Патерика, ибо он не оставил по себе никакого другого памятника, кроме летописи, названной им самим Повестями временных лет; а жизнеописания, приписывамые ему, есть не что иное, как извлечения из его летописи, умноженные и распространенные. Нестор знал Греческий язык; он выписывал и переводил целые страницы из Византийских историков, и в начале своей летописи подражал им. Источники его сказаний нам неизвестны; многое узнал он, как сам объявляет, от товарища своего, монаха Яна Вышатича, жившего 90 лет и умершего в 1106 г., следовательно, родившегося в 1016 г., спустя год по смерти в.к. Владимира, а многому и сам был современник; притом же он историю своего народа ведет с небольшим только через 250 лет, и потому мог иметь довольно верные предания. Летосчисление у него сначала весьма сбивчиво и с пропусками многих лет. Может быть, это произошло от ошибок и упущений переписчиков. С 879 года Нестор описывает уже пространнее и точнее233.
* * *
Пат. Печ. и Слов. Ист. Митр. Евгения II, 83–95, Ист. Кар. I, Пред. стр. XXIX–XXXIV; II, прим. 184 и 213. Ист. Русск. народа I, стр. LIХ–LХIII. Зап. Общ. Ист. и Древност. I, 53–73.