Михаил, святой, князь Тверской
Михаил, святой, великий князь Тверской, сын Ярослава III, внук Ярослава II Всеволодовича, родился 1272 года, вскоре по смерти отца, от второй супруги его Ксении; прозван Тверским, ибо княжил в Твери, не быв еще великим князем, и первый утвердил независимость Тверского княжения. По кончине в.к. Андрея Александровича Тверского (1304 г.) Михаил должен был вступить на великокняжеский престол; на племянник его, Георгий Данилович Московский, оспаривал у него это право. Оба князя отправились в Орду, и хан Тохта утвердил Михаила. Новгородцы признали его также своим главою. Михаил несколько лет властвовал спокойно; он жил большею частью в Твери; его наместники управляли великим княжением и Новгородом. В 1313 году по смерти Тохты, великий князь отправился к новому хану Узбеку в Орду и прожил там два года. Георгий Московский не замедлил воспользоваться его отсутствием, и Новгородцы провозгласили его своим князем. Но Георгия позвали в Орду (1315 г.) дать отчет в своих действиях. Михаил подступил к Новгороду, и после жестокого боя, близ Торжка, принудил граждан смириться и принять его наместников. Мир сей, вынужденный крайностью, заставил Новгородцев искать покровительства Татар. Великий князь перехватил посланных с жалобою к Хану, и снова пошел на Новгород войною, но уже не имел прежнего успеха, ибо на возвратном пути, ища кратчайших дорог, потерял всё конное войско. Между тем Георгий снискал милость Узбека. Женатый на сестре хана Кончаке, он получил от Узбека войско и шел с Татарами к Твери, объявить себя великим князем. Михаил выступил к нему на встречу и разбил его; Татарский полководец Кавгадый и супруга Георгиева сделались военнопленными, но им скоро возвращена была свобода. К несчастию умерла скоропостижно в Твери Кончака. Враги Михаиловы распространили слух, что она отравлена ядом по велению великого князя. Снова должно было ждать кровопролития, но Михаил отвратил его. Он условился с Георгием ждать решения Ханского; отдать пленных, даровать Новгороду свободу и не признавать никого великим князем до определения Узбекова. Между тем Михаил отправил в Орду сына своего Константина, 12-летнего отрока, как залог скорого туда приезда и невинности своей. Коварный племянник предупредил дядю: он уже успел, с помощью Кавгадыя, очернить его перед Узбеком. – Медлить было нечего. На берегу Нерли расстался Михаил с матерью и исповедался духовнику в грехах. «Вместо облегчения христианам, только тяготу творил я в жизни своей; да будет им смерть моя во благо!» – говорил он, прощаясь с ближними и идя почти на верную гибель. – Во Владимире встретил князь посла ханского Ахмыла. Гордый монгол, именем хана, велел ему спешить в Орду, называя обвинителей его, Георгия и Кавгадыя. Тщетно сыновья Михаиловы, Димитрий и Александр, умоляли отца не ездить, а послать их в Орду, вместо себя. – «Царь требует меня, а не вас, – отвечал Михаил, – за мое ослушание, разорение падет на отчизну; не избегну и я смерти; не лучше ли же ныне положить душу за братию». – Сыновья его возвратились в Тверь; Михаил явился в Орду. Она кочевала тогда на берегу Азовского моря. Юный Константин, с радостью встретив отца, с горестью поведал ему о злых доносах Георгия и Кавгадыя. – Узбек милостиво принял и Михаила, и дары великокняжеские; шесть недель протекли спокойно; вдруг Хан велел судить князей Русских. В числе судей находился Кавгадый, личный враг Михаилов и подкупленные вельможи ханские. Они требовали ответа от князя Тверского: почему он собирал дань с городов Русских и не отдавал её Узбеку? Великий князь приводил в опровержение сего обвинения роспись множества даров, переданных им Орде. Во второй раз привели Михаила перед судей уже связанного. Приписывали ему новые преступления: как он дерзнул биться с послом царским и его провожатыми? Наконец объявили, что он отравил ядом жену Георгиеву. – Великий князь отвечал: «в битве не узнают послов, но я спас Кавгадыя и с честью отпустил его. В смерти Кончаки я совершенно невиновен; как христианин, свидетельствуюсь Богом, что у меня и на мысли не было такового злодеяния». Судьи не слушали оправданий князя; отдали его под стражу, и велели оковать цепями. Еще верные бояре и слуги не отходили от своего государя: приставы удалили их и наложили на шею Михаила тяжелую колодку. Решительный приговор об участи великого князя был отложен, ибо Узбек ехал тогда на ловлю к берегам Терека. В след за Ордою повлекли и Михаила. Он с удивительною твердостью терпел уничижение и муку. Еще на пути из Владимира несколько раз приобщался Святых Тайн, как бы готовясь к смерти; теперь, видя гибель неминуемую, он забывал земное, и с чудесным спокойствием говорил пришедшим к нему боярам, что скоро освободится выя его от гнетущего её древа. Ночи проводил он в молитве и в чтении псалмов Давидовых. Отрок княжеский держал перед ним книгу, и перевертывал листы, ибо руки Михаила были связаны. В один день, Кавгадый велел вывести его на торговую площадь и поставить на колена. Усмешливо упрекая стражу за колодку, наложенную на шею князя, обратился утешать страдальца сими словами: «Не бойся, Михайло! Царь в гневе поступает так и с родными своими. Беда минет – и ты можешь быть снова в чести». – Когда злодей удалился, князь, изнуренный, сел на площади. Народ с любопытством к нему приблизился. Глаза Михаиловы наполнились слезами; он встал и пошел в вежу, тихо говоря, словами Псалма: «вси видяще мя покиваху главами своими… Уповаю на Господа!». Верные слуги предлагали князю уйти тайно, но Михаил отвечал: «Спасая себя, не спасу я отечество. Да будет воля Божия!». – Кавгадый, пользуясь неопытностью юного Узбека, успел, наконец, склонить его на утверждение приговора. Михаил, узнав о достигнутой цели злодея ждал смерти, как христианин, безбоязненно. Отслушав заутреню (ибо с ним были игумен и два священника), благословил сына своего, Константина, и передал ему на словах всё то, что душа его вмещала заветного к матери, супруге, детям и братьям. – «Дайте мне теперь псалтырь, – сказал он, – вельми прискорбна душа моя!». Разогнув наудачу книгу, читал он слова: «сердце мое смятеся во мне и боязнь смерти нападе на мя». Душа его невольно содрогнулась. – Игумен сказал ему: «государь! в сем же псалме, столь тебе известном, написано: »возверзи на Господа печаль твою«. Великий князь продолжал: »кто даст ми криле, яко голубине и полещу и почию…». Когда он закрыл книгу, вбежал в ставку один из отроков, с лицом бледным, сказывая, что князь Георгий, Кавгадый и толпа народа приближается к шатру. «Ведаю для чего», – ответствовал Михаил, и немедленно отправил сына своего к царице, именем Баялыни. Недалеко от шатра, на площади, остановились Георгий и Кавгадый, отрядив убийц совершить беззаконие. Всех людей княжеских разогнали: Михаил стоял один и молился. Злодеи повергли его на землю, мучили, били пятами. Один из них, именем Романец, вонзил ему нож в ребра и вырезал сердце (1319 г. ноября 22). Тело Михаилово лежало нагое, пока народ грабил имущество князя. Кавгадый, приближаясь к святому мученику, сказал Георгию: «Он был твой дядя, вели прикрыть наготу его». Слуга Георгиев прикрыл останки князя своею одеждою. – Юный Константин и некоторые бояре были спасены добродушием супруги Узбековой; другие были истерзаны и заключены в оковы. – Георгий послал тело великого князя в Маджары. Там многие усердствующие желали внести оное в церковь, но бояре Георгиевы до того не допустили, и поставили его в хлеве. В Ясском городе Бездеже они также не хотели остановиться у церкви христианской; наконец привезли тело в Москву и положили в церкви Спаса на Бору в Кремле. Супруга Михаила, Анна, умолила Георгия дозволить перевезти останки супруга её в Тверь. Тверитяне встретили гроб любимого князя на берегу Волги. Перед монастырем Преображенским поставлена была рака. Сняв крышку, народ с несказанною радостью увидел целость мощей, неповрежденных ни дальним путем, ни лежанием в могиле. В этом же монастыре совершено погребение, 6 сентября 1320 г. Святые мощи благоверного князя Тверского обретены нетленными 1655 г., и почивают доныне в Тверском Преображенском соборе, им сооруженном. Церковь память его совершает ноября 22. – Летописец называет Михаила таким же отечестволюбцем, каков был св. Димитрий Солунский. – Сверх достоинств государственных, Михаил отличался и семейственными, воспитанный в правилах благочестия добродетельною материю своею, Ксениею, кончившей дни свои монахиней. – Архимандрит Макарий, сочинитель Михаилова (рукописного) жития, пишет, что тело Михаила было привезено в деревянном гробе, и погребено в новом каменном; что в царствование Михаила Феодоровича зодчий Иоанн, на казенные деньги перестроил церковь Спаса, а Тверской Архиепископ Евфимий, по указанию одного старого священника, именем Феодора, нашел гробницу князя у церковной стены в земле, писал о том к царю и поставил её в приделе св. Михаила; что в 1655 г. во время язвы, Тверской Архиепископ Лаврентий переложил мощи из ветхой раки в новую деревянную, обвив их в белую камку; что в 1682 г. архиерей Сергий, видя опять ветхость Преображенского собора, выстроил собственным иждивением новый, и перенес раку Михаилову, стоявшую во время постройки в храме Воздвижения, на прежнее место, оставив древний каменный гроб в церкви Воздвиженской; что в XVIII веке епископ Варлаам перенес мощи под изваянную сень, за Архиерейское место, между столбами, а придел св. Михаила обратил в ризницу, и что наконец епископ Митрофан, в 1747 г. обложил серебром деревянную раку святого и поставил оную в стене, на правой стороне, у самого иконостаса226.
* * *
Прол. и Чет. Мин. ноябр. 22. Ист. Кар. IV, 158–177, прим. 234–236 и 239. Ист. Русск. народа, IV, 287–295.