Д.А. Эристов

Источник

Михаил, святой, митрополит

Михаил, святой, митрополит, родом из Сирии. В 988 году, во время крещения Владимирова, он был прислан к великому князю в Корсунь патриархом Цареградским Николаем Хрисовергом. Из Корсуни прибыл митрополит в Киев, вместе с в.к. Владимиром. Михаил был ревностный распространитель христианства; проходя обширные страны, он насаждал семена веры Христовой. Митрополиту Михаилу приписывают построение Киево-Златоверхо-Михайловского монастыря, а прибывшим с ним из Царьграда монахам основание монастыря Киево-Межигорского. Михаил везде, где только мог строить церкви, ставил священников и диаконов и ниспровергал идолов. Летописи говорят, что народ, прилепленный к древнему суеверию, не без прискорбия смотрел на сокрушение своих идолов, и когда бог их Перун брошен был в Днепр, то толпа, бежавшая за своим идолом, кричала вслед: «Перуне выдыбай!» т. е. выплывай. Истукан, стремлением вод несомый, якобы повинуясь гласу вопиющих к нему, пристал к берегу при самом том месте, где после, в XI столетии, построен монастырь и назван Выдубицким. Св. Михаил скончался в Киеве; мощи его почивают в великой соборной Печерской церкви открыто. В надписи при раке его на решетке изображено, что святитель сей преставился 992 года, погребен в Десятинной церкви; что при Печерском игумене Феоктисте, мощи его перенесены в Антониеву пещеру; а по представлению архимандрита Романа Копы, и по именному указу 1730 г. июля 23, перенесены октября 1 того же года в великую церковь (Печерскую). Когда св. Михаил причтен к лику угодников, неизвестно: полагать надобно, с самого перенесения мощей его в пещеры, ибо в списке преподобных Антониевой пещеры значится он и у Кальнофойского 1638 г.; и в книге Акафистов с канонами, напечатанной в Печерской типографии 1677 г., в 9 песни, 1 стихе Правила преподобным Печерским, поставлено имя его, как и доныне печатается в сем каноне; но в общих месяцесловах его не было, как и прочих преподобных Печерских. Уже указами Св. Синода 1762 г. июня 15, 1775 г. мая 18 и 1784 г. октября 31 дозволено печатать службы преподобным: Михаилу, Антонию, Феодосию и прочим чудотворцам Печерским в книгах, издаваемых лаврскою типографиею, а указом Св. Синода 6 августа 1795 г. повелено было сочинить и обстоятельное жизнеописание святителя Михаила для помещения в Четьих-Минеях. Церковь совершает память Михаила 30 сентября. – Михаил почитается первым Киевским митрополитом. Некоторые летописи называют его вторым, а первым Грека Леонтия или Леона; в Новгородском же летописце роспись митрополитов начинается с Феопемпта (1037 г.). До XIII века митрополиты жили постоянно в Киеве. Опустошение этого города заставило их перенести престол митрополии во Владимир на Клязьму, а потом, в начале XIV века, в Москву, где и правили они российскою Церковью, до установления патриаршества (1589 г.). Митрополиты Всероссийские именовались сперва Киевскими и всея России, не только во время пребывания своего в Киеве, но и по переселении во Владимир и в Москву; уже с 1461 года, по смерти св. Ионы, владыки, жившие в Москве, начали писаться Московскими и всея России. По установлении патриаршества Киевские митрополиты, по причислении их к Российской иерархии, занимали первое место после патриархов224.

* * *

224

Месяцосл. сент. 30, Степ. Кн. I, 134. Церк. Ист. Митр. Платона I, 30, 31, 35, 37. Ист. Росс. Иер. I, 45. Опис. Киев. Лавры. Ист. Кар. I, 233, прим. 474.


Источник: Словарь исторический о святых угодниках православной российской церкви. - Санкт-Петербург : тип. II Отд-ния Собств. е. и. в. канцелярии, 1835. - [2], VI, 303 с.

Комментарии для сайта Cackle