Д.А. Эристов

Источник

Максим, преп., Грек

Максим, преподобный, Грек, родом из Албании, из города Арты, обучался в Париже у известного своей ученостью Грека, Иоанна Ласкариса и довершил потом свое образование в Венеции и Флоренции. Окончив курс учения, пришел он на Афонскую гору и принял пострижение в Ватопедской обители. В Москву прибыл он (1518 г.) по приглашению великого князя Василия Иоанновича для разбора найденных им у себя в большом количестве Греческих книг. Ему поручен был не только разбор, но и перевод книг, если окажутся некоторые не переведенными на Славянский язык; кроме того возложен был на него труд по исправлению церковных Богослужебных книг. В Чудове монастыре назначено ему было место для занятий. – Исправив найденные им в церковных книгах ошибки, происшедшие от неискусных переводчиков и от самых переписчиков – Максим возбудил негодование духовенства; его начали даже укорять, что он портит древние Славянские книги. Митрополит Варлаам принял было защиту Максима, но за то принужден был оставить свою кафедру; а заступивший его место Даниил присоединился сам к обвинителям Максима; наконец, и великий князь вознегодовал на него за то, что он был из числа противников развода великого князя с первой его супругой Соломонией, за её неплодие, и второго брака его с княжной Еленой Глинской. – Максима обвинили как еретика и даже отлучили от Церкви. Его заключили сперва (в 1525 г.) в темницу Симоновской обители, потом отвели в Волоколамский Иосифов, оттуда в Тверской Отроч монастырь. Более двенадцати лет томился Максим в безвыходном заточении и только по смерти митрополита Даниила и по кончине в.к. Василия Иоанновича участь страдальца облегчилась (1541 г.). По благословению митрополита Иоасафа мог Максим ходить уже в церковь и приобщаться Св. Тайн. В 1545 г. Восточные патриархи просили царя Иоанна отпустить Максима на Афон, но его велено было перевести на покой в Троицкую лавру (1551 г.). Когда прибыл царь Иоанн в лавру (1553 г.) на богомолье, посетил старца Максима и с ним беседовал. Максим напоминал царю о помощи вдовам и сиротам убитых под Казанью, – потом просил вельможей сказать царю, что если забудет он вдов и сирот – то умрет сын его царевич. Царь не послушал праведного совета, и предсказание преподобного сбылось. После пятидесятилетних трудов и страданий кончил Максим дни свои 21 января 1556 г. Он погребен в Троицкой лавре, при церкви Сошествия Св. Духа. – Митрополит Платон устроил над гробницею Максима палатку, вместо которой сооружена в 1847 г. новая, более обширная. Местная память ему творится 21 января.

Древний сказатель о пришествии Максима в престольный град свидетельствует, что по смерти преподобного пробудилось к нему общее уважение и многие стремились в лавру почтить память страдальца, называя его великим учителем и пророком; и современник его, князь Курбский не иначе называет Максима Грека в своих писаниях как святым и преподобным.

Из сочинений его сохранились рукописными в Патриаршей Московской и других библиотеках одно под именем «Слов и главизн»; послание «к царю Иоанну о еже не брити брады»; «Канон молебен к Божественному и покланяему Параклиту (св. Духу) воспеваемый»; а из переводов: «Слово о покаянии», Кирилла архиеп. Александрийского; список с перевода Толковой Псалтыри. Из сочинений его напечатаны: «Слово на Латинов и о Св. Духе» (1618 г.), кроме того четыре Слова: «О еже како подобает блюсти Символ веры» (1656 г.); »Изследование Православной веры« и »О исправлении книг Русских» (1805 г.); "Разсуждение о пользе граматики, реторики и философии» (1782 г.). Переведены Максимом вместе с учеником его, иноком Селиваном 80 бесед Златоустовских на Евангелие Иоанново. Напечатаны в 1665 г. – В Новгородской Софийской библиотеке хранится собственноручный Максимов Греческий список Псалтыри. Кроме того много писал Максим сочинений догматических, филологических, нравоучительных, ответных на разные вопросы и собеседований с самим собой или молитв211.

* * *

211

Слов. Ист. Митр. Евгения, II, 26–40. Жития Святых (август) 1858. Мес. Троицк. Лавры, стр. 3. М. 1850 г.


Источник: Словарь исторический о святых угодниках православной российской церкви. - Санкт-Петербург : тип. II Отд-ния Собств. е. и. в. канцелярии, 1835. - [2], VI, 303 с.

Комментарии для сайта Cackle