Кирилл, преп. Белоезерский
Кирилл, преподобный, игумен большого Белоезерского монастыря. Родился в Москве 1337 г. от благородных родителей; в мире именовался Косьмою; пострижен в Симонове монастыре архимандритом Феодором, где потом и заступил его место (1390 г.), но ненадолго. Молясь перед иконою Богоматери, он слышал глас, повелевающий ему идти в Белоезерскую страну. Взяв с собой икону чудотворную, преподобный Кирилл тайно оставил обитель, и прибыл вместе с иноком Ферапонтом на Бело-озеро, на необитаемое место; водворился там; соорудил церковь во имя Успения Божией Матери, поставил несколько келий, и тем положил основание Белоезерскому монастырю. Он сочинил особый, строгий устав для обители; пробыл в ней 30 лет игуменом, и преставился, 1427 года июня 9, прославив себя святостью жизни. Церковь совершает память Кирилла 9 июня. Св. мощи его почивают под спудом в храме, во имя его построенном при царе Иоанне Василиевиче и перестроенном 1780 г. архимандритом Иоакинфом Карпинским. Иждивением графа Федора Ивановича Шереметева, сооружена над мощами серебряная, позолоченная рака, окруженная медною, позолоченною решеткою. Монастырь Кирилло-Белоезерский – первоклассный, и состоит из двух: Большого, так именуемого, и Ивановского; обширность монастыря, окруженного стенами с башнями, и самое местоположение дали ему название города. Еще при жизни основателя, обитель Белоезерская находилась под особенным покровительством государей. В монастыре сохранены: духовное завещание Кирилла, собственною рукою писанное, фелонь, подризник и некоторые келейные его одежды, рукописных книг келейных 13, самим преподобным писанных, и деревянная келья, сим угодником сооруженная. Нравоучительные послания Кирилла к в.к. Василию, сыну Донского, и к князьям Юрию Галицкому и Андрею Можайскому, находятся между рукописями Кирилло-Белоезерского монастыря и Новгородской Софийской библиотеки; сокращение устава его напечатано в Четьих-Минеях при жизнеописании Кирилла, а послания помещены в Истории российской иерархии, при описании Кирилло-Белоезерского монастыря (История российской иерархии, Собранная Новгородской семинарии префектом, философии учителем, соборным иеромонахом Амвросием Ч. 4, Московская Синодальная типография, 1812, стр. 403–417 – примечание электронной редакции). Эти послания служат доказательством влияния преп. Кирилла на князей, и уважения, которое имели князья к святому угоднику177.
* * *
Прол. и Чет. Мин. июня 9. Степ. Кн. II, 47. Слов. Ист. Митр. Евгения I, 334 и 335. Ист. Опис. мон. Преп. Кирилла (1805 г.). Ист. Росс. Иер. IV, 385–391.