иером. Макарий Симонопетрский

Источник

Память св. мчц.Вассы и ее сыновей Феогния, Агапия и Писта. Память св. апостола от 70-ти Фаддея697

Память св. апостола от 70-ти Фаддея

Св.апостол Фаддей, иногда называемый Леввей698, родился в гор. Едессе, столице Осроенского княжества. Он происходил из еврейской семьи, в которой получил всеобъемлющие познания в Священном Писании. Отправившись в паломничество в Иерусалим, Фаддей услышал проповедь Иоанна Крестителя о покаянии и, восхищенный его ангельским образом жизни, принял от него крещение.

Некоторое время спустя он встретил Господа Иисуса Христа. Живительные чудеса, которые Он совершал, и Его возвышенное учение привели Фаддея к убеждению, что Христос и есть Спаситель, о Котором возвещал Иоанн и пророки. Поэтому он присоединился к ученикам Господа и следовал за Иисусом вплоть до Его животворящих крестных Страданий.

Господь во время земной жизни дал обещание царю Авгарю, позвавшему Христа прийти и исцелить его [16 авг.]. По Вознесении Христос послал к Авгарю в Едессу Фаддея, дабы крестить царя и полностью исцелить от проказы. Пламенный апостол преподал основы веры и крестил много и других жителей этого царства, которое стало первым государством, провозгласившим себя христианским. Святой построил там многочисленные церкви, а затем продолжил путешествие и возвестил Благую Весть в прочих городах Сирии, а как сообщают некоторые, и в Месопотамии. Достигнув гор. Берита699 в Финикии, он крестил множество язычников.

Св.апостол Фаддей мирно отошел ко Господу, получив плату верного домоправителя Его благодати (см.: Лк.12,42).

В начале IV в. император Максимиан обнародовал закон, который повелевал всем подданным принести жертвы богам по случаю дня рождения императора. Посланцы Максимиана были отправлены во все провинции, дабы каждый знал об указе. Известие достигло гор. Едессы в Македонии700. В то время там находились Памфил, проконсул Эллады, и Винцентин, проконсул и викарий Македонии и Фессалии, чтобы обсудить границы юрисдикции каждого из них. Они приказали тотчас применить закон и в тот же день совершить общественное жертвоприношение Зевсу, а на следующий день, при солнечном свете, а также и в другие дни – Гермесу, Асклепию и всем прочим богам.

Многие христиане, охваченные страхом, подчинились, но твердо укорененные в вере оказали героическое сопротивление. Среди них находилась и св. Васса с сыновьями. Она происходила из сенаторского сословия и христианскую веру приняла от родителей. Ее мужем был языческий жрец Валериан, один из наиболее видных и знатных жителей города. Он первым совершил жертвоприношение и возлияние идолам. Тогда Васса отвела в сторону сыновей – Феогния, Агапия и Писта и сказала им, что если их отец вверяет себя демонским силам, то им не подобает ему подражать, даже если он пустит в ход отцовскую власть. «Подумайте о моих муках во время родов и из страха перед карой устремитесь ко Христу, Который протягивает вам руки, ведь презрев все недолговечное, вы получите вечные и нетленные блага». Слова матери возымели сильное действие. Когда Валериан предложил сыновьям принести жертвы, юноши единогласно отказались. Неумолимый и жестокий, он предал их суду Памфилия и Винцентина.

На допросе юноши ответили магистратам, что они добровольно подчиняются всем законам империи в том, что касается их имущества и общественной жизни, но, однако, желают последовать благочестивому примеру матери и своих предков, исполнив повеления Христовы. «Мы готовы предать наши тела на мучения, дабы сохранить души чистыми и верными пред Богом в день Суда», заявили они. Охваченные гневом, судьи предали пыткам самого старшего, Феогния: его плоть разрывали на глазах матери и братьев. Во время мучений святой насмехался над бессилием язычников и заявил, что благодаря им он одержит более блестящую победу. В то время как окровавленная плоть обнажила его кости, мать ободряла Феогния, заверяя, что ему, облачившемуся в доспехи, дарованные Христом, нечего бояться.

Укрепленный ее словами, воин Христов выказал себя несгибаемым и удостоился мученического венца.

Затем предстать перед судом повелели второму из братьев. Когда судья спросил его имя, тот ответил: «Моя мать, истинная служительница Божия, называет меня Агапием, т.е.«любящим». Я попытаюсь показать себя достойным этого имени, оставшись верным любви Христовой». Когда святого предали бичеванию, он также насмехался и над мучениями, и над пустыми обещаниями богатств и материальных выгод, которые ему делали язычники. «Я желаю пройти по следам брата. После того как я увидел его стойкость во время мучений, я ни во что не ставлю отныне мое жалкое тело, дабы показать тот вечный удел, который уготован моей душе возле Бога». Он еще не закончил речь, когда тираны приказали снять с него кожу начиная с головы и до груди. Тогда он вскричал: «Нет ничего более сладкого, как пострадать за Христа!» – и предал душу Богу.

Пришла очередь самого младшего из братьев, Писта, который также исповедал веру (по-греч. пистис), утверждая, что и он покажет себя достойным своего имени. На доводы судей он ответил, что если его детское тело принадлежит им и они могут делать с ним что угодно, то его душа, зрелая и совершенная, сделалась, по милости Божией, несокрушимой. Его растянули от затылка до ног, дабы выломать суставы. А затем, после того как Пист обратился к Богу с последней благодарственной молитвой, он был обезглавлен. Тогда с неба раздался голос, который приветствовал приход юных мучеников.

Их мать Вассу заключили в тюрьму, язычники пришли к ней с едой и пытались убедить подчиниться императорским приказам. Она ничего не ответила им и отвергла всю предложенную пищу. Через семь дней Ангел принес ей пищу Небесную и укрепил ее.

Викарий Винцентин отправился в главный город вверенной ему провинции и забрал Вассу с собой. Там он решил заставить святую присоединиться к его жертвоприношению, но его усилия не имели успеха. Васса заявила: «Человек нечестивый и отвратительный, ты думаешь, что можешь повернуть меня с того пути, по которому проследовали мои сыновья и который позволил им получить победные трофеи? Я хорошо вооружена против тебя – Христос дал мне оружие, против которого ты бессилен ». Тогда ее опустили в чан, полный воды, с дном, утыканным остриями. Но вмешательством Ангела вода вылилась, оставив святую невредимой. Благодать Божия равным образом защитила Вассу от горячей печи и ударов камнями.

После этого она попросила у Винцентия дать ей провести два часа в храме, чтобы показать бессилие идолов. Войдя в капище, где находилось множество людей, она направилась прямо к алтарю, и по ее молитве идол Зевса упал на землю, разбившись на мелкие кусочки.

Придя в бешенство, проконсул повелел незамедлительно отвести Вассу на арену, чтобы предать зверям. Выпущенный на святую тигр простерся у ее ног, а когда стражники хотели снова запереть хищника в клетку, он вновь обрел свирепость и умертвил их. Зверь не позволял никому приблизиться и только по приказу святой покорно вернулся в клетку. Толпа требовала отпустить Вассу, но ожесточившийся магистрат, не желая признавать, что женщина победила его, приказал утопить святую в открытом море, более чем в семи километрах от берега.

Когда корабль приблизился к намеченному месту, палачи увидели, как святая окуталась сиянием славы. Они упали лицом на палубу, а когда вновь поднялись, Васса, обретя привычный вид, приказала им выполнить свое дело. Когда святую бросили в волны, ее приняли три существа ангельского вида, они подняли ее на свой корабль и усадили на царский трон.

Через восемнадцать дней плавания корабль святой пристал к о. Галоннес в Геллеспонте. Там она предстала перед властями, которые доложили о ней проконсулу Македонии. Винцентин тотчас написал правителю Геллеспонта Лаодикию в Кизик, настаивая, чтобы тот незамедлительно предал Вассу смерти за занятие магией. Правитель лично отправился на Галоннес и повелел привести христианку. На допросе она держалась весьма твердо, и в конце концов он спросил, почему она так стремится умереть. Служительница Христова отвечала: «Я тороплюсь избавиться от смерти и унаследовать жизнь вечную». Ей связали руки за спиной и переломали ее члены. Обезглавив святую, они даровали ей мученический венец.

Священник Софроний позаботился о ее погребении. Впоследствии в ее честь на возвышенном месте воздвигли церковь, которая отовсюду была видна морякам, считавшим святую мученицу Вассу своей покровительницей701.

* * *

697

Св.Матфей (10, 3) и св. Марк (3, 18) помещают Фаддея среди двенадцати апостолов на место Иуды, брата Иакова [19 ин.]. Но синаксарная традиция, основанная на рассказе об обращении царя Авгаря, который приводит Евсевий Кесарийский, различает двух действующих лиц и считает Фаддея апостолом от семидесяти. Сирийский апокриф, озаглавленный «Учения Аддая», последовательно рассказывает о миссионерской деятельности Фаддея (Аддая) в Едессе. Также под его именем сохранилось одно из древнейших чинопоследований литургии: анафора Аддая и Мари. Основание Церкви в Персии между 79 и 106 г. приписывают Мари, его ученику.

698

Согласно св. Иерониму, это имя означает «здравомыслящий», «человек с головой».

699

Совр.Бейрут.

700

Этот город следует отличать от намного более известной месопотамской Едессы. – Прим. ред.

701

Она почиталась на этом острове вплоть до изгнания греков в 1922 г. В Ѵ–ѴІ вв. ей также была посвящена церковь и прилегающий монастырь в Халкидоне.


Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т. / Адаптир. пер. с франц. / авт. сост. иером. Макарий Симонопетрский - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. / Т. 6. Июль-август. – 896, [56] с. ISBN 978-5-7533-0556-5 (т. 6)

Комментарии для сайта Cackle