иером. Макарий Симонопетрский

Источник

Память прп. Иринарха Соловецкого († 1628). Память прп. Леонида Устьнедумского

Память прп. Леонида Устьнедумского

Св.Леонид родился в 1551 г. под Ярославлем. На протяжении пятидесяти лет он вел простую и благочестивую жизнь, работая в поле. Однажды перед ним в видении предстала Богоматерь и повелела идти в Моржевскую Николаевскую пустынь на р.Двине, взять там Ее икону и отнести на Турину гору на р.Лузе, что под Устюгом. В этом месте он должен был воздвигнуть церковь в честь Пресвятой Богородицы (1603).

Леонид отрекся от мира и стал монахом в Кожеезерском монастыре, что на Кож-озере под Архангельском. Прожив богоугодно в этой обители год, он, тем не менее, позабыл о видении, считая его лишь сном. И Пресвятая Богородица явилась ему еще раз, дабы повторить повеление. Тогда святой, никого не предупредив, покинул обитель и отправился в Соловецкий монастырь на Белом море. Там он три года находился в послушании у пекаря, но опять позабыл о видении. Богородица явилась ему в третий раз. Она казалась столь живой, что Леонид более не мог спутать это видение со сном. Он рассказал об этом игумену Антонию (1603–1612), с обильными слезами сознавшись в непослушании, и получил благословение исполнить божественное поручение.

Придя в Моржевскую пустынь, он провел там год, не осмеливаясь открыть игумену Корнилию (1599–1623) цель своего прибытия. Вместе с тем он страшился дальнейшего промедления. Богородица прониклась состраданием к Своему рабу и открыла место, куда следовало отнести икону. На утрени святой поведал игумену и братии о своем видении и указал на икону, избранную Богородицей. Уверившись, что речь идет о повелении свыше, настоятель отдал святую икону Леониду. Вся братия провожала его до ворот, желая святому удачного пути.

С великими трудностями прибыв на место слияния рек Лузы и Якутицы примерно в восьмидесяти пяти километрах от Устюга, святой соорудил себе хижину близ часовни Вознесения. Там он провел некоторое время в посте и молитве, размышляя, как же построить церковь во имя Божией Матери. Изгнанный местными жителями, грубыми и полудикими, Леонид со слезами на глазах покинул это место, унеся икону.

Святой блуждал по лесу вдоль реки и встретил хозяина этих земель – зажиточного крестьянина Никиту Назарова. Удивленный встречей со старцем в столь непроходимых местах, Никита спросил монаха о причине его слез. Леонид бросился к его ногам, умоляя показать место, где он мог бы построить церковь для святой иконы и где он мог бы поселиться. Никита указал ему на то место, где они встретились. Святой оставил икону под деревом и с помощью Никиты приступил к расчистке места. Постепенно жители стали навещать отшельника. Почитая икону, они уразумели, что это явный знак милости к ним Богородицы, и стали помогать старцу в возведении часовни, снабжая его всем необходимым. В благодарность за благочестие народа святой отправился в Ростов испросить благословения митрополита Филарета на строительство церкви. Митрополит благословил начинание и рукоположил святого в настоятеля монашеской общины, которая там возникнет.

Возвратившись, святой собрал народ, и благодаря великодушной помощи всех церковь во имя Введения Божией Матери во Храм вскоре была освящена (1608). Помещенная там икона стала неисчерпаемым источником исцелений. Множество паломников пожелали вести монашескую жизнь под руководством человека Божия, который был живым примером монашеского совершенства. Однако местность была сырой и болотистой, малопригодной для монашеской жизни. Несмотря на преклонный возраст, Леонид решил вырыть канал, чтобы осушить почву, и взялся за это важное дело, не прекращая молитвенных и аскетических подвигов. Святой оказал христианам этой местности множество благодеяний наставлениями и особенно личным примером. И кроме того, основание монастыря весьма содействовало просвещению невежественных жителей, и св. Леонид обрел славу просветителя края.

Несмотря на тяжелые труды и заботы об общине, монах жаждал одиночества и часто удалялся на мыс у Черного озера – в место, где он поставил крест. Там Леонид проводил дни и ночи в молитве, не чувствуя укусов комаров и лесных насекомых. Поскольку некоторые по этой причине обвиняли его в тщеславии и обольщении, святой пророчествовал, что это дикое место вскоре станет монастырем, где будут звонить колокола.

Когда весной было завершено строительство канала, река вышла и берегов и затопила церковь и монастырь. Монахам не оставалось ничего другого, как покинуть обитель в поисках места более высокого и защищенного. В возрасте почти ста лет св. Леонид испытал великое горе, видя крах своих трудов, но, вооружившись верой и мужеством, он предложил братии обосноваться на мысу, бывшем свидетелем его уединенной борьбы. Во исполнение своего пророчества он взял икону и в присутствии всего народа поместил ее возле креста. С помощью братии и крестьян игумен сам начал работы по расчистке. Когда на следующий год (1652) новая церковь была освящена, святой признался, что этот день стал самым счастливым в его жизни. Передав руководство общиной одному из учеников, он удалился в келью и провел остаток дней в безмолвии и молитве, словно медленно угасающая восковая свеча. Через два года, 17 июля 1654 г., он почил в мире. Мощи прп. Леонида помещены в церкви основанного им Устьнедумского монастыря.

При Екатерине II обитель была упразднена, а церковь получила статус приходской.


Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т. / Адаптир. пер. с франц. / авт. сост. иером. Макарий Симонопетрский - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. / Т. 6. Июль-август. – 896, [56] с. ISBN 978-5-7533-0556-5 (т. 6)

Комментарии для сайта Cackle