Источник

Память преподобного Феодора Освященного

Св. Феодор родился в IV в. и был сыном богатых и знатных христиан, живших в Верхнем Египте. Он с детства вел благочестивую жизнь. Однажды, когда в доме его родителей готовилось пиршество в честь праздника Богоявления, двенадцатилетний отрок пришел в сильное смущение и подумал: «Если ты будешь вкушать эти дары земной жизни, то не получишь радостей жизни вечной». С тех пор он всегда постился с утра до вечера и воздерживался от всякой изысканной пищи.

Через два года Феодор был принят в Латопольский монастырь, где подвизались старые иноки, и стал вести отшельническую жизнь. Наслышанный о прп. Пахомии, он загорелся желанием приобщиться к его мудрости и отправился в Тавенниси. С первых же дней пребывания в монастыре юный Феодор старался во всем следовать примеру св. Пахомия, в образе которого находил зримое присутствие Господа. Он строго хранил чистоту помыслов, был сдержан и приветлив в обращении, беспрекословно послушен и соблюдал это до самой смерти. Феодор настолько преуспел в иноческих добродетелях, что, несмотря на молодой возраст, вскоре стал утешением и образцом для многих братий.

Преподобный Феодор Освященный. Монастырь Св. Неофита близ Пафоса на Кипре XII в.

В первый год его пребывания в обители, когда он однажды встал утром на молитву, его келья вдруг озарилась ярким светом и перед ним предстали два сияющих Ангела. Феодор испугался и бросился на крышу, однако Ангелы последовали за ним, успокоили и пророчески вручили ему связку ключей.

В другой раз навестить его пришла мать. Феодор отказался встретиться с ней из опасения нарушить заповедь, предписывающую тем, кто устремился к духовному совершенству, навсегда отречься от родных. Помня, что в Судный день ему придется держать ответ, он сказал: «Нет у меня матери и ничего нет в этом преходящем мире». Когда же св. Пахомий стал упрекать его, чтобы испытать, Феодор не стал оправдываться, но, напротив, признал вину и сказал: «Буду плакать до тех пор, пока Господь не ободрит мое сердце и не признает достойным следовать Его повелениям».

Случилось, что один из братии, будучи наказан св. Пахомием, готовился покинуть монастырь. Феодор пришел к нему и сначала сделал вид, что тоже принял подобное решение, а затем ободрил брата, что помогло спасти его душу от погибели. В другой раз, побеседовав со старым иноком и поняв, что тот никак не может отрешиться от родственных пристрастий, Феодор сделал вид, что хочет покинуть обитель, где так мало придается значения евангельскому слову (ср.: Лк. 14:26), и тем самым помог брату преодолеть себя.

Св. Пахомий имел обыкновение собирать братию по воскресеньям для своих наставлений. И вот в один из таких вечеров он вдруг неожиданно предоставил слово Феодору. Повинуясь учителю, Феодор стал говорить то, что внушал ему Господь, а св. Пахомий с братией стоя слушали. Некоторые из старших братий возмутились тем, что слово поучения им читает новоначальный инок, и удалились. В конце собрания св. Пахомий заявил, что они отстранились от милосердия Господня и, если не раскаются в своей гордыне, им будет нелегко достичь вечной жизни. После этого поставил Феодора строителем Тавеннисийского монастыря (ок. 336 г.) и назначил своим заместителем в управлении Кинонией.

Преуспев в смирении и полном отречении от собственной воли, Феодор продолжал быть послушным учеником и совершенствоваться в наставлении братий. Его слово, обращенное к ним, всегда было проникнуто любовью, а его милосердие помогало преодолевать все слабости. После ежедневных трудов он отправлялся в Певоу, чтобы выслушать наставления Пахомия, а затем возвращался в Тавенниси, чтобы повторить их своим инокам. Когда по наказу св. Пахомия он посещал монастыри Кинонии, братия всегда принимали его с большой радостью, ибо Господь наградил его даром утешения, а св. Пахомий так говорил о нем: «Феодор и я – мы несем одну и ту же службу пред Господом, и он имеет право распоряжаться как отец и учитель».

Вот почему через некоторое время св. Пахомий отозвал его из Тавеннисийского монастыря и привлек к духовному управлению всем сообществом Фиваидских монастырей. Теперь именно св. Феодор принимал иноков во все обители и удалял недостойных и неисправимых. Когда он накладывал епитимью на провинившегося брата, то подвергал и себя подобному же наказанию, дабы не быть осужденным от Господа за то, что подвергал других тому, чего не испытал сам.

Однажды св. Пахомий занемог, и к Феодору пришли монахи просить его стать преемником в случае смерти святого отца. Пахомий, выздоровев, потребовал у каждого полного отчета в своих мыслях. Феодор откровенно признался, что под давлением братий принял их предложение стать его преемником. Тогда Пахомий лишил его всякого начальства над иноками и отправил в уединенное место, где Феодор пребывал несколько лет, проливая слезы и каясь в грехе гордыни. Незадолго до своей смерти Пахомий восстановил его во всех правах, объявив братии, что наложенное испытание продвинуло Феодора в семь раз больше, нежели его предшествующая благочестивая жизнь, благодаря смиренному покаянию, которое тот проявил.

Когда св. Пахомий скончался (346), Феодор похоронил его в тайном месте и отправился по делам в Александрию. Он посетил св. Антония Великого, который выразил свое восхищение св. Пахомием и общежительным образом жизни, а затем отправил его с рекомендательным письмом к св. Афанасию. Там, в Александрин, Феодор узнал о смерти Петрония и, вернувшись в Фиваиду, со смирением и благоговением подчинился св. Орсисию.

Изгнав из сердца всякую мечту о власти, Феодор был перед ним словно агнец, хотя в глазах многих именно он был самым достойным унаследовать место св. Пахомия. Многие из братии часто обращались к нему за советами. Тогда святой, желая избежать соперничества, добился, чтобы его направили в Пахнумский монастырь руководить пекарней.

Когда настоятель обители Монхос в Гермополе Аполлоний восстал, пытаясь отделить свой монастырь и сделать его независимым, Орсисий удалился, назначив Феодора своим преемником в управлении Кинонией.

Феодор тотчас собрал братию и со слезами на глазах молил сохранить традицию, заложенную св. Пахомием, и сберечь единство их святого сообщества. Затем он поочередно посетил все монастыри, сменил всех настоятелей и заново распределил послушания. Помня о покаянии, которое некогда наложил на него св. Пахомий за его мысли о преемстве, он не считал себя наместником монастырей, а лишь заместителем и служителем аввы Орсисия. Всякий раз перед тем, как принять решение, он отправлялся к Орсисию, удалившемуся в Хеновоскион, и просил у него разрешения. Среди братии он являлся образцом скромности и в одежде, и в речах, и во всём поведении, несмотря на свою славу, распространившуюся по всему Египту, и невзирая на многочисленные исцеления, которые он совершил.

Феодор прилежно и много трудился, благодаря чему удалось восстановить порядок в монастырях и укрепить усердие насельников. Он беседовал с каждым из них отдельно, помогая мужественно сопротивляться натиску помыслов, терпеливо исправлял заблуждавшихся, горячо молясь об их исправлении. К монастырям, основанным св. Пахомием, он прибавил новые, основав Кайорскую и Уисскую обители недалеко от Гермополя, еще одну в Гермонфисе и, кроме того, два женских монастыря.

Около 363 г. св. Афанасий, изгнанный с Александрийской кафедры, посетил Кинонию. Он пришел в восхищение от устава и порядка, которые были способны обеспечить духовный покой стольким душам. Феодор сказал ему: «Эта милость Божия была явлена нам трудами отца нашего Пахомия. Но когда мы смотрим на тебя, мы словно Спасителя видим».

Впоследствии Феодору удалось возвратить в Певоу авву Орсисия, которому он служил помощником, и они поочередно посещали монастыри. Тем временем возрастали хозяйственные заботы, связанные с увеличением числа братий. Феодор огорчался, видя, что иноки всё меньше соблюдают строгость и простоту жизни, установленные св. Пахомием. Он изо всех сил старался привести их к покаянию и часто ходил на тайную могилу Пахомия, где проводил целые ночи в молитвах.

В 368 г., после Пасхи, Феодор занемог. Орсисий молил Господа, чтобы Он ему первому послал смерть и сохранил жизнь Феодору, в котором так нуждалась Кинония. Но воля Господа была иной. Двадцать седьмого апреля, исповедав, что он никогда ничего не делал без послушания, Феодор мирно упокоился. Все братия тогда горько воскликнули: «Мы осиротели, ибо именно сегодня наш праведный отец Пахомий покинул нас в лице Феодора!»

После прощания со святым авва Орсисий похоронил его останки рядом с тайной могилой св. Пахомия. Получив известие о кончине подвижника, св. Афанасий отправил братии послание, в котором писал, что Феодор продолжает жить среди них, ибо он составлял единое целое с аввой Орсисием, и просил их не оплакивать того, кто отныне пребывает в обители праведников.


Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т./ Адаптир. пер. с франц. — Т.5.— М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011.— 896 с.: ил., [48] с цв. ил. ISBN 978-5-7533-0555-8 (т.5)

Комментарии для сайта Cackle