иером. Макарий Симонопетрский

Источник

Память преподобного Феофилакта исповедника, епископа Никомидийского

Св. Феофилакт родился ок. 765 г. и происходил из простого звания. Еще в молодости он оставил отечество и отправился в Константинополь. Там он поступил на службу к свт. Тарасию [25 фев.], когда тот был еще протасикритом. Когда Тарасий по воле Божией был возведен на патриарший престол (784), Феофилакт принял иночество в монастыре, который Тарасий основал на левом берегу Босфора. Вместе с ним в эту обитель пошел св. Михаил, будущий епископ Синадский [23 мая].

Друзья по духу, они предались подвижнической брани, денно и нощно размышляя над словом Божиим, отвергая всякое удовольствие и не уступая желаниям тела. Однажды летом, вместе со всеми монахами страдая от жажды, они широко открыли монастырскую цистерну и дали воде вылиться на землю, не выпив ни капли. Подвижники так истончили свою плоть, что благодать Божия вселилась в их души, просветив также и их тела, – и святые являли собой живой образ добродетели. Св. Тарасий, не желая оставлять светильники под спудом, возвел своих учеников против их воли в епископское достоинство: св. Михаил стал митрополитом Синады, во Фригии, а св. Феофилакт был поставлен для знаменитого города Никомидии в Вифинии.

Преподобный Феофилакт исповедник, епископ Никомидийский. Церковь Богородицы в Грачанице. XIV в.

Новый пастырь, подражая служению в Константинополе своего духовного отца, не ограничился наставлением в истинной вере и тем, что подавал пример евангельского образа жизни, но с усердием совершал множество благих дел. Как некогда свт. Василий в Кесарии, он создал в Никомидии настоящий город милосердия: выстроил двухэтажные дома со всем необходимым для ухода за больными, организовал лечебницу с врачами и больничными служителями, в которой исцеляли не только тела, но и души. По его указанию поблизости был построен храм, посвященный святым бессребреникам Косме и Дамиану. Каждую неделю, по окончании всенощного бдения, он предоставлял горячую баню больным из этих лечебниц и, препоясанный лентием, сам омывал их язвы, словно Христос.

Отец сирот и защитник вдовиц, он с состраданием пекся о нуждах духовных овец. По примеру св. Тарасия он завел списки, куда заносились имена всех бедняков города, чтобы распределять среди них ежемесячную милостыню.

Св. Феофилакт правил Церковью в мире до тех пор, пока новый император Лев V Армянин (813–820) не начал гонение на святые иконы. По всей империи уничтожались святые образа, монахов преследовали и подвергали мучениям. В 815 г. святой патриарх Никифор [2 июня] собрал в столице множество православных иноков, игуменов и епископов, среди которых были свв. Евфимий Сардийский [26 дек.], Емилиан Кизический [8 авг.], Иосиф Солунский [14 июля], Евдокий Аморийский, Михаил Синадский и Феофилакт Никомидийский. Не страшась императорского гнева, они предстали все как один, объединенные неколебимой верой, и представили Льву обоснование почитания святых икон. Но все их усилия разбились о злую волю самодержца и его придворных богословов. Выслушав их доказательства, император впал в страшный гнев и приказал сместить патриарха и отправить в изгнание в разные места доблестных исповедников.

С вырванной бородой, подвергнутый жестокому бичеванию, св. Феофилакт был выслан в крепость Стровил, в фему Кивирреоты. Там он пробыл почти три года, не имея возможности воспользоваться амнистией, объявленной императором Михаилом II по своем воцарении (820), и терпеливо сносил дурное обращение, продолжая, хоть и издалека, заботиться о своей Церкви. Проводя ночи в долгих молитвах о спасении народа и утверждении Православия, он вел обширную переписку, в которой одних призывал отвергнуть материальное богатство и суетные почести, предложенные иконоборцами, и возвратиться к истинной вере и взять свой крест, других ободрял, чтобы они доблестно держались вплоть до смерти, когда придет час исповедничества. В одном из своих писем св. Феодор Студит так обращается к нему: «Мой отец, столп истины, утверждение Православия, страж благочестия и опора Церкви»62. Несмотря на положение изгнанника, Феофилакт узнавал о нуждах бедных и обездоленных, чтобы оказать им помощь. Всякий, кто приходил к нему, чтобы насладиться медом его словес, уходил преображенным, забывал свою скорбь и прославлял Бога.

Прибавив к бескровному мученичеству исповедания веры мученичество долгой болезни, которую он сносил безропотно, св. Феофилакт отошел ко Господу около 840 г. Когда благочестивая императрица Феодора предприняла восстановление Православия и вызвала из изгнания исповедников (843), патриарх свт. Мефодий отправил мощи св. Феофилакта в Никомидию. Там их положили в церкви Святых Космы и Дамиана. Имя святого епископа стоит среди имен исповедников веры в Синодике Православия.

* * *

62

Послание 175, написанное в 817–818 гг., и Послание 314.


Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т. / Адаптир. пер. с франц. / авт. сост. иером. Макарий Симонопетрский - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. / Т. 4. Март-апрель. – 800, [40] с. ISBN 978-5-7533-0554-1 (т. 4)

Комментарии для сайта Cackle