иером. Макарий Симонопетрский

Источник

Память преподобного Герасима Иорданского

Св. Герасим родился в римской провинции Ликия, на юго-западе Малой Азии, в конце IV в. Еще ребенком он поступил в обитель. Вначале ему были открыты правила общежительной монашеской жизни. После этого горячее стремление ко Господу привело его в пустыню. Там он питался лишь дикими растениями и проводил дни в противостоянии духам тьмы и плотским страстям. Оттуда он направился в Святую Землю, чтобы повести еще более решительную борьбу в краю, освященном присутствием множества благочестивых подвижников и новых апостолов. Поклонившись святыням Иерусалима, он удалился в суровую пустыню у Мертвого моря, которую просветил добродетелями и где вокруг него собралось множество учеников.

В те беспокойные для палестинских монахов годы, наступившие после Халкидонского Собора (451), более десяти тысяч иноков впали в ересь23. Св. Герасим по своей простоте позволил на некоторое время ввести себя в заблуждение, вняв лживому красноречию монофизита Феодосия. Последний захватил епископскую кафедру Иерусалима, которую занимал св. Иувеналий [2 июля]. Но встретив в пустыне Рува св. Евфимия [20 янв.], Герасим осознал свою ошибку, смиренно принял наставление Евфимия и вернулся к Православию, чтобы и на словах, и на деле стать ревностным защитником истинной веры. В дальнейшем он сохранял дружеские отношения с Евфимием Великим и каждый год отправлялся с ним далеко в пустыню, где они проводили весь Великий пост вплоть до Вербного воскресенья в строжайшей аскезе и непрерывной молитве. Целую неделю они полностью воздерживались от пищи, довольствуясь лишь Святым Причастием.

Преподобный Герасим Иорданский. Церковь Св. Николая Орфанос в Салониках. XIV в.

Поскольку вокруг Герасима собиралось все больше учеников, он, снисходя к их слабости, основал лавру в более благоприятном для жизни месте – на берегах реки Иордан. Там он гармонично сочетал общежительную жизнь с безмолвием, тем самым подавая всем пример святого состязания в подвигах добродетели. Вновь поступившие в монастырь должны были вначале жить в общине, чтобы обучиться послушанию и основам жизни ангельской. Потом достаточно преуспевшие в аскезе и смирении отправлялись в уединенную местность в окрестностях монастыря, чтобы занять одну из более чем семидесяти келий. Они были удалены друг от друга на такое расстояние, чтобы пять дней в неделю каждый отшельник мог спокойно предаваться молитве и петь хвалу Господу. Питались пустынники пять дней в неделю хлебом и водой.

По субботам и воскресеньям отшельники и монахи, жившие в общине, вместе собирались в храме, чтобы отслужить Божественную литургию и приобщиться Святых Таин. Общая трапеза сопровождалась беседой о божественных предметах или наставительным словом их духовного отца – св. Герасима. Затем монахи получали свою долю провизии на неделю: немного хлеба, фиников и кувшин воды – и принадлежности, необходимые для выполнения той или иной работы. Затем они в молчании расходились, чтобы вновь продолжить борьбу, пребывая в уединении пред Господом.

Эти отшельники вели столь суровый образ жизни, что в их кельях не было ни светильников, ни каких-либо приспособлений для высекания огня. Все имущество их составляли лишь хитон, монашеская мантия и куколь, циновка, на которой они спали, и глиняный горшок, из которого ели и в котором размачивали пальмовые ветви для плетения.

Умерщвляя плоть и все телесные страсти в неусыпной борьбе с нашей естественной тягой к удовольствиям, они учились господствовать над унынием, гневом и другими страстями души и постоянно внимали себе, дабы хранить ум в непрестанном памятовании о Господе. Св. Герасим учил их прикладывать все силы, чтобы стать сокровенным сердца человеком (см.: 1Пет 3:4) и возвысить душу до прозрения Божественных тайн. Монахи были настолько отрешены от всего мирского, что, как правило, уходя, оставляли свои кельи открытыми, так что любой мог войти туда и взять что ему понадобится.

Располагая одним лишь сердцем, ничего не называя своим, ибо все у них было общим, они в образе жизни полностью следовали примеру апостолов, и потому могли получить от Господа те же милости.

Преподобный Герасим Иорданский. Церковь Св. Николая Орфанос в Салониках. XIV в.

Прп. Кириак Отшельник [29 сент.] рассказывал, как был отправлен св. Евфимием в учение к Герасиму, потому что был еще слишком юн, чтобы одному подвизаться в пустыне. Однажды его наставник увидел во сне огненный столп до небес и объявил, что св. Евфимий только что скончался и надо отправляться в долгий путь через пустыню в Иерихон на погребение.

В другой раз, когда святой прогуливался по берегу, перед ним внезапно предстал огромный лев. Рыча от боли, хищник показывал свою распухшую лапу, в которую впился тростник. Охваченный тем самым состраданием, какое испытывает Господь ко всем Своим созданиям, Герасим вынул занозу, промыл и перевязал рану, а затем отпустил зверя. Но лев, преисполненный благодарности, не пожелал оставить благочестивого инока. Он следовал за ним повсюду, словно примерный ученик, и, поборов природную свирепость, не ел ничего, кроме хлеба и овощей.

Зверь, получивший кличку Иордан, даже исполнял особое послушание: он должен был водить монастырского осла пастись на берегах реки. Однажды осел, удалившись от своего пастуха, забрел далеко и был пойман погонщиком верблюдов из Аравии. Лев возвратился в лавру грустный, с поникшей головой. Св. Герасим, решив, что тот съел осла, сделал ему строгий выговор и велел выполнять работу вьючного животного – возить воду из реки в монастырь. Спустя некоторое время погонщик, взявший осла, вновь оказался в тех краях и случайно повстречался со львом. Узнав осла, лев тут же бросился к нему и, схватив за узду, прямо вместе с тремя привязанными следом верблюдами повел в монастырь к авве Герасиму, радостно виляя хвостом. Невиновность зверя была установлена, и с тех пор он жил в лавре неразлучно со святым и в дружбе с остальными монахами.

По прошествии пяти лет св. Герасим отошел ко Господу (5 марта 475). Случилось так, что Иордана не было в лавре в день его кончины. Вернувшись и узнав от монахов о смерти настоятеля, он отказался от еды и в отчаянии со страшным рыком начал метаться из стороны в сторону. Монахам никак не удавалось его утешить. Тогда один из них позвал льва с собой и показал место, где похоронили святого. Приблизившись к могиле, Иордан тут же вместе с монахом распростерся перед ней, а затем, с необычайной силой ударившись головой оземь, громко зарычал и умер.

Блж. Иоанн Мосх, биограф св. Герасима, сохранивший для нас этот эпизод, заключает, что все это произошло «не потому, чтобы лев имел разумную душу, но по воле Бога, прославляющего прославляющих Его не только при жизни, но и по смерти их и показавшего нам, в каком послушании находились животные у Адама, прежде чем он преступил заповедь Божию и был изгнан из рая сладости»24.

Лавра св. Герасима оставалась в числе самых почитаемых палестинских обителей до XIII в., когда была разрушена. Тогда монахи, взяв с собой мощи святого, перебрались в Каламонскую лавру, получившую имя св. Герасима.

* * *

23

Согласно данным археологических раскопок, проводившихся в этом регионе в последнее время, в те годы численность монахов составляла, видимо, около трех тысяч человек: они населяли около шестидесяти обителей, руины которых удалось обнаружить археологам.

24

Иоанн Мосх. Луг духовный. Сергиев Посад, 1915. С. 131–132 (гл. 107).


Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т. / Адаптир. пер. с франц. / авт. сост. иером. Макарий Симонопетрский - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. / Т. 4. Март-апрель. – 800, [40] с. ISBN 978-5-7533-0554-1 (т. 4)

Комментарии для сайта Cackle