иером. Макарий Симонопетрский

Источник

Память преподобного Ипатия, игумена Руфинианской обители366

Прп. Ипатий родился в 366 г. и происходил из христианской семьи гор. Фригии. Он был воспитан в страхе Божием и с детства желал жить при церкви или в монастыре, чтобы посвятить себя Богу. Обстоятельства способствовали этому, когда Ипатию исполнилось восемнадцать лет.

Однажды отец побил его, и юноша бежал из дома. Через два дня пути он оказался в церкви и услышал слова Евангелия: Всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную (Мф. 19:29). Тогда он решил превратить свое бегство в путь к Богу, присоединился к направлявшимся во Фракию путешественникам и там нанялся пастухом.

Как-то раз, когда прп. Ипатий пас стадо и пел, священник заметил, что у него красивый голос, и взял его к себе в церковь чтецом. Там в течение двух лет юноша вел благочестивую и воздержанную жизнь. Затем в эти края пришел армянин Иона, бывший воин, отрекшийся от мира, он поселился поблизости и стал подвизаться в аскезе. Окрестные жители, видя его богоугодную жизнь, стали приходить к нему. Ипатий также воспылал божественным рвением и присоединился к подвижнику.

Вскоре община насчитывала уже восемьдесят монахов, и Иона построил для них монастырь, который они назвали Алмирийским. Его укрепили стенами для защиты от частых набегов гуннов. Ипатий превосходил всех остальных в постах, бдениях и молитвах. Он вкушал пищу только раз в пять дней. Однажды, чтобы не поддаваться искушениям плоти, он ничего не пил в течение пятидесяти дней.

Об этом рассказали Ионе, и он решил испытать послушание Ипатия, приказав ему при всех выпить кубок вина. Когда Ипатию предлагали наставлять братий, он отказывался и говорил, что отрекся от мира для того, чтобы сделаться слугой всем. Пав игумену в ноги, он молил доверить ему заботу о больных. Этим делом он занимался с таким усердием, что отправлялся за больными крестьянами в самые отдаленные места и привозил их к воротам монастыря. Затем Ипатий помещал их в лечебницу, перевязывал раны и исцелял крестным знамением.

Через некоторое время (400) Ипатий решил уйти с двумя товарищами, Тимофеем и Мосхионом, в другое, более отдаленное место, где они могли бы полностью посвятить себя созерцанию. Монахи пришли в Халкидон и избрали место недалеко от Босфора, в четырех километрах от города. За десять лет до этого префект Руфин построил там дворец и большую церковь в честь святых апостолов Петра и Павла, а также монастырь. Но после смерти Руфина (395) египетские монахи, которых он поселил здесь, вернулись на родину и монастырь пришел в упадок. Св. Ипатий изгнал беса, обитавшего в этом месте, и поселился в обители вместе с товарищами.

Они жили в большой бедности, трудом своих рук добывая пропитание. Когда к ним приходил какой-нибудь посетитель, Ипатий делал вид, что спешит по делам, и оставлял ему свою долю пищи. Вскоре к трем монахам присоединились другие, и постепенно начала складываться община. Но по диавольскому наущению Ипатий и Тимофей поссорились. Тогда Ипатий решил уступить это место Тимофею, а сам вернулся в монастырь Ионы.

Вновь он стал вести безмолвную жизнь в отдельной келье. Однажды Иона отправился по делам в город и там заболел. Господь научил его послать за Ипатием, который пришел и исцелил его. Тогда старец призвал Тимофея и помирил подвижников, напомнив, что даже между апостолами возникали разногласия. Оба попросили друг у друга прощения, Ипатий вернулся в Руфинианский монастырь, и братия избрали его игуменом (406).

Руководство обителью заставило святого отказаться от части своих подвигов и несколько умерить воздержание, исключая только время Великого поста. Тогда он затворялся в тесной келье и лишь раз в два дня принимал пищу через маленькое окошко. Прп. Ипатий был всем для всех. Число монахов в его общине достигло пятидесяти, и настоятель устроил ее жизнь в соответствии с заповедями святых отцов. Все получали на каждую неделю какое-либо послушание и занимались ручным трудом, соединяя его с постоянным пением псалмов. Семь раз в день братия встречались в храме, пели вместе псалмы и читали молитвенное правило.

Прп. Ипатий наставлял их, что монашеская жизнь есть исполнение христианского учения, в особенности заповеди о любви к Богу и к ближнему. Он неустанно призывал их уподобляться Ангелам, которые постоянно окружают Господа, призывал прославлять Его в славословиях и делах. Прп. Ипатий также говорил братиям, что они смогут претерпеть искушения, если будут просить помощи у Господа, желая этого и стремясь всей душой. Тогда они поймут, что испытания таят в себе духовную радость и благо. Когда прп. Ипатия спрашивали о чем-либо, он отвечал: «На все ваши вопросы вы найдете ответ в Богодухновенном Писании». Он говорил, что радуется, когда может сообщить кому-то Слово Божие, и сам получает пользу от замечаний, которые делает своим ученикам.

Иногда он сожалел об уединенной жизни, отрешенной от всех забот. Но, подчинившись воле Божией ради пользы братий, прп. Ипатий получил дар всегда сохранять ум сосредоточенным на памятовании о Господе, при всех заботах и делах, которые предполагает должность игумена. Человек Божий, обладая даром прозорливости, видел тайные грехи и духовное состояние не только своих учеников, но и многочисленных посетителей, приходивших к нему в монастырь за советом ради спасения души или за облегчением телесных недугов. Прп. Ипатий действительно был врачом, посланным Богом этой стране. Подобно Иову, он был глазами слепому и ногами хромому, посохом немощным и утешением бедному (ср.: Иов. 29:15).

Ангел Господень возвестил прп. Ипатию, что скоро случится голод, и игумен приказал наполнить монастырские кладовые. Благодаря этому за три года прп. Ипатий сумел накормить более пяти тысяч человек. Никогда ни один бедняк не уходил из монастыря с пустыми руками, и каждый приходивший в обитель больной получал помощь из рук самого святого. Прп. Ипатий не был сведущ в медицине, но, желая скрыть свои добродетели, он делал больным припарки, молился над ними и через несколько дней отпускал совершенно здоровыми.

Вопреки желанию, Ипатий был рукоположен в священный сан и по воскресеньям совершал богослужения в церкви Святых Апостолов. Когда он служил Божественную литургию, он так искренне возглашал слова молитв, что всех сослужащих ему охватывало сердечное сокрушение. Прп. Исаакий [30 мая], отец всех столичных монахов, нередко приезжал в Руфинианскую обитель, чтобы побеседовать с прп. Ипатием. Также свт. Иоанн Златоуст питал к нему самые добрые чувства. Прп. Ипатий редко выходил из монастыря. Однако если он слышал, что где-то еще поклоняются деревьям или идолам, он немедленно отправлялся туда вместе с учениками, низвергал идолов и наставлял местных жителей в евангельской истине.

Когда на константинопольскую кафедру взошел Несторий (429), прп. Ипатию было откровение, что это не продлится более трех лет. И как только архиепископ начал распространять свои еретические воззрения, святой монах немедленно убрал его имя из диптихов храма Святых Апостолов, чем вызвал нешуточные опасения епископа. Он также деятельно способствовал тому, чтобы в Халкидоне не возродились запрещенные императором Феодосием Олимпийские игры, во время которых совершалось много языческих обрядов.

С течением времени авторитет прп. Ипатия распространялся все шире. После смерти св. Далмата [3 авг.] прп. Ипатий был поставлен над всеми константинопольскими монахами (436 г.). Император Феодосий II дважды посещал его и много раз писал ему письма, прося совета, как у отца. Три сестры императора тоже приезжали просить благословения и наставлений святого игумена. Прп. Ипатий не боялся подвергать себя риску, защищая преследуемых служителей Божиих. Когда по несправедливому обвинению из столицы изгнали св. Александра Акимита [23 фев.] и его монахов, прп. Ипатий принял их и заботился об изгнанниках, пока они не нашли нового пристанища.

Преподобный дожил до глубокой старости и напутствовал в жизнь вечную более восьмидесяти учеников. Достигнув восьмидесяти лет, он три месяца давал последние наставления монахам и прорек, что великие потрясения в скором времени обрушатся на империю. После пяти дней болезни св. Ипатий призвал братий, преподал им Святое Причастие, воспевая псалом Приидите, воспоем Господеви (Пс. 94:1), благословил их и почил в мире (446).

Тело прп. Ипатия было погребено в монастырской часовне; присутствовавшие при этом многочисленные прихожане плакали. Как и предсказывал святой, вскоре после его кончины сильный град побил урожай, произошли разрушительные землетрясения и более семидесяти городов во Фракии были разграблены гуннами.

* * *

366

«Житие прп. Ипатия» было составлено вскоре после его смерти одним из его учеников, Каллиником. См. издание, перевод и историческое исследование в SC 177.


Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т. / Адаптир. пер. с франц. / авт. сост. иером. Макарий Симонопетрский - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. / Т. 4. Март-апрель. – 800, [40] с. ISBN 978-5-7533-0554-1 (т. 4)

Комментарии для сайта Cackle