иером. Макарий Симонопетрский

Источник

Память преподобного Симеона Нового Богослова115

Среди бесчисленных звезд, воссиявших на духовном небосводе Церкви, лишь трое святых удостоились звания Богослова116: евангелист Иоанн [26 сент.], любимый ученик Христов, который, возлежа на груди Господа, впитал живую воду познания Слова Божия; свт. Григорий [25 янв.], который, узрев внутренним чистым оком тайну Святой Троицы, изъяснил Ее во всеоружии лучшего, что было в эллинском красноречии; и, наконец, св. Симеон, который, погрузившись в свет Святого Духа, был послан Богом, словно новый пророк, во вполне обеспеченное византийское общество с его формалистским и официозным христианством, дабы свидетельствовать, что каждый христианин, достойный этого имени, призван быть просвещенным и сделаться сыном Бога в Духе Святом117.

Св. Симеон Новый Богослов родился в Галате Пафлагонской118 в 949 г. Его семья была состоятельна и имела влияние в политических кругах. Двенадцати лет его отправили в Константинополь получать образование, чтобы потом он мог поступить на императорскую службу. Отказавшись от многообещающей карьеры, оставив учение, он некоторое время вел легкомысленный образ жизни. Но Господь, сжалившись над ним, не дал ему пасть, вытащил из пропасти через духовное чтение. Тогда юноша стал искать святого человека, способного повести его по пути спасения, несмотря на удручающие слова его близких, утверждавших, что таких святых в его время не найти. Продолжительный поиск все же увенчался успехом: он нашел себе духовного наставника в лице Симеона Благочестивого – монаха, жившего затворником в Студийском монастыре. Тот отказался принять его как инока и ограничился тем, что дал почитать св. Марка Подвижника [5 марта].

Преподобный Симеон Новый Богослов. Церковь Св. Георгия в Старо Нагоричино. XIV в.

Едва открыв книгу, юноша увидел фразу: «Если ищешь выздоровления, загляни в свою совесть и делай все, что она тебе говорит, – это будет тебе полезно»119. Восприняв эти слова как Божественное указание, он принялся исполнять его. Совесть подсказывала ему, что он должен жертвовать собой ради любви ко Христу, продлевая посты и бдения до утренних петухов.

Вознесенный на крыльях святого рвения, он вскоре получил знак Божия расположения к себе и чудесное видение нетварного света, вознесшего его над миром и над его собственным телом. Исполненный великой радости, омытый теплыми слезами, он непрерывно пел «Господи, помилуй!» и посреди этого света увидел своего духовного учителя Симеона, стоявшего справа от сияющего облака и преподающего ему искусство непрестанной молитвы.

Однако этот первый опыт соприкосновения с Божественной славой еще не был утвержден в нем на твердыне бесстрастия, поэтому постепенно он впал в теплохладность и небрежение, в чем вскоре ему пришлось раскаиваться как в великом грехе. Шесть или семь лет он продолжал общение с духовным отцом, но не оставлял мира и его призрачной суеты120. И вновь Господь сжалился над Своим избранником и, «схватив за волосы», вытащил из грязи этого мира и поставил пред Собой.

Воспользовавшись поездкой на родину, Симеон привел в порядок свои дела, попрощался с родителями и спешно вернулся в столицу, чтобы уже полностью довериться своему отцу в Боге, в тихом и полном подчинении. Ему предоставили в качестве жилища небольшое углубление под лестницей кельи его духовного учителя, где он предался размышлению о своих грехах и святому раскаянию, которому научился в миру, бродя по кладбищам, и которое стало бессменным состоянием его души. Симеон исполнял самую недостойную работу, полностью отрекшись от своей воли, глядя на отца, словно на Самого Христа, целуя, будто Святая святых, всякое место, где тот останавливался помолиться. Так, вооружившись молитвой, он бесстрашно отгонял ополчившихся на него демонов страха, лени, нечистоты и зависти.

Для всех чужой и молчаливый, он пребывал на службах, глядя в землю и орошая ее слезами, слушая священные тексты. Некоторые монахи раздражились быстрыми успехами послушника, видя в нем осуждение собственной теплохладности, и обвинили перед игуменом в слишком близких отношениях с духовным наставником. Ученик обратился к учителю с просьбой поддержать его молитвой в этом испытании. И Симеон Благочестивый утешил духовное чадо, сказав, что вскоре тот получит свыше благодать, вдвое превосходящую его собственную. И действительно, как только Симеон вернулся к себе келью, его ум был охвачен Небесным светом. Восхищенный в несказанной радости, он, будучи неученым, получил такую мудрость, которая поразила всех его товарищей. Однако такие сверхъестественные дарования, конечно, вызвали злобу завистников, и им удалось выгнать св. Симеона из Студия.

Тогда он стал послушником в маленьком монастыре Святого Маманта, сохранив в качестве наставника Симеона Благочестивого. Приняв от него постриг, он начал новое духовное восхождение, полностью посвятив себя покою, молитве и размышлению над Священным Писанием, питая свое тело лишь несколькими травами. Из кельи он выходил только на службы, и она была настоящей раскаленной печью, в которую он полностью погружался, чтобы превращаться в пламя любви. И Господь часто возносил его в божественных восторгах.

В одном из своих самых красивых рассказов Симеон сравнивает себя с несчастным, который, упав в грязную расщелину, был силой вызволен оттуда по милости Господа, пройдя через различные препятствия и трудности. Духовный отец проводил его к источнику чистой воды, чтобы омыться и очиститься, чтобы из слепого сделаться зрячим и созерцать духовные предметы.

По мере того как очищался внутренний взор подвижника, он получал все более светлые видения. В свете, похожем на бесформенное солнце, светившее, как ему представлялось, над небесами и давшее ему покров бесстрастия, он постепенно различил лик Христа, становившийся все более ясным. Потом Симеон был восхи́щен из своего тела в невыразимом экстазе, во время которого Христос заговорил с ним, называя братом и другом. Но только после многих других видений, упав однажды в слезах перед иконой Божией Матери, он понял, что овладел сознательно, внутри своего сердца этой воипостасной Любовью, которая есть Сам Господь.

Через два года игумен, видя это чудо, рукоположил его в священника. В тот день Святой Дух сошел как свет простой, лишенный формы, и покрыл приношение. Это видение всегда посещало прп. Симеона на Божественной литургии во все время его иерейского служения. Тогда лицо святого, оружейное светлым облаком, принимало ангельское выражение, и никто не мог смотреть на него, когда он благословлял народ.

Игумен умер через год после рукоположения преподобного. Симеон был избран его преемником монахами обители Святого Маманта с одобрения патриарха Николая Хрисоверга (ок. 980). Унаследовав монастырь, где монашеская жизнь почти угасла, а сама обитель фактически превратилась в кладбище для мирян, он начал перестройку всех зданий, кроме храма, и, что еще сложнее, стал наставлять учеников горячо искать Бога, так же, как это делал он сам. По традиции св. Феодора Студита, игумен три раза в неделю произносил пламенную проповедь, пробуждавшую рвение монахов. Он не ограничивался напоминанием об основах общежития. Словно «братолюбивый нищий»121, который, получив обол, бежит показать его товарищам по нищете и позвать их прибегнуть к милосердию своего благодетеля, Симеон показывал им чудеса, совершенные в нем Богом, и с уверенностью доказывал, что все мы должны уже в этой жизни прийти к видению Царства Небесного. Это глубокое желание дать братиям участвовать в полученной им благодати объясняет характерную личную доверительность его писаний, редкую в святоотеческой литературе.

Неукротимое рвение, которое проявлял Симеон, повлекло за собой противостояние и иронию некоторых монахов, которые предпочитали жизнь более удобную и стали обвинять его в бахвальстве. Оппозиция возросла настолько, что однажды тридцать монахов, резко оборвав проповедь св. Симеона, набросились на него, словно дикие звери, и хотели выгнать из монастыря. Он остался неподвижным, улыбающимся и спокойным перед лицом недругов, остановил их порыв, и они с шумом выбежали из храма.

Тогда враги Симеона пожаловались патриарху Сисиннию (995–998), но тот, разобрав дело, оправдал игумена и изгнал взбунтовавшихся монахов. Однако отцовская любовь Симеона не дала овцам потеряться вне овчарни. Он выхлопотал отмену приговора и сам пошел искать непокорных, просил у каждого прощения и умолял вернуться в монастырь.

Когда мир после этих грустных событий был восстановлен, св. Симеон вернулся к руководству монастырем. Его обитель стала одним из духовных центров столицы и привлекала многих благочестивых мирян и учеников, приходивших издалека. Несмотря на пастырские заботы, Симеон не ослаблял подвижничества и три раза в день удалялся в свою келью, чтобы оросить ее слезами. Слезы стали его второй природой: словно прекрасные цветы, распустились в них любовь, сострадание ко всем, долготерпение в испытаниях. Приятным и приветливым было его лицо, светившееся внутренней радостью Духа.

Вслед за новым светлым видением он получил благодать богословствования и, когда он не был восхищен восторгом, проводил ночи, сочиняя удивительные «Гимны божественной любви», остающиеся по сей день ценнейшим свидетельством воздействия благодати на душу святого. Распространение его писаний и учения позволило многим душам обрести рвение эпохи святых отцов и задолго подготовило победу исихазма как официального учения Православной Церкви.

В 1005 г. из любви к Богу Симеон по собственной воле отказался от должности, которую занимал двадцать пять лет, и оставил преемником своего ученика Арсения, подготовленного долгим упражнением в послушании. Сам он ушел в отдаленную келью, чтобы предаться святому безмолвию и поддержать молитвой, словно новый Моисей на горе (ср.: Исх. 17:11), духовную брань своих монахов. Привыкнув к лицезрению Божественных явлений, он получил тогда дар прозревать будущее и последние времена мира. Однажды ночью свет проник во все члены его тела и вознес его, сделав всего пламенем и светом. Симеон услышал, что эта слава, преобразившая его, уготована избранным в день всеобщего воскресения. Он писал богословские и мистические сочинения, объятый Духом Святым, обоженный благодатью.

Но и достигнув совершенства, преподобный должен был еще пройти через новые испытания. Когда скончался его духовный отец, Симеон Студит, он заказал его икону и составил службу в его честь, которую торжественно служил ежегодно в день памяти сего апостольского мужа при большом стечении народа122. Этот обычай действовал уже шестнадцать лет, когда Стефан, бывший митрополит Никомидийский, ставший синкеллом патриарха, человек большой учености и большого влияния в официальных кругах, начал с подозрением относиться к славе св. Симеона как человека Божия и богослова, которая распространилась по всей столице. Стефан стал искать случая, чтобы лишить его славы и авторитета. Он спровоцировал св. Симеона тонким богословским вопросом, но получил замечательный ответ в стихах, в котором синкеллу напоминалось, что по-настоящему богословствовать можно только по опыту в Духе. Этот ответ разжег неудержимую ненависть клирика, и он стал распространять низкие слухи о Симеоне, обвиняя в том, что тот воздает почитание грешному человеку. Наконец с помощью интриг ему удалось добиться высылки человека Божия (1009).

Один, зимой, на пустынном холме недалеко от Хрисополя в Пропонтиде, Симеон возблагодарил Бога и послал синкеллу письмо с благодарностью за испытания, которым тот его подверг. Получив послание, Стефан в бешенстве велел обыскать келью того, кто, лишенный всего, «находил тяжким даже груз собственной плоти». Он подозревал, что подвижник прячет в жилище золото. В ответ Симеон только послал «благодетелю» еще одно благодарственное письмо. Обнаружив заброшенную полуразрушенную молельню в честь св. Марины, он стал служить там неукоснительно все монастырские службы и предавался мирной молитве. Тем временем знатные ученики и почитатели святого ходатайствовали за него перед патриархом. Снова представ перед Собором, Симеон отказался идти на уступки касательно почитания своего духовного отца. Патриарх отпустил его с миром, сказав: «Ты, конечно, настоящий студит, полный любви к духовному отцу, но на тебе их ненависть, и, может быть, она тоже заслуживает похвалы?»

Симеон вернулся к своему храму, чтобы предаться святому покою. Он получил множество приношений, которые позволили, несмотря на причиненные бесами трудности, превратить храм в монастырь. Туда на праздник св. Симеона Благочестивого стали приходить все ревностные христиане из столицы. По вдохновению Духа св. Симеон продолжал писать гимны и апологетические произведения, в которых учил, что ни прощение грехов, ни святость не даются без осознанного явления в нас благодати Святого Духа. Эта благодать не только возносила его, но и творила многочисленные чудеса для утешения его учеников и посетителей.

Достигнув преклонного возраста, он слег от тяжелой болезни. По свидетельству одного ученика, однажды св. Симеон, несмотря на недуг, был во время молитвы вознесен над землей и окружен неописуемым светом.

Окончив битву, он получил желаемое освобождение и 12 марта 1022 г. присоединился к лику святых, точно предсказав дату своей кончины и перенесения мощей, произошедшего тридцать лет спустя. Восславив Бога при жизни, св. Симеон был прославлен Им после смерти многими чудесами, но особенно духовной радостью, которую по сей день доставляют его писания всякому, кто взыскует Бога живого.

* * *

115

Поскольку память его приходится на Великий пост, она была перенесена на 12 октября св. Никодимом Святогорцем, составившим службу в его честь. Здесь мы пересказываем замечательное жизнеописание прп. Симеона, написанное его учеником Никитой Стифатом.

116

Богослов – не тот, кто научно изучает догматы, но кто получил знание о Боге через живой опыт и передал его Церкви, подобно живоносному источнику.

117

Иногда к этим трем Богословам добавляли также свт. Григория Паламу. – Прим. ред.

118

В Малой Азии.

119

О духовном законе. Гл. 69 / SC 445, 92.

120

Его биограф Никита Стифат предлагает другую версию этих событий, изложенных самим Симеоном. По его словам, Симеон принял постриг сразу, без этапа охлаждения.

121

Св. Симеон Новый Богослов. Огласительное слово 89 (в греческом оригинале 34).

122

Официальная санкция для установления праздника святого стала даваться только с XIV в. И по сей день церковная власть призвана лишь подтверждать уже возникшее в народе почитание.


Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т. / Адаптир. пер. с франц. / авт. сост. иером. Макарий Симонопетрский - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. / Т. 4. Март-апрель. – 800, [40] с. ISBN 978-5-7533-0554-1 (т. 4)

Комментарии для сайта Cackle