иером. Макарий Симонопетрский

Источник

Память святой Геновефы Парижской42

Св. Геновефа (Женевьева) родилась около 420 г. в селении Нантер недалеко от Парижа, ее родители были знатными и влиятельными людьми. Когда Геновефа была еще ребенком, мимо ее дома проезжал св. Герман Оксерский [31 ил.], направляясь в Англию вместе со св. Лупом, епископом Труа [29 ил.]. Св. Герман увидел, что на девочке пребывает особое благоволение Божие, и объявил ее родителям, что она избрана послужить спасению многих. Благословив Геновефу, св. Герман вручил ей монету с изображением креста как знак посвящения Геновефы Богу. С тех пор она уделяла все больше и больше времени благочестивым занятиям.

Однажды мать, недовольная слишком частыми походами дочери в церковь, ударила Геновефу, но тут же Бог поразил женщину слепотой. Зрение вернулось к ней только два года спустя, когда она помазала глаза водой, которую дочь смешала со своими слезами и осенила крестным знамением. Не имея больше никаких препятствий со стороны родных, Геновефа пришла к епископу и приняла от него монашеский постриг. Святая продолжала вести аскетическую жизнь в родительском доме, поскольку в Галлии тогда еще не было женских монастырей.

По смерти родителей Геновефа переехала в Париж к своей крестной матери. Там она мужественно перенесла тяжелую болезнь. После выздоровления, подвижница стала вести очень строгую жизнь: непрестанно молилась, выходила из дома лишь для помощи бедным, питалась дважды в неделю, съедая немного хлеба и бобов. В результате Геновефе удалось обуздать плоть и стяжать полный душевный покой, так что она стойко выдерживала клевету и сплетни в свой адрес, распространяемые завистниками. Сплетен было так много, что пришлось вмешаться св. Герману Оксерскому, чтобы урезонить клеветников и заставить их с почтением относиться к служительнице Божией. Мало-помалу парижане признали ее святость, и вокруг Геновефы стали собираться девушки, чтобы вести такой же образ жизни.

Святая Геновефа Парижская. Современная икона

В начале 451 г. к Парижу на угрожающе близкое расстояние подошло варварское племя гуннов под предводительством Аттилы, грабя и разоряя все на своем пути. Жители города, объятые паникой, хотели было бежать, и лишь одна Геновефа сохраняла хладнокровие. Собрав в храмах женщин, она вместе с ними старалась вымолить у Бога помощь постом, слезами и молитвой, а также придать храбрости мужчинам.

Но нашлись люди, восставшие против святой молитвенницы. Они собирались даже убить её. Тогда вмешался архидиакон из Оксера, напомнил о пророчестве св. Германа и о том, что Бог избрал Геновефу покровительницей города. И в самом деле, в точности как предсказал святой, Аттила вскоре изменил свой путь, повернув в сторону от Парижа, а затем, потерпев сокрушительное поражение от римских войск, и вовсе отступил.

Подвижница особо почитала святых, много сделавших для основания Галльской Церкви. По ее инициативе был построен первый храм над гробницей св. Дионисия Парижского [9 окт.]. Она же привила парижанам благочестивый обычай совершать туда паломничества, даже в самую скверную погоду. Однажды Геновефа отправилась в церковь в разгар грозы со свечой в руке – и пламя не погасло. Также подвижница совершила паломничество к гробнице св. Мартина в гор. Type. Во время путешествий св. Геновефа исцеляла больных и изгоняла бесов, являясь для всех орудием Божественного Провидения.

В то время франками правил король Хильдерик. Оставаясь язычником, он тем не менее выказывал уважение к Церкви и по настоятельным просьбам св. Геновефы согласился отменить вынесенный им смертный приговор. Когда франки осаждали Париж, окрестности города оказались запустевшими, стал ощущаться недостаток продовольствия. Надвигался голод, и народ вновь терял надежду на Бога. Тогда Геновефа собрала одиннадцать судов, нашла корабелыциков, готовых плыть с ней в поисках продовольствия, и отправилась по реке Сене искать в дальних местах торговцев зерном. Святая привезла много хлеба и раздала всем парижанам, в первую очередь самым бедным.

В 481 г. франкским королем стал Хлодвиг, который под влиянием супруги св. Клотильды [3 ин.] относился с большим почтением к Геновефе, прислушивался к ее советам и без колебаний освобождал узников, за которых заступалась святая. Пока Хлодвиг завершал покорение Галлии, Клотильда оставалась рядом с Геновефой в Париже, а св. Ремигий [1 окт.] иногда навещал их, чтобы побеседовать о божественных предметах. Эти святые стояли у истоков зарождающейся Франции.

Молва о св. Геновефе распространилась вплоть до Востока. По преданию, сирийские купцы поведали св. Симеону Столпнику [1 сен.] о добродетелях смиренной парижской девы. Тот восславил Геновефу и поручил купцам просить ее молитв.

Достигнув восьмидесяти лет, св. Геновефа мирно преставилась, окруженная народной любовью и признанием. Но и в последующие века она не прекращала оказывать покровительство гор. Парижу и его жителям. Над могилой святой был основан названный в ее честь храм и впоследствии монастырь св. Геновефы (Сент-Женевьев), в котором происходили бесчисленные исцеления. Во время серьезных бедствий: войн, осад, эпидемий, голода, наводнений и пожаров – народ толпами стекался к святой, прося помощи. Тогда устраивались большие крестные ходы, на плечах несли раку с мощами, и Бог незамедлительно являл Свою милость через чудеса по молитвам св. Геновефы и по вере народа.

Ее мощи были почти целиком сожжены и сброшены в Сену революционерами в 1793 г., но святая продолжает оставаться живой для тех, кто с верой призывает ее имя.

Молитвами святых Твоих, Господи Иисусе Христе, помилуй нас. Аминь.

* * *

42

В Месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена.


Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т. / Адаптир. пер. с франц. / авт. сост. иером. Макарий Симонопетрский - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. / Т. 3. Январь-февраль. - 912 [52] с. ISBN 978-5-7533-0553-4 (т. 3)

Комментарии для сайта Cackle