иером. Макарий Симонопетрский

Источник

Память святого мученика Афанасия, принявшего смерть от бичевания, память святых мучеников Пахомия и Папирина, утопленных в реке109. Память святого Илария, епископа Пуатье (Пиктавийского)110

Память святого Илария, епископа Пуатье (Пиктавийского)

Св. Иларий был сыном знатных родителей из Пуатье. Он родился ок. 315 г. и был воспитан в язычестве. Однако его беспокойный дух, чувствуя потребность обрести Единого Предвечного Бога, не находил удовлетворения ни в одной из тех философских систем и идей, которые ему предлагали. Поиск и чтение привели св. Илария к первым проблескам истины, которую он нашел в тех строках Ветхого Завета, где Господь свидетельствует Сам о Себе: Я есмь Сущий (Исх.3:14)111. Св. Иларий еще больше приближался к познанию Бога, осознавая, что красота творений делает видимой для нас превосходящую ее, непостижимую красоту Творца. Но только постигнув, что Слово и Единородный Сын Божий стал плотью, чтобы освободить нас от смерти, и что «Словом, ставшим плотью, плоть может вознестись к Богу Слову»112, св. Иларий достиг конца поисков. Преисполненный радости, он принял учение о Святой Троице и новое рождение в святом крещении.

Горя воодушевлением, он без устали проповедовал истинную веру и призывал язычников становиться христианами, а христиан – святыми. Так св. Иларий обратил членов своей семьи, убедив их вести строгую христианскую жизнь. Ок. 350 г. местные христиане единодушно выбрали св. Илария своим отцом и пастырем. Будучи рукоположен в епископа, он вел духовное стадо в добродетели и истинной вере с неослабевающим рвением.

Через некоторое время император Констанций, исповедовавший арианство, вознамерился распространить ересь и на Западе. Св. Иларий сразу встал на защиту истины. В согласии с другими епископами он разорвал общение с теми, кто признал низложение св. Афанасия, и лично обратился к императору, чтобы свидетельствовать о приверженности Галлии решениям Никейского Собора. Во время Поместного Собора в Безье (356) св. Иларий столь же пламенно защищал Православие.

Святой Иларий, епископ Пиктавийский. Монастырь Пантократора в Дечанах. XIV в.

Тиран покарал его за дерзость и сослал во Фригию – отдаленную малоазийскую провинцию. Св. Иларий произнес тогда замечательные слова: «Нетрудно изгнать епископа, но можно ли изгнать истину?»

В ссылке он деятельно трудился не только ради укрепления веры на Западе. Своими сочинениями и письмами он также много сделал для примирения членов страждущей и разделенной Восточной Церкви. В своем важнейшем сочинении «О Троице»113, написанном между 356 и 359 гг., св. Иларий первым ввел в латинский язык тонкость и гибкость греческой богословской мысли. Из всех латинских отцов Церкви св. Иларий, несомненно, ближе других к греческим отцам по характеру мышления.

В 359 г. св. Иларий прибыл на Собор в Селевкию и пожелал вступить в публичный спор с арианскими епископами. Еретики боялись его авторитета и едва избежали открытого противостояния: по их требованию император вернул св. Илария в Галлию.

Так, благодаря восточным еретикам, св. Иларий снова оказался в Пуатье. Жители города устроили ему торжественную встречу. Он сразу же взялся за восполнение ущерба, который нанесли ариане его епархии и Галлии в целом, со снисхождением и милосердием примиряя с Церковью тех, кто впал в ересь. Св. Иларий даже ездил в Милан, где вступил в спор с арианским епископом Авксентием, но еретики изгнали его оттуда. В Пуатье мир уже был восстановлен, и по возвращении св. Иларий продолжал мудро вести духовную паству по пути спасения, в изобилии расточая вокруг себя благодать Божию.

Однажды к епископу пришла женщина и, бросившись в слезах к его ногам, протянула младенца, умершего без крещения. Охваченный состраданием, епископ простерся в молитве – вскоре младенец открыл глаза и вернулся к жизни.

Св. Иларий любил иногда проводить несколько дней в монастыре своего ученика св. Мартина [11 н.] в Лигюже. Он принимал тогда образ жизни монахов, подвизался и молился вместе с ними, питая их хлебом своего учения.

Незадолго до кончины святого его комната наполнилась ослепительным светом, который постепенно ослабевал и исчез в минуту его смерти (367)114. Св. Иларий был одним из величайших отцов латинской Церкви, и его по праву называют западным св. Афанасием. Св. Илария особенно почитают во Франции, где ему посвящены многие церкви и его именем названы многие места.

Молитвами святых Твоих, Господи Иисусе Христе, помилуй нас. Аминь.

* * *

109

Эти две памяти содержатся в византийских Синаксарях. В Месяцеслов Русской Православной Церкви данные памяти не включены.

110

В Месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена.

111

Св. Иларий описывает эти этапы своего обращения в начале своего трактата «О Троице» (1,2–14 // SC 443,205–235).

112

Там же. 1,11 // SC 443,227.

113

В этом сочинении св. Иларий предлагает православную интерпретацию понятия «подобносущный», которому было привержено большинство восточных отцов, и показывает, что это понятие не противоречит принятому Никейским Собором термину «единосущный». См. статью о свв. Афанасии и Кирилле Александрийских под 18 января. Точная дата кончины св. Илария остается неизвестной. Полагают, что святой скончался в конце 367 или в начале 368 г. В древних латинских календарях 13 января отмечается память погребения св. Илария. «Житие» святого было составлено в VI в. св. Венанцием Фортунатом, который описал также некоторые чудеса св. Илария.

114

Точная дата кончины св. Илария остается неизвестной. Полагают, что святой скончался в конце 367 или в начале 368 г. В древних латинских календарях 13 января отмечается память погребения св. Илария.


Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т. / Адаптир. пер. с франц. / авт. сост. иером. Макарий Симонопетрский - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. / Т. 3. Январь-февраль. - 912 [52] с. ISBN 978-5-7533-0553-4 (т. 3)

Комментарии для сайта Cackle