иером. Макарий Симонопетрский

Источник

Память святителя Модеста, патриарха Иерусалимского603

Св. Модест жил на рубеже VI-VII вв. Он принял монашеский постриг и прославился добродетелями и глубокими познаниями в христианской философии, научающей истине в Духе Святом. Поэтому его поставили игуменом монастыря, основанного в VI в. прп. Феодосием Киновиархом.

Модест мудро управлял вверенной его попечению духовной братией.

Когда в 614 г. персидский царь Хосров II привел войска к стенам Иерусалима, патриарх Захария [21 фев.] послал Модеста через вражеский стан в Иерихон за подмогой. После трехнедельной осады святой град был взят персами и подвергнут трехдневному разграблению, сопровождавшемуся большим числом убийств: тогда погибли от тридцати до пятидесяти тысяч человек. Иерусалимский патриарх Захария вместе с тысячами других христиан и Святым Крестом был отправлен в плен в Персию. Местоблюстителем патриаршего престола был избран Модест.

Не щадя сил, святой принялся за расчистку дымящихся руин Иерусалима, погребение погибших и, насколько это было возможно, за восстановление разоренных и оскверненных варварами святынь и храмов, подобно новому Зоровавелю. Собирая вокруг себя уцелевших жителей, святой утешал их, вселяя в сердца надежду. Так ценой неимоверных усилий, а также благодаря щедрой помощи патриарха Александрийского, св. Иоанна Милостивого [12 н.], св. Модест сумел вернуть к жизни обескровленную Иерусалимскую Церковь.

В это же время св. Модест крестил прп. Анастасия – обратившегося в христианство перса, принявшего мученическую смерть в Кесарии в 628 г. [22 ян.].

Вскоре после возвращения Святого Креста в Иерусалим и смерти патриарха Захарии св. Модест стал новым патриархом Иерусалимским604. Избранный сосуд благодати и усердный проповедник святого Евангелия, он украсил престол Матери Церквей сиянием своих добродетелей и чудес.

Некоторое время спустя патриарх отправился к императору, дабы получить от него ряд пожалований в пользу своей Церкви. Прибыв в палестинский гор. Соз, св. Модест скончался 17 декабря 630 г.

Оттуда его мощи были перенесены в иерусалимскую церковь Святых Апостолов. Процессию сопровождало множество людей, державших свечи и воскурявших благовония во славу усопшего архипастыря.

* * *

603

Противоречивые свидетельства церковной истории и синаксарной традиции привели св. Никодима Святогорца к выводу о существовании двух разных святых, с одинаковым именем – Модест Иерусалимский. Первый – священномученик IV в., празднование которого, согласно рукописям, совершалось 16 или 18 декабря, с тех пор чествуется в Греческой Церкви 18 числа (см. его память выше). Второй известен в истории как местоблюститель патриарха Захарии во время персидской оккупации VII в., празднуется ныне 16 декабря. Вместе с тем в некоторых грузинских агиографических источниках его память приходится на 17 число – день его кончины, также как и св. Захарии (Garitte. Calendrier, р. 411). Поскольку имя Модеста I не значится в списках епископов Иерусалимских, его существование ставилось под сомнение некоторыми исследователями. В церковной традиции он почитается как покровитель домашних животных.

604

Св. Феофан Исповедник датировал кончину св. Захарии 632 годом, полагая, что он в течение трех лет вторично занимал свою кафедру. Тем не менее более древние источники, подкрепляемые грузинскими агиографическими памятниками из Иерусалима (см.: Garitte, Calendrier у р. 146), свидетельствуют о том, что св. Захария умер в изгнании и император возвел св. Модеста в достоинство патриарха, принимая во внимание его труды по возрождению Иерусалимской Церкви, в тот самый день, когда Животворящий Крест был торжественно возвращен в Иерусалим.


Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т. / Адаптир. пер. с франц. / авт. сост. иером. Макарий Симонопетрский М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. / Т. 2. Ноябрь-декабрь. – 912, [48] с. ISBN 978-5-7533-0552-7 (т. 2).

Комментарии для сайта Cackle