иером. Макарий Симонопетрский

Источник

Память святого благоверного царя Юстиниана и царицы Феодоры178

Св. Юстиниан (Иустиниан) I правил с 527 по 565 г. Во время долгого царствования он проявил выдающуюся активность во всех сферах деятельности: административной, дипломатической, защиты империи, военной, финансовой, правовой, в искусстве и церковных делах. Восстановив Римскую империю, раздробленную на части варварскими нашествиями, он стал истинным основателем христианской Византийской империи.

Юстиниан, будучи разносторонне одаренным и ревностным христианином, считал важнейшей обязанностью императора сохранение православной веры и установление симфонии в отношениях между Церковью и государством. Он обладал глубокими познаниями в богословии и сам написал несколько догматических сочинений. Он окончательно искоренил в империи язычество и беспощадно преследовал секты и ереси. Верный последователь Халкидонского Собора, благоверный не оставлял попыток любыми способами вернуть монофизитов в лоно Церкви. Пятый Вселенский Собор был созван по его повелению в Константинополе в 533 г. В ходе его заседаний отцы подтвердили осуждение несторианства и анафематствовали оригенизм.

Юстиниан проявлял исключительную заботу об украшении церквей и всего, что несло свидетельство о славе Божией по всей империи. Он велел перестроить Великую Церковь – Святую Софию, где, как говорили, во время богослужения будто Небо присутствовало на земле. Он распространил свои щедроты также на египетские и палестинские монастыри, повелев, в частности, построить монастырь на горе Синай.

Во всех этих делах императору постоянно помогала супруга, благочестивая Феодора. Юстиниан умер 14 ноября 565 г., так и не сумев полностью восстановить единство в разделенной Церкви. Однако он заложил основы государственности, которые придали блеск византийской эпохе.

* * *

178

Историк Евагрий Схоластик (Церковная история. IV, 39 / PG 86, 2781), хорошо известный неприязнью к Юстиниану, утверждает, что в конце жизни император издал эдикт в пользу афтартодокетизма, согласно которому тело Христово было нетленно в силу Его единства с Божественной сущностью. Иисус страдал лишь по видимости – это было чудо, произведенное Его волей. Однако представляется удивительным, чтобы император-богослов впал в столь грубую разновидность монофизитства, тогда как все сочинения, увидевшие свет под его именем, провозглашают прямо противоположное. Представляется более правдоподобным, что его политика примирения с монофизитами приводила его противников к обвинениям императора в ереси [см. статью о св. Евтихии Константинопольском [6 ап.]). Это утверждение об афтартодокетизме императора, ранее принимавшееся большинством историков, в свете последних исследований начинает постепенно пересматриваться (см.: GrillmeierA. Le Christ dans la tradition chrétienne. T. II / 2, TÉglise de Constantinople au VIe s. Paris, 1993. P. 612–620). Такая peпутация Юстиниана привела к тому, что некоторые Синаксари, например св. Никодима, где память императора помещена под 15 числом, изменили его имя на имя императора Юстина (318–527). Св. Юстиниан поминается также 2 августа. Что касается Феодоры, то, согласно свидетельству Евагрия, она выказывала явную симпатию к Севиру Антиохийскому, самому выдающемуся из монофизитских богословов. Именно по этой причине прп. Савва, будучи в Константинополе, отверг просьбу императрицы помолиться о даровании ей детей. Но из этого нельзя делать выводы, что она действительно разделяла монофизитские воззрения.


Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т. / Адаптир. пер. с франц. / авт. сост. иером. Макарий Симонопетрский М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. / Т. 2. Ноябрь-декабрь. – 912, [48] с. ISBN 978-5-7533-0552-7 (т. 2).

Комментарии для сайта Cackle