иером. Макарий Симонопетрский

Источник

Память святителя Игнатия, патриарха Константинопольского

Св. Игнатий был сыном императора Михаила I Рангаве. Он родился в 798 г. в Константинополе и при крещении получил имя Никита. Его дед, император Никифор I, возложил на десятилетнего внука множество обязанностей при дворе. Однако мальчик не смог их выполнять, потому что иконоборец Лев V (813–820) сверг с престола его отца, а самого Никиту вместе с семьей заключил в монастырь.

Никита, сделанный евнухом, как и его братья, в четырнадцать лет был пострижен в монахи с именем Игнатий в одном из монастырей на Принцевых островах. Усердно подвизаясь в ангельском образе, он быстро сделал успехи в постижении добродетели и добился такого умерщвления плоти, что за целую жизнь не имел даже никакой порочной мысли. После рукоположения в пресвитера Игнатия поставили игуменом обители. Он также основал монастыри в Платее, Ниандре и Теревинфе на Принцевых островах. Святой управлял ими весьма благоразумно, не прекращая аскетических подвигов: эти четыре монастыря стали гаванями спасения для православных во время иконоборческих гонений. Св. Игнатий был честным и справедливым, бескомпромиссным в отношении греха. Организуя жизнь обителей, он стремился восстановить общежительное монашество по Уставу прп. Феодора Студита [11 н.].

В 846 г. Игнатий был избран патриархом747 при поддержке императрицы-регентши св. Феодоры [11 фев.]. Он благоразумно управлял Церковью одиннадцать лет, пытаясь ослабить противоречия, которые возникли вследствие иконоборческого движения между «зилотами», т.е. студийскими монахами, и «умеренными».

В день своего возведения на престол в Святой Софии Игнатий отказал в праве участвововать в церемонии епископу Сиракуз Григорию Асвесте, обвиненному в нарушении канонов. Раздраженный Григорий Асвеста с шумом покинул церковь. С этого момента он затаил обиду на святителя, и вокруг него сложилась группа единомышленников.

Прошло несколько лет. Игнатий надеялся, что Асвеста раскается, но в конце концов низложил его и еще двух епископов (853). Они обратились к папе Римскому. И тот, претендуя на вселенскую власть, осудил патриарха за отстранение от сана епископов без его разрешения. Игнатий отправил посланников в Рим, которые объяснили новому папе Венедикту III причины принятия такого решения Святейшим Синодом. Хотя этот случай не имел последствий, но был создан прецедент вмешательства папы Римского во внутренние дела другой Поместной Церкви.

Немного времени спустя кесарь Варда, брат Феодоры, желавший захватить власть, убедил молодого Михаила III отдалить его мать и сестер от управления государством и постричь их в монахини (856). Патриарх Игнатий осудил этот поступок, и в их отношениях возникла напряженность. Впоследствии они были разорваны окончательно, когда на Богоявление предстоятель отлучил Варду от Причастия за греховную связь со своей невесткой.

Лишившись поддержки св. Феодоры, отстраненной от власти, Игнатий был сослан на о. Теревинф, а патриархом стал св. Фотий. Затем он был отправлен на о. Иера, а потом на Лесбос. Святой, словно преступник, был подвергнут унижениям и заключен в оковы, все его друзья и приверженцы также подверглись гонениям и были изгнаны748. Через шесть месяцев ему разрешили вернуться в его монастырь на о. Теревинф, заставив отречься от патриаршества.

Тем временем вторжение русских войск привело к кровопролитию в Константинополе. Они разграбили монастыри, основанные Игнатием, и убили двадцать два монаха (860). Подобно новому Иову, святой обратился к Богу, полагаясь на его Промысл. Но враги, недовольные положением святителя, хотели выставить Игнатия на всеобщее осмеяние. В его жилище внезапно вторглись воины и хотели отвести его в столицу, но святому удалось бежать в платье слуги.

Некоторое время он странствовал с острова на остров, прячась в гротах и пещерах и получая пропитание от благочестивых мирян, которые, несмотря на угрозы, оставались ему верны. В августе следующего года около Константинополя случилось страшное землетрясение, которое закончилось лишь спустя сорок дней, когда император пообещал прекратить гонения на Игнатия и его единомышленников. С возвращением святого в монастырь землетрясение тотчас же прекратилось. Игнатию также разрешили вернуться

Но спокойствие продолжалось недолго. Признание Асвестой Фотия вызвало раздражение у сторонников Игнатия, которые не признавали Фотия и хотели видеть на его месте Игнатия. Эта напряженная ситуация вынудила Фотия низложить Игнатия (859), который был снова отправлен в ссылку. В это время игнатиане предали Фотия анафеме на Церковном Соборе и пытались также привлечь на свою сторону папу Николая I. Сначала папа, руководствуясь своими вселенскими притязаниями, воспользовался этим для того, чтобы вмешаться в дела византийской Церкви. Во время Перво-Второго Собора, проходившего в церкви Святых Апостолов (861), целью которого было официально покончить с иконоборческим движением, туда был вызван Игнатий. Его обвинили в том, что он был возведен на престол под давлением властей и что он так и не дал объяснений по поводу низложения Асвесты. Игнатий смог оправдаться, а патриаршество Фотия не было утверждено легатами папы749.

После убийства Михаила III к власти пришел Василий I Македонянин, стремившийся наладить связи с Западом. Он низложил Фотия. И 26 сентября 867 г. на патриаршем престоле был вновь восстановлен Игнатий, занимавший его последние одиннадцать лет жизни. Но вопреки ожиданиям папы, патриарх продолжил политику своего предшественника Фотия и содействовал вхождению Болгарии и Моравии в зону влияния Византии. Во внутренней политике он пытался, хотя и безуспешно, примирить между собой враждующие партии фотиан и игнатиан, возникшие вопреки желаниям обоих патриархов.

Император, обеспокоенный таким положением дел, передал право третейского судьи папе Римскому Адриану II, который стал инициатором созыва Константинопольского Собора. На Соборе св. Фотий и поддерживающие его епископы были низложены. Адриан II поставил условие: эти решения получат одобрение и поддержку Рима только в случае признания его вселенской юрисдикции (870). Через некоторое время епископы, участвовавшие в Соборе, поняли свою ошибку, осознав, что их решения привели к подчинению византийской Церкви Риму. Тогда они убедили императора восстановить на патриаршем престоле св. Фотия и аннулировать решения Собора 870 г.

Снова восстановленный в сане Фотий отправился к патриарху Игнатию – святые на коленях просили друг у друга прощения и обменялись поцелуем мира. Фотий оказывал Игнатию всяческую помощь вплоть до смерти последнего 23 октября 877 г., и именно Фотий внес день памяти Игнатия в церковный календарь750.

Тело святителя сначала пребывало в храме Святой Софии, затем в церкви Святого Мины, потом было перенесено в монастырь Святого Михаила, основанный Игнатием незадолго до смерти в Сатире, рядом с Принцевыми островами. В этой обители от мощей святителя совершилось множество исцелений.

* * *

747

После смерти св. Мефодия [14 ин.].

748

«Житие св. Игнатия», составленное Никитой Пафлагоном (Пафлагон 105, 487–574), не является беспристрастным, налагая на Фотия ответственность за мучения Игнатия. Исследования современных историков позволили установить, что, на самом деле, оба святых были жертвами фанатичных партий, носящих их имена, что явилось выражением других противоречий византийского общества того периода. в столицу и жить в семейном дворце. Он ничего не имел против св. Фотия, который, в свою очередь, тоже беззлобно относился к Игнатию. Между двумя партиями было подписано соглашение.

749

Подробнее о деталях и последствиях этого события см. в статье о св. Фотии [6 фев.].

750

Раскол и противоречия между двумя партиями сохранялись до 899 г.


Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т. / Адаптир. пер. с франц. / авт. сост. иером. Макарий Симонопетрский - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. / Т. 1. Сентябрь-октябрь. – 944, [48] с. ISBN 978-5-7533-0551-0 (т. 1)

Комментарии для сайта Cackle