иером. Макарий Симонопетрский

Источник

Память святого мученика Лонгина Сотника и двух воинов, с ним пострадавших

Св. Лонгин жил во времена императора Тиберия, который правил с 15 по 34 г. Он был родом из Каппадокии и служил центурионом в римской армии под командованием Понтия Пилата, прокуратора Иудеи. Именно ему и его солдатам было поручено находиться при Страдании и Распятии Спасителя нашего Иисуса Христа и сторожить Его гроб, поскольку иудеи опасались, что ученики Христа украдут Его тело и тем самым заставят всех поверить в Его Воскресение. Так Лонгин стал свидетелем удивительных чудес, сопровождавших Страсти Христовы: и землетрясения, и затмения солнца, и разорвавшейся надвое завесы в Храме, и распадения камней, и открывшихся гробов, и восставших из них святых, которые явились всем. Видя все это, сотник духовно прозрел и сказал: «Воистину Он был Сын Божий» (Мф 27, 54; ср.: Мк 15, 39). На третий день охранявшие гроб стали свидетелями явления Ангела святым женщинам – их охватил ужас и они замерли на месте.

Некоторые из воинов отправились возвестить об этих событиях первосвященникам. Первосвященники же собрались вместе со старейшинами и, посовещавшись, решили дать Лонгину и его воинам крупную сумму денег, чтобы они пустили слух, будто ученики Христовы пришли ночью и выкрали тело, пока стража спала. Но озаренные светом веры, Лонгин и два воина отказались от денег.

После этих событий Лонгин оставил службу в армии, вернулся на родину, в Каппадокию, и стал проповедовать там Благую Весть, подобно апостолам. Узнав об этом, Пилат, побуждаемый деньгами и подношениями иудеев, которые жаждали мести, написал императору Тиберию, что Лонгин должен быть убит.

Волей Промысла Божия люди, посланные Тиберием в Каппадокию на поиски бывшего сотника, сами того не зная, остановились в доме Лонгина. Там они попросили принять их и настойчиво требовали сообщить им сведения о Лонгине, которого они никогда не видели. Святой принял их сам с тем вниманием, которое оказывают странникам ученики Христовы. По ходу разговора воины раскрыли ему цель своего прибытия. Узнав об этом, Лонгин чрезвычайно обрадовался и выказал еще большую любезность по отношению к гостям. Он удобно устроил их в своем доме, а сам спокойно ушел готовить себе гроб и все необходимое для похорон. Потом он отправился позвать двух своих спутников, которые прежде бежали с ним из Палестины, и предложил им принять мученичество вместе.

Вернувшись к гостям, святой раскрыл им, что он и есть Лонгин, которого они ищут, чтобы казнить. Посланники императора были ошеломлены смелостью христианина. Они погрузились в глубокое горе при мысли, что должны исполнить темное дело по отношению к тому, кто оказал им гостеприимство. Но сам Лонгин умолял их не медлить больше и соединить его самого и его сподвижников с Господом.

С сожалением воины обезглавили учеников Христовых и отправили голову Лонгина в Иерусалим, чтобы Пилат и иудеи были уверены в том, что казнь совершилась. Затем главу святого бросили в навозную яму за чертой города.

Много лет спустя одна богатая знатная женщина из Каппадокии, потеряв зрение, отправилась с единственным сыном в паломничество в святой город, чтобы помолиться об исцелении. Однако по прибытии в Иерусалим ее сын умер, что добавило скорби бедной женщине. Однажды во сне ей явился св. Лонгин и указал место, где была зарыта его голова, пообещав, что драгоценные мощи подарят ей исцеление. С усердием взявшись за поиски, набожная женщина нашла главу святого мученика и обрела зрение через Божественную благодать, исходившую от святыни. Однако прозрели не только ее телесные глаза, ибо Господь позволил ей увидеть глазами души сына, стоящего рядом с мучеником Лонгином в обители блаженных. Утешенная женщина преисполнилась благодарности к Богу, воздающему сторицей тем, кого испытывает. Она положила мощи святого мученика и тело своего сына в раку, которую отвезла в Каппадокию. Там на ее средства построили церковь в честь св. Лонгина, куда исцеленная поместила его мощи.


Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т. / Адаптир. пер. с франц. / авт. сост. иером. Макарий Симонопетрский - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. / Т. 1. Сентябрь-октябрь. – 944, [48] с. ISBN 978-5-7533-0551-0 (т. 1)

Комментарии для сайта Cackle