иером. Макарий Симонопетрский

Источник

Память святителя Мартина Милостивого, епископа Турского605

Св. Мартин родился в 316 г. в гор. Сабарии606 в Паннонии. Его отец, римский офицер, нес службу в этом крае. Однако Мартин вырос на родине своей семьи – в итальянском гор. Павии. Согласно обычаям того времени, его также ожидала военная служба. Родители Мартина были язычниками. Несмотря на это, мальчик с десяти лет просил разрешения пройти оглашение. В двенадцать лет, услышав рассказы о монашеских подвигах восточных пустынников, он воспылал желанием удалиться от невзгод этого мира, чтобы вести иноческую жизнь, но был вынужден подчиниться воле родителей и поступить на военную службу.

Тем не менее воинские обязанности не помешали его стремлению к евангельским добродетелям. Когда ему было восемнадцать лет, он служил в гор. Амьен в Галлии. Однажды зимним днем он встретил у городских ворот нагого и дрожащего от холода нищего и увидел, что это зрелище ни у кого не вызывает сострадания. Мартин к этому моменту уже истратил все, что имел, на милостыню. Тогда слуга Божий, имевший при себе только плащ, разорвал эту одежду пополам и отдал одну часть нищему, а сам завернулся в другую, несмотря на насмешки окружающих. Следующей ночью Мартину явился Сам Христос, одетый в ту половину плаща, которой он покрыл нищего. Святой услышал, как Господь говорит окружавшим Его Ангелам: «Мартин, хотя еще только оглашенный, покрыл Меня этой одеждой».

Вскоре после этого события Мартин принял крещение и хотел тотчас оставить армию, чтобы стать монахом. Однако ему пришлось уступить настойчивым просьбам военачальника и остаться в миру, будучи в глубине души всецело монахом. Он получил отставку лишь годы спустя, когда был офицером в императорской гвардии, в июле 356 г.

Тогда св. Мартин отправился в Пуатье, чтобы присоединиться к великому прп. Иларию [13 ян.], явившемуся для Запада вторым св. Афанасием. Иларий, перед своей ссылкой во Фригию, благословил Мартина изгонять бесов и жить в уединении. Прежде чем исполнить задуманное, Мартин отправился в Паннонию, дабы обратить в христианство родителей. Благодаря сыну мать пришла к вере. Но кроме того, Мартин обнаружил, что эту часть Иллирика возмущают ариане. Верный ученик прп. Илария, святой почти в полном одиночестве повел борьбу с еретиками.

Испытав много притеснений, он вернулся в Милан, где обнаружил, что Церковь в Галлии также находится в бедственном положении со времени ссылки прп. Илария. Поэтому он решил остаться там в уединенной келье, чтобы предаться наконец созерцательной жизни, к которой стремился столько лет. Мартин вновь подвергся нападкам ариан, был изгнан арианским епископом Милана Авксентием и укрылся на маленьком о. Галлинария, рядом с лигурийским побережьем.

Через некоторое время Мартин получил известие, что прп. Иларий вернулся в Пуатье. Он поспешил присоединиться к нему и поселился в тесной келье в местечке Лигужё, в восьми километрах от города. Монашеская жизнь в Галлии тогда только начиналась, и св. Мартин явился почти родоначальником иночества в этих краях. Но его усердие в святых делах и молитве позволили ему быстро овладеть учением наиболее опытных восточных монахов. Другие ревнители ангельского жития не замедлили встать под его духовное руководство.

Через двенадцать лет, в 371 г., освободилась епископская кафедра гор. Тура – клирикам и мирянам города с помощью хитрости удалось призвать служителя Божия из уединения и против его воли рукоположить в епископа. Эта перемена в положении нисколько не заставила его изменить образ жизни: та же нищета духа, та же небогатая одежда и скудная еда. «Он обладал всеми достоинствами епископа, не оставляя образа жизни и добродетелей монаха»,– писал его биограф Сульпиций Север607. Св. Мартин даже отказался жить в богатом епископском дворце и поселился в келье рядом с церковью. Но поскольку посетители постоянно отвлекали его от священных занятий, он удалился в скит, расположенный в двух милях от города в уединенном месте. Это место вскоре стало знаменитым монастырем Мармутье.

Епископ жил в деревянной келье, а многочисленные братия, присоединившиеся к нему, устроили себе жилища в пещерах горы, нависавшей над местностью. Там было около восьмидесяти монахов, живших в подлинной евангельской бедности. Они не владели никакой собственностью и были объединены братской любовью, уделяя работе лишь столько времени, сколько было необходимо для обеспечения их потребностей. Под отеческим руководством св. Мартина они посвящали дни и ночи молитве и размышлениям.

Служитель Божий, хотя и любил уединение, но как епископ осознавал необходимость апостольского служения в Галлии, христианизированной в ту пору лишь частично. Если Евангелие проникло в города, то сельская округа все еще предавалась идолослужению и суевериям. Именно Мартин организовал первые сельские приходы в своей епархии. Он обходил подчиненные ему места, провозглашая весть о спасении, подтверждая истинность своих слов многочисленными чудесами и заставляя языческое население собственноручно разрушать идольские капища и заменять их церквями. Слава о чудотворце, епископе Турском, распространилась за пределами епархии, так что его можно было назвать апостолом деревень. Повсюду, где он проходил, умножались чудеса, выздоравливали больные, воскресали мертвые, неверующие обретали веру, как если бы Сам Христос вновь явился в лице святого епископа.

Его известность была так велика, что даже высокопоставленные особы признавали его авторитет. Трижды он ездил в Трир, где тогда пребывал западный император, чтобы выступить в защиту своего народа. Также Мартин добился от императора Максима608 милости по отношению к некоторым еретикам из последователей Присциллиана, которые были осуждены на смерть. Святой епископ и при дворе сохранял ту же благородную и уверенную манеру держаться, которая всюду свидетельствовала о его близости к Богу, и не боялся выказывать перед императором превосходство епископского достоинства над временной властью. Это вызвало такое восхищение у императрицы, что она настояла на том, чтобы прислуживать ему за столом, как простая служанка.

Среди крестьян в сельской местности, при дворе, в уединении своего монастыря или в епископском дворце – святитель всегда являл выдающееся смирение и милосердие. Всю жизнь он провел в посте и бдении, «стремления его души всегда были обращены к небу». «Мартин никогда не допускал, чтобы час или одно мгновение прошло без молитвы или углубленного чтения. Был ли он занят чтением или предавался любому другому занятию, он не переставал молиться Богу... Никто никогда не видел его гневающимся, приходящим в волнение, скорбящим или смеющимся. Всегда один, неизменяющийся, с лицом, сияющим небесной радостью. Казалось, что он не подвластен законам человеческой природы. В его устах не было ничего иного, кроме имени Христа; в его душе – ничего, кроме любви, мира и милосердия »609.

Подобно Христу и всем верным Его ученикам, святой, однако, должен был переносить испытания со стороны некоторых сослужителей-епископов, которые завидовали его влиянию при дворе и среди народа. Мартин претерпел клевету, презрение, несправедливые обвинения даже от близких к нему людей, но никогда ему не изменяло спокойствие духа и он не оставлял милосердия.

Как-то раз, отправившись, несмотря на восемьдесят один год, в один из своих сельских приходов для примирения клириков, святой епископ тяжело заболел. Тогда он собрал учеников и объявил им о своей скорой смерти. Поскольку они горевали и умоляли его не оставлять их сиротами, Мартин ответил им, обратившись к Господу: «Господи, если я еще нужен Твоей Церкви, не забирай меня. Но да будет воля Твоя!». Отвергая любую помощь, он вплоть до самого конца усердно молился. Когда же ему явился диавол, чтобы в последний раз испытать, святой высмеял его такими словами: «Нет во мне ничего, что принадлежало бы тебе, проклятый! Меня скоро примет лоно Авраамово». Сказав это, св. Мартин предал душу Богу. Его лицо просияло в этот миг, как лицо Ангела. «Его облик стал таким, что, казалось, он предстал во славе будущего воскресения и в естестве преображенной плоти»610.

Святой епископ скончался 8 ноября 397 г. Его тело немедленно перенесли в Тур, где погребли 11 ноября в присутствии множества верующих, собравшихся из близлежащих городов и деревень. Свт. Мартин явился первым исповедником, которого стали почитать на Западе. Мощи епископа на протяжении столетий привлекали в Тур множество паломников. Св. Мартин считается небесным покровителем Франции.

* * *

605

Его память согласно греческим Синаксарям совершается 12 ноября, а согласно славянским (и современному Месяцеслову Русской Православной Церкви) – 12 октября. Однако на Западе это празднование традиционно совершалось 11 ноября – в день погребения святого.

606

На территории нынешней Венгрии.

607

Sulpice Severe. Vie de Saint Martin, 10,2 / SC 133,273. Рус. изд.: Сулъ- пиций Север. Сочинения. М., 1999.

608

383–388 гг.

609

Sulpice Severe. Vie de Saint Martin, 26–27 / SC 133,313–313.

610

Sulpice Severe. Lettre a Bassula, 3,1111 SC 133,343.


Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т. / Адаптир. пер. с франц. / авт. сост. иером. Макарий Симонопетрский - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. / Т. 1. Сентябрь-октябрь. – 944, [48] с. ISBN 978-5-7533-0551-0 (т. 1)

Комментарии для сайта Cackle