иером. Макарий Симонопетрский

Источник

Память преподобных Андроника и жены его Афанасии554

Св. Андроник жил ок. 540 г. в Антиохии. Он был менялой и имел достаток. Вместе с супругой Афанасией Андроник блистал благочестием и добродетелью. Спустя некоторое время после заключения брака супруги решили разделить свое имущество на три части. Одну из них они щедро раздали беднякам, вторую одолжили без процентов тем, кто, как они знали, пребывал в нужде, а третью сохранили для собственной жизни. У них родились двое детей, мальчик и девочка, которых они научили жить в благочестии и любви к бедным.

Достигнув двенадцати лет, оба ребенка внезапно умерли. Андроник не выказал ни уныния, ни отчаяния. Вспомнив слова Иова, он произнес: «Наг вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял,... да будет имя Господне благословенно!» (Иов 1, 21). Афанасия же оставалась неутешной. Когда завершились похороны, она не желала покидать церковь Святого Иулиана и говорила, рыдая: «Здесь я хочу умереть и быть погребена вместе с моими детьми». С наступлением ночи, когда она в одиночестве находилась в храме, св. мученик Иулиан явился ей в образе бродячего монаха. Он обратил ее слезы отчаяния в слезы радости, поведав, что Бог избавил ее детей от преходящей жизни, дабы скорее ввести в чертог блаженных.

Эти события привели супругов к решению оставить мир еще до смерти и принять монашество. Они раздали остаток своего состояния и вдвоем пешком отправились в Иерусалим. Оставив родину и знакомых, святые в пути возводили очи к небу со словами: «Господи, Ты, сказавший Аврааму и Сарре: Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего и иди в землю, которую Я укажу тебе (Быт 12, 1), наставь нас в страхе Твоем и не затвори перед нами двери Твоего Царства». Они посетили святые места и встретились в Палестине со множеством святых аскетов. Но Господь не позволил им остановиться здесь, он вел их до самого Египта, к знаменитому авве Даниилу [7 ин.]. Последний направил Афанасию в женский монастырь Тавенниси, основанный прп. Пахомием, а Андроника оставил возле себя как ученика.

За двенадцать лет Андроник весьма преуспел в послушании и святых евангельских добродетелях. Поэтому духовный отец разрешил ему вновь пойти на поклонение святым местам. В пути, отдыхая в тени дерева, он встретил свою жену Афанасию, но совершенно не узнал ее, поскольку она носила мужскую одежду и называла себя Афанасием. Сверх того, двенадцать лет аскетических подвигов сделали ее лицо неузнаваемым и напоминающим эфиопа. Они обменялись несколькими словами и решили вместе продолжить путь в Иерусалим, но, по предложенному Афанасией условию, не переговариваясь. Они достигли цели путешествия, поклонились святыням и вдвоем возвратились в Египет.

По прибытии в Александрию Афанасия нарушила молчание и предложила Андронику поселиться в одной келье и жить там вместе до смерти в непрестанной молитве. Андроник отправился за благословением к духовному отцу, которому рассказал, как он провел время паломничества в полнейшем молчании в сопровождении монаха Афанасия. Авва Даниил дал благословение и сказал: «Живи с этим братом, ибо он достиг высокой степени добродетели: таков должен быть истинный монах». Тогда Андроник присоединился к Афанасии и жил с ней двенадцать лет, ни разу не заподозрив, что таинственный товарищ – это его собственная жена.

Авва Даниил часто навещал их, чтобы ободрить в духовной брани и наделить наставлениями о различении помыслов. После одного из таких посещений, когда авва был уже на пути в свою келью, Андроник догнал старца, побежав за ним. Оказалось, что Афанасия внезапно заболела и, причастившись Святых Таин, почила в мире, оставив возле себя записку, в которой открывала свою тайну.

Узнав, что Афанасия была не просто женщиной, но еще и женой Андроника, Даниил осознал, какие небывалые битвы приходилось вести блаженной, чтобы в течение долгих лет пребывать, словно чужой, рядом с мужем. Он призвал на ее похороны всех окрестных монахов. Они явились в белых одеяниях и с пальмовыми ветвями в руках, чтобы прославить не смерть, но торжество подвижницы благочестия. Противостоя не только противным человеческой природе страстям, но разрывая также естественные связи ради любви к Богу, Афанасия явила терпение, сравнимое с терпением мучеников, и покинула землю, восторжествовав над плотью, миром и князем этого мира. Андроник возблагодарил Бога за жизнь с такой подвижницей.

После смерти жены он совсем недолго оставался один в их общей келье. В скором времени прп. Андроник заболел и присоединился к Афанасии в чертогах святых.

* * *

554

Их история приводится в «Рассказах аввы Даниила Скитского».


Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т. / Адаптир. пер. с франц. / авт. сост. иером. Макарий Симонопетрский - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. / Т. 1. Сентябрь-октябрь. – 944, [48] с. ISBN 978-5-7533-0551-0 (т. 1)

Комментарии для сайта Cackle